Урок окружающего мира по теме "Разнообразие растений". 3-й класс
план-конспект занятия по окружающему миру (3 класс) на тему

Пыжова Наталья Владимировна

Урок - исследование. УМК "Начальная школа 21 века"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пыжова Наталья Владимировна, учитель начальных классов

МБОУ Школа №27 г.о. Самара

Предмет

Окружающий мир. 3 класс.

Тема урока

Разнообразие мира растений.

Дата проведения

21.10.2016 г.

УМК

«Начальная школа 21 века»

Цель урока:

познакомить с разнообразием растительного мира, с отличительными признаками основных групп растений.

Тип урока

Урок - исследование

Задачи урока

Обучающие

Развивающие

Воспитывающие

  • познакомить с отличительными признаками основных групп растений;
  • умение различать группы растений по их существенным признакам
  • обучение работе с учебником, таблицами,  учебными пособиями

  • Развивать у школьников умение выделять существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли.
  • Развивать у школьников самостоятельность, используя проблемные ситуации
  • Развивать эмоции учащихся, создавая на уроке эмоциональные ситуации удивления, радости, занимательности.
  • Использовать яркие примеры, иллюстрации
  • Развивать познавательный интерес учеников.
  • умение работать  в малых группах;
  • формирование научного мировоззрения, убеждений
  • пробуждение познавательного интереса к учебному предмету.
  • развитие способности к сотрудничеству, общению, работе в коллективе.

Планируемые результаты

Предметные умения

УУД

 

-описывать на основе предложенного  плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их  основные существенные  признаки;

-  сравнивать объекты живой  на основе внешних признаков  или известных  характерных  свойств и проводить  простейшую классификацию  изученных  объектов природы;

-   использовать естественно -научные тексты с целью поиска и извлечения познавательной  информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или  письменных высказываний;

-   использовать различные справочные издания  для поиска новой информации

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации ;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Окружающий мир,  информатика и ИКТ

фронтальная, индивидуальная,    групповая

Учебник: Виноградова Н.Ф. «Окружающий мир» 3 класс

Плешаков «Атлас-определитель «От земли до неба»

рабочие листы;  гербарные экземпляры растений: мох сфагнум,  копытень, липа, клюква, мать -и- мачеха; текст о каждой группе растений, обобщающие таблицы по группам растений у каждого ученика

 

 

Техническое оборудование:

-персональный ПК учителя

-интерактивная доска;

-проектор;

Слайдовая презентация к уроку.

Урок окружающего мира по теме "Разнообразие растений". 3-й класс

Ход урока

Дидактическая
структура
урока

Деятельность
учителя

Деятельность
учеников

1.Оргмомент

1 минута

Здравствуйте, ребята. Поздоровайтесь с гостями.

Дети стоят около парт, приветствие гостям.

Личностные УУД

2.Актуализация знаний. Мотивация

5 минут

Ребята, какой у нас сейчас урок? Что мы изучаем на уроках окружающего мира?

Какая бывает природа?

Кто назовет царства живой природы?

Какое царство мы изучали на прошлом уроке?

Чем грибы отличаются от растений?

 Отгадайте загадку:

  • Дышит, растёт, а ходить не может.

Догадались, какая же у нас сегодня тема урока?

Сегодня мы поближе познакомимся с царством растений.

Что мы уже знаем о растениях?

Какие части растения знаем?

На какие группы делили мы растения во 2 классе? (Деревья, кустарники, травы, дикорастущие, культурные, ядовитые)

Посмотрите, какая сложная система?

 Все ли нам известно об этом царстве?

Как же нам быть? Изучить растения лучше. Выяснить, какими отличительными признаками обладает каждая группа растений.

  • Откуда мы на уроках главным образом черпаем информацию?
  • Вот он и поможет нам поставить дальнейшие задачи урока. Откройте его на стр.59. Рассмотрите рисунок схему. Что вы увидели? Перечислите группы.

 окружающий  мир

 природу

 живая  и неживая

царство грибов

не могут сами готовить себе питание, используют готовые питательные  вещества

растение

называют части растений

Дети называют соответствующие группы растений .

Дети высказывают свои предположения.

Составления кластера растения

Возникает спор. Учитель подчеркивает разногласия, усиливает противоречия.

- Изучить эти группы растений.

Дети высказывают свои мнения о растениях.

Из учебника.

Растения  разделены на группы.

По какому признаку ученые разделили растения на группы?

 

 

 

появляются группы растений)

Для создания проблемной ситуации используем прием загадки.

 

На доске фотография растения и информация о нем.

 

работа со схемами

работа с учебником

3.Постановка целей урока

1 минута

 Опять нет единого мнения, что же нам делать? Какая же цель нашего сегодняшнего урока?

- Найти существенные отличительные признаки каждой группы растений.

Без науки о растениях не поймешь. Какая наука изучает растения?

- И сегодня в Царстве растений вы будете в роли ботаников.

1-я группа будет изучать водоросли, 2-я мхи, 3-я - папоротники, 4- я - хвойные растения,5-я – цветковые растения

 

 предположения детей

 слайд 10

Ботаника

слайд 11

слайд 12 правила работы в группе

командиры групп получают рабочие листы с заданиями

 

4.Исследование в малых группах.

 2 мин - разминка

8 минут – работа в группе

Разминка.

На столах у вас лежат листы гербария представителей растений, попробуйте по Атласам - определителям отгадать названия этих растений.

Учебники, текст о данной группе растений и таблица, которую надо заполнить. Как настоящие ученые, составим план работы. Что нам нужно сделать, чтобы найти ответ на вопрос?

Рабочий лист группы.

1.Прочитать текст заданий

2.Заполнить таблицу, отметив какие части(органы) имеют растения - представители этой группы.

работа по группам с Атласом- определителем

Высказывают свои предположения, прикрепляют гербарные листы на доску, проверка правильности

слайд 14-15

 

5. Обмен информацией.

12 минут

Выслушайте представителей групп.

По ходу выступлений заполняйте таблицу.

Эта таблица представляет собой объединение всех таблиц, которые группы заполняли в своих рабочих листах. Таким образом, после отчета групп на доске появляется таблица, где отмечено, имеет растение орган или не имеет.

(слайд 16-29)

Одновременно с представлением работ дети переносят данные о существенных признаках группы растений в единую таблицу.

Дать возможность каждой группе представить информацию.

5. Физминутка

 1минута

Игра “Деревья, кустарники, травы”.

Колокольчик, облепиха, осина, тополь, малина, тимофеевка, кедр, астра, подосиновик, липа, дуб, огурец, смородина, подснежник, комар, берёза.

**подберезовик, воробей

Правила: при назывании дерева дети вытягивают руки вверх, встают на цыпочки, чтобы показать, какие деревья высокие, кустарник – руки разводятся в стороны (кусты широкие), травы – присаживаются на корточки

Игра направлена, главным образом, на улучшение переключаемости и концентрации внимания

6. Организация информации

2 минуты

- Внимательно посмотрите на таблицу.  Сколько групп растений мы с вами выделили? Каждая обладает определенными признаками. А можем ли мы объединить какие-то группы по признаку сходства?

(Слайд 30) Каждая группа имеет свои отличительные признаки, благодаря которым мы можем распознавать растения.

Дети отвечают: по наличию основных частей растений

самопроверка

 

(появляется схема)

7. Связывание информации. Обобщение.

2 минуты фильм

2 минуты обобщение

Посмотрите отрывок из учебного фильма об одной из групп растений, будьте внимательны, я задам вопрос по фильму.

Какими источниками мы пользовались на уроке?

- На все ли вопросы, поставленные в начале, урока мы смогли ответить?

- Почему?

- Где ещё можно поискать информацию по нашей теме?

- Посмотрите на выставку книг.

просмотр учебного фильма

ответы детей

Царство растений разнообразно. В него входят водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения.

 развитие внимания

развитие познавательной мотивации

6. Домашнее задание

1 мин

  • Для всех: 

 Прочитать в учебнике статью на стр. 59-65 

  • Для юных ученых: 

Подготовить сообщение о каком-либо виде растений любой группы

дифференцированное

домашнее задание

7. Подведение итогов. Рефлексия

3 минуты

Мы сегодня на уроке исследовали какое царство природы?

Давайте подведем итоги.

Выберите какое-то начало высказывания для себя и продолжите фразу.

Я узнал…

Я понял…

Мне было интересно…

Я порадовался за …

Мне хочется узнать…

Спасибо вам за работу.

высказывания детей

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Разнообразие растений. Окружающий мир 3 кла cc , Пыжова Наталья Владимировна учитель начальных классов МБОУ СОШ №27 г.Самара

Слайд 2

Природа ЖИВАЯ НЕЖИВАЯ

Слайд 4

Загадка Дышит, растёт, а ходить не может.

Слайд 5

Ботаника- наука о растениях Ботаника – один из разделов биологии

Слайд 6

Части растения Корень Стебель Лист Цветок Плод с семенами

Слайд 7

Урок- исследование По какому признаку ученые делят растения на группы? Чем похожи растения в каждой группе?

Слайд 8

Разнообразие растений. мхи водоросли папоротники цветковые хвойные

Слайд 10

Рабочий лист группы 1.Прочитать текст заданий. 2.Заполнить таблицу, отметив какие части (органы) имеют растения - представители этой группы.

Слайд 11

Заполни таблицу СТЕБЛИ ЛИСТЬЯ ЦВЕТЫ КОРНИ ПЛОДЫ И СЕМЕНА водоросли мхи папоротники хвойные цветковые

Слайд 12

Водоросли живут в воде нет корней нет стеблей нет листьев нет цветов

Слайд 13

Мхи кукушкин лён Живут во влажных местах есть стебель есть листья нет корней нет цветов 1 2 3

Слайд 14

есть корень есть стебель есть листья нет цветов Папоротники

Слайд 16

Цветковые растения

Слайд 17

Самое толстое дерево в мире – африканский баобаб . Крупнейший из описанных его представителей имел диаметр ствола порядка 9 метров . А среди рекордсменов зафиксирован баобаб, у которого ствол имел в обхвате 54 метра.

Слайд 18

Ряска Одно из самых маленьких растений. На ногте ребёнка может поместиться 1-2 таких растений.

Слайд 19

Проверьте таблицу СТЕБЛИ ЛИСТЬЯ ЦВЕТЫ КОРНИ ПЛОДЫ И СЕМЕНА водоросли - - - - - мхи + + - - - папоротники + + - + - хвойные + + - + + цветковые + + + + +

Слайд 20

Домашнее задание Для всех: Прочитать в учебнике статью на стр. 59-65 Для юных ученых: Подготовить сообщение о каком-либо виде растений любой группы

Слайд 21

Сегодня на уроке: Я узнал… Я понял… Мне было интересно… Я порадовался за … Мне хочется узнать…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира Развитие цветкового растения

Урок окружающего мира в 3 классе "Ты еще не видел чуда!?" (Развитие цветкового растения) по программе "Гармония"...

Конспект урока окружающего мира по теме: "Растения. Группы растений".

Урок окружающего мира разработан в соответствие с ФГОС. (Завершенная линия «Система Л.В.Занкова»)Тип урока: открытие новых знанийМетоды урока: деятельностный, исследовательский Разработка включа...

Технологическая карта урока по окружающему миру на тему "Растения луга" (2 класс)

В технологической карте урока по окружающему миру русписаны УУД. Показаны формы и методы работы на уроке....

«Критериальное оценивание на уроке окружающего мира по теме : «Растения сада» 2 класс .ПНШ».

Выступление на педагогическом совете (сопровождается показом слайдовой презентации)...

Урок окружающего мира по теме Растения и животные леса. 4 класс.

Урок окружающего мира по теме «Растения и животные леса» 4 класс.Тема:    Растения  и животные леса.Цель урока: углубить знания детей  о растениях и жи...

Технологическая карта урока окружающего мира "Какие бывают растения" (УМК "Школа России"); 2 класс

Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: создать условия для формирования у учащихся представления о многообразии растений, умение группировать их (деревья, кустарники, травы), познакомить с некот...

Технологическая карта урока окружающего мира "Какие бывают растения" 2 класс

Урок с применением приемов технологии развития критического мышления...