Обзор ЦОР по предмету "Окружающий мир"
статья по окружающему миру на тему

Белова Валентина Борисовна

в данной статье рассматроиваются наиболее актуальные цифровые образовательные ресурсы по предмету "Окружающий мир"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.55 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЗОР ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПО ПРЕДМЕТУ "ОКРУЖАЮЩИЙ МИР"

В.Б. Белова, учитель начальных классов

МКОУ "Фролово-Горетовская ОШ", с. Фролово,

Сухиничский р-н, Калужская обл.

Незаметно и быстро информационные технологии проникли во все сферы деятельности человека. Компьютер, Интернет, мультимедиа являются обычным делом в быту, на производстве, в учебном процессе. Правильное использование информационных технологий открывает широкий горизонт возможностей разнообразить учебный процесс, поднять его эффективность, значительно повысить интерес учащихся к получению знаний. В умелых руках мультимедийные продукты являются очень эффективным средством преподавания различных учебных дисциплин, чем служат надежными помощниками современному учителю. Использование на уроках средств мультимедиа дает возможность учителю более гибко выстраивать учебный процесс во время урока, наиболее полно и разнообразно доносить информацию до учащихся, заинтересовать школьников, всесторонне вовлекать их в учебную деятельность. Так что же такое мультимедиа, и чем вызваны их необычные дидактические возможности?

Чтобы ответить на этот вопрос уместно вспомнить знаменитое высказывание Владимира Ильича Ленина: «Из всех искусств важнейшим для нас является кино». Чем руководствовался Ленин произнося эти слова? Вождь мирового пролетариата, как и многие передовые люди того времени, понимал великую силу воздействия кино на сознание человека. Кино совмещает в себе два мощнейших источника воздействия на восприятие человека – видеоизображение и звук. Гармоничное их сочетание и взаимодействие и умелое изолирование от других раздражителей создает объект восприятия, максимально приближенный к реальности.

В переводе с английского языка понятие «мультимедиа» означает «много средств». В обычном кино, как уже было отмечено, таких средств два. Сегодня ИТ значительно расширяют возможности мультимедиа, добавив в них кроме традиционных звука и видеоизображения гибкое управление процессом (например, возможность остановить процесс, увеличить или уменьшить изображение, «отмотать» назад или переключить в предыдущее состояние, изменить цветовой фон и т.д.), мультиэкран (дополнительное открытие нескольких маленьких независимых экранов, кроме основного, которые могут вмещать в себя графические изображения, поясняющий текст, видеоизображение с другого ракурса и т.п.). Одним словом вся «мощь» мультимедиа заключается в его возможности комплексного воздействия на восприятие человека. Естественно такие возможности не могли остаться в стороне от образовательного процесса.

Еще одним мощным преимуществом медиакомплексов является по современным меркам их относительно незначительное техническое «нагромождение». Чаще всего медиакомплекс представляет собой компьютер с соответствующим программным обеспечением и видеопроектором, или компьютерный класс. Справедливости ради надо отметить, что на сегодняшний день не все школы соответствуют современным стандартам, хотя сеть ИНТЕРНЕТ распространена практически везде и нет проблем в приобретении разнообразных программных средств обучения.

Применение мультимедийных средств в педагогическом процессе можно определить как метод объяснительно-иллюстративного обучения, в котором одновременно сочетаются наглядная иллюстрация, объяснение и пояснение объекта изучения. С применением данного метода изложение учебного материала происходит особым образом, выстраивается по сути новый вид взаимодействия между учителем и учеником, усиливаются фокусировка и концентрация внимания учащихся на изучаемой теме, включаются в работу и мобилизуются различные виды памяти, что способствует повышению уровня восприятия и качества усвоения информации.

Обязательным условием успешного применения мультимедиа в учебном процессе является умелая его организация. Добиться этого учитель может лишь посредствам постоянного поиска новых возможностей,   приобретения все новых знаний, постоянного самосовершенствования в своей профессии, творческого подхода при подготовке урока, умении осуществлять гибкое управление во время его проведения, накопления и успешного применения опыта в сочетании форм учебного взаимодействия с учащимися, изменения отношения к ученику, как к полноценному субъекту образовательного процесса.

На сегодняшний день существует достаточно много разнообразных программных средств обучения, в том числе и обучающих программ, реализующихся посредствам средств мультимедиа. Например, программы энциклопедического характера: «Хочу все знать!», «Энциклопедия животных», «Природа России», «Природа, человек, общество», «От плуга до лазера», «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия» и много других.  Эти ресурсы содержат кроме текстовой информации об окружающем мире и обществе, которая все-таки является основной в учебном процессе, но также и видеоролики, фотографии, аудиосопровождение, анимацию, карты, схемы, графики, викторины, тесты и т.п., которые эффективно дополняют любой учебный курс и проекты учеников. Попробуем проанализировать некоторые программы, которые могут быть эффективно использованы при проведении урока «Окружающий мир».

Ресурс «Умники. Изучаем жизнь» дает возможность обучающемуся самостоятельно выполнять действия с помощью клавиатуры и мыши, находить ответы на возникшие вопросы. Эта программа составлена с учетом возрастных особенностей младших школьников. Как дышит рыба? Почему велосипед ржавеет под дождем? Откуда берется молния? Не правда ли, знакомые вопросы? Умники ответят на них! Умники – это компания самых любознательных и самых веселых ребят в мире. Их девиз: “Познай мир путем эксперимента!”[6]

Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова. Приложение может использоваться для совместной работы обучающихся с учителем в классе и для самостоятельной работы обучающихся дома. В пособие включено более 600 мультимедиа ресурсов различных типов, расширяющих информационно-образовательное пространство УМК.[7]

Энциклопедия животных онлайн. Иллюстрированная энциклопедия животных позволит ознакомиться с разнообразным животным миром нашей планеты. Энциклопедия онлайн поможет не только школьникам подготовить проект по биологии, а младшим школьникам по ярким картинкам изучить классы животных, но даже взрослым узнать что-то новое о наших братьях меньших. Красивая интерактивная навигация сайта позволит с легкостью совершить путешествие по классам, подклассам, отрядам богатого животного мира.[8]

Мир природы. Познавательные материалы об окружающем мире. Эта программа ориентирована на обучающихся младших классов и охватывает ряд наиболее интересных тем об окружающем нас мире природы, его разнообразии, изменчивости и неповторимости. Яркие анимации, динамические рисунки, схемы и таблицы, красочные фотографии знакомят ребенка с таинственным миром законов природы, рассказывают о круговоротах воды, веществ, жизни в природе, закономерностях смены времен года, дня и ночи на Земле и других интересных явлениях. Все материалы сопровождаются дикторским комментарием. [5]

Одним из популярнейших сегодня программных средств является Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов,  которая постоянно пополняется ходе развития проекта «Информатизация системы образования» на федеральном уровне.

Очень эффективно в учебном процессе могут быть использованы ресурсы из Интернета, например, веб-сайты, посвященные предметным областям образования, конкурсам и викторинам, а также формам их проведения, информационным образовательным ресурсам и т.п. [4]

Современные способы работы с информацией (получения, хранения и переработки, передачи) открывают широкие возможности для появления новых видов педагогической и учебной деятельности (создание учебных сайтов, составление словарей, справочников и т.п.). Это дает возможность школам и даже отдельным учителям создавать электронные библиотеки с уже готовыми мультимедиа ресурсами, способами автоматизированного составления разнообразных дидактических материалов. [1]

Список использованной литературы:

  1. Дурова А.И. Современные технологии в учебном процессе [Текст]/ Начальная школа плюс до и после.-2005. №12-С.49-51.
  2. Осипова И.А Цифровые образовательные ресурсы в обучении младших школьников [Текст]/ О.П. Осипова, З.С. Ишмуратова- Начальная школа.-2009. №1.-С.51-56.
  3. Пименова И.А. Использование компьютерных ресурсов при изучении курса "Окружающий мир" [Текст]/ Начальная школа плюс до и после.-2007. №7-С.22-24.

Электронные ресурсы:

  1. Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс]- Режим доступа: /school-collection.edu.ru/.
  2. Мир природы. Познавательные материалы об окружающем мире [Электронный ресурс]- Режим доступа:/ http://smallgames.ws/11730-mir-prirody-poznavatelnye-materialy-ob.html.
  3. Умники. Изучаем жизнь-полная версия [Электронный ресурс]- Режим доступа:/smallgames.ws/10010-umniki-izuchaem-zhizn.html.
  4. Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова. [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=26995.
  5. Энциклопедия животных онлайн [Электронный ресурс]- Режим доступа: /onlinevsem.ru/obuchenie/enciklopediya-zhivotnyx-onlajn.htm.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обзор российских образовательных Интернет-ресурсов

Здесь собран материал российских образовательных Интернет-ресурсов, которые могут  быть полезны для учителей начальной школы, и обзор сайтов для учеников....

Обзор детских познавательных Интернет-ресурсов

Данная статья поможет родителям сориентироваться в многообразии детских сайтов и выбрать наиболее подходящее занятие для ребенка....

Обзор образовательных Интернет-ресурсов в помощь учителю начальных классов

Статья поможет учителю начальных классов ориентироваться во множестве образовательных Интернет-ресурсов. Здесь Вы также найдете ссылки на сайты виртуальных энциклопедий, библиотек, электорнных периоди...

Технологии развивающего обучения: обзор, признаки и особенности

В государственном стандарте общего начального образования подчеркивается, что его федеральный компонент направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели мас...

Обзор мультимедийных продуктов для проведения уроков по «Окружающему миру»

Применение мультимедийных средств обучения создает наиболее благоприятные условия и способствует значительному повышению мотивации в процессе обучения «Окружающему миру»....

Обзор курса ИЗО по Кузину

ОБЗОР КУРСА ИЗО ПО В.С.КУЗИНУ. Программа по изобразительному искусству создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях ...