Конспект урока по окружающему миру 3 класс. Другие средства определения сторон горизонта.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Костромина Анастасия Евгеньевна

 

Тема урока: «Другие средства определения сторон горизонта.»

 

Цели: узнать какие есть другие способы определения сторон горизонта. Закрепить и углубить знания о пространстве.

Планируемые результаты:

Личностные: обучающиеся научатся положительно относиться к изучаемому предмету-окружающему миру;

                         формирование умения работать индивидуально, в группах;

 Предметные: формировать знания учащихся о горизонте, линии горизонта и других способах определения сторон горизонта, научить определять стороны горизонта, развивать интерес к предмету.

Оборудование: учебник, презентация,

Понятия: горизонт, линия горизонта, ориентирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr.mir_.docx29.64 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Другие средства определения сторон горизонта.»

Цели: узнать какие есть другие способы определения сторон горизонта. Закрепить и углубить знания о пространстве.

Планируемые результаты:

Личностные: обучающиеся научатся положительно относиться к изучаемому предмету-окружающему миру;

                         формирование умения работать индивидуально, в группах;

 Предметные: формировать знания учащихся о горизонте, линии горизонта и других способах определения сторон горизонта, научить определять стороны горизонта, развивать интерес к предмету.

Оборудование: учебник, презентация,

Понятия: горизонт, линия горизонта, ориентирование.

№ п/п

Этап урока. Методы и приемы

Время

Содержание.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.

Организационный момент.

Метод: словесный

1 мин

Приветствие.

Здравствуйте, ребята! садитесь. Меня зовут Анастасия Евгеньевна, и сегодня урок окружающего мира у вас проведу я.

Приветствовать учителя, настраиваться на работу.

Р: уметь взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

2.

Актуализация знаний

Метод: словесный – беседа.

5 мин

Прежде чем мы с вами приступим к сегодняшней теме урока, у меня есть для вас небольшая викторина. У вас на партах лежат листочки подпишите их, затем вам нужно написать ответы в столбик под цифрами 1,2 и тд.

1)Виден край, да не дойдешь. горизонт.

2) это слово происходит, от латинского слова восток? Ориентирование

3) что такое линия горизонта? Линия, где кажется, где небо соприкасается с землей.

4)            юг

    ….                 З

                С

5) в какой стороне света находится солнце? (изображен на слайде) на фото летний вечер. Солнце на западе.

6) соедините точки и подпишите где малая, а где большая медведица.  И проведите линию полярной звезды.

7) куда указывает полярная звезда? На север.

 Теперь поменяйтесь листочками с соседом по парте, сейчас каждый из вас сможет побыть учителем, и мы проверим ваши ответы. Смотрите, на слайде будут правильные ответы, если все написано правильно ставим плюс, если нет минус. Посчитайте кол-во плюсов и ниже напишите сколько плюсов. Молодцы, передайте листочки на первую парту. Ребята, а с помощью каких ориентиров вы уже учились определять стороны горизонта? ( по солнцу, по звездам и по луне)

О каких признаках ориентирования мы с вами еще не говорили? По каким признакам еще можно ориентироваться в лесу? По местным признакам.

Как вы думаете, какая тема урока?

Сегодня мы будем с вами будем находить другие способы определения сторон горизонта.

Отвечать на вопросы учителя.

.

П: Проводить сравнение, классификацию;

К: Выражать своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Аргументация своего мнения и позиции.

3.

 

Постановка учебной задачи и ее решение.

Метод: словесный-беседа

4 Мин

5 мин

Ребята, кто знает что такое местные признаки? Ориентирование по муравейникам, мхам, веткам деревьев и т.д.

Какое у нас с вами сейчас время года? (осень). Куда многие люди идут? (за грибами).

А сейчас послушайте важное сообщение. (видеофрагмент)

Почему потерялся человек? (не знает как ориентироваться, не знает с какой стороны он пришел.)

Когда вы идете в лес вам нужно точно знать с какой стороны вы пришли, с севера, запада, чтобы точно знать в какую сторону вам нужно идти.

Откройте ваши учебники на странице 23.  Посмотрите на рисунок и скажите где более освещенная  часть, а где более затемненная? Сторона В более освещенная. Ребята кто мне скажет какие вы еще знаете способы определения сторон света? А сейчас ребята отгадайте загадку.

И в тайге, и в океане На ладонь он ляжет весь. Он отыщет путь любой. Не часы, а стрелка есть. Умещается в кармане, Он в дороге пригодиться - А ведёт нас за собой. С ним нигде не заблудиться.( компас)

Ребята может, кто-то знает, что такое компас? Компас – это прибор, который помогает определить стороны света. Красная стрелка всегда показывает на юг, а синяя на север. Справа будет восток, а слева запад.

Отвечать на вопросы.

Отвечать на вопросы.

П:

Строить логическую цепь рассуждений;

Строить объяснение в устной форме. 

К:

Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

К: слушать и вступать в диалог ,участвовать в коллективном обсуждении.

4.

1 мин

Физминутка

видеофрагмент

 

 Повторять движения.

 

Первичное закрепление.

Метод: практический.

Метод: словесный

Прием: беседа

Метод: практический

Прием: работа в группах

Метод: словесный

Прием: беседа

5 мин

7 мин

12мин.

Сейчас мы с вами разделимся на команды, каждой команде я раздам разные карточки, у кого-то будут какие-либо правила, а у кого-то местные признаки, ваша задача прочитать, понять, затем выйти и объяснить это всему классу с помощью изображения на слайде.

1. Правила пользования компасом. 1)Положить компас на ровную горизонтальную поверхность. 2) Оттянуть предохранитель и подождать, пока стрелка остановиться. 3) Повернуть компас так, чтобы синий конец стрелки совпал с буквой С, а красный – с буквой Ю. Тогда все буквы укажут направление сторон горизонта. 4) Закончив работу, поставьте стрелку на предохранитель.

2. Для точного ориентирования нужно распознать не менее 5  местных признаков.

3. У отдельно стоящих деревьев ветви обычно длиннее и гуще с южной стороны.

4. У берёзы кора белее и чище с южной стороны, чем с северной.

 5. Мхов и лишайников на камнях и деревьях больше с северной стороны.

6. Снег весной быстрее тает на южной стороне склона. 7. Муравейник расположен с южной стороны ближайшего дерева.

Давайте рассмотрим устройство муравейника.(фото на слайде)

 8.Грибы предпочитают расти с северной стороны пней и деревьев.

9. цветы подсолнечника всегда поворачиваются за солнцем и никогда не смотрят на север;

10. В горах снег сначала сходит с южной стороны.

11. В оврагах все происходит наоборот. Сначала оттаивает северная сторона.

12. если в лесу  вы обнаружили реку, вдоль нее можно найти людей.

Представьте, что вы стоите лицом на север (к учителю).

- Какие стороны горизонта располагаются вокруг вас? (сзади – юг, слева – запад, справа – восток)

- Повернитесь лицом на запад (к окну), юг (к шкафам), восток (к двери), север (лицом к доске).

Кроссворд.

1 Объекты, которые на картах обозначаются коричневым цветом (горы)

2 Небольшое возвышение на равнине(холм)

3 Очень большой участок суши с ровной или почти ровной поверхностью (равнина)

4 Самое высокое место холма(вершина)

5 Материк, на котором мы живем(Евразия)

6 Место, где холм переходит в равнину (подошва)

7 Самая низкая часть оврага (дно)

8 Место, где заканчивается овраг (устье)

Какое слово у нас получилось?

-Получается слово Горизонт

Ребята, кто выполнит первое задание по карточке? ( на слайде)

Карточка № 1

1)Что нужно делать, если в походе во время движения по маршруту вы отстали от группы? Разместите указанные действия в необходимой последовательности:

 

А) искать следы своих товарищей;

Б) ждать, когда за вами вернутся,

В) не сходить с трассы, с лыжни;

Г) остановиться на развилке тропы;

Д) построить временное жилище;

Е) развести костёр.

 2) Какую задачу выполняет замыкающий группы?

Карточка № 2

1) Мальчик 12 лет, отдыхая в деревне у бабушки, пошёл в лес за ягодами из заблудился. Погода пасмурная, солнце не видно. Мальчик вышел на старую тропу. Подумайте и ответьте:

а) Какие действия вы посоветуете предпринять мальчику?

б) Как отличить хоженую тропу от заброшенной?

в) Каким образом следует поступить мальчику, если на его пути встретится река или ручей?

Карточка №3

Турист отстал от группы и сбился с маршрута.

Что может помочь ему сориентироваться в условиях в незнакомой местности в ночное время?

Отвечать на вопросы.

Отгадывать кроссворд.

Проверять ответы.

П: Построить логическую  цепь рассуждений.

К:

Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

К: слушать и вступать в диалог ,участвовать в коллективном обсуждении.

П: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме.

К: формировать умения обобщать, делать выводы

5.

  Итог урока

Словесный метод.

Беседа;

Слово учителя.

  4 мин

Блиц – опрос (в таблице на карточке у каждого ученика)

1. Солнце восходит на западе. (-)

2.Солнце в полдень находится на юге. (+)

3.Горизонт – это местность, которую мы видим вокруг себя (+)

4.Для ориентирования используются 5 основных сторон горизонта (-)

5.Уметь ориентироваться - значит уметь определять свое местоположение и направление движения по ориентирам и сторонам горизонта (+)

Обобщать пройденное на уроке.

Отвечать на вопросы.

Р: анализировать собственную и мою работу

6.

Рефлексия

Словесный метод.

Беседа;

Слово учителя.

 

2 мин

С какой новой темой мы сегодня познакомились?

-Что нового для себя узнали? Какие трудности вам встретились?

Сможем ли мы сейчас  правильно ориентироваться

Осуществлять самооценку, высказывать свое мнение.

Р -анализировать собственную работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе. Красная книга. Будь природе другом!

УМК "Школа Росии". Конспект урока по окружающему миру во 2 классе на тему: Красная книга. Будь природе другом! На уроке использован региональный компонент по Тульской области....

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе по УМК «Школа России» Тема: Будь природе другом.

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе по УМК «Школа России»Тема: Будь природе другом.Урок №58 стр.92-93 (уч.) Цель урока: Формирование знаний о правильном поведении на природе, средствах...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс « Посмотри вокруг. Стороны горизонта»

Цели  и  задачи урока:предметные:-познакомить  учащихся  с  понятиями «горизонт», «линия  горизонта», «основные  и промежуточные стороны   горизонта»...

Конспект урока по окружающему миру "Будь природе другом!

Конспект урока по окружающему миру "Будь природе другом! Программа Школа России 2 класс...

Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Практическое занятие: определение сторон горизонта по компасу" (УМК "Школа России", 2 класс).

Цели деятельности учителя: формирование умения определения сторон горизонта; формирование логического мышления, включение развивающих заданий.Планируемые результаты:Предметные:- знать:  что ...

Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Экономика и экология. Две стороны экономики". (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о том, как экономика влияет на экологию.Планируемые результатыПредметные: знатькак экономика влияет на экологию;какое действие оказывают различные отрасл...