Разнообразие растений
учебно-методический материал по окружающему миру (3 класс) на тему

Рушнова Светлана Валерьевна

урок по окружающему миру

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzhayushchego_mira_v_3.docx32.47 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Ново-Александровская ООШ»

Суздальского района

Разнообразие растений

Урок по окружающему миру в 3 классе

УМК «Школа России»

Разработчик: Рушнова С.В.

учитель начальных классов

I категория

октябрь 2016 г.

Урок  окружающего мира  в 3 -м классе.

Тема: Разнообразие растений

Цель урока: познакомить с разнообразием растительного мира, с отличительными признаками основных групп растений.

 Задачи:

  • знакомство с классификацией растений.
  • изучение основных признаков групп растений.
  • умение анализировать, способность делать выводы, группировать предметы по общему признаку;
  • развитие коммуникативных навыков в ходе  работы в парах,
  • развитие любознательности, наблюдательности, чувства  гармонии человека с природой, формирование основ экологической культуры 

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Предметные результаты: Научатся классифицировать растения по группам, приводить примеры различных видов растений.

Универсально учебные действия

Регулятивные:  преобразовывать практическую задачу в познавательную: изучение групп и видов растений.

Познавательные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности, выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения определенных задач.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решении.

Личностные результаты: Формирование целостного взгляда на мир в его разнообразии природы, эстетических потребностей и чувств. Развитие мотивов учебной деятельности.


Ход урока:

I . Организационный момент

II. Актуализация знаний. Мотивация.

- Что мы изучает на уроках окружающего мира? (природу)

- Какая бывает природа? (живая и неживая)

- Какая наука изучает живую природу? (биология)

- На какие царства ученые – биологи делят живую природу? (растения, животные, грибы, бактерии)

- Давайте посмотрим  фильм и узнаем,  о каком царстве природы  сегодня мы будем говорить на уроке.

- О каком царстве живой природы был фильм? (о растениях)

- Где растут растения? (в лесу, на лугу, в море, реке…)

- Наверное, тебе приходилось слышать выражение: «Растения – зеленая одежда Земли». Почему так говорят?

- И действительно, на Земле почти повсюду есть представители этого царства живой природы. Зеленый наряд делает нашу планету удивительно красивой.

- А различаются ли разные растения друг от друга? Докажи это.

III. Определение темы урока. Постановка целей урока.

-  Какова же тема нашего урока? (Разнообразие растений)

- Без науки о растениях не поймешь. О чем же  мы сегодня узнаем? (о науке, которая изучает  растения)

- Наука о растениях поможет нам разделить растения  на группы, познакомит с признаками каждой группы.

- Заполнение таблицы «Знаете ли вы?» (у каждого ученика на столе карточка)

IV. Изучение нового. Актуализация опорных  знаний.

 - Наука о растениях называется ботаника.  Это один из разделов биологии. Ученые ботаники делят царство растений на несколько групп. Познакомимся с группами растений и найдем их представителей.

- Будем работать в парах. Каждая пара будет изучать одну из групп растений, а затем расскажет о ней,  выполнив задание на карточке.  Откройте учебник на с 70.

V .   С/ р работа в группах.

 

г) 1-группа. Водоросли

 Приготовьте ответы на данные вопросы.

-Где встречаются водоросли?

-Какого они размера?

-Какой вид они имеют? 

- Найдите представителей этой группы

Вопрос учащимся.

- Почему водоросли выделены в отдельную группу? Заполним таблицу.

 (У водорослей нет органов, они живут в  воде  где  много питательных веществ и могут поглощать их всей своей поверхностью)

Группы

растений

Стебли

Листья

Цветы

Корни

Плоды    и

семена

Особенности жизнедеятельности

Водоросли

-

-

-

-

-

Живут в воде

2 группа.        Мхи                            

Приготовьте ответы на данные вопросы.

-Где растут мхи?

-Какие части они имеют?

- Найдите представителей этой группы

Вопрос учащимся

  - Чем мхи отличаются от других растений? Заполним таблицу.

(Имеют только стебель и листья, при помощи которых добывают воду и минеральные вещества)

Группы

растений

Стебли

Листья

Цветы

Корни

Плоды    и

семена

Особенности жизнедеятельности

Мхи

+

+

-

-

-

Живут в сырых местах. Цветков не имеют.

3-группа.  Папортники

Приготовьте ответы на данные вопросы.

-Как легко узнать папоротников?

-Какие части у них есть?  

- Где растут папортники?

- Найдите представителей этой группы

Вопрос учазимся:

-  Как можно узнать папоротники? Чем отличаются они от других растений? Заполнение таблицы

(Обитают во влажных лесах, есть корень, стебель под землей, листья; Никогда не цветут).

Группы

растений

Стебли

Листья

Цветы

Корни

Плоды    и

семена

Особенности жизнедеятельности

Папоротники

+

+

-

+

-

Живут в сырых местах. Цветков не имеют.

4-группа. Хвойные растения

Приготовьте ответы на данные вопросы.

-Назовите  несколько  хвойных растений.

-Какие у них листья?

-Каких частей у  хвойных растений не бывает?

-Где созревают семена у хвойных растений? 

- Найдите представителей этой группы

Вопрос группе:

- Чем отличаются хвойные от других групп растений?

 (Есть корень, стебель, вместо листьев - хвоинки; размножаются семенами, которые созревают в шишках. Но шишки не являются плодами хвойных растений.)

Группы

растений

Стебли

Листья

Цветы

Корни

Плоды    и

семена

Особенности жизнедеятельности

Хвойные

растения

+

+

хвоинки

-

+

+

шишки

Почти все относятся к вечнозеленым

5-группа.   Цветковые растения

Приготовьте ответы на данные вопросы.

- Какие части  есть у цветковых растений?

- Где созревают семена у цветковых растений? 

- Найдите представителей этой группы 

Вопрос группе:  Почему цветковые выделили в особую группу?

(Все цветковые растения имеют одинаковое строение: корень, ствол, лист, цветок, плод с семенами.)

Группы

растений

Стебли

Листья

Цветы

Корни

Плоды    и

семена

Особенности жизнедеятельности

Цветковые растения

+

+

+

+

+

Очень разнообразны

VI. Выступления представителей от каждой группы.      

Заполнение таблицы.

Группы

растений

Стебли

Листья

Цветы

Корни

Плоды    и

семена

Особенности жизнедеятельности

Водоросли

-

-

-

-

-

Мхи

+

+

-

-

-

Папоротники

+

+

-

+

-

Хвойные

растения

+

+

хвоинки

-

+

+

шишки

Цветковые растения

+

+

+

+

+

VII. Закрепление изученного.

Выполнение заданий

  1. К каким группам растения относятся: роза, лиственница,  морская капуста, клен, кедр, сфагнум?
  2. В каждой группе растений много видов. Что же такое виды растений?

Откройте учебник на стр 72. Рассмотрим рисунок. На нем показаны растения следующих видов: одуванчик лекарственный, подорожник большой, клевер красный. Обратите внимание на то, что каждый вид имеет название, состоящее из двух слов. Такие названия дают растениям ученые, а мы их обычно называем просто: одуванчик, клевер, подорожник. Растения разных видов не похожи друг на друга. Зато растения одного вида очень сходны.

Выполните задание 2 под цифрой 2 в рабочей тетради на стр

39. Проверьте себя на «Страницах самопроверки»

  1. Используя информацию из текста учебника стр 72, закончите заполнение таблицы №3 стр 40 в тетради.

Какая группа растений наиболее богата видами? В какой группе меньше всего видов? Пронумеруй группы растений в порядке увеличения числа видов.

VIII. Подведение итогов. Рефлексия  

О каком царстве природы мы говорили сегодня?

Заполни таблицу «Знаете ли вы?»

Давайте подведем итоги.

Выберите какое-то начало высказывания для себя и продолжите фразу.

Я узнал…

Я понял…

Мне было интересно…

Я порадовался за …

Мне хочется узнать…

X. Домашнее задание.

-  выучить в учебнике статью на стр. 69 – 73.

- Подготовить сообщение о каком-либо виде растений любой группы, пользуясь Атласом определителем.

 

 

                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Разнообразие растений.Дыхание и питание растений»

Тема: Разнообразие растений. Питание и дыхание растений.Цели урока: познакомить детей с новой классификацией растений; рассмотреть особенности каждой группы растений; связь солнца, растений, людей.Вос...

Презентация "Разнообразие природы родного края", ученицы 3 Г класса Агальцовой Алины Константиновны. Проект:"Разнообразие растений на Земле".

Учитель 3 Г класса БОУ города Омска "Средняя общеобразовательная школа № 63" Кучковская Светлана Михайловна....

"Разнообразие растений. Группы растений."

Урок -исследование по окружающему миру "Разнообразие растений" по развивающей системе Л.В.Занкова...

Конспект урока по окружающему миру "Разнообразие растений на Земле. Растения встречаются повсюду"

Конспект урока по окружающему миру с использованием ИКТ по теме " Разнообразие растений на Земле. Растения встречаются повсюду."  Цели: расширение представлений школьников о разнообразии флоры, ...

Разнообразие растений. Культурные растения.

Самостоятельная работа  по теме: "Разнообразие растений. Культурные растения"  (в 2-х вариантах). УМК "Перспективная начальная школа". Материал можно использовать по любому УМК....

Открытый урок окружающего мира в 3 классе УМК «Школа России» Тема:« Разнообразие растений. Комнатные растения»

Цели урока:• Закрепить знание о классификации растений;• Познакомить учащихся с видами комнатных растений;• Дать представление о значении комнатных растений для человека и окружающей среды;• Научить п...