Конспект урока для 3 класса "Поле и его обитатели"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Ражабова Марина Данировна (Шакирьянова)

Цель: формировать представления о поле как сообществе, искусственно созданном человеком для культурных растений;

Планируемы результаты:

-предметные:       

            - расширять  знаний учащихся о растениях и животных поля;

            -узнать о поле как сообществе, искусственно созданном человеком для культурных растений;

-личностные:          

           -развивать устную речь;

           -воспитывать чувство уважительного и бережного отношения к природе;

  -развивать умение формулировать свои мысли;

  -развивать внимание, наблюдательность, сообразительность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pole_i_ego_obitateli_-_kopiya.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Поле и его обитатели»

Цель: формировать представления о поле как сообществе, искусственно созданном человеком для культурных растений;

Планируемы результаты:

-предметные:      

            - расширять  знаний учащихся о растениях и животных поля;

            -узнать о поле как сообществе, искусственно созданном человеком для культурных растений;

-личностные:          

           -развивать устную речь;

           -воспитывать чувство уважительного и бережного отношения к природе;

  -развивать умение формулировать свои мысли;

  -развивать внимание, наблюдательность, сообразительность.

 

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебник О.Н. Федотова «Окружающий мир», 3 кл., 2ч., презентация, плакат «поле», Р.т.


№ п/п

Этап урока

Время

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

1.

Орг. момент..

1 мин

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Марина Данировна. Сегодня я у вас проведу урок истории. Прозвенел звонок, мы начинаем урок. Рада встрече с вами. Пусть наша совместная работа на уроке будет успешной и порадует нас.

Словесный: слово учителя

Проверять готовность к уроку.

Л: принять образа хорошего ученика.

2.

Мотивацион-ный этап

2 мин

Есть просто храм, 
 Есть храм науки.
А есть ещё природы храм—
С лесами, лугом, полем, вьюгой,
Всегда откроет двери нам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток, 
Не оскверняй его святынь.

И в этот храм природы с его законами и тайнами, с его обитателями, я вас приглашаю войти. Итак, мы снова отправляемся  в гости к  природе.

Словесный:

инструктаж

Описывать

свои качества

Л:самоопределять

К:планировать  учебное сотрудничества с учителем и сверстниками

3.

Актуализация опорных знаний.

5 мин

Расскажите, куда вы путешествовали на прошлом уроке? Давайте вспомним ваше путешествие по лугу. И проверим как вы усвоили тему прошлого урока с  помощью теста. Для этого у вас на столах лежат карточки по вариантам. (даются 2 варианта с одинаковыми вопросами в разном порядке)

А) Луг – это…

1) безлесный участок земли, на котором растут только травянистые растения.

2) ровный участок земли с травой.

Б) Какие животные встречаются на лугу?

1)Заяц, медведь, волк

2) Кузнечик, перепел, канюк

3)Пчелы, лиса, пустельга

В) Сколько ярусов на лугу?

1) 1 ярус

2)  3 яруса

Г) В каком ярусе растут мхи?

1) 3 ярус

2)2 ярус

Д) Растения, животные, грибы, бактерии образуют _______________________________________________________________

Е)Назовите несколько растений луга: __________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ж)Назовите несколько животных луга: __________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ключ к ответам:   1, 2, 2, 1, природное сообщество.

Ваш тест проверит сосед с помощью ключа, который вы видите на экране.

Словесный: задает вопросы

Отвечать.

П:строить речевое высказывание

Р: принимать и сохранять учебную задачу

4.

Постановка учебной задачи и её решение

2 мин

Постановка темы

Я загадаю загадки (слова отгадки вывешиваются на доску)

1)В поле метёлкой, а в мешке- золотом. ( Овёс)

2)В поле росла, под жерновом была, из печки на стол караваем пришла.  (пшеница)

3) В огороде, на дорожке, под моим окошком расцвело сегодня солнце на высокой ножке. (подсолнух)

4) Что  две недели зеленится, две недели колосится, две недели отцветает, две недели наливает, две недели подсыхает? (рожь)

5) Вот чудеса бывают ребята: выросла в поле белая вата! Вату дружно всю убрали, срочно на фабрику вату послали. Будут обновки у наших ребят: братишкам - штанишки, сестрёнке - халат. (хлопок)

Скажите, что объединяет эти слова? (Это растения.)

Как вы думаете, где растут эти растения?

(На поле.)

Куда же мы сегодня отправимся?

(В поле)

Ребята, откройте содержание и найдите тему нашего урока. Кто догадался? Правильно! («Поле и его обитатели»).

Целеполагание

 

Скажите, какие цели мы перед собой поставим?

Словесный:

слово учителя, беседа

Слушать.

Отвечать на вопросы. Называть тему урока. Ставить цели.

П: строить речевое высказывание

М: высказывать, обосновывать свою точку зрения, ориентирова-ться  в своей системе знаний.

Л:самоопреде-лять

5.

Решение частных задач

20 мин

Итак, ребята, сегодня мы с вами поговорим о поле, узнаем что растет на полях, какие обитатели там есть.

Но вначале, скажите мне, что такое поле?

Давайте сверим наши варианты с определением учебника.

Отлично!

Итак, скажите, чем поле отличается от луга?

Хорошо! Скажите а что выращивают на полях? Как называется одним словом? (культурные растения). Почему их называют культурными?(выращены человеком)

Работа с книгой.

Прочитайте на с. 55 информацию о культурных полевых растениях.

На какие культуры разделяют растения поля? (зерновые, овощные, масляничные, прядильные, кормовые.) Назовите несколько видов каждой группы (зерновые-рожь, пшеница, ячмень, овес, просо, кукуруза, гречиха; овощные- капуста, свекла, картофель, горох, морковь, помидор; кормовые- люцерна, люпин; масляничные- подсолнух; прядильные- лен, хлопок)

 Что  получают из этих растений при переработке? (Продукты питания, ткань)

Кто-нибудь бывал на поле? Скажите, а что еще встречается на полях? (сорняки)

Хорошо! Прочитайте информацию на с. 56. Как вы думаете, чем отличаются сорняки от культурных растений?

Вывод : У сорняков развита корневая система. Их сильные корни забирают у культурных растений воду и питательные минеральные вещества. А листья загораживают всходы культурных растений от солнечного света.

Будет ли хорошим урожай, где на поле растут сорняки? Как можно избавиться от сорняков?

(прополка).

Сейчас мы с вами будем заселять поле (на доске чистый плакат с надписью  «поле»). Для этого я хочу поделить вас на 4 группы. Каждой группе я даю конверт, где лежат рисунки культурных растений и сорняков. 1 и 2 группа выбирают культурные растения и заселяют поле, а 3 и 4- заселяют поле сорняками. Если ребята согласны, то хлопайте в ладоши над головой.

Словесный:

Задает вопросы.

Практический: работа с книгой

Словесный: беседа.

Словесный: инструктаж

Отвечать на вопросы.

Слушать

Работать с информа-цией учебника, отвечать на вопросы

Выходить к доске, объяснять свой выбор и заселять поле.

П: осознанно строить речевое высказывание.

П: осмысленно слушать.

К: выражать свои  мысли с достаточной полнотой и точностью.

6.

Физминутка

2 мин

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

Показывает движения.

Повторять

7.

Посмотрите на поле. Чем оно необычно? Может кого-то не хватает? (На поле нет животных.)

На полях много растений, значит и много пищи для животных. Поэтому на полях много разнообразных животных.

Каких бы животных из лежащих на столе картинок вы бы поселили в поле?

(колорадский жук, мышь, крот, заяц, пчелы, лиса, белка, медведь)

Работа с книгой.

Верно! Давайте теперь прочитаем информацию о жителях поля на с. 57-58.

Как вы думаете, зависит ли жизнь хищных птиц от растений поля? Почему?

Посмотрите, ребята, среди обитателей поля есть полезные и вредные жители.  Но все они необходимы полю.

1)Посмотрите на поле и подумайте, что произойдет с полем если:

 На поле будет много осота, васильков, лебеды….(Плохой урожай, потому что много сорняков.)

2) Поле картофеля заселено колорадским жуком…( Плохой урожай, Жуки съедают листья у картофеля,.)

3) На поле пшеницы было нашествие кротов….. (Плохой урожай кроты грызут клубни.)

Прежде, чем начнём работать в тетради, давайте вспомним с чего начинаем составлять цепь питания? (С растения)

Работа в тетради стр. 19 № 24.

Например:

1.Зерно-мыши-ежи-совы

2.Картофель-колорадский жук-куропатка-хищные птицы

3.Капуста-тля-божья коровка

Словесный: беседа, инструктаж

Практический: работа с книгой

.

Слушать

Отвечать на вопросы учителя, заселять поле

Искать информа-цию в тексте учебника

П: строить речевое высказывание

П: строить рассуждения

К: Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

П: Анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать.

8.

Итог урока.

Оценивание работы учащихся

5 мин

Наш закончился урок,

Подведем ему итог.


Итак, скажите какая у нас была тема? О чем мы говорили? Что нового узнали?

Давайте посмотрим на наше поле. Понравилось ли оно вам и чем?

Скажите, а что такое поле? Чем поле отличается от луга?

Человек является главным режиссером на поле. Здесь как в пьесе, есть как положительные герои, так и отрицательные. Наша с вами задача, ребята, стараться сохранить уникальный природный мир поля, его обитателей, бережно относиться к природе.

Словесный:

Беседа

Отвечать на вопросы.

П:строить речевое высказывание

П:строить рассуждения

П: осуществлять синтез

Р:осуществлять итоговый контроль

9.

Рефлексия

3 мин

Ребята, сейчас я бы хотела, чтобы вы оценили свою работу на уроке. В карточке вам нужно выбрать вариант наиболее подходящий вам.

На этом наш урок окончен.

Домашнее задание:

 с. 55-58 найти информацию об одном из обитателей полей и подготовить сообщение.

Прочитать в «Хрестоматии» раздел «Луг, поле и их обитатели», с. 113-120

Спасибо! До свидания!

Словесный: акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учебной деятельности на уроки.

Осущест-влять: самооценку.

Формули-ровать конечный результат своей работы на уроке

П: Контролировать и оценивать результаты своей деятельности.

Р: Корректировать результаты своей деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру "Лес и его обитатели"

Разработка урока по окружающему миру для 2 класса по программе «Начальная школа 21 века». Автор учебника Н.Ф. ВиноградоваТема: «Лес и его обитатели».Данный  урок разработан и проведен с учетом во...

конспект урока на тему "Лес и его обитатели"

Разработка урока по окружающему миру во 2 классеТема   урока:   «Деревья    леса».Тип урока: Урок первичного освоения новых знаний.Цели:Образовательные:продолжить зн...

Конспект урока технологии в 1 классе по теме: В море. Морские обитатели.

Конспект разработан опираясь на УМК "Школа России" и полностью соответствует структуре ФГОС. Готов к применению на практике....

Конспект урока по окружающему миру Лес и его обитатели

Предмет: Окружающий мирДата: 11.03Класс: 3-7Тема:  Лес и его обитатели.Цель:  создать условия для обобщения знаний о слове, об ударении, о роли ударения в различении смысла слов и правильном...

Конспект урока по окружающему миру Луг и его обитатели.

Предмет: Окружающий мирДата: 15.03Класс: 3-7Тема:  Луг и его обитатели.Цель:  сформировать представления учащихся о луге, как природном сообществеПланируемые результаты:предметные: обобщить ...