Конспект урока для 3 класса "Святость отцовства и материнства"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Ражабова Марина Данировна (Шакирьянова)

Цель: формировать у учащихся представление о святости отцовства и материнства.

Планируемы результаты:

-предметные:       

           -воспитывать у учащихся чувство уважительного отношения к старшим;

            -расширять кругозор о народных традициях, связанных с рождением ребёнка

-личностные:          

           -развивать устную речь;

  -развивать умение формулировать свои мысли.

  -умение проявлять уважительное отношение к семейным обычаям и обрядам, владение умением оценивать поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Святость отцовства и материнства» (программа «Перспектива»)

Тип урока: комбинированный

Цель: формировать у учащихся представление о святости отцовства и материнства.

Планируемы результаты:

-предметные:      

           -воспитывать у учащихся чувство уважительного отношения к старшим;

            -расширять кругозор о народных традициях, связанных с рождением ребёнка

-личностные:          

           -развивать устную речь;

  -развивать умение формулировать свои мысли.

  -умение проявлять уважительное отношение к семейным обычаям и обрядам, владение умением оценивать поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

Понятия: родители, крещение

Оборудование: учебник, презентация, видеофрагмент, карточки со значениями имен.


№ п/п

Этап урока

Время

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

1.

Орг. момент..

1 мин

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Марина Данировна. Сегодня я у вас проведу урок истории. -Ребята в начале нашего урока подарите улыбку друг-другу, пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь учебный день.

Словесный: слово учителя

Проверяют готовность к уроку.

Л: принятие образа хорошего ученика.

2.

Мотивационный этап

2 мин

Перед началом нашей работы, я хочу немножко с вами познакомится, для этого вы немножко расскажите какие вы. Опишите свои лучшие качества. Подберите несколько прилагательных так, чтобы они начинались с букв, представленных на слайде. Например, а-активные.

Спасибо! Какие вы замечательные! Думаю, работать с вами будет одно удовольствие.

Словесный:

инструктаж

Описывают свои качества

Л:самоопределение

К:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

3.

Актуализация опорных знаний.

5 мин

Ребята, посмотрите на презентацию, и скажите что на ней изображено? (изображение семьи)
Давайте вспомним о чем вы говорили на предыдущем уроке. Как звучала тема прошлого урока?
(Муж и жена-одна душа)
Итак, ребята, расскажите мне какие события человеческой жизни в народе называют первом и вторым дивом? (появление на свет и свадьба)
Как называют девушку и юношу после свадьбы?
(жених и невеста)
Кого называют супругами?
(мужа и жену)
-Ребята, давайте разгадаем кроссворд, проверим как хорошо вы запомнили предыдущие темы.
- И так первый вопрос:
1. Мама мужа для жены (Свекровь).

2. Мамина сестра для тебя (Тётя).
3. Жених после свадьбы (Муж).
4. Брат мужа (Деверь).
5. Сестра жены для её мужа (Свояченица).

Словесный: задает вопросы

Отвечают.

П: строят речевое высказывание

Р: принимают и сохраняют учебную задачу

4.

Постановка учебной задачи и её решение

2 мин

Ребята, прочитайте ключевое слово. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

Правильно! Мы сегодня продолжаем тему семьи. Рождается новая семья, затем в ней появляются дети. Сегодня мы будем говорить о традициях народов, связанных с рождением ребёнка.

Ребята, откройте содержание и найдите тему нашего урока. Кто догадался? Правильно! («Святость отцовства и материнства»).

 

Скажите, какие цели мы перед собой поставим?

Словесный:

слово учителя, беседа

Слушают.

Отвечают на вопросы. Называют тему урока. Ставят цели.

П: строят речевое высказывание

М: высказывание, обоснование своей точки зрения, ориентация в своей системе знаний.

Л:самоопределение

5.

Решение частных задач

20 мин

Ребята, сегодня мы поговорим с вами о родителях, о традициях в семье, когда появлялся ребенок, о том, как любят нас наши родители. Но вначале, я бы хотела, чтобы вы рассказали мне кто для вас родители? Для этого вам нужно заполнить карточки. Начало предложения уже написано,вам надо только его закончить. Только есть одно правило! Отвечать нужно быстро и каждый раз то, что придет в голову первым, но так, чтобы предложения получались законченные по смыслу.

Итак, ребята, давайте теперь обсудим- кто же для вас родители?

Родители- ближайшие родственники человека, составляющие основу его семьи. Они воспитывают своих детей с самого рождения, зпботятся о его духовном и материальном благополучии, являются примером для своих деток.

В старинных семьях обычно было много детей. И рождение каждого – такая радость, словно весна пришла. Ведь сколько бы раз в жизни ни встречали люди весну, всякий раз она вновь, будто впервые! Так и рождение человека. Появился на белый свет и для всех – новый. И для него все впервые. А первое в жизни – всегда особенное, никогда уже больше не повториться.
Так почему же рождение ребёнка сравнивали с приходом весны?
- В старинных семьях обычно было много детей, да? А вы, ребята, знаете, у вашей бабушки, например, сколько было братьев и сестер?

А кто знает, какие обряды выполнялись после рождения ребёнка? Хорошо, о этих старинных  обрядах мы можем узнать из учебника. Найдите на с.36-37. Давайте прочитаем.


 Так значит, ребята, мама и папа желают только счастья, здоровья и очень любят своего ребенка.
А вы любите своих родителей? Часто ли вы им об этом говорите? Какими ласковыми словами вы называете своих родителей?
*Давайте поиграем в одну игру «Ласковые слова». Ваша задача, подобрать как можно больше ласковых слов, например: Мамочка, папуля, бабуля и т.д.
Молодцы, ребята! Я вижу, что вы очень любите своих родителей.

Давайте посмотрим, как разные народы отзываются о своем отношении к родителям.
Все народы мира согласны с древней библейской заповедью: “Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле...” Эту мысль подтвеждают пословицы разных народов. Давайте прочитаем. Кто хочет прочитать?
 (читает 4 ребенка)

“Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает” (русская пословица),

“Отца с матерью почитаешь – на вечные веки счастлив бываешь” (украинская пословица), “Все имеет свою цену – отец и мать бесценны”(армянская пословица),

 “Все купишь, а отца-мать не купишь”(татарская пословица).
Ребята, обратите внимание, что общего в отношении к отцу и матери в пословицах разных народов? Как вы понимаете эти пословицы?
Кроме этих пословиц, какие еще пословицы и поговорки вы знаете о родителей?

Словесный:

Задает вопросы.

Словесный:

рассказ

Словесный: рассказ.

Отвечают на вопросы.

Слушают.

Отвечают на вопросы учителя.

Слушают.

П: осознанное построение речевого высказывания.

П: осмысленно слушают.

П: осознанное построение речевого высказывания.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

П: осмысленно слушают.

6.

Физминутка

2 мин

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

Показывает движения.

Повторяют

7.

Ребята, вы наверняка знаете, что существуют различные награды для выдающихся людей в разных сферах жизни. А как вы думаете, существуют ли какие-то награды для родителей? Найдите информацию в учебнике. Давайте прочитаем.

И сегодня этим орденом награждают многодетные семьи. С 2009 по 2015 год была награждена 281 росийсская семья, среди них есть и наши земляки. Например, Ольга и Павел Болотниковы из Челябинской области (8 детей).
Скажите, а у кого из вас тоже многодетная семья?
(от 3 детей)

Давайте продолжим наш разговор о старинных традициях и узнаем о еще одном интересном старинном обычае.

Ребята, кто знает что такое крещение?

 

Давайте посмотрим как крестят маленьких деток. (видеофрагмент)

А может есть те, кто крещен? Скажите, а вы помните, как вас крестили?

Так вот, ребята, раньше после крещения ребенка и наречения ему имени устраивали большой пир для всех родных и близких. Кушаний на столе много – как по самым большим праздникам. В конце обеда обносит бабушка всех пирагом да кашей. Кашей – чудная: пересоленная, переперченная. Первого угощает отца “Солона кашка, а еще солоней отцу с матерью достоются детки!” После отца угощают крестных: “Как вы видели его под крестом, так бы видеть вам его и под венцом!” Потом и всех угощают: “Младенцу на доброе здоровье и многие лета!”
      Так начиналось участие всей семьи и рода  в воспитании своей новой частицы, нового золотого звена в бесконечной цепи поколений.]
- Как вы думаете, для чего был нужен этот обычай?
(Чтобы объяснить отцу и матери, что воспитание ребенка будет не сладко и тяжело, и еще для того чтобы малыш был здоров и долго жил)

А вы хотите узнать по каким обычаям дается имя для малыша? Кто подготовил рассказ о происхождении и значении своего имени?

Спасибо ребята! Какие вы замечательные! Как вас приятно слушать!

+рассказ учителя о происхождении и значении имен других народов края

Словесный: рассказ, беседа

.

Слушают

Отвечают на вопросы учителя.

П: строят речевое высказывание

П: строят рассуждения

К: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

П: Анализ, синтез, сравнение, обобщение.

8.

Итог урока.

Оценивание работы учащихся

5 мин

Наш закончился урок,

Подведем ему итог.


Итак, скажите какая у нас была тема? О чем мы говорили? Что нового узнали? Мы с вами говорили о  великой радости каждой семьи и это рождение ребенка и о обычаях и традициях связанные с рождением ребенка.

Ребята, мама и папа у нас у всех только одни, и их нужно беречь, уважать и любить. Помогайте своим родителям, радуйте по чаще, ведь они, действительно самое святое в этой жизни.

*И напоследок, я бы хотела вам прочитать стихотворение о семье:

Семья – это счастье, любовь и удача

Семья – это летом поездки на дачу

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно! Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!

Словесный:

Беседа

Словесный: чтение стихотворения

Отвечают на вопросы.

Слушают стихотворе-ние

П: строят речевое высказывание

П: строят рассуждения

П: осуществляют синтез

Р:осуществляют итоговый контроль

9.

Рефлексия

3 мин

Ребята, сейчас я первой парте дам в руки снежок. Человек, который держит его в руках, рассказывает нам, что ему понравилось и запомнилось на уроке. Правило: говорит только тот, кто держит снежок в руках, а все остальные внимательно слушают!

На этом наш урок окончен.

Запишите домашнее задание: Читать материал учебника на с.36-38, отвечать на вопросы «Проверь себя» на с.39. Р.т. №1,3, с.

Спасибо! До свидания!

Словесный: акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учебной деятельности на уроки.

Осуществля-ют: самооценку.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке

П: Контроль и оценка результатов своей деятельности.

Р: Коррекция, контроль



Предварительный просмотр:

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по изо 4 класс. «Материнство ».

Конспект урока   дисциплина:  изобразительное искусство Тема урока:  «Материнство ». ...

Конспект урока изобразительного искусства на тему «Материнство. Потрет «Я и моя мама»» (УМК Б.М. Неменского, 4 класс)

Цель деятельности учителя: формирования образа матери и воплощение его на бумаге. Планируемые результаты:Предметные:знать тему материнства в изобразительном искусстве;знать представление о едином обра...

Конспект урока изобразительного искусства на тему: "Материнство. Я и моя мама - портрет" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представления о едином для всех народов понимании духовной красоты материнства на примере картин художников, воспевающих материнскую красоту.Планируемые результ...

Конспект урока окружающего мира на тему: "Святость отцовства и материнства" (УМК "Перспектива", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование у учащихся представления о святости отцовства и материнства; ознакомление с народными традициями, связанными с рождением ребёнка. Планируемые результаты...

Конспект урока изобразительного "Искусство объединяет народы. Материнство", 4 класс

Цели деятельности учителя: формирование представления о едином образе матери в искусстве разных народов; совершенствование навыков и умений в изображении человека.Планируемые результатыПредметные: -ра...