Окружающий мир
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Сенцова Юлия Сельвестро

Технологическая карта урока окружающий мир по теме: "Развитие цветковых растений"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_tsvetkovogo_rasteniya_3_klass_poglazova.docx22.37 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Развитие (цветковых) растений.

Тип урока: изучения нового материала.

Цель урока: расширить и углубить знания учащихся о жизни растений – о развитии цветковых растений.

Задачи урока:

1. Образовательные: познакомить учащихся со строением семени, с условиями необходимыми для прорастания семян и развития цветкового растения из семени (на примере гороха); формировать и систематизировать представления учащихся о последовательности основных этапов развития растения из семени; закрепить знания об органах растений;

2. Развивающие: совершенствовать умения: распознавать растения в целом и по частям; анализировать анимированный сюжет; устанавливать последовательность этапов развития растения из семени; работать с графическими моделями, организовывать и проводить опыт и эксперимент;

3. Воспитательные: формировать  положительное эмоционально-ценностное отношение учащихся к растениям; воспитывать у них интерес к изучению растительного мира с помощью простейшего эксперимента.

4. Информационные: совершенствование умения учеников рассуждать на основе увиденного, перерабатывать и передавать полученную информацию; наблюдать и фиксировать результаты наблюдений, делать на их основе выводы и объяснять на доступном уровне явления, происходящие в растительном мире.

Оборудование урока: компьютер и проектор.

Материалы для наблюдений учащихся: лупы, набухшие и сухие семена гороха, семена подсолнечника.  

Материалы для учебной деятельности: учебник О. Т. Поглазова «Окружающий  мир» 3 класс, рабочая тетрадь к учебнику, карточка с заданиями.

УУД:

Личностные: формирование личного (эмоционального) отношения к растениям, как к части всего живого на Земле.

Регулятивные: формирование умений:

  • ставить учебные задачи,
  • выполнять задания в соответствии с целью,
  • вести целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос,
  • планировать свои действия в поиске правильного решения задания,
  • контролировать свои  действия, поведение со сверстниками во время проведения опытов.

Познавательные: 

  • узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
  • описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
  • сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
  • проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
  • использовать естественнонаучные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
  • обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе.

Коммуникативные: овладение способами взаимодействия со сверстниками, с учителем.

Планируемый результат:

  1. знать, при каких условиях может проходить развитие растения
  2. уметь объяснять строение  и состав семени,  процесс  развития  растения из семени;
  3. осознавать значение данного процесса для жизни на Земле;
  4. приводить примеры развития цветковых  растений в природе.


Тема: Развитие цветковых растений.

Цели:

1.Подвести обучающихся в процессе исследовательской деятельности к выводу о том, какое строение имеет семя растений; из каких веществ оно состоит, их значение в развитии семени.

2.Воспитывать интерес к исследовательской деятельности, желание самому выращивать растения и наблюдать за ходом их развития.

3. Развивать наблюдательность; умение делать выводы, договариваться.

Оборудование: семена гороха, лупа – 10 шт., пробирка, спиртовка, марля, мука, йод, семена подсолнуха- 23 шт., картон – 10 шт., учебники «Окружающий мир» 3 класс О. Т. Поглазова ,тетради на печатной основе к учебнику « Окружающий мир» О. Т. Поглазова, белый халат, очки, карточки с заданиями для проверки д/з, карточки для проведения опытов, фонограмма ,мультимедийное оборудование, компьютер, салфетки, стаканчики с землёй( по количеству пар).

Ход урока

  1. Организационный момент.

Прозвенел для нас звонок.

Начинается урок,

К нам без опоздания приходи старание!

Помоги нам потрудиться,

Мы пришли сюда учиться!

  1. Проверка домашнего задания.

Работа в парах.(Взаимопроверка.)

Задание № 1.

Подпишите части растения одуванчика.

( Иллюстрация одуванчика со стрелочками к частям растения: корень, стебель, лист, цветок, плод – парашютик).

Задание №2.

Дополни предложение подходящим по смыслу словом.

Растение – это живой организм, потому что_____________________

_________________________________________________.

Проверка: нескольких пар. Обсудить, кто задания выполнил правильно.

III. Мотивация.

Отгадайте, загадку.

Лежало на свету,

Бросилось в темноту,

Да и там покоя нет:

Как бы вырваться на свет.

( Семя)

- Как вы думаете, что мы сегодня будем изучать?

- Сегодня, мы отправимся с вами, ребята, в научную лабораторию, чтобы узнать новое о семени. Мы будем сегодня исследователями – учёными.( Звучит мелодия. Ребята закрывают глаза, а когда их открывают, видят учителя в белом халате, в очках).( Слайд ««Лаборатория учёного».

- Приветствую вас и приглашаю в лабораторию профессора Светозарова. (Слайд « Профессор Светозаров »).

IV. Проблема

- Сейчас нам предстоит выяснить и ответить на следующие

вопросы:

- Какова дальнейшая судьба семени?

- Из чего состоит семя?

- Что нужно семенам для прорастания?

( Выдвижение своих собственных мнений обучающими по вопросам).

- Как проверить верность ваших предположений?( Провести наблюдения, исследовать семя, провести опыт).

V. Составление плана деятельности.(Составление совместно с детьми).

  1. Узнать, из чего состоит семя.

Рассмотреть семя снаружи и изнутри.

  1. Исследовать, что нужно семени для прорастания.
  2. Посадить семя в почву. Вести дальнейшее наблюдение за семенем.

VI. Решение проблемы.

Практическая работа.

1.Работа в группах.

Карточка с заданиями для группы

  1. Рассмотрите семя гороха.
  2. Чем покрыто семя?
  3. Для чего нужна кожура?
  4. Что находится за кожурой?
  5. Как называются эти части семени, посмотри и прочитай в учебнике на с.81.
  6. Какие бывают растения по количеству семядолей? Прочитайте в учебнике.
  7. Все части строения семени подпишите в тетради.

Проверка работы: выступление групп.( Слайд « Строение семени»).

Физкультминутка « Вот мы деревце сажали».

Вот мы деревце сажали,

Семя в землю зарывали.

(Выпрямиться, потопать ногами и присесть.)

Вырос тоненький росток,

(Встать, потянуться(проверить осанку).)

Он и строен, и высок,

(Руки в стороны.)

И другие распустились,

Дружно так зашевелились.

(Пальцы в стороны и пошевелить ими).

Налетел весёлый ветер

И раскачивает ветки.

(Поочерёдные взмахи руками вверх- вниз.)

2.Работа в группах.

Задание

Нежареное семечко подсолнечника положите на картон. Надавите на него. Что вы заметили?(Ответы детей: остались жирные пятна).

Вывод: в семени есть растительные жиры.

3.Опыт №1.(Демонстрирует учитель).

В полотняную салфетку положить немного муки. (Мука –это молотые семена пшеницы). Опустить в стакан с водой. Проверим, что произошло внутри салфетки. Разворачиваем салфетку. Что осталось в салфетке?

Вывод: в салфетке осталась клейковина. Это растительный белок. Значит, в семени есть растительный белок.

В помутневшую воду капнем капельку йода. Что мы наблюдаем? Вода окрасилась в синий цвет. Синий цвет говорит нам о наличие крахмала.

Вывод: в семени есть крахмал.

4.Опыт №2. (Демонстрирует учитель).

В стеклянную пробирку кладём семена подсолнечника.

Прокаливаем семена в пробирке над спиртовкой.

( Сначала ребята наблюдают выделение капелек воды на стенках спиртовки).

Вывод: в семени есть вода.

Продолжая опыт, семена превращаются в золу.

Вывод: зола подтверждает наличие в семени минеральных солей. Значит, в семени есть минеральные соли.

VII. Первичное закрепление.

Итак, вернёмся к нашему плану, проверим, всё ли мы выполнили, на все ли вопросы нашли ответы.

Проверка работы по плану.

Остался третий пункт плана. Но прежде, как все исследователи – учёные запишем наши наблюдения в тетрадь.

  1. Работа в тетрадях.

Построим схему :( Слайд « Состав семян» появляется постепенно).

Состав семян

Вода

Минеральные соли

Крахмал

Растительный белок

Растительные жиры

- Для чего нужны эти вещества в семени? (Ответы детей: для роста растения, это питание для будущего растения).

- Переходим к посадке семян.

2.Работа в парах.( Слайд «Посадка семян» появляется постепенно).

Надо посадить семена гороха в прозрачные пластмассовые стаканчики. Так чтобы можно было наблюдать за прорастанием семян.

-Что надо сделать сначала? ( Сделать в земле углубление, ближе к краю, чтобы видеть семя и наблюдать за ним).

- Нальём в углубление воды.

- А потом?( Кладём семя и засыпаем землёй).

(После работы вытирать руки салфеткой, а после урока организовать мытьё рук.)

- Ребята, что из семени появится первым: стебель, корень, листья? ( Ребята делают свои предположения).

VIII. Домашнее задание.(Слайд « Профессор Светозаров даёт задание на дом».

Учебник стр.81 пересказ.

Наблюдение за прорастанием семени « Дальнейшая судьба семени ». Запись наблюдений в тетрадь на стр.22.

IX.Итог урока.

Подошло к концу наше исследование.

- Какие открытия мы сегодня сделали?

- Что нового вы узнали о семени?

Благодарим за сотрудничество профессора Светозарова и возвращаемся в класс. ( Звучит мелодия, ребята закрывают глаза, учитель снимает белый халат и очки).

X. Рефлексия.

Ребята делают выбор подходящей фразы:

  1. У меня всё получилось. Мне было легко отвечать на вопросы.
  2. Мне было интересно, но я работал медленно.
  3. Вопросы для меня оказались сложными.

Список литературы

1.Ковалько В.И. « Школа физкультминуток» 1-4 классы

« ВАКО» г.Москва 2005год.

2. Поглазова О.Т. « Окружающий мир 3 класс» методические рекомендации пособие для учителя изд. «Ассоциация XXI век» г. Смоленск 2003 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ. ВЛИЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЧЕЛОВЕКА. Урок ОБЖ во 2 классе

Задачиурока:1.      Показать, какиеопасностимогутвозникнутьвповседневнойжизни(проблемызагрязненияокружающейсреды, деревоводворе, дорога, окно, лестница, розеткаит. д.)2....

тест по окружающему миру по окружающему миру I четверть 2 класс

тест по темам "Из чего состоят все предметы.Календарь и компас. Земля имеет форму шара. Глобус- модель Земли. Земля в космосе" по программе "Школа 2100"...

Задания для олимпиады по окружающему миру "Мы и окружающий мир" для 3 класса

Олимпиадные задания по окружающему миру для 3 класса....

Презентация по окружающему миру для 2 класса "Реки Земли. Части реки" Составлена на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса .Автор О.Т.Поглазова

Презентация  по окружающему миру разработан  на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса . Автор О.Т. Поглазова . Тема урока "Реки Земли. Части реки"  Программа "Гармония"...

Упражнений по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета «Окружающий мир» к УМК «Мы и окружающий мир» (2 класс) Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова (Дидактическое пособие)

Данное дидактическое пособие было создано  с учетом календарно-тематического планирования к УМК «Мы и окружающий мир» Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова.Также,  прописаны методические реком...