Презентация и конспект урока 4 класс "Пустыни" УМК "Школа России" Окружающий мир по учебнику А.А. Плешакова
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Чаплыгина Тамара Семёновна

Сформировать у учащихся представление и природной зоне пустынь. Познакомить с географичеким положением зоны пустынь, её особенностями, растениями и животным миром. деятельностью людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc855 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Фатежская средняя общеобразовательная школа № 2»

Фатежского района Курской области

УМК «Школа России»

Предмет: Окружающий мир  

Автор учебника: А.А. Плешаков

Класс:              4 А класс

Учитель:        Чаплыгина Тамара Семёновна

Тема урока:  Пустыни

Оборудование: презентация урока, учебник «Окружающий мир» 4 класс, автор А.А. Плешаков, карта природных зон, кроссворд, карточки для работы в группах, атлас-определитель, энциклопедии «Я познаю мир. Животные», «Я познаю мир. Растения»  «Тест по окружающему миру», проект учащегося.

Основные цели и задачи урока: 

  • сформировать у учащихся представление о природной зоне пустынь;
  •  ознакомить с географическим положением зоны пустынь, её особенностями, растениями и животным миром, деятельностью людей.

Обучение УУД:

− умение ставить учебную задачу и добиваться ее выполнения, осуществлять самоконтроль, развивать умение сравнивать, анализировать;

  • развивать речь учащихся;
  • воспитывать трудолюбие, способствовать здоровьесбережению.

 Коммуникативное развитие учащихся:

  • стимулирование учащихся к выражению собственного мнения;
  • использование различных диалоговых приёмов;
  • умение организовать общение учащихся друг с другом;
  • формирование умений слушать собеседника, договариваться, убеждать его;
  • участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
  • культура поведения в учебном диалоге.

Регулятивные УУД:

  • осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
  • сохранять заданную цель;
  • видеть ошибку и исправлять ее;
  • контролировать свою деятельность по результату;
  • адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

Развитие познавательной сферы:

  • степень познавательной активности, творчества и самостоятельности учащихся на уроке;
  • наличие и эффективность групповых, коллективных и индивидуальных форм работы учащихся на уроке;
  • создание условий для проявления способностей учащихся.

Личностное развитие учащихся:

  • формирование у обучающихся ответственности за свою деятельность;
  • эмоционально-положительное восприятие учения;
  • объективная оценка результатов деятельности;
  • степень организованности и заинтересованности в данном учебном предмете;
  • рефлексия.

Ход  урока

I  Мотивация к учебной деятельности

Итак, друзья, внимание,

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее,

Начнём сейчас урок.

– Нас сегодня ждет дорога,
И узнать нам надо много.
Так возьмемся, ребята, скорей за работу,
Чтобы времени зря не терять.
О том, как потрудились дома,
Поспешим друзьям рассказать

II Актуализация опорных  знаний

1. Работа с тестами

- В начале урока проверим  ваши знания. Выполните  тест 18 стр.30.  

-  Проверьте работы. Поставьте оценки.

2. Работа в парах

- Давайте проверим друг у друга выполнение заданий 3,4 на стр. 54 рабочей тетради.

III Самоопределение к деятельности

Сообщение учащегося

         - Знаете ли вы, что на Земле есть место, где в летний день стоит нестерпимая, изнуряющая жара, а ночью температура падает до нуля градусов, осадков выпадает чрезвычайно мало, а местами дождей не бывает несколько лет подряд. Дождь испаряется, не достигнув земли.

         Во время бури солнечный свет не доходит до земли и на некоторое время становится темно. Существуют миражи – призрак чего-либо (оптический обман зрения).

- Что это за место?

- Какова тема урока?

- Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

Сегодня  мы с вами отправимся туда,

Где много солнца и не видна вода.

Юго-запад России раскроет свои тайны нам,

Узнаем, что за звери обитают там,

Какие растения там растут

И почему так природную зону зовут.

IV Открытие нового знания

1. Работа с картой

- Покажите на карте зоны полупустынь и пустынь. Что вы можете по карте рассказать о них? ( Пустыни расположены на юго-западе страны по берегам Каспийского моря. Это южная природная зона, на карте она обозначена оранжевым цветом. Это небольшая по площади природная зона. Поверхность пустыни равнинная).

- От какого слова произошло слово пустыня? (От слова «пусто»)

2. Сообщение учителя

- В энциклопедическом словаре сказано: «Пустыня – это тип ландшафта в областях с постоянно сухим и жарким климатом, препятствующим развитию растительности, которая не образует в пустыне сомкнутого покрова».

         Пустыни в России занимают небольшую площадь к западу и востоку от низовьев реки Волги. Гораздо обширнее полупустыни, которые находится между степью и настоящей пустыней. Пустыни располагаются ещё ближе к экватору, поэтому там жарко.

         Это самая засушливая зона России. Летом температура воздуха в тени до +40º, +50º C. Осадков выпадает ничтожно мало. Поверхность днём  накаливается  до +50º, +70º С. Песок прогревается до + 80º С. Жаркий летний день сменяется очень холодной ночью. Зима короткая, средняя температура января  -10º C, в отдельные годы бывают  сильные морозы до - 30º С.  В пустыне всего два времени года зима и лето.

          Между Каспийским морем и рекой Амударьёй находится пустыня Каракумы (это Туркменистан), между реками Амударья и Сырдарья находится пустыня  Кызылкум (это Узбекистан и Казахстан). Эти реки впадают в Аральское море. Пустыни бывают песчаные и глинистые. Обратите внимание на валы из песка – барханы, на растрескавшийся глинистый участок – такыр.

 Физкультминутка

3. Работа в группах

- А теперь экологи, зоологи, ботаники приглашаются на учёный совет. Сначала читаете текст учебника стр.120 – 124 и выделяете необходимую информацию: зоологи изучают животный мир, а ботаники – растительный мир, экологи выявляют экологические проблемы. Помните о правилах работы в группе.

  • Все члены группы равны
  • Группы не соревнуются
  • Дружите, чтобы вместе выполнить задание
  • Будьте уверены в себе
  • В группе должны работать все, вносить вклад в общее дело
  • Ответственность за результат несёт каждый

- Ботаники, используя гербарий, рисунки с изображением растений, атлас-определитель, расскажите о растениях пустынь по плану.

План рассказа о растительном мире.

1. Общая особенность растений.

2. Индивидуальное приспособление к природным условиям (корень, стебель, лист).

3. Значение в природе.

- Зоологи, используя рисунки различных животных пустыни, энциклопедию «Я познаю мир. Животные», расскажите о животных пустыни по плану.

План рассказа о животном мире.

1. Приспособленность животных пустыни к природным условиям: размеры, окраска, образ жизни, чем питаются.

2. Значение в природе.

- Экологи, расскажите о пустынях по плану.

План рассказа об экологических проблемах

1. Экологические проблемы пустыни и пути их решения.

2. Охрана редких растений и животных, заповедники.

V Первичное закрепление

1. Сообщение ботаников

           Особенность растений пустыни в том, что они должны как можно меньше испарять влаги и добывать воду на большой глубине или иметь свой запас воды. Растения (по высоте) низкорослые. Поскольку в пустыне мало воды, то растения имеют длинные корни. Листья растений похожи на колючки.  Появляются растения только во время дождей.

         Самое распространенное растение пустыни – верблюжья колючка. У неё  длинный корень, с его помощью растение питает себя водой, корень проникает на глубину почти 20 м. Листья у растений в виде колючек, это позволяет воде меньше испаряться. Верблюжья колючка – растение невысокое.

         Джузгун – это небольшой кустарник. Его листья – зелёные веточки, корни хорошо закреплены в песке и удерживают его от передвижения, такую же роль выполняет травянистое растение колосняк, у него тоже тонкие листья.

         В пустыне встречаются деревья, например саксаул. Это низкие деревья, не более 4 – 5 м, растут на большом расстоянии друг от друга. Это дерево почти не дает тени. У него очень плотная, тяжёлая древесина, которая тонет в воде. Саксаул нельзя пилить и рубить топором – слишком хрупок. Гораздо проще его ломать. Это лучшее древесное топливо в мире, лучше многих сортов бурого угля, потому что даёт больше тепла.

         Что такое оазис. Там, где есть вода, растёт всё: деревья, кустарники, травы. Такие места называют оазисами. Величайшим оазисом среди высоких гор является Ферганская долина, по которой  протекает река Сырдарья. Горы с юга защищают от ветров. С гор стекают реки в долину, от них проведены оросительные каналы на поля и в сады. Много света, тепла и воды. Что ещё нужно для роста растений!  На поливных землях выращивают хлопок. Там так много трав и цветов, но через 2 – 3 недели всё исчезает. Эти растения пользуются весенней влагой и за короткое время успевают вырасти, отцвести и дать семена (тюльпаны, лилии, красный мак).

2. Сообщение зоологов

         Большинство животных пустыни некрупные, потому что им негде спрятаться от хищников. Окраска под цвет песка – это маскировка. Большинство животных ведут ночной образ жизни, когда спадает жара. Воду они получают с пищей, поедая растения или других животных; в выборе пищи животные неприхотливы. Чтобы найти воду, они должны быстро передвигаться или впадать в спячку, чтобы не хотелось есть и пить.

         В пустыне обитают песчаный удавчик, ящерка быстрая, ящерица-круглоголовка. Все они быстро передвигаются, а ящерица-круглоголовка мгновенно может зарыться в землю в случае опасности. Лисичка корсак и ушастый ёж имеют большие уши. Они им нужны для того, чтобы лучше слышать, ведь они ведут ночной образ жизни. В пустыне обитают грызуны: тушканчики, песчанки. Одни из них роют норы, другие – тушканчики – быстро передвигаются большими прыжками до 3 м в длину. Крупными животными считаются сайгаки и верблюды. Сайгаки в основном живут стадами (так легче выживать) и умеют быстро бегать. Из насекомых в пустыне встречаются скорпионы, кобылки, жуки-чернотелки, скарабеи.

3. Сообщение экологов.

         Освоение пустынь человеком привело к экологическим проблемам в этой природной зоне. Люди построили каналы, чтобы орошать землю, - это хорошо. Но неумеренное орошение привело к тому, что в почвах стало накапливаться много соли. Из-за неумеренного выпаса скота больше стало подвижных песков – животные полностью съедают растения на пастбищах. Проблемой является и браконьерство. От рук браконьеров погибает много животных. Под угрозой исчезновения оказались сайгаки: созданные человеком оросительные каналы оказались для них непреодолимым препятствием. Для сохранения природы в 1990 году в Республике Калмыкия создан заповедник «Чёрные земли». В этом заповеднике есть участки пустынь и полупустынь, встречаются все виды животных, а на озере  Маныч - Гудило обитают утки, гуси, лебеди.

- Как же приспособились растения и животные к жизни в зоне пустынь? (Растения имеют крошечные листочки или колючки – так меньше испаряется влаги. Корни растений уходят вглубь на 15 – 20 м в поисках воды. У многих животных кожа покрыта твердыми щитками – защита от жары и испарения. Мелкие зверьки ведут ночной образ жизни – спасаются от жары. Пустынные животные довольствуются влагой, которая содержится в пище, используют вместо воды запасы жира – спасение от жажды. Вывод: все приспособления связаны с недостатком влаги и периодической засухой.)  

VI Включение новых знаний в систему знаний

1. Защита проектов о верблюде и о змеях пустыни

2. Игра «Узнай меня»

1. Лапки кенгуру, тельце мыши, уши осла, а хвост льва.

2. Я очень красива, у меня большая голова, от врагов я мгновенно зароюсь в песок.

Я

Т

У

Ш

К

А

Н

Щ

С

А

К

С

А

Ч

Е

Ч

Е

Р

Е

У

И

Р

А

Х

А

П

Л

К

И

Б

А

Р

Х

А

Н

Ц

А

О

З

М

Е

Я

3. Мой ствол как камень, весной я красавец, а листья мои тонкие, как вязальные спицы.

4. Вьется веревка, на конце – головка.

5. Что за чудо! Вот так чудо!                                

Сверху блюдо, снизу блюдо!

Ходит чудо по дороге,

Голова торчит да ноги.

6. Я – песчаный холм, и зовут меня …

О т в е т ы: 1. Тушканчик. 2. Ящерица. 3. Саксаул. 4. Змея. 5. Черепаха. 6. Бархан.

3. Исправь ошибки

Письмо Барона Мюнхгаузена.

         Это было в пустыне. Охотники 3 дня гонялись за тигром, изнемогая от жары и зноя. Верблюды не выдержали и пали. Поддерживая друг друга, обжигая ноги о раскаленные камни и щебень, охотники едва добрели до большой реки. Здесь они утолили жажду и, скинув пыльную одежду, бросились в воду. Долго плавали, а затем укрылись от палящего зноя в тени саксаулового леса. Стали думать: “Что же делать дальше?” Наконец сообразили: построили из саксаульных бревен плот и благополучно достигли на нем ближайшего селения.

VII Подведение итогов урока

         - Подумайте и ответьте на вопрос: почему в пустыне два хозяина – солнце и ветер? (Солнце – хозяин, потому что там всегда жарко. Солнце направляет на эту территорию почти прямые лучи, так как пустыни лежат близко к экватору. Ветер тоже хозяин пустыни, потому что там почти нет деревьев, и ничто ему не препятствует.)

VIII Задание на дом

1. Прочитать текст на стр. 118 – 125 учебника.

2. Выполнить задания в тетради стр.57 – 60

IX Рефлексия

- А сейчас закончите предложения. Сегодня на уроке я узнала, я поняла, я научилась, мне было…..

На уроке окружающего мы наблюдали, отвечали, запоминали

И я надеюсь: Вам тепло? Вам светло? Прозвенел звонок? Уже закончился урок? Получили 5? Идите отдыхать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Откуда в наш дом приходит электричество?" к учебнику А.А. Плешакова "Окружающий мир 1 класс"

Презентация "Откуда в наш дом приходит электричество?" к учебнику А.А. Плешакова "Окружающий мир 1 класс"...

• Конспект урока по окружающему миру по программе А.А. Плешакова. Тема: "В царстве грибов"

Расширение знаний детей о грибах; знать их многообразие, значение; учить отличать съедобные грибы от несъедобных; воспитывать бережное отношение к ним; проводить не...

Конспект урока в 4 классе по учебнику "Английский язык с удовольствием"

Конспект урока в 4 классе по учебнику «Английский язык с удовольствием»Цель: активизировать лексику по теме «Мебель»Задачи:Образовательные:- совершенствование произносительных навыков- развитие письме...

Конспект урока по окружающему миру по программе А.А. Плешакова "Грибы"

Знакомство детей с некоторыми видами грибов, строением и польза грибов, с правилами сбора грибов....

План конспект урока по окружающему миру по учебнику А.А. Плешакова в первом классе на тему "Что вокруг нас может быть опасным?" учителя начальных классов МБОУ "Хучельская ООШ" д. Хучель Канашского Района Чувашской Республики Григорьевой Ренаты Валерьевны.

Научить детей видить потенциальную опасность окружающих предметов и соблюдать осторожность при обращении  с ними. Закрепление знаний основных правил перехода улицы. Развитие понимание....

Конспект урока на тему: Знакомство с учебником. Система условных обозначений. Содержание учебника. 1класс

Знакомство с учебником. Система условных обозначений. Содержание учебника. 1класс...

Конспект урока "Тела,вещества и частицы" 3 класс УМК Плешакова ("Школа России")

Конспект урока "Тела,вещества и частицы" к УМК А.А. Плешакова ("Школа России") с применением технологии развития критического мышления. Применение приемов и методов данной технолог...