«Условия для прорастания семян и роста растений».
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме

Кузнецова Ольга Васильевна

Урок окружающего мира с проблемной ситуацией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Андреевская основная общеобразовательная школа»

Муниципальный конкурс

«Наш новый урок в начальной школе»

Номинация: проблемный урок

Автор-составитель:

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

Кузнецова Ольга Васильевна

Г. Юрьев – Польский

2016г.

УМК Л.В.Занков

Предметная область: окружающий мир

Класс: 2

Тема: «Условия для прорастания семян и роста растений».

Цель: познакомить детей с условиями, необходимыми для роста и развития растений; обобщить знания о растениях.

Задачи урока:

 Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

  • формирование уважения к иному мнению;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

(регулятивные УУД)

- формирование  умения принимать и сохранять учебные задачи;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать свою деятельность;

(познавательные УУД)

-   формирование умения работать с информацией: использовать различные способы поиска информации; работать с несколькими источниками информации (учебником, планом, иллюстрациями, таблицей);

- формирование интеллектуальной автономности;

- развитие операционного мышления;

 (коммуникативные УУД)

-формирование умения слушать и слышать;

-формирование умения ясно и четко излагать свою точку зрения, доказывать ее;

-формирование умения работать в группах, распределять роли и функции совместной деятельности; выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле;

-формирование умения работать в подготовленной среде, осуществлять выбор дополнительной информации, форм презентации;

-формирование умения связно выражать свои мысли, готовить полные речевые высказывания.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения :

-познакомить с условиями, необходимыми для роста и развития;

-обобщить знания о растениях;

-создать условия для формирования познавательного интереса к обучающему миру.

Оборудование урока: учебник «Окружающий мир» 2 класс (авторы: Н.Я. Дмитриева), рабочая тетрадь №2. Приложение 1,2; презентация к уроку.

Содержание взаимодействия педагога и учащихся

Этапы урока

Содержание этапа. Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1

Организационный

момент

Приветствие Слайд 2

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать –

Научиться наблюдать.

Будем вместе развивать

У себя внимательность,

А поможет всё узнать

Наша любознательность.

Отгадайте загадку. Отгадка и будет темой нашего урока.

Слайд 3

Дышит, растёт, а ходить не может

Правильно! «Условия для прорастания семян и роста растений». Это будет тема нашего урока.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место.

растение

Коммуникативные

Планирование учебного сотрудничества

Управление поведением партнера

Регулятивные

Планирование

Волевая саморегуляция

Личностные

Нравственно-этическая ориентация

2

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Давайте повторим, то что мы проходили на прошлом уроке.

-Вспомните и скажите , что относится к живой и неживой природе?

Слайд 4 деревья: берёза, рябина, дуб, яблоня, клён, груша.

-Разделите эти растения на две группы.

-По какому признаку вы разделите?

Кто пробовал яблоко с дикой яблони? Чем отличается яблоки? Как вы объясните эти различия?

Вспомним и сравним землянику садовую и лесную

Какой вывод вы сделаете?

Приводят примеры живой и неживой природы.

Делят на культурные и дикорастущие деревья.

Они другого вкуса - кислее, они меньше размером.

Они вкусные. Садовая крупнее, чем лесная.

Что для лучшего роста растениям нужен уход.

Познавательные

1.Общеучебные

Осознанное и произвольное построение устного речевого высказывания

2.  Логические

Анализ объектов

Синтез объектов

Сравнение объектов

Классификация объектов

Коммуникативные

Планирование учебного сотрудничества

Умение полно и точно выражать свои мысли

3

4

Постановка учебной проблемы

Творческое воспроизведение знаний.

1.Постановка проблемы. Послушайте историю: «Второклассник Ваня очень любит помогать своей бабушке. А с приходом весны у садоводов много работы: приготовить семена, посадить рассаду. И вот бабушка Вани начала сажать рассаду. Ваня решил провести опыт и помочь бабушке. Он взял 6 неповрежденных семян гороха и поместил в разные условия:

- несколько горошин завернул в сухую салфетку и оставил на кухне;

- несколько горошин бросил в стакан с водой;

- несколько горошин в мокрой тряпочке поместил в холодильник;

- несколько горошин положил в мокрую тряпочку и положил в теплое место и следил чтобы тряпочка была влажная.

Через 4дня Ваня выложил все семена на стол, но бабушка случайно выкинула записи, где какое семя лежало»

Ваня попал в непростую ситуацию.

 Как ему узнать, какое из семян в каких условиях прорастало?

 С какой проблемой мы столкнулись?

Как мы будем решать проблему?

У нас есть фотографии этих семян и список условий, в которых поместил их Ваня.

Разделимся на 4 группы. Слайд 5

У каждой группы карточка с таблицей

Приложение1

Условия

Результат

1

несколько горошин завернул в сухую салфетку и оставил на кухне

2

несколько горошин бросил в стакан с водой

3

несколько горошин в  мокрой тряпочке поместил в холодильник

4

несколько горошин положил в мокрую тряпочку и положил в теплое место и следил чтобы тряпочка была влажная.

Слайд 6

Чтобы работа в группах была успешной напомню правила:

  1. В группе должен быть ответственный.
  2. Если не понял переспроси.
  3. Один говорит другие слушают.
  4. Свое несогласие высказывай вежливо.
  5. Работать должен каждый на общий результат.

Работа в группах.

Проверим. Какую цель вы поставите  перед собой на уроке.

2. Решение проблемы.

Слайд 7

1 сообщение

Небывалая засуха установилась на территории России в 2010 году. Засухи бывают, главным образом, из-за длительного отсутствия атмосферных осадков. При этом почва высыхает сначала с поверхности, потом, благодаря появляющимся трещинам, все глубже и глубже, а растущие на ней растения, не имеют возможности получить нужной им воды, гибнут. Засуха в 2010г. нанесла огромный урон сельскому хозяйству.

Какое из семян Вани оказалось в похожей ситуации?

Что с ним будет?

Что запишем в первую строку таблицы?

Слайд 8

 2 сообщение

Многие растения страдают во время весеннего половодья. Вода заливает поля леса. Гибнут молодые растения так и крупные растения. Из этого следует, что каждой весной возникает проблема борьбы с последствиями наводнений.

-Какое растение оказалось в подобной ситуации?

Слайд 9

3 сообщение

Когда растения повреждается холодом, то они теряют листья, меняется их окраска. При этом в растениях нарушается обмен веществ, в них накапливаются питательные вещества, что приводит к гибели растений.

-Какое из семян оказалось в подобной ситуации?

-Что с ним будет?

Запишем в таблицу

Нам осталось рассмотреть четвертый случай.

-Что сделал Ваня?

Запишем в таблицу

Затрудняются ответить.

Каждая группа работает

Как ведут семена в разных условиях.

То что Ваня положил в сухую салфетку и оставил на кухне.

Оно погибнет

Условия

Результат

1

несколько горошин завернул в сухую салфетку и оставил на кухне

горошины не проросли, погибли, условия для роста семян плохие

То, что Ваня положил в воду.

Семя погибнет.

Условия

Результат

2

несколько горошин  бросил в стакан с водой

Горошины не проросли, погибли, условия для роста семян плохие

То которое Ваня положил в холодильник.

Семя погибнет.

Условия

Результат

3

несколько горошин в  мокрой тряпочке поместил в холодильник

горошины не проросли, погибли, условия для роста семян плохие

Он завернул семя в мокрую тряпочку и положил их в теплое место, и следил чтоб тряпочка была влажной.

Семена проросли.

Условия

Результат

4

несколько горошин положил в мокрую тряпочку и положил в теплое место и следил чтобы тряпочка была влажная.

Горошины - семена проросли.

Познавательные УУД (формулирование проблемы, самостоятельное сознание способов решения проблем творческого и поискового характера)

регулятивные УУД

(целеполагание, планирование, алгоритмизация действий)

Познавательные (самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера, практические действия, умение работать с несколькими источниками информации: таблицей и иллюстрациями).

Личностные (развитие самостоятельности и личной ответственности

Коммуникативные (полные ответы уч-ся, готовые речевые высказывания, использование средств языка и речи для получения и передачи информации)

Личностные (развитие самостоятельности и личной ответственности за свою часть работы

5

Закрепление

Работа в рабочей тетради.

 рабочая тетрадь. Задание №84. Стр.34

Помните о том, что растениям необходима наша помощь.

Прочитайте текст на стр. 60-61 и подготовьте вопрос своим одноклассникам.

А сейчас на экран, слайд 6.

  1. Всем растениям необходимы разные условия для роста и развития.
  2. Любое растение может выжить везде на Земле, если там есть воздух.
  3. Высокие температуры и нечастые дожди помогают росту растений.
  4. Свет, тепло, влага и минеральные вещества необходимы растениям.
  5. После половодья растения растут лучше.

Самостоятельно выполняют задание учителя

Задают вопросы.

Познавательные (анализ с целью выделения признаков существенных или несущественных)

6

Рефлексия деятельности (итог урока)

Выдает листы самооценки, дает инструктаж по их заполнению.

Слайд 10

Дома Р.т.№2 стр.35 №85

Заполняют листы самооценки

Регулятивные (контроль, коррекция, оценка).

Прогнозируемый результат:

- Личностные: дети научатся прислушиваться к чужому мнению, самостоятельно принимать решения и отвечать за свою часть работы.

- Метапредметные: у учащихся продолжат формироваться  умения принимать и сохранять учебные задачи; планировать, контролировать и оценивать свою деятельность (регулятивные УУД); научаться работать с несколькими источниками информации, использовать необходимые иллюстрации (познавательные УУД); дети научатся слушать и слышать,  ясно и четко излагать свою точку зрения,  работать в группах, распределять роли и функции совместной деятельности; выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле; работать в подготовленной среде, осуществлять выбор дополнительной информации, связно выражать свои мысли, готовить полные речевые высказывания (коммуникативные УУД).

-Предметные:

-познакомиться с условиями, необходимыми для роста и развития;

- научиться обобщать знания о растениях;

-создавать условия для формирования познавательного интереса к обучающему миру;

 

Используемая литература и Интернет – ресурсы:

  1. «ФГОС начального общего образования: опыт реализации», Петрова Е.Н., Яковлева С.Г., издательство «Учебная литература» 2012 год, 231 с.
  2. https://uchiteljam.ru/nachalynaya_shkola/material/05dac9fcc7e3.pdf
  3. https://yandex.ru/images/search?img_url=https%3A%2F%2Fwww.gourmetstore.com%2Fsites%2Fdefault%2Ffiles%2Fimagecache%2Fproduct_full%2FH25.jpg&_=1453741163067&p=2&text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%88%D0%B8%D0%BD%D1%8B%20%D0%BF%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B1%D0%BB%D0%B8%20%D1%81%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B0&noreask=1&pos=84&rpt=simage&lr=213
  4. http://www.metod-kopilka.ru/konspekt_po_okruzhayuschemu_miru-49391.htm

Приложение 1

Условия

Результат

1

Несколько горошин завернул в сухую салфетку и оставил на кухне.

Условия

Результат

2

Несколько горошин бросил в стакан с водой

Условия

Результат

3

Несколько горошин в мокрой тряпочке поместил в холодильник

Условия

Результат

4

Несколько горошин положил в мокрую тряпочку и положил в теплое место и следил чтобы тряпочка была влажная.

Приложение 2

   http://thumbs.dreamstime.com/x/%D1%81%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B0-%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B2-%D1%80%D1%83%D0%BA%D0%B8-19058745.jpghttp://cs1.livemaster.ru/storage/7b/f3/33e32a85da04dffd67398177bd0w--kosmetika-ruchnoj-raboty-vorozhejnoe-mylo-vot.jpg

         

http://irecommend.ru.q5.r-99.com/sites/default/files/imagecache/copyright/user-images/28017/dsc04154.jpg

http://www.dried.su/ckfinder/userfiles/Image/catalog/pea1.jpg

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Андреевская основная общеобразовательная школа» «Условия для прорастания семян и роста растений » Автор-составитель: учитель начальных классов первой квалификационной категории Кузнецова Ольга Васильевна

Слайд 2

Чтоб природе другом стать, Тайны все её узнать, Все загадки разгадать – Научиться наблюдать. Будем вместе развивать У себя внимательность, А поможет всё узнать Наша любознательность.

Слайд 3

Дышит, растёт, а ходить не может. растение

Слайд 4

берёза , рябина, дуб, яблоня, клён, груша. б ерёза рябина дуб яблоня к лён груша

Слайд 5

№ Условия Результат 1 Семя завернул в сухую салфетку и оставил на кухне 2 2 горошины бросил в стакан с водой 3 Семя в мокрой тряпочке поместил в холодильник 4 2 горошины положил в мокрую тряпочку и положил в теплое место и следил чтобы тряпочка была влажная.

Слайд 6

1. В группе должен быть ответственный. 2 . Если не понял переспроси. 3. Один говорит другие слушают. 4. Свое несогласие высказывай вежливо. 5.Работать должен каждый на общий результат.

Слайд 7

Небывалая засуха установилась на территории России в 2010 году. Засухи бывают, главным образом, из-за длительного отсутствия атмосферных осадков. При этом почва высыхает сначала с поверхности, потом , благодаря появляющимся трещинам, все глубже и глубже, а растущие на ней растения, не имеют возможности получить нужной им воды, гибнут. Засуха в 2010г. нанесла огромный урон сельскому хозяйству.

Слайд 8

Многие растения страдают во время весеннего половодья. Вода заливает поля леса. Гибнут молодые растения так и крупные растения. Из этого следует, что каждой весной возникает проблема борьбы с последствиями наводнений.

Слайд 9

Когда растения повреждается холодом, то они теряют листья, меняется их окраска. При этом в растениях нарушается обмен веществ, в них накапливаются питательные вещества, что приводит к гибели растений.

Слайд 10

Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по окружающему миру "Изучение условий прорастания семян"

Перед нами возникла проблема "Какие условия необходимы для прорастания семян?" Мы много читали, экспериментировали, думали. И поняли, чтобы использовать дары природы - надо много трудиться!...

Исследовательская работа "Условия, необходимые для прорастания семян"

Это исследование проводилось в рамках предмета окружающий мир. Осенью ребенок принес семечко хурмы и спросил, можно ли из него вырастить растение. Мы решили сначала опытным путем узнать на примере фас...

Исследовательская работа по теме "Условия, необходимые для прорастания семян гороха"

Цель  работы: рассмотрение влияния внешних факторов на проращивание семян гороха.Исследуя условия прорастания семян гороха, изучая влияние различных факторов на данный процесс, мы ставили перед с...

презентация к исследовательской работе "Условия, необходимые для прорастания семян"

презентация к исследовательской работе "Условия, необходимые для прорастания семян"...

Презентация "Влияние внешних условий на прорастание семян нута"

Исследовательский проект "Влияние внешних условий на прорастание семян нута" . Проект нацеливает на проявление интеллектуальных способностей, нравственных и коммуникабельных качеств, де...

Исследовательская работа "Условия прорастания семян"

Исследовательская работа "Условия прорастания семян" ученика 4 класса.    Актуальность исследования заключается в том, что результаты опытов можно будет использоват...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «АНАЛИЗ УСЛОВИЙ, ВЛИЯЮЩИХ НА ПРОРАСТАНИЕ СЕМЯН ГОРОХА»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА«АНАЛИЗ УСЛОВИЙ, ВЛИЯЮЩИХ НА ПРОРАСТАНИЕ СЕМЯН ГОРОХА»...