ПНШ 4 класс Окружающий мир Зона степей
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Журба Наталья Петровна

ПНШ

4 класс

Окружающий мир

Зона степей

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 16.11.16.docx28.17 КБ

Предварительный просмотр:

Дата_____________                      Окружающий мир

Тема: Зона степей. ОБЖ. Опасные шалости и игрушки.

 стр. 95–103. Доклад о зоне степей по плану Тетрадь стр. 32-34

Цель:

- иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека:

-  уметь: находить зону степей на карте «Природные зоны России»; сравнивать зону степей и зону лесов; объяснять название промежуточной зоны «лесостепь»; называть редких животных степей, занесенных в Красную книгу; составлять цепи питания между обитателями степей;

- воспитывать бережное отношение к природе, значимость растений и животных для человека и нашей планеты; сохранять ЗСР.

   Обобщить знания учащихся по вопросам личной безопасности в повседневной жизни, создать условия для профилактики опасных ситуаций в быту, способствовать овладению проектными умениями и воспитанию бережного отношения к своему здоровью.

Формируемые УУД:

 Личностные

положительное отношение к урокам окружающего мира.

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

Коммуникативные УД

Высказывать свое мнение при обсуждении задания.

Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре, сравнивать полученные результаты.

Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Регулятивные УД

Определять цель учебной деятельности самостоятельно; составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

Познавательные УД (общеучебные):

умение ставить, формулировать и решать проблемы как некоего целого, ориентироваться в учебнике.

применять базовые знания для решения конкретной проблемы понимать информацию, представленную в виде текста; определять характер взаимоотношений человека с природой, обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе .

Развивать учебно-познавательные компетенции: добывание знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, наблюдать, рассуждать, делать выводы сравнивать, обобщать, находить общие и отличительные признаки растений;

ценностно-смысловые компетенции: связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир;

Информационные компетенции: работать с картой. 

Тип урока:  изучение нового материала

Технология: личностно-ориентированного обучения, критического мышления

Методы: учебный диалог, система малых групп.

Ход:

1. Организационный момент. 
Добрый день, дорогие друзья! 
Прозвенел уже звонок, 
Начинаем наш урок! 
- Сегодня, ребята, мы совершим увлекательное путешествие. В пути мы узнаем много интересного. 
Интересный урок сегодня у нас, 
К нему готовился каждый из нас. 
Чтоб победить, надо многое знать, 
Придётся всем думать и рассуждать. 
Вам, я думаю, всё по плечу, 
Ведь я Вас четвёртый год уж учу. 
И знаю, что каждого ждёт свой успех, 
А я, как всегда, болею за всех! 

- А что у нас сегодня за окном? (рассказ детей о погоде)

- Открываем дневники наблюдения. Отмечаем погоду на стенде и в тетради.  (Время года, дата, температура и т.д.)
2. Актуализация знаний. 
А ка вы думаете, где будет точнее отслеживаться погода? Как называется это место? (метеорологическая станция).

Работа по группам (вспомните правила работы в группе).
-
С метеорологической станции пришли письма. Необходимо определить природную зону в которую было отправлено письмо. Соотнести название с образным выражением и расположить природную зону в порядке расположения с севера на юг
1 группа: Здесь тёмные хвойные леса на широких пространствах. Хозяин здесь бурый медведь. (Тайга) 
2 группа: Полгода здесь день и полгода ночь. Всюду снега и льды. Солнце летом поднимается над горизонтом невысоко. Территория зоны не имеет коренного населения. (Арктика) 
3 группа: Деревья здесь не растут. Болотистая местность – прекрасное место для многочисленных комаров и мошкары. Лето здесь короткое. Навещают этот край летом многочисленные птицы. Мхи и лишайники господствуют всюду. (Тундра) 

4 группа: Как море волнуются здесь травы и зерновые культуры. Лето здесь жаркое с сухими ветрами. Для задержания снега сажают здесь лесные полосы. Множество грызунов населяют эти края, спасаясь в норах от хитрых лисиц, орлов. (Степь) 

3. Погружение в проблему. 
- Расположить природную зону в порядке расположения с севера на юг

(Арктика, Тундра, Тайга, степь). 

Есть ли в наших группах неизученная природная зона?
- Какая это природная зона?
4. Формулирование темы урока. 
- Сформулируйте тему нашего урока. 
5. Постановка учебной задачи. 
- Да, ребята, сегодня на уроке мы будем изучать зону степей, её расположение, животный и растительный мир степей, влияние человека на природу степи. А поможет нам изучить эту тему - учебник, карта и дополнительный материал, который находится у вас на партах 
6. Формирование новых знаний. 
- Давайте составим план нашей работы. 
1. Степь. 
2. Климат.

3.Растительный мир.

4. Животный мир. 

5. Занятия населения. 
6.Экологические проблемы.

- Сегодня вы будете научными работниками и проведете свои исследования. 
Для этого вы будете работать в команде. 1 команда –
географы, 2 команда – ботаники, 3 команда – зоологи, 4 – экологи. А что же это за люди? Чем они будут заниматься сегодня? 
Но сначала посмотрите на рисунок и скажите: Почему на Земле разные природные зоны? 
Отчего это зависит? (От климата. Климат зависит от распределения тепла на земле, растительность и животный мир зависят от климата. В Северных районах солнечные лучи падают наклонно. Они скользят по поверхности Земли и слабо её нагревают. Чем южнее, тем более прямее падают солнечные лучи на Землю, тем сильнее они нагревают земную поверхность.). 
Работа с учебником стр.95. 

- Открываем учебник стр.95.

а) Чтение детьми 1и 2 абзац.

б) Задание стр. 95.
Постарайтесь рассказать о климате степей. (в зоне степей жарко, т.к. солнечные лучи падают прямее и земля получает больше тепла). 

В какой зоне мы живём?
- Конечно, ребята, зона степей расположена в умеренном поясе. Южнее зоны лесов тепла ещё больше, но осадков выпадает меньше. Из-за недостатка влаги деревьям здесь труднее расти. Леса всё чаще чередуются с безлесными участками, а затем и вовсе исчезают. Так постепенно лесная зона сменяется зоной степей. В степной зоне лето продолжительное, засушливое. В июле + 22 - + 25 градусов, жара может достигать до 40 градусов. Погода сухая, солнечная. Часто дуют сухие горячие ветры суховеи. Иногда суховеи переходят в пыльные бури. 
Дожди имеют ливневый характер. Быстро проходит ливень, и большая часть воды, не успевая напоить почву, потоками стекает в низины и испаряется. Зима короткая и тёплая, но бывают холода до -20, -30 градусов. Весной степь оживает, покрывается ковром тюльпанов и ирисов.

Закройте глаза и представьте такую картину: куда ни посмотришь – кругом безбрежные просторы, тебя обдувает горячим ветром, нещадно палит солнце, и нет ни одного деревца, только травы качаются вокруг. Вот такая зона степей. 

- Итак, начинаем работу в командах. Каждая команда получает карточки-помогайки с вопросами, по которым вы будете строить свои ответы. 
- Географы, пользуясь картой и учебником, постараются определить место нахождения зоны степей. 
- Ботаники, также пользуясь учебником и дополнительным материалом, расскажут нам о растительном мире степей. 
- Зоологи подготовят рассказ о животных. 
- Экологи – об охране зоны степей или экологических проблемах. 
(команды готовятся) 
7. Включение в систему знаний. «Открытие» новых знаний учащимися – рассуждения, сравнения, выводы. 
- Ну, что все готовы. Начинаем совместными усилиями характеризовать зону степей. Слово предоставляется географам. 
- Где же расположена зона степей? О чем рассказала нам карта? 
Покажите зону степей на карте?

Тепла в степях больше, чем в зоне лесов, но осадков выпадает меньше. Лето долгое засушливое, +25С, +30С, жара может достигать до +40С. Погода летом солнечная, сухая. Часто дуют ветры, иногда переходят в пыльные бури. Зима короткая и теплая, но бывают холода до -30С, снега мало. Из-за того, что в зоне степей мало влаги — не растут деревья 
( учащийся отвечает, а члены группы ему помогают). 
- Совершенно верно, ребята. Зона степей расположена южнее зоны лесов, она тянется вдоль юго-западной границы России. Её территория прерывается лесостепями. По площади это небольшая зона, она меньше зоны лесов и тундры. 
- Ну что ж, сейчас вы имеете представление, где расположена эта природная зона. 
- А теперь давайте послушаем, какие исследования провели биологи. 
- Какие же растения встречаются в зоне степей? Какова их особенность? 
Степь - царство трав. В степи растет полынь, типчак, ковыль. В полдень горько пахнет полынью. К концу лета степь почти выгорает. Тогда можно увидеть перекати – поле. Осенью их стебель ломается у самого основания, и ветер гонит легкие, почти прозрачные шары по ровному пространству степей. Так перекати – поле переносит свои семена на дальние расстояния. 
Красива степь весной, когда сойдет снег. В это время зеленая степь покрыта разноцветными огоньками тюльпанов, ирисов, гиацинтов 
(Листья у растений узкие, чтобы испарялось меньше влаги. Корни уходят глубоко в землю, чтобы добывать влагу). 
- Молодцы, биологи. Действительно, в степи встречаются теплолюбивые растения, у которых узкие листья и длинные корни для того, чтобы добывать влагу. Некоторые степные растения имеют мясистые стебли и листья, в которых сохраняется влага. 
8. Физминутка. 
Приседаем если признаки лесной зоны, хлопаем если степь. (Тайга, лось, суховей, полынь, зубр, редкие дожди, ковыль, фитонциды, пыльная буря.)

- Ну вот, а теперь пришла пора зоологам рассказать нам о животных степи. 
Основными представителями животного мира степей являются грызуны: суслики, тушканчики, хомяки, полевки. Сурок никогда не сгрызает весь стебель растения: там листик откусит, там побег или веточку. Поэтому сурки не наносят большого вреда растениям. К осени, когда начинаются холода, сурки забираются в норы и засыпают до весны. 
(В степях живут насекомые, птицы, много грызунов. Гнёзда птицы устраивают прямо на земле, т.к. в степи нет деревьев. Животные степи некрупные, их жизнь связана с землёй). 
- Действительно, ребята, животные степи все живут и делают себе жилище прямо на земле, ведь в степи нет деревьев, а сплошной ковёр из травы. Почему же животные имеют окраску земли или растительности? (прятаться от хищников и добывать себе пищу, чтобы их было незаметно).
- Молодцы. А теперь давайте посмотрим на картинку и с вами вместе разберёмся, а чем же занимается в степи люди, которые там живут?( земледелием). В степи очень плодородные почвы. Такие почвы называют чернозём. В связи с этим, степи являются самым благоприятным для земледелия районом, так как культурные растения здесь могут развиваться до девяти месяцев в году. Выращивают здесь зерновые и технические культуры. Неудобные для пашни земли в степях используются как пастбища для скота.

Видео «Верблюд»

 А что ещё у нас выращивают?
На территории нашего села выращивают зерновые и зернобобовые культуры: пшеница, кукуруза, ячмень, подсолнечник, соя, лён.

В Министерстве сельского хозяйства Ставропольского края подвели итоги уборочной кампании: валовой сбор зерна на сегодня составляет около девяти миллионов тонн при средней урожайности свыше 40 центнеров с гектара.
Лидеры по валовому сбору: Ипатовский район — 571,6 тыс. тонн, Буденновский — 486,5 тыс. тонн, Апанасенковский — 434,5 тыс. тонн, Советский — 419,3 тыс. тонн,
Красногвардейский — 440,5 тыс. тонн, Новоалександровский — 445,5 тыс. тонн.
Лучшие по урожайности: Кочубеевский район — 67,4 ц/га, Новоалександровский — 64,1 ц/га, Изобильненский — 58,7 ц/га,
Красногвардейский — 55,5 ц/га, Труновский — 52,5 ц/га.


- Верно, ребята. Но в связи с этим в зоне степи возникают экологические проблемы. Об этом нам расскажут наши экологи. (Чтобы сберечь природу степей надо ограничить распашку земель, ограничить выпас скота, бороться с браконьерством, создавать заповедники. В засушливый период запрещается разводить костры.
Опасные шалости и игрушки могут привести к печальным последствиям). Цепи питания, сложившиеся в степи. Хомяки, растения, степная гадюка.  Насекомые, растение, серая куропатка, степной орел.
- Большое спасибо, уважаемые экологи, вы познакомили нас с проблемами, возникшими в степи по вине человека, и предложили пути их решения. 
9. Работа в тетради с печатной основой. стр: 32-34 (д/з)
Проверка. 
10. Рефлексия деятельности. 
Рефлексия достижения цели.
Цель урока:

- иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека:

-  уметь: находить зону степей на карте «Природные зоны России»; сравнивать зону степей и зону лесов; объяснять название промежуточной зоны «лесостепь»; называть редких животных степей, занесенных в Красную книгу; составлять цепи питания между обитателями степей;

- воспитывать бережное отношение к природе, значимость растений и животных для человека и нашей планеты;

11. Выставление оценок. 

- Какие задания вам особенно понравились?

- Как вы считаете кому можно поставить оценку пять и почему?(полные ответы с доказательством, логическое рассуждение, активность на уроке)

- А кто менее активно поработал?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру "Зона степей.Степь и человек.

Урок в 4 классе. Ребята самостоятельно  работают в группах("географы", "биологи". "зоологи", "экологи"). У каждой группы своё задание. Они работают с учебником, картой, энциклопедиями. Ответы уча...

Конспект урока по окружающему миру "Зона степей"

Конспект урока по окружающему миру для учащихся 4 класса ,автор А.А. Плешаков, по программе "Школа Росиии"...

Презентация по окружающему миру "Зона степей" (4 класс).

Презентация знакомит обучающихся  с природной зоной "Степи", её климатом, растительным и животным миром....

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе на тему "Зона степей"

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе на тему "Зона степей"...

Урок окружающего мира "Зона степей"

Цель: Сформировать у обучающихся представление о природной зоне степей; познакомить с географическим положением зоны степей, еѐ особенностями, животным и растительным миром, ролью человека....

Технологическая карта урока окружающего мира "Зона степей" 4 класс УМК "Школа России"

Представлена подробная технологическая карта урока окружающего мира в 4 классе по теме "Зона степей". Дано подробное описание работы учащихся в группах на этапе изучения нового материала. В ...

Урок окружающего мира в 4-м классе на тему "Зона степей"

Цель урока: сформировать у учащихся представление о природной зоне  степей. Задачи урока: 1. Образовательные: Познакомить с географическим положением степей, климатическими ус...