Тема: Птицеферма
план-конспект занятия по окружающему миру (1 класс) на тему

Парфенчук Алефтина Ивановна

Познакомить учащихся с  видовым разнообразием домашних птиц.  

Расширять знания кругозор детей о способах ухаживания за домашними животными и о роли домашних птиц в жизни человека.

Различать основные признаки и отличительные особенности домашних птиц.

Развивать речь, внимание детей, чувство ответственности за жизнь домашних животных

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                    Парфенчук Алефтина Ивановна

                                                                                    педагог дополнительного образования

                                                                                       МАУДО

                                                                                     города Нижневартовска

                                                                                       Центр детского творчества

Тема: Птицеферма

Цель: систематизировать и расширить представления детей о жизни домашних птиц, их пользе для человека.

Задачи:

Познакомить учащихся с  видовым разнообразием домашних птиц.  

Расширять знания кругозор детей о способах ухаживания за домашними животными и о роли домашних птиц в жизни человека.

Различать основные признаки и отличительные особенности домашних птиц.

Развивать речь, внимание детей, чувство ответственности за жизнь домашних животных.

Формирование УУД:

Личностные действия: учебно-познавательный интерес к новому материалу, самоанализ и самоконтроль результата,

Регулятивные действия: определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий, определять правильность выполненного задания на основе образца, учиться  корректировать выполнение задания в соответствии с планом, оценка своего задания, коррекция.

Познавательные действия: уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации,

Коммуникативные действия: уметь работать в группе, договариваться друг с другом,  участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.

 Основные понятия: Птицеводство, птицеферма

Ход урока

Организационный момент

Эмоциональный настрой.

- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Настал новый день. Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, мысленно пожелайте друг другу добра.

Условия работы.

- Работа в группе по 2 человека.

- Обязанности капитанов.

-Оценивание работы групп с использованием жетонов (дисциплина, порядок, участие в обсуждении, результативность).

Актуализация знаний

Вы отличные ребята

И не любите скучать

Будете отгадывать  загадки

Послушайте ребята.

Красные лапки, щиплет за пятки, беги без оглядки! (Гусь)

- Квохчет, квохчет, детей созывает, всех под крыло собирает. (Курица)

- Хвост с узорами, сапоги со шпорами, всех бужу, хоть часов не завожу. (Петух)

- Он с утра среди двора: Бал – бал – бал, балды – балда! (Индюк)

- Кря-кря-кря – ищу червя! (Утка)

Дети отгадывают загадки. На проекторе появляются картинки — гусь, курица, петух, индюк, утка.

- Ребята, как можно одним словом назвать всех, кого вы видите на этой картине? Кто это?

— Это птицы.

— Почему вы решили, что это птицы?

— Потому что у них есть клюв, крылья, тело, покрытое перьями, 2 ноги.

А что общее у этих птиц?

Педагог: Кто сможет назвать тему сегодняшнего урока?  Дети высказывают свои предположения.

Верно  мы будем сегодня говорить о домашних птицах. Каких домашних птиц вы знаете?     (Гуси, утки, курицы, индейки-индюки)

Что бы вы хотели узнать о домашних птицах? (Высказывания  детей)

Вы сегодня узнаете:—Где живут эти птицы, где берут корм? Кто  ухаживает за ними. Какую пользу приносят эти птицы человеку?

А, чтобы с ними познакомиться мы отправимся в гости к птичнице.

А знаете ли вы, кого называют птичницей. Ответы детей.

С кем вы сейчас познакомитесь вы узнаете, если по голосу отгадаете. ( Гусь)

Что вы знаете о гусях? Что человек получает от них? (. Человек от гусей получает мясо, жир, пух для подушек, перин. Их используют в качестве сторожей -  в Италии 80 гусей охраняли завод.) 

Гуси- домашние  птицы. У них длинная шея и короткие красные ноги. Ходят они важно, вразвалку. Встаньте покажите, как ходят гуси. Обратите внимание на лапки. Что  в них есть?  Перепонки. А как вы думаете зачем гусям перепонки? – Верно они помогают плыть. Таких птиц называют водоплавающие. Папа – гусь, мама – гусыня. А как зовут их деток? (гусята), много гусят, а один – гусёнок.

Есть поговорка: Как с гуся вода. Почему так говорят. Знаете. Рассказываю о том, что гуси смазывают перья жиром

Клюв массивный, плотный. Питаются травой, листьями, плодами, семенами. Окраска чаще бывает белая. По повадкам гусей в старину определяли погоду: гусь ныряет — к дождю, стоит на одной ноге или прячет голову под крыло — к стуже.

Гуси дают человеку мясо, пух, перо. А гусиный жир — лучшее народное средство от обморожения.

Педагог: С кем мы сейчас встретимся вы узнаете, если загадку отгадаете.

- Под дождём гуляет, щипать травку обожает. Кря кричит – вот это штука. Ну, конечно, это утка.

Предком домашних уток была дикая кряква. Уток стали разводить три тысячи лет назад. Для этого была выбрана кряква. От нее и унаследовали домашние утки свое кряканье. Домашние утки не умеют высиживать, зато могут нести до 300 яиц в год. Утиные яйца в пищу почти не идут, а в основном используются для выведения утят.

Педагог: Что вы знаете о утках? Что человек получает от них? Человек от них получает мясо, яйцо, пух.)

Рассматривание утки, селезень – папа, с красивым разноцветным оперением, головка зелёная, мама – утка – она большая и у нее есть клюв. Посмотрите, а шея у нее такая же как у гуся и гусыни или нет. У селезня и утки – шея короткая, у них есть клюв, крылья, лапки. А на лапках что? Перепонки. Так же как и гусям перепонки помогают плавать. Гуси и утки какие птицы? – водоплавающие.

 И у них есть детеныши. Как их называют. Правильно – утята.

Утки — птицы водоплавающие и в теплое время года сами добывают много корма в прудах и озерах. Кормятся они на мелководье, ныряют редко, а стараются дотянуться широким клювом до дна, выставив из воды хвост.

Разводить уток выгодно. Они растут быстро и за 70 дней набирают вес до 3—4 кг. Мясо их вкусное, ценится и мягкий пух, и прочное перо.

В некоторых рыбоводческих хозяйствах на прудах и водоемах содержат уток. Но слишком большое количество птиц может быстро уничтожить всю водную растительность и живность. Поэтому корм уткам дают на суше. А для купания сооружают небольшие искусственные ручейки.

В помещениях, где содержатся утки, окон нет, электрический свет создает иллюзию летнего солнечного дня, даже если на улице стоит мороз и метет метель. Уткам кажется, что это настоящее лето, и они знай набирают вес. А людям только этого и надо.

Видеоролик поможет вам лучше узнать о повадках уток

Педагог:  Кто его узнает, тот и называет. Показываю индюка.

А что вы знаете об индейках? (Индейки самые крупные домашние птицы. Они очень красивые. Человек от индеек получает мясо, пух.)

Рассказ учителя. Индейки приносят очень большую пользу. В огороде они клюют колорадского жука, которого не едят другие птицы; щиплют мокрицу между грядками и с удовольствием едят другие сорняки. При этом птицы ничего вокруг не портят – не роют землю, не топчут растений. Правда, они не равнодушны к капусте. Индюк очень драчливая птица.

Как вы думаете с кем мы сейчас встретимся. Дети по частям тела определяют петуха.

Педагог: Правильно ребята, это петушок. Вот какой красивый петушок. Он большой, у него красивый, разноцветный хвост. А это что? (ответы детей – гребешок, бородка и т.д.). Какого цвета бородка и гребешок? (ответы). У петуха две ноги. Обратите внимание, есть ли у петуха перепонки? Нет, а почему? Как вы думаете? Потому что они не умеют плавать. Ребята, а петушок живёт один один?

Педагог: Послушайте загадку: «Квохчет деток созывает, всех под крыло собирает». Правильно, это курочка. Обратите внимание, курочка поменьше петуха, у нее хвостик маленький, а у петуха? (большой). У нее борода и гребешок маленькие, а у петуха? (большие). Устроена курица следующим образом: у этих птиц есть голова, на которой расположены гребень, клюв и серёжки, шея, спина, грудь, крылья, хвост и ноги.

А с кем гуляет курочка? (с цыплятами). Курочка кричит громко, а цыплята тихо. Молодцы, ребята, вы все загадки отгадали правильно.

У простого деревенского петуха много родственников: белая куропатка, тетерев-косач, глухарь, фазан.

А что вы знаете о курах? Домашние куры дают нам вкусные и питательные продукты — мясо и яйца, из которых можно приготовить множество самых разнообразных блюд. Кроме того, от них получают перо и пух.

Курица-несушка дает в год 200—220 яиц. Она не спешит сойти с гнезда после того, как снесла яйцо. Первое время наседка сидит на яйцах, не притрагиваясь к корму. Ее приходится препровождать к кормушке. Цыплята вылупляются на 20—21 день. Они следуют за мамой, но с двухнедельного возраста становятся самостоятельными.

На небольших птицеводческих фермах кур содержат на полу (напольное содержание). Внутри фермы устраивают насесты из планок и гнёзда. Кормушки и поилки размещают на полу. 

На больших птицеводческих фермах кур содержат в клетках, которые располагают в несколько ярусов. В каждой клетке содержат по 3-5 кур – несушек. Кормушки и поилки располагаются за решёткой клетки. В клетках размещают гнёзда. 

А ещё есть маленькое помещение, где содержат кур.  Знаете, как оно называется? Показываю верно. ( Курятник)

Сейчас покупают инкубаторских цыплят. Чтобы они выросли здоровыми, их нужно как следует кормить. В рацион цыплят входят продукты: круто сваренные свежие яйца, творог, пшено, овсяная крупа, витамины, тертая морковь, мелко нарубленная зелень. Курам дают мелкий гравий. Он как бы заменяет зубы, перемалывая пищу в мускульном желудке.

Кур и петухов в Индии считали священными солнечными птицами.

Для каких целей человек используют кур? (Человек от кур получает яйца, пух, мясо.)

Педагог: Уход за птицами заключается в том, что их нужно кормить (смесью зерна, измельчённой морковью, зелёной травой). Кур поят только чистой водой. Клетки регулярно очищают от помёта, чистят и моют кормушки и поилки. 

Основной корм для птиц – это зерно пшеницы, кукурузы, проса. Но в небольшом количестве им требуются и другие корма: зелёная трава, корма животного происхождения (молочный корм). 

На всех птицефермах птиц кормят комбикормом, который специально для них изготовлен.  Комбикорм - это специальный комбинированный корм, в состав которого входят несколько видов кормов. В состав комбикорма входит столько каждого корма, сколько нужно для нормального роста  и развития кур. Дроблёная ракушка нужна для перетирания пищи в желудке.

Комбикорм выпускается в виде маленьких шариков – гранул, россыпью.

Игра «Наседка и цыплята».

   Ход игры: Дети садятся на стульчики. Это их «курятник», где они живут с мамой курицей.

     Сбоку  в стороне находится «коршун» (один из детей). Наседка покидает курятник, отправляется на поиски корма.

     Она зовет цыплят «Ко-ко-ко», они подбегают на ее зов и вместе с ней гуляют на площадке (клюют зернышки: наклоняются, приседают). При словах взрослого: «Летит коршун», цыплята убегают домой. Из игры выбывают цыплята, пойманные  «коршуном»

«Кто как голос подаёт».

Один участник — водящий. Он становится спиной к детям. По команде педагога кто-то из детей зовёт водящего так, как его могли бы позвать петух, гусь или курица и т.д. Водящий отгадывает имя ребёнка, который его позвал и говорит, голосом какого домашнего животного или птицы он в этот момент говорил. Затем водящим становится другой ребёнок. Игра не должна быть долгой, т.к. дети утратят к ней интерес.

Работа с инструктивными карточками.

Задание:1 « Плетенка»  Посмотрите на карточку. Здесь зашифрованы названия разных птиц. Ваша задача соединить буквы так, чтобы получились названия только домашних птиц.

Здание2  : Собери семью

— У птиц, как и у всех животных есть семья. Посмотрите на карточку и соберите всех членов семьи вместе! Соедините линией всех членов семьи 

Игра “Узнай по описанию”. Узнавание животных  по ключевым словам

  • Домашнее животное, у которого есть рога, хвост, вымя; даёт молоко. (Корова.)
  • Их стали разводить три тысячи лет назад. Для этого была выбрана кряква. ( Утка)
  • Домашнее животное, у которого четыре ноги с копытами; перевозит грузы и людей, питается сеном, травой. (Лошадь.)
  • В огороде они клюют колорадского жука, которого не едят другие птицы; щиплют мокрицу между грядками и с удовольствием едят другие сорняки. При этом птицы ничего вокруг не портят – не роют землю, не топчут растений. Правда, они не равнодушны к капусте.    (Индюк).
  • Домашнее животное, у которого четыре ноги с копытами, хвост, рога, вымя, борода. (Коза.)
  • в теплое время года сами добывают много корма в прудах и озерах. Кормятся они на мелководье, ныряют редко, а стараются дотянуться широким клювом до дна, выставив из воды хвост. ( Утка).
  • Домашнее животное, у которого четыре ноги с копытцами, хвост крючком, на морде – пятачок. (Свинья.)

Педагог: Птицеводство – отрасль животноводства, занимающаяся разведением сельскохозяйственной птицы. Основная продукция птицеводства – мясо и яйца, побочная – пух, перо. Птичий помет – ценное удобрение.

Из огромного разнообразия диких птиц, обитающих в мире, человек приручил и использует для производства продуктов питания  только несколько видов: кур, уток, гусей, индеек, цесарок, перепелов, фазанов. Почему именно куры, утки и гуси стали основными кормильцами человека среди птиц? Прежде всего они быстро растут. Цыпленок, который при появлении на свет весит около 40г. уже через 70 дней может достигнуть массы 2 кг. Куры. Утки и гуси довольно неприхотливы, могут жить в самых разнообразных климатических условиях. Даже на Севере.

Мясо сельскохозяйственной птицы очень питательно. Особенно ценится куриное мясо, которое легко усваивается и рекомендуется для диетического питания. Куриный бульон некоторые медики считают лекарственным средством. Например, рецепты польской народной медицины рекомендуют лечить простуду куриным бульоном.

Исключительно ценный пищевой продукт – куриные яйца, которые содержат все питательные вещества, необходимые человеку.

Педагог: - Как вы думаете, легок ли труд этих людей?

4. Закрепление полученных знаний

- О каких видах домашних птиц вы сегодня узнали впервые? 

- Какую продукцию получают при выращивании домашних птиц?  О какой отрасли сельского хозяйства мы сегодня говорили? О птицеводстве.

- Что такое птицеферма? 

- А что необходимо делать, чтобы животные нормально себя чувствовали?

Рефлексия.

Педагог: А теперь давайте подведем итоги нашей встречи

Итог.  Рефлексия.

-Достигли ли мы целей, поставленных на урок?

-Какие маленькие открытия вы сделали?

-Теперь оцените свою работу.

-Перед вами дерево знаний. Прикрепите к веточкам 3 листика, если на уроке вы работали активно, ваши мнения совпадали с научными фактами

2 листика, если вы выполняли работу на уроке правильно, но медленно

1- если вы трудились на уроке, но можете быть активнее

-Покажите, какое дерево знаний выросло у вас?

Педагог: Спасибо за совместное  увлекательное путешествие к птичнице на птицеферму.

Спасибо, я просто очарована вашей работоспособностью. Мне было очень приятно в вашей теплой и дружной компании

- Ребята, посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Скажите, какое у вас настроение? У меня тоже хорошее настроение, потому что вы сегодня очень хорошо работали на уроке и порадовали меня своими ответами.

Предлагаю нарисовать птицеферму.

Инструктивная  карточка по программе  Экология.

Тема: Домашние животные.

Задание:  Собери семью.

У птиц, как и у всех животных, есть семья.

 Посмотрите на карточку и соберите всех членов семьи вместе!

Соедините линией всех членов семьи  

Утка

Гусёнок

Индюшонок

Цыплёнок

Индейка

Утёнок

Курица

Гусыня

Утка

Гусёнок

Индюшонок

Цыплёнок

Индейка

Утёнок

Курица

Гусыня


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по теме "Тема: Закрепление изученного материала по теме «Умножение двузначного числа на однозначное».

Структура урока:- Организационный момент – 1 минута- Оформление тетрадей – 2 минуты- Диагностика знаний и умений – 8 минут- Работа по теме урока – 20 минут- Физкультминутка – 4 минуты- Закреплен...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ. Тема. Проверка знаний учащихся по теме «Люблю природу русскую. Зима». (девятый урок по теме: «Люблю природу русскую. Зима».)

                                                                     -1-                КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ                          ВО 2 КЛАССЕ.Тема. Проверка знаний учащихся по те...

Тема: Тема: Закрепление по теме «Сложение и вычитание типа 36+2, 36-20, 36-2, 36+20, 24+4, 30 - 4.

Урок математики «Знатоки против телезрителей» Школа России.  Учебник «Математика», часть 1, М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова. ....

Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»

Урок  русского языка,  2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник  Масленица» - урок ...

Тема: Формирование универсальных учебных действий (УУД) Тема: Характеристика типовых задач по формированию универсальных учебных действий на уроках Тема: Здоровьесберегающие технологии в профилактике и сохранении здоровья учащихся

Тема: Формирование универсальных учебных действий (УУД)Тема: Характеристика типовых задач по формированию универсальных учебных действий на урокахТема: Здоровьесберегающие технологии в профилактике и ...

План- конспект урока по учебнику «Физическая культура 1 класс» авторы В.И. Лях (Технологическая карта изучения темы) Тема «Баскетбол» Тема урока «Броски мяча в кольцо способом «сверху»

План- конспект урока по учебнику «Физическая культура 1 класс» авторы В.И. Лях (Технологическая карта изучения темы) Тема «Баскетбол» Тема урока «Броски мяча в коль...