Урок окружающий мир в 4 классе по теме "Дыхательная система человека", УМК "Начальная школа 21 век". Презентация "Дыхательная система человека".
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Дементьева Наталья Владимировна

На уроке обучающиеся получат возможность сформировать знания о дыхательной системе человека, о значении чистого воздуха для организма человека, о гигиене дыхания, узнают о правилах применения здорового образа жизни.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дыхательная система

Слайд 2

В атмосферном воздухе содержится газ кислород. Кислород участвует в химических реакциях, в результате которых наш организм высвобождает из пищи энергию. Совокупность органов, обеспечивающих поступление воздуха в организм и поглощение из него кислорода, называется дыхательной системой

Слайд 3

Мы дышим, потому что каждая клетка нашего тела постоянно нуждается в кислороде. Он нужен клеткам для того, чтобы извлекать энергию из глюкозы – вещества, поступающего в кровь в результате расщепления пищи. Этот процесс ученые называют клеточным дыханием

Слайд 5

Легкие пронизаны тысячами ветвящихся трубочек – бронхов и бронхиол. На концах самых тонких из них сидят грозди микроскопических пузырьков – лёгочных альвеол. Каждая альвеола оплетена тончайшими кровеносными сосудами – капиллярами Когда альвеола заполняется воздухом, кислород проникает через ее стенки внутрь капилляра и разносится кровью по всему телу Воздушные мешочки легких

Слайд 6

Лёгкое некурящего человека Лёгкое курящего человека Так выглядит флюорографический снимок лёгких

Слайд 7

Дыхательная система Какие органы входят в дыхательную систему? (1группа) Как устроена и работает дыхательная система? (2 группа) Что мы выдыхаем? Что выделяем при выдохе? (3 группа) Что происходит с воздухом в носовой полости? (4 группа) Почему при плохой осанке у человека хуже работает сердце, лёгкие и другие внутренние органы? ( 5 группа)



Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в  4  классе

*Дементьева Наталья Владимировна, учитель начальных классов.

Тема урока: Дыхательная система

Педагогическая цель: Способствовать формированию  у обучающихся знаний о дыхательной системе, расширению знаний о значении чистого воздуха для организма человека; создать условия для ознакомления с гигиеной дыхания.

Тип урока: Открытие нового знания.

Планируемые результаты (предметные): Узнают органы дыхательной системы, научатся бережному отношению к дыхательной системе.

Личностные результаты: Знают и применяют в самостоятельной повседневной деятельности правила здорового образа жизни.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Познавательные: осуществляют наблюдения, опыт, чтение, анализ, обобщение, оформление вывода,  «чтение» информации, представленной на рисунках – схемах; составляют текст рассуждение.

Регулятивные: принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; дают оценку учебной деятельности.

Коммуникативные:  владеют навыками конструктивного взаимодействия; высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему.

Основное содержание темы, понятия и термины: Система органов дыхания. Значение дыхательной системы. Защита органов дыхания. Первая помощь при простудных заболеваниях.

Образовательные ресурсы: тест учебника, презентация «Дыхательная система человека».

Оборудование: Таблица «Дыхательная система человека», учебник, тетрадь на печатной основе.

                                   Содержание  урока

I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)

-Ребята, посмотрите на тех,  кто сидит справа и  улыбнитесь, а теперь кто слева, позади от вас, посмотрите вокруг себя, улыбнитесь всем.  Все знают – улыбка говорит о хорошем настроении, а значит и о хорошей работоспособности. Ребята,  я улыбаюсь все вам, у меня хорошее настроение, я полна оптимизма и работоспособности и надеюсь, что  и вы тоже.

II. Актуализация имеющихся знаний (у обучающихся на столе лежит лист в клетку)

- Ребята, нарисуйте прямоугольник  следующего размера: три клеточки по горизонтали и пять по вертикали. Я буду называть привычки, а вы должны при положительном ответе ставить в клетке крестик, при отрицательном  - прочерк. Заполнение клеток выполняется по горизонтали.  

Тест «Полезные и вредные привычки».

- Я чищу зубы два раза в день.

- Я использую пасту с фтором.

- Я перекусываю фруктами и овощами.

- Я не грызу ручки и карандаши.

- Я часто ем сладкое.

-Я люблю сосать палец.

- Я дышу через нос.

- Два раза в год мне надо ходить к стоматологу.

-  Я стараюсь дышать ртом.

- Я люблю перекусывать конфетами.

- Чтобы развлечься, я начинаю давить языком на зубы.

-Я стараюсь произносить звуки правильно.

- Я не прикусываю губу.

- Я сплю на низкой подушке.

- За партой я стараюсь сидеть прямо.

- Ребята  возьмите красный карандаш и последовательно соедините  крестики. Что получилось? (ответы детей) – Верно, должна получиться цифра пять, если у вас здоровые привычки. Поднимите руку, у кого ещё получилась цифра пять. Остальным ребятам стоит пересмотреть свои привычки и исправить их.

III. Постановка учебной задачи

В жизни всякое случается и бывают непредвиденные ситуации. Давайте вспомним кинофильмы, мультфильмы или произведения  литературы, даже может быть, предлагаю вспомнить случаи,  когда человек обходился некоторое время без пищи и воды. (ответы детей из жизненного опыта, из литературы из фильмов)

- Верно, прожить  без пищи и воды некоторое время можно.

- А сейчас я попрошу вас плотно закрыть рот, затем пальчиками зажмите нос. Кто сколько выдержит. Получается в таком состоянии можно выдержать небольшой промежуток времени. Чего  не хватает для нашего комфортного пребывания? (ответы детей)

- Конечно, вы верно догадались, не хватает воздуха и человек не может обходиться без воздуха, он не может не дышать. Значит, о чём  будем вести разговор?  

- Верно, говорить сегодня мы будем о дыхании.

IV.Изучение нового материала

1.Вводная беседа о дыхании.

Человек постоянно дышит, поочерёдно делая вдох и выдох, мы настолько привыкли к этому, что и не замечаем. Некоторые тренированные люди могут задерживать  дыхание на 3-4 и даже 6 минут, но не дольше. Более длительное кислородное голодание может привести к смерти. В нашем организме нет запасов кислорода, а потребление его идёт непрерывно, поэтому кислород должен поступать в организм постоянно. Человек дышит всегда – и когда работает, и когда гуляет, и когда спит.

А) опыт – наблюдение.

- Что входит в понятие «дыхание»? (ответы детей).

-Итак, давайте понаблюдаем за своим дыханием. Сядьте прямо- спину выпрямите, плечи расправьте. Положите руки на грудь – вздохните, теперь выдохните. Проделайте это ещё раз. Ваши рёбра и живот то поднимаются, то опускаются. Это   вдох и выдох  . Что происходит  при вдохе и выдохе? (ответы детей).

-Верно, при вдохе мы набираем  в себя воздух в грудь, т.е. в лёгкие входит чистый воздух; кровь забирает из воздуха кислород и разносит его по всему телу. В обмен  кровь отдаёт лёгким переработанный воздух, который выделяется во время работы мышцами, мозгом и другими органами. При выдохе грудная клетка  сжимается  и переработанный воздух выталкивается наружу, т.е. наш организм постоянно обменивается воздухом с окружающим.

Продолжим опыт. Теперь сядьте так чтобы плечи были опущены, спина прогнулась дугой. Вздохните – выдохните, повторите ещё раз. Опишите свои ощущения.

-Верно, дышать стало труднее. А по какой причине, кто-то   догадался? (ответы детей)

- Верный вывод сделали – дышится легко при ровной спине, воздух поступает свободно в лёгкие, а значит необходимо соблюдать правильную осанку.

- Что же такое воздух? (ответы детей).

Б)  опыт (практическое задание)

- Проведём опыт и попробуем  обнаружить воздух:

1) подуйте на руку или лицо товарища.

2) помашите перед собой тетрадкой на лицо – мы ощущаем ветерок, хотя не видим его. Имеет ли он вкус, запах? (ответы детей)

- Сделаем вывод: да, это и есть воздух. Воздух – это газ, бесцветный, без вкуса и запаха.

- Посмотрим и убедимся – правы мы или нет. (слайд2)

-Зачем  организму воздух?  (ответы детей)

 - Посмотрим и убедимся – правы мы или нет.  (слайд3)

- Давайте проследим путь воздуха, вдыхаемый и выдыхаемый человеком.

Учитель показывает  изображения на таблице «Дыхательная система» (слайд 4)

- Когда мы делаем  вдох, воздух поступает в  носовую полость.  На стенках носовой полости есть волоски, которые задерживают находящиеся в воздухе пыль и разнообразные мелкие частицы.  Кроме того, здесь воздух обогревается.

В) опыт-наблюдение.

- Зажмите нос пальчиками, губы свободны, не закрыты. Пальцы перекрывают доступ воздуха в наш организм, а мы свободно себя чувствуем. Как вы думаете, что происходит? (ответы детей)

- Верно, в нашей дыхательной системе есть  специальные органы, которые пропускают воздух через рот. Но вы заметили, что ртом дышать труднее,

- Подумайте, почему надо дышать через нос, а не через рот  (ответы детей).

- Верно, в носовой полости воздух согревается, очищается и увлажняется.

-   Дальше воздух попадает в дыхательное горло – трахею, а затем в лёгкие. Из лёгких воздух поступает в кровь и разносится по всему телу. Кровь в свою очередь приносит в лёгкие использованный  в организме воздух, и мы его выдыхаем  (слайд 4)

- Но вернёмся к лёгким. В них совершается газообмен между воздухом и кровью. Представьте себе виноградную гроздь из 300 миллионов ягод. Она была бы не меньше большого дома величиной.  Несколько труднее представить себе, что такое количество «ягодок», только крошечных, находиться в «грозди», умещающееся в одном лёгочном мешке. Эта картинка схематично иллюстрирует всю мощь газообменного  лёгочного аппарата, насыщающего нашу кровь кислородом. (Слайд 5)

- Человеку  приходиться много времени проводить в помещениях, где он учится, работает, питается, спит.  Нужно заботиться,  чтобы в них всегда был чистый и свежий воздух.  

- Что надо делать, чтобы в помещении, где находятся люди, всегда был чистый воздух? (ответы детей)

- Почему полы нужно подметать влажным веником или протирать влажной тряпкой?          ( ответы детей)

- Приходилось ли вам бывать в душном помещении? Как вы себя чувствовали себя там? (ответы детей)

-Всё верно, помещение необходимо проветривать часто, делать влажную уборку.

Физкультминутка

Мы шагаем, мы шагаем,

Руки выше поднимаем,

Голову не опускаем,

Дышим ровно глубоко .

Мы походим на носочках,

А потом на пяточках,

Голову поднимем выше

И легко – легко подышим.

V. Работа по учебнику       (с.23, (самостоятельно и в паре)

- Самостоятельно  прочитайте требования,  на стр.23 в учебнике.

- Объясните как вы их понимаете  (работа в паре)

-какие болезни органов дыхания вы можете перечислить? (ответы детей)

- Верно, простуда (ОРЗ), грипп, воспаление  лёгких.

-Как бороться с болезнями? (ответы детей)

- Хочу добавить, необходимо выполнять рекомендации врачей.  И не забывать про растения,  которые нам помогают при болезни: липовый цвет, малина,  мать – и - мачеха, пчелиный мёд и прополис. Ещё до приёма врача отвар трав с ложкой мёда поможет понизить температуру, смягчить кашель, снизить воспалительный процесс.  Правильно сделать отвар вам помогут родители.

 - Есть ещё опасный враг для органов дыхания. Что это? (ответы детей)

- Верно - враг здоровья человека- курение.

Организм быстро привыкает к никотину, содержащемуся в табаке, и уже не может без него обходиться. Бросить курить очень трудно, поэтому  лучше не начинать. В последние годы на Земле очень часто стала встречаться опаснейшая болезнь-рак. Формы  рака различны. Очень часто встречаются рак лёгких и рак трахеи. Именно эти заболевания чаще всего и вызваны курением. Особенно опасно курение для детского организма, т.к. организм ещё не сформирован и не может в полной мере противостоять никотину. Замедляется рост, нарушается функционирование всех систем детского организма.   (слайд 6)

- Что ещё, кроме курения, представляет опасность для дыхательной системы? (ответы детей)

- Верно, в воздухе вместе с пылью всегда содержаться бактерии. Они оседают на пылинки и, как на парашютах, долго находятся в подвешенном состоянии. Там, где в воздухе много пыли, много и микробов. Подсчитано, что в 1 куб. м. воздуха школьного класса до начала занятий – 2600 микробов, а к концу   занятий их количество достигает 13500! И причём бактерии быстро размножаются в тёплый период года, зимой их рост замедляется. Губительно действуют на микробы  солнечные лучи. «Куда не проглядывает  солнечный луч, туда часто заходит врач», - гласит итальянская поговорка.

VI. Практическая деятельность

а) - В рабочих тетрадях выполняется задание №22 на с.9 с последующей коллективной проверкой.

- Что происходит  с  воздухом в носовой полости? (ответы детей)

- Что мы вдыхаем? Что выделяем при выдохе? (ответы детей)

б) - В рабочих тетрадях выполняется задание №23 на с.9 с последующей  проверкой.  

- Какое из выражений не относится к правилам защиты организма? Почему?

в) Проектная деятельность. Объединитесь   в группы по 4 - 5 человек. Каждая группа получает вопрос  для повторения темы. Группе необходимо коллективно ответить на  данный вопрос. Кроме этого, необходимо написать правила для памятки «Как беречь дыхательную систему» для дальнейшего прикрепления на доску..

- Какие органы входят в дыхательную систему? (1группа)

-_Как  устроена и работает дыхательная система? (2 группа)

- Что мы выдыхаем? Что выделяем при выдохе?  (3 группа)

- Что происходит с воздухом в носовой полости? (4 группа)

- Почему при плохой осанке у человека хуже работает сердце, лёгкие и другие внутренние органы?         (5 группа)   (слайд 6)

(В каждой группе дети, формулируют ответ на свой вопрос. На отдельных листах записывают правила и рекомендации сохранения здоровой дыхательной системы для составления общей памятки и защищают свой мини – проект).

VII. Итоги урока. Рефлексия

-Какую полезную информацию вы получили по теме «Дыхательная система»? (ответы детей)

-  Насколько важно соблюдать правила здорового дыхания? (ответы детей)

VIII. Домашнее задание (по выбору)

  • Учебник: с. 21-24, задание с.24; тетрадь с.10,задание 25.
  • Выполнить мини - проект (стр.11, раздел «Поработаем над проектом»).  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку окружающего мира в 3 классе "Нервная система человека " по программе "Гармония"

В презентации рассматриваются разные участки невной системы человека. Определяется термин "нерв" и его составляющие. На анимационных примерах демонстрируется связь НС с органами чувств. Представленны ...

урок окружающего мира 3 класс по Образовательной системе "Школа 2100" "Австралия" "

Данный урок познакомит детей с открытиями путешественников в 18 веке;познакомит с экономической и политической жизнью населения Австралии;расширяет знания детей о природе этого материка, природн...

Урок окружающего мира в 4 классе "Как узнать человека" ( Программа "Школа 2100")

Использую технологию проблемно-диалогического обучения – важнейшее направление реализации Образовательной программы “Школа-2100». При проблемном введении материала методы постановки проблемы об...

Урок окружающего мира 4 класс. Тема: "Пищеварительная система человека". УМК "Начальная школа XXI века"

Урок окружающего мира 4 класс. Тема: "Пищеварительная система человека". УМК "Начальная школа XXI века"...

Конспект урока окружающего мира «Основной закон России и права человека» (УМК «Школа России», 4 класс).

Цели деятельности учителя: формирование представлений о государственном устройстве нашей страны; Основном законе России – Конституции; правах человека и ребёнка.Планируемые результаты:Предметные...

Конспект урока окружающего мира "Основной закон России и права Человека" (УМК "Школа России", 4 класс)

           Цели деятельности учителя:·        формирование знаний о Конституции РФ;·...

Конспект урока окружающего мира (3 класс). Тема: «Луг и человек». УМК «Перспективная начальная школа»

Цель деятельности учителя: закрепление знаний учащихся о природных сообществах на примере природного сообщества – луга; расширение знаний учащихся о разнообразии растений луга, о ...