«Здоровое питание»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Данный урок провела целью воспитвния бережного отношения к окружающий среде и в конце урока убедилась, что мои воспитанники поняли девиз урока:

"Все прекрасное на земле - от солнца и все хорошее - от человека".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx30.39 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по окружающему миру, проведенный 4 марта 2015 года учительницей МОБУ СОШ №3с. Бураево РБ

Тема урока: «Здоровое питание».

Учитель: Аюпова М.З.

Класс: 4б

УМК: «Школа 2100 »

Уровень: базовый

Учебно-воспитательные задачи урока:

Образовательная: учить предусмотрительности при выборе продуктов питания и обеспечить взаимосвязь природы и человека;

Развивающая: экологическое мышление, речь, умение делать выводы, память, логическое мышление, лексический запас;

Воспитательная: сформировать целостный взгляд на проблемы сохранности природы и человека в ней; бережное отношение к окружающей среде и экологическую культуру;

Оборудование: презентация, диаграммы, рисунки учащихся, результат анкетирования, красная книга, глобус, голоса птиц, магнитофон с диском, два рисунка с девочками, бабочки, цветочки, птички, папки с научно исследовательской работой, цветные карандаши, тесты;

Девиз: «Все прекрасное на земле – от солнца и все хорошее – от человека».

Формы работы: фронтальная, групповая;

Ход урока:

1)Организационный момент.

Ну – ка , проверь, дружок

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке.

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно стоят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «5»

- Сегодня у нас необычный урок, много гостей, повернулись, улыбнулись и скажем хором здравствуйте.

2)Актуализация знаний:

- А теперь  давайте проверим как вы усвоили материал предыдущего урока.

- Назовите мне основные экологические проблемы(загрязнение мирового океана, земли, воздуха, истребление животных, уничтожение насекомых, цветов, вырубка лесов).

- Кто же причина?(человек)

- А всегда ли так было?(нет)

- А почему? Как было раньше?(человек зависел от природы)

- А теперь он почувствовал себя хозяином(загрязняет океаны из-за транспортных перевозок)

- А что обозначает слово экология?( эйнос греческое слово. Означающее «жилище», «дом»)(логос означает «умение», «знание») Экология – наука которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к планете Земля.

- Экологи придумали прекрасный праздник – День Земли. Люди всех стран отмечают его каждый год 22 апреля. В этот день люди вспоминают что они живут в одном общем для всех доме. И каждый думает о том, как он прожил этот год. Сделал ли он что – то хорошее для Земли? Не сделал ли чего – нибудь плохого? Давайте и мы об этом подумаем и послушаем сообщения ваших товарищей.

1 сообщение: Гильмутдинова Р.

- Здравствуй, природа! Здравствуйте птицы! Здравствуйте горы, моря! Здравствуйте, звери! Если человек каждый день вот так здоровался не только с родными и близкими, но и со всеми живыми существами, что его окружают, может быть, до сих пор на Земле жили бы те животные и растения, которые мы больше не увидим – люди их уничтожили. Уничтожение продолжается и сейчас.

Цели разные: кто-то хочет получить много денег за продажу редкого животного или его меха. Кто-то хочет поохотиться в свое удовольствие, кто-то не думая вырывает с корнем цветы, убивает палкой лягушек, бросает камнем в птицу – развлекается. Но кто поставил человека над природой? Сам человек! А кто такой человек без природы? Представить человека вне природы невозможно…без воздуха, без воды, пения птиц, аромата лугов, шелеста листьев. Все это щедро дарит нам природа, а взамен просит только бережного, доброго отношения. К сожалению, ни растения, ни животные не могут говорить! А если могли бы? Что бы они нам сказали? Мне, кажется, этого слушать было бы жутко…

2 сообщения: Хазиев Б.

- Да, то, что сделал человек с природой, ужасное преступление. Но ведь человек может хоть что-то исправить.

Именно человек создал Красную книгу. Это книга называется так, потому что красный цвет – сигнал опасности, призыв к разуму и совести каждого. Именно человек создает заповедники и охраняет их. К нашему счастью, люди на Земле разные. Человек принимает меры, создает заповедники. Придумывает законы, запрещающие истреблять животных. Заповедник – заповедное место, где оберегают и сохраняют ценные редкие растения, животные, уникальные участки природы, культурные ценности.

Птицы, рыбы, звери

В души людям смотрят,

Не унывайте зря!

Ведь небо без птиц – не небо!

А море без рыб – не море!

А Земля без зверей – Земля!

- За последние 60 лет на планете исчезло 77 видов зверей, 26 видов птиц и несколько сот видов растений.

- Человек еще может исправить ситуацию. Если он этого не сделает, то его самого запишут в Красную книгу. Но кто его напишет?

3) Работа по учебнику.

Все открыли страницу 199. Читаем статью «Боль природы»

Какие выводы сделали и как правильно вести себя на природе.

3 сообщение: Гизатуллин Р.

- Некоторые думают, что вреда не будет, если собрать охапку цветов, вырвать съедобный гриб с грибницей, поймать птенца, подобрать ежика.

Все это губительно для природы. Лес, речка, луг, болото – дом для растений и животных, а не ваш и будьте вежливыми гостями. Если увидите в лесу, маленьких птенцов или зверенышей, не берите их с собой домой. Животные в природе – не потерянные и не брошенные, они живут своей жизнью. Никто не создаст им необходимых условий для роста и развития кроме их собственных родителей. Также не следует брать яйца из гнезд, разорять муравейники и раскапывать норы. Не пытайтесь заглянуть в гнездо, а тем более трогать его, птенцов или яйца. Некоторые птицы после этого бросают свои гнезда.

Правила проведения в природе запрещают включать на полную мощность магнитофоны, поднимать крик и шум. Громкие звуки тревожат зверей птиц, они покидают свои гнезда и нормы.

Старайтесь не разводить костер в лесу. Если  лесу горит костер, то в радиусе 100-150м покидают гнезда совы, певчие дрозды и другие птицы.

Кроме того, стволы деревьев находящиеся ближе 10м то огня сильно нагреваются, что приводит к отмиранию живых тканей ствола. Таких метровых деревьев в лесу можно встретить на каждом шагу.

Берегите природу!

Отгадывание загадок.

1)Какой цветок носит имя звезды?(Астра)

2)Какой цветок возвращает память тем, кто забыл что-то..?(Незабудка)

3)Какой цветок всегда следит за солнцем?(Подсолнух)

4)Какой цветок символизирует болтливость?(Колокольчик)

5)Какой синенький цветок римляне называли «Царским»?(Василек)

6)Какой цветок считается самым благородным?(Роза)

7)Это дерево растет очень медленно, но глубоко пускает корни в землю. Первые плоды появляются только через 20 лет?(Дуб)

8)А это дерево растет быстро. За 25 лет оно достигает высоты пятиэтажного дома. За сутки взрослое дерево высасывает из земли до 40 л воды?( Береза)

9)Этим деревьям нужно солнце. Они растут 350 лет.(Сосна)

10)Это дерево у древних славян было символом семейного очага, охраняло людей от злых духов и пожаров. Из старины остался обычай обрывать это цветущее дерево и дарить друг другу. Из веток его плетут корзины, а древесина этого дерева – лучшие полозья для саней. (Ива)

4 сообщение: Харассова Н.

Если в лес пришел гулять

Свежим воздухом дышать

Бегай, прыгай и играй

Только чур не забывай

Что в лесу нельзя шуметь

Даже очень громко петь

Испугаются зверюшки,

Убегут с лесной опушки.

5 сообщение: Закирова А.

Ветки дуба не ломай

Никогда не забывай

Мусор с травки убирать

Зря цветы не надо рвать

Из рогатки не стрелять

Ты пришел не убивать

Бабочки пускай летают

Ну, кому они мешают?

6 сообщение: Шакиров А.

С целым миром спорить я готов

Я готов поклясться головою

В том, что есть глаза у всех цветов

И они глядят на нас с тобою

В час раздумий наших и тревог

В горький час беды и неудачи

Видел я цветы, как люди плачут

И росу роняют на песок.

7 сообщение: Валиев А.

Здесь не нужно всех ловить

Топать, хлопать, палкой бить

Ты в лесу – всего лишь гость,

Здесь хозяин – дуб и лось

Их покой побереги

Ведь они нам не враги!

Помоги лесным зверюшкам

Приготовить для них кормушки

И тогда любой зверек

Будь то ласка иль хорек

Еж лесной, речная рыба

Скажет «Ты мой друг! Спасибо!»

Игра с глобусом.

- Вот вам макет земного шара – глобус, передавая друг другу скажем красивые слова Земле – матушке (родимая, плодородная, добрая).

Конкурс «Путешественник – отличник».

Кто хочет поиграть?

1)В лес надо брать? (глобус, компас)

2) Костер надо разводить (под деревом, на поляне)

3) Мусор надо (взять с собой, оставить в лесу)

4) Что не разлагается в природе? (бумага, полиэтилен)

5) Прежде чем уйти, костер надо (залить водой, засыпать торфом)

6) Увидев ежика, надо (пройти мило, взять домой)

Частушки Мулахметова А.

Ничего от вас не скрою

Все вам честно расскажу

Про село свое большое

Разговор я поведу

Любят праздники в народе

На гулянье в лес идут

После праздника большого

В лесу травы не растут

Свежий воздух возбуждает

Наш здоровый аппетит

А пакеты, банки, склянки

Лес большой – он все вместит

Кучи мусора, бутылки

Здесь резвилась детвора

Отдыхала тут ватага

Из соседнего села

Педагоги нашей школы

Убедить хотят ребят

Вспомнить истину простую

Число там где не сорят.

Без природы в мире людям

Даже дня прожить нельзя

Так сажайте – ка повсюду

Вы растения, друзья!

4)Сообщение темы и цели урока

- Сегодня еще одна глобальная проблема коснула человека – он точно так как к природе стал относиться к своему здоровью.

- И тема нашего урока «Здоровое питание»

Цель нашего урока «Береги желудок с молоду». Не зря говорят «Скажи мне что ты ешь и я скажу чем ты болеешь».

- А теперь честно признайтесь кто любит жевательные резинки?

- А какая польза от них? (удаляет остатки еды)

- О вреде жевательной резинки послушаем сообщение

8 сообщение: Таяров Э.

28 декабря 2009 года жевательная резинка отметила свой юбилей – 140 летие. В  1869 году Уильям Сэмпл из Огайо получил патент на жевательную резинку. Производство жевательной резинки стало крупным бизнесом. В рекламе то и дело слышно, как жвачка защищает от кариеса, убирает зубной налет. Но с помощью жвачки предупредить развитие кариеса нельзя.

Жвачка раздражает слизистую желудка. Если у вас язва и гастрит, то лучше жевательной резинкой не пользоваться. Нельзя путать жвачку с зубной щеткой.

5)Физминутка

Поднимает руки класс – раз

Повернулась голова – это два

Руки вниз, вперед смотри – это три

Руки в стороны пошире, развернули на четыре

С силой их к плечам прижать – это пять

Всем ребятам тихо сесть – это шесть

Употребление чипсов и сухариков что дает организму? Об этом расскажет Руфина.

9 сообщение: Хайртдинова Р.

Употребление чипсов и сухариков. Чипсы легкая закуска, приготовленная из картофеля. Многие дети любят. На самом деле, чипсы и сухарики – это смесь углеводов и жира, в оболочке красителей и заменителей вкуса. Они очень вредны для организма, статистика гласит, что один пакетик съеденных чипсов в день равен пяти литрам подсолнечного масла в год. У любителей чипсов – лишние кг, высокий  уровень холестерина, закупорка сосудов, инфаркты и диабет. Они как наркотики вызывают зависимость.

(СОСТАВ ЧИТАЮ САМА)

- Употребление газированной воды, сосисок, колбас, гамбургеров тоже ни к чему хорошему ни приведут.

РЕЗУЛЬТАТ АНКЕТИРОВАНИЯ:

- А теперь я показываю результат анкетирования наших учащихся 4 б класса. Результат вызывает опасения. Он не утешителен. Если так будет

продолжаться, патологии не избежать.

МЕНЮ

- А теперь обращаю ваше внимание здоровое меню на завтра, т.е. на 5 марта 2014 года.

ЗАВТРАХ

Манная каша

Чай с молоком

Хлеб с маслом

ОБЕД

Суп

Плов

Компот

Хлеб

ПОЛДНИК

Яблоко

Кефир

УЖИН

Омлет

Кисель

Булочка

6)Итог

После сегодняшнего урока каким продуктам вы отдадите свое предпочтение я увижу на этих диаграммах ( Если вы все таки не откажетесь от жвачек, чипсов, сосисок – то закрашиваете красную часть диаграммы

- А если супы то оранжевый цвет, каши – синий цвет, салаты зеленый цвет, фрукты – желтый цвет.

ПИРАМИДА ЗДОРОВЬЯ

Перед вами пирамида здоровья. (читаю состав)

ПРАВИЛА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ

- Богатые овощи и фрукты.

- Без спешки.

- Разнообразное.

- Регулярное.

 10 сообщение: Валиева Ю.

Человеку нужно есть

Чтоб встать и чтобы сесть

Чтобы прыгать, кувыркаться

Песни петь, дружить, смеяться

Чтоб расти и развиваться

И при этом не болеть

Нужно правильно питаться

С самых юных лет уметь.

ОТВЕТ НА ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС

- Почему мы в начале урока говорили о загрязнение природы, потом начали говорить о питании?

- Какова связь проблемы экологии с проблемой здорового питания?

7)Домашнее задание:

- Дома открываете холодильник и ищете ответ на вопрос; придерживается ли ваша семья правильного образа жизни? И заполните вот этот ТЕСТ.

- А теперь обратите внимание на эти два рисунка.

- Что и кого не хватает, а первом рисунке и что лишнего на втором? (бабочек, птичек и цветов)(жвачка, колбаса и чупа-чупс)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:( слайд «Берегите природу»)

11 сообщение: Галиева А.

Есть просто храм –

Есть храм науки,

А есть ещё природы храм

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнце и ветрам

Он свят в любое время суток

Открыт для нас в жару и стынь

Входи сюда, будь сердцем чуток

Не оскверняй ее святынь

А не хочу, чтоб речка высыхала

Где плещет столько рыбок золотых

Где пляшет резво лодка у причала

Где теплый вечер так порою тих.

Слайд «Планета начинается с тебя»

(читаю сама)

Берегите эту Землю, эту воду

Даже малую пылиночку любя

Берегите всех зверей внутри природы

Убивайте лишь зверей внутри себя

Берегите и здоровье ваше

Провели мы урок не зря

Всем вам добра и счастья

Радости и долголетия

8) Оценивание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание культуры здорового питания детей в семье и школе посредством реализации программы «Разговор о правильном питании».

Современный человек живет в быстро меняющемся природном и социальном мире, поэтому важна ответственность за жизнь и здоровье каждого члена общества, что отмечено в Конституции РФ, основах законодатель...

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ М.М.БЕЗРУКИХ «РАЗГОВОР О ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ»

В статье раскрывается опыт работы по реализации программы М.Безруких "Разговор о правильном питании"...

Родительское собрание "Здоровое питание - здоровый ребенок - здоровая нация"

Этот материал содержит разработку  родительского собрания по теме "Здоровое питание - здоровый ребенок - здоровая нация" с презентацией...

Конспект занятия по внеурочной деятельности на тему «Органы питания. Здоровое питание»

Конспект занятия по внеурочной деятельностина тему «Органы питания. Здоровое питание»...

Конспект занятия по внеурочной деятельности на тему «Органы питания. Здоровое питание»

Конспект занятия по внеурочной деятельностина тему «Органы питания. Здоровое питание»...

Занятие по внеурочной деятельности во 2 классе «Разговор о правильном питании» Тема занятия: «Здоровое питание»

Знания полученные на этом занятии помогут учащимся выбирать продукты питания, полезные для здоровья, а также вырабатыватьположительное отношение к здоровому питанию...

Отчет о проведенной работе по проекту «Здоровое питание-здоровый человек-здоровая нация»

Отчет о проведенной работе по проекту «Здоровое питание-здоровый человек-здоровая нация»...