Технологическая карта урока в 1 классе по Окружающему миру "Как путешествует письмо?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Лаппо Елена Станиславовна

Открытый урок с использованием фронтальной, индивидуальной, парной и групповой форм работ. С большим количеством наглядного материала, с использованием мультимедийной презентации, включающей фрагменты мультфильмов по теме, тематической физминутки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по окружающему миру в 1 классе «УМК «Школа России».

Учитель: Лаппо Елена Станиславовна

Тема: Как путешествует письмо?  

Тип: открытие новых знаний, изучение нового материала.

Цель урока -  обобщить, систематизировать и углубить знания обучающихся по данной теме.

Задачи

Образовательные:

Развивающие:

Воспитательные:

1) сформировать понятия о разнообразии почтовых отправлений и средствах доставки корреспонденции;

2) познакомить с работой почты, почтальона, почтовыми голубями;

3) познакомить с историей развития почты, правилами написания письма

1) обогащать словарный запас обучающихся новыми словами;

2) развивать память, речь, познавательный интерес;

3) научить приемам запоминания с опорой на наглядность и ассоциации;

1) раскрыть роль почтовой связи для общества;

2) тренировать умение выполнять правила работы в парах и группах;

3) осуществлять связь с жизненным опытом детей

Планируемые результаты

Предметные:

Метапредметные:

Личностные:

- научатся сравнивать виды почтовых отправлений;

- обсуждать роль работы почты в нашей жизни;

- знать правила отправления

- выдвигать предположения и доказывать их;

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять;

- работать в паре, группе, используя представленную информацию для получения новых знаний;

- определять место на ленте времени

Регулятивные:

- ориентироваться в учебнике, словаре и рабочей тетради;

- принимать и сохранять учебную задачу;

- оценивать результат своих действий;

- высказывать свои предположения;

- сравнивать выполнение своего задания с эталоном;

- давать эмоциональную оценку деятельности на уроке

Познавательные:

- определять части предмета

получать информацию из текста и рисунка в учебнике, справочнике;

- отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- делать выводы в результате совместной работы группы, класса.

Коммуникативные:

- работать индивидуально, в парах и группах;

- оформлять свою мысль в устной речи;

- слушать и понимать речь других;

- совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;

- учиться выполнять различные роли в группе.

- уважение к мнению других;

- мотивация учебной деятельности;

- самоопределение;

- проявлять целостный социально ориентированный взгляд на мир;

- овладеть начальными навыками адаптации в мире;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;

Формы работы

Индивидуальная, фронтальная, групповая

Методы обучения

Частично-поисковый, практический, интерактивный, деятельностный, объяснительно-иллюстративный

Оборудование

Интерактивная доска, компьютер, презентация

Наглядность

Сигнальные карточки (смайлики), учебник «Окружающий мир» часть 1, автор А.А.Плешаков, рабочая тетрадь, тесты, карточки для работы в группах, посылочный ящик, конверты, коллекция марок, толковый словарь

Методы:

Словесный, наглядный, практический

Карта урока:

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1.Организационный этап, самоопределение к деятельности

Эмоциональный положительный настрой на урок.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у Вас много гостей, давайте поприветствуем их. Сегодняшний урок проведу у вас я, зовут меня Е.С.

- Какой сейчас урок? Слайд

  И кто наши постоянные помощники?

Приветствуют гостей. Рассаживаются по группам. Проверяют готовность к уроку (учебник, тетрадь, карточки)

Ответы детей:

- Окружающий мир.

-Черепаха и муравей.                                                         2 мин.

Л – развитие познавательного интереса, формирование определенных познавательных потребностей и учебных мотивов; положительное отношение к школе.

        2. Актуализация знаний, фиксация затруднений в деятельности, постановка учебной задачи.

- Начнем мы наш урок – с мультфильма, а вы внимательно посмотрите и скажете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке. Смотрим. Вывешиваю на доску слова сороки «Корреспонденция», «Почтовое отправление, «Письмо».

- О чем пойдет речь на уроке? Хорошо.

Вызываю мальчика, одеваю шапку-ушанку, сумку через плечо.

- На кого он похож?

- Что у него в сумке?

(Достаю письмо и 3 конверта для групп)

- А как оно попало в сумку?

- А как попало на почту? Кто знает? А кто нет?

- Давайте попробуем сформулировать тему урока.

- А что бы нам хотелось узнать на этом уроке? Какую цель поставим?

Давайте проверим нашу догадку, открыв учебник. 

Ребята смотрят мультфильм «Слоненок и письмо» и думают над темой урока.

Ответы детей:

- О почтальоне, о почте, о письме.

- На почтальона.

- Письма.

- На почте взял.

- Как путешествует письмо.

- Путь письма, историю создания письма, роль почты.

Ребята открывают учебники, подтверждают свои догадки в учебнике.                                                                              мин.

Л - формирование интереса к учению;

К – планирование учебного сотрудничества

П – умение выделять нужную информацию; осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме

П – умение сверять действия с целью, находить и исправлять ошибки

4. Построение проекта выхода из затруднения

- Обратите внимание, что работать мы будем сегодня в группах. Давайте проговорим правила работы в группе. Слайд

Вручаю конверты командирам

Читаю письмо от ДМ 

Начинаем:

-Что бы написать письмо ДМ, мы должны взять (показываю) лист бумаги.

-Только помните, на что обижался ДМ? Давайте составим правила написания письма. Слайд

- Предположим, что все мы правильно написали, что теперь нужно, чтобы лист с текстом стал письмом? Берите конверт. Поместится?

- Все? Готово письмо? Чего не хватает?

- Почему 2 места для адреса?

Отправитель Получатель

Письмо готово! Что теперь?

Слайд. Почтовый ящик.

- А дальше начинается самое интересное: Вы когда-нибудь видели этот ящик вблизи? Кроме щели для писем, там больше нет никаких отверстий. В детстве я даже следила за работником почты, но ничего не успевала увидеть: он подходил, подставлял мешок, письма волшебным образом оказывались в мешке. Слайд. И везет он их на главную почту города. Слайд. Почтамт. -Самый большой почтамт Москвы находится при Казанском вокзале на Комсомольс-кой площади. За одни сутки там сортируют 3 млн писем. Сортируют – это определяют куда оно отправится и ставят штамп м датой и городом отправления.

Слайд Транспорт. -Как вы думаете, почему так много разных видов транспорта? Верно. В пунктах назначения (в аэропорту, на вокзале) специальными машинами эту почту развозят по почтовым отделе-ниям. На почте почтальоны сортируют письма непосредственно по адресам, ставят штамп с датой доставки, Раскладывают письма по сумкам. Слайд расходятся по адресам и раскладывают письма в ящики получателям. Вот какой сложный и долгий путь проделывает письмо, прежде чем попасть к адресату.

Разбирают правила работы в группе, выбирают командира

Дети открывают конверты, знакомятся с содержимым.

Дети работают в группе, выводя правила.     

Разрабатывают правила письма.

- Нужен конверт. -Нужно сложить.

- Адреса,

- Марки, индекса. Получают по листку с определением из толкового словаря. Читают и выступают по группам.

- В почтовый ящик, который обязательно висит на почте.

- Почту в далёкие страны отправляют на самолёте, а на более близкие расстояния на корабле, поезде, машине.

мин.

Л – знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение

П – осуществление поиска информации из собственного опыта

К – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

К - выбирать поведение, соответствующее общепринятым правилам, принимать мнение других, умение работать в группе,

П - умение пользоваться учебником, вычитывать информацию.

5. Физминутка                                                  1,5  мин.

6. Актуализация знаний на этапе закрепления

- Давайте проверим, как вы усвоили этапы путешествия письма. Поможем Муравьишке Вопросику отправить письмо другу в другую страну. Проверка. Слайд

- А как появилось 1 письмо? Этого уже никто и не вспомнит, но есть предположение, что его написала маленькая непослушная девочка, которую по мнению автора книги, Редьярда Киплинга, следовало бы отшлепать. Знакомы вы с этой книгой? Как звали девочку? Как называлось ее письмо, написанное на дощечке? Слайд

- Существовала ещё и «почта Нептуна».

- Кто такой Нептун? Еще ее называли «бутылочная почта», ей пользовались люди, потерпевшие кораблекрушение, чтобы послать сигнал помощи. Бутылки с записками должны были быть выброшены на берег, послание найдено и прочитано людьми. Слайд

- В наш современный век компьютерных технологий люди все чаще пользуются другой почтой. Кто догадался, о чем я говорю?

- Верно. И сейчас в группах вы напишите пиктограмму, бутылочное письмо с просьбой о помощи и электронное письмо.

А сейчас откройте учебник на странице 65 и подумайте, почему на старинных фотографиях и рисунках изображены голуби? Какое отношение имеют они к нашему уроку? Слайд

- Хотите узнать почему именно голуби?

- Потому, что голуби могли точно находить дорогу и возвращаться даже из очень отдалённых мест, находящихся на расстоянии 500 и более километров. Слайд

Много лет людям служил почтовый голубь. Во время войны голубей использовали для доставки донесений. Некоторые из них награждены медалями и им поставлены памятники. В Японии даже вывели новую породу голубей, способных летать ночью: враг не увидит и не подстрелит воздушного почтальона, а дневные хищные птицы не могли его схватить Сейчас голубиная почта утратила своё значение, но в некоторых странах ее пользуются до сих пор, например, для доставки донорской крови без пробок. Слайд

- А во время войны не было конвертов и марок, т.к. взять их на фронте было негде и почта доставляли письма бесплатно. А письма складывались треугольником вот так. Слайд

-Но ведь почтальон приносит не только письма, давайте посмотрим, какие еще существуют почтовые отправления. Мультфильм.

- Сейчас в группах вам нужно определить, что лежит перед вами и сообщить остальным.

- А теперь давайте уберем все знакомые слова и выражения и оставим только совершенно новые, с которыми мы сегодня познакомились.

Дети раскладывают карточки в учебнике, вырезанные из рабочей тетради.

- Знакомы.

- Ее звали Тофифи.

- Письмо рисунками называется пиктограмма.

- Царь морей.

- Об электронной почте.

Дети работают в группах.

Встают у доски в соответствии с лентой времени.

Ребята открывают учебник, рассматривают фотографии, рисунки.

Ответы детей в зависимости от личного опыта.

- Раньше, когда не было ни телефонов, ни поездов, ни самолетов, почту приносили голуби.

Ответы детей

Ответы детей

Работа в группах. Посылка, бандероль (весы), открытка. Высказывание предположений.

Ребята убирают знакомые слова с доски.

мин.

П - определять сходство и различие объектов; получать информацию из текста и рисунка;

Р - выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; определять место на ленте времени

К - оформлять свою мысль в устной речи; слушать и понимать речь других;

П - умение делать выводы на основе обобщения знаний

Р – осуществлять пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителем, оценивать правильность выполнения действий на основе адекватной ретроспективной оценки.

Пред. - рассказывать об устройстве велосипеда; выдвигать предположения и доказывать их;

Р - ориентироваться в учебнике; высказывать свои предположения; сравнивать выполнение своего задания с эталоном;

К - работать в парах; совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;

учиться выполнять различные роли в группе.

П - определять части предмета; получать информацию из текста и рисунка в учебнике.

Р – осуществлять пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителем, оценивать правильность выполнения действий на основе адекватной ретроспективной оценки.

5. Рефлексия

- Черепаха и муравей предлагают вам сыграть в игру «Верю – не верю». (Слайд 21) У вас на столах лежат таблицы, возьмите их. В табличке записаны номера с 1-го по 7-ой. Я буду читать вопросы, а вы обсуждаете с товарищами ответы и ставите знак + , если верите, или – если не верите.

Верите ли вы, что

  1. индекс пишется специальными цифрами (+)
  2. некоторые люди коллекционируют марки (+)
  3. почта Нептуна – это письмо, написанное самим царем морей (-)
  4. есть голуби-почтальоны (+)
  5. бандероль – это огромная тяжелая коробка (-)
  6. корреспонденция, почтовое отправление и письмо – это одно и то же (+)
  7. работа почты очень важна для людей (+)

Работа в группах с таблицей

Выполняют задание и оценивают себя-

Проверяют себя по образцу.

 мин.

Р -  прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала;

Л – понимать значение знаний для человека и принимать его.

К. – умение прийти к общему ответу.

- Давайте вспомним какие задачи мы поставили на это64 урок. (Чтение задач урока с. 22, если не вспомнят)

- Какой из предложенных фраз вы бы хотели закончить сегодняшний урок?

Ответы детей

Сравнивают кластер со своей работой на уроке

Оценивают свою работу на уроке                          2 мин.

Р - оценивать результат своих действий; давать эмоцинальную оценку деятельности на уроке

П - делать выводы в результате совместной работы всего класса.

7. Актуализация субъективных знаний

Рекомендации для занятий дома:

- Ребята, на память о нашем замечательном уроке я дарю вам конверты для письма Деду Морозу. Его адрес уже напечатан на конверте, что вам останется сделать?

Если появиться желание, то можно нарисовать в рабочей тетради марку и открытку другу или подруге.

Всем спасибо, вы молодцы, урок окончен!

 

Написать адрес отправителя, само письмо с учетом тех правил, которые мы вывели, наклеить марку и опустить в почтовый ящик.

2 мин.

Р. – умение оценить свои возможности и сделать выбор из предложенных заданий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока 1 класс окружающий мир

Я предлагаю вам урок и презентацию по окружающему миру в 1 классе по теме "Как зимой помочь птицам?"...

Технологическая карта урока "Разнообразие растений"по "Окружающему миру" 3 класс, УМК Н.Ф. Виноградовой

Разработка урока направлена на развитие исследовательской деятельности  обучающихся 3 класса...

Технологическая карта урока, 1 класс, окружающий мир

Технологическая карта урока по окружающему миру для учителя начальных классов, работающего с первыми классами...

Технологическая карта урока. УМК «Школа России», «Окружающий мир» 2 класс. Учебник Плешакова А.А. «Окружающий мир» 2 класс . Тема: Природа. Урок: «Какие бывают растения».

Технологическая карта урока.УМК «Школа России», «Окружающий мир»  2 класс.Учебник  Плешакова А.А. «Окружающий мир» 2 класс .Тема:  Природа.  Уро...

технологическая карта урока литературного чтения «Сельма Лагерлеф «Удивительное путешествие Нильса Хольгерссона с дикими гусями по Швеции» (УМК"Школа России", 2 класс)

Тема урока: «Сельма Лагерлеф «Удивительное путешествие Нильса Хольгерссона с дикими гусями по Швеции»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательс...

Технологическая карта урока литературного чтения "С.Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» (УМК "Перспективная начальная школа, 4 класс)

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения сказки С.Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»Задачи урока:Дидактические:Познакомить со сведениями...