Урок окружающего мира во 2 классе. Тема "Твоё здоровье"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Никитина Галина Павловна

Данный урок разработан по программе "Начальная школа 21 века". Раздел "Кто ты такой". Цель урока:  создать условия для формирования культуры бережного отношения к своему здоровью; способствовать ознакомлению с основами  здорового образа жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_okruzhayushchego_mira_2_klass_tvoyo_zdorove.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Твоё здоровье

Цель: создать условия для формирования культуры бережного отношения к своему здоровью; способствовать ознакомлению с основами здорового образа жизни

Задачи: 

  1. Предметные:
  2. научатся понимать, что такое здоровье, что хороший показатель органов чувств является показателем здоровья;
  3. получат возможность научиться заботиться о своем здоровье.

Метапредметные

Регулятивные УУД

  • планируют и контролируют свои действия,
  • соблюдают правила поведения на уроке, для того чтобы и самому получить хорошие результаты, и не мешать успешной работе товарища

Познавательные УУД

  • осуществляют смысловое чтение
  • используют знаково-символические средства для решения учебных задач
  • имеют представление о том, как заботиться о своем здоровье

Коммуникативные УУД

  • проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач
  • координируют и принимают позицию партнеры во взаимодействии

Личностные УУД

Самоопределение – осознают ответственность человека за общее благополучие

Смыслообразование – понимают чувства других людей и сопереживают им

Постановка и решение проблемы:

- формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблемы поискового характера (при работе в группах).

Методы и формы обучения: частично-поисковый, индивидуальная, фронтальная

Учебно-методическое обеспечение урока:

Демонстрационное:

1. Общеклассное оборудование:  доска, мел, магниты.

2. ТСО:  компьютер, проектор, модульная система экспериментов

3. Наглядные пособия: презентация в Power Point, карточки, ларец.

Индивидуальное: 

1. Учебник

2. Тетрадь

3. Карточки для индивидуальной работы

Парное:

1. Карточки для составления кластера.

Групповое:

1. Карточки для составления режима дня.

Основные понятия, изучаемые на уроке: «здоровый образ жизни», «гигиена», «безопасность», «культура».

Здоровьесберегающие технологии: соблюдение норм СанПиНа; смена видов деятельности; оздоровительные минутки; разнообразные методы изложения материала; разнообразные формы работы; учёт индивидуальных и возрастных особенностей учащихся; создание благоприятной атмосферы.

Ход урока

I. Организационный момент. 1-2мин

Задача: формирование у учащихся рефлексивных умений самоорганизации к учебной деятельности

- Здравствуйте, ребята.

- Думаю, что все вы знаете, что сказать «здравствуйте» - это значит пожелать человеку здоровья.

- А что значит быть здоровым? Вывешиваю знак вопроса и показываю им, чтобы запомнили. (Быть здоровым, значит быть сильным, крепким, выносливым, ловким, стройным, красивым, не болеть...)

- Здоровье – это главная ценность в жизни человека. Не зря в народе говорят: «Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – многое потерял, здоровье потерял – всё потерял». О чём мы будем говорить на уроке сегодня? (о здоровье). Вы молодцы! Вы определили тему нашего урока. Именно этому мы посвятим урок, этой величайшей ценности.

II.  Актуализация опорных знаний. Мотивация учебной деятельности. 3-4мин

Задачи: формирование рефлексивных умений определять границу между знанием и незнанием и познавательных мотивов учебной деятельности, стремления открыть знания, приобрести умения; развитие  познавательных интересов и инициативы учащихся.

- Расшифруйте запись, это слова Антона Павловича Чехова, великого русского писателя, врача:

 «Разве _____________ не чудо?»

- Что называл чудом А.П.Чехов? (здоровье)

Посмотрите внимательно вокруг себя. В классе вы можете найти и прочитать пословицы о здоровье. Кто готов это сделать?

(Здоровье за деньги не купишь.

В здоровом теле - здоровый дух.

Здоровье - это движение.

Здоровому и врач не надобен.

Здоровье - дороже золота. 

Болен - лечись, а здоров — берегись.

Быстрого и ловкого болезнь не догонит).

- Сегодня мы  убедимся в правильности ваших предположений, а так как мы начали разговор о здоровье, что мы будем вспоминать… правила здорового образа жизни,

А над чем подумаем … как можно укреплять здоровье.

- Нам помогут в этом ваши знания и активная работа.

- Я предлагаю всем отправиться на поиски этого чуда, этого важного сокровища - на поиски пяти ключей здоровья, секретов, которые помогут вам стать здоровыми, сильными, умными и красивыми.

- Но вот найти эти ключи смогут только самые дружные, весёлые и  сообразительные ребята. Я знаю, что у нас все ребята такие.

Оздоровительная минутка  1мин

Задача: смена вида деятельности, эмоциональная разрядка и физическая зарядка.

- Нам предстоит нелёгкий путь.

Мы будем останавливаться на разных станциях, и открывать для себя секреты здоровья.

- Группы распределены по классу. Предлагаю разделиться на группы, согласно тому фрукту или овощу, который вы обнаружите у себя на спинке стула и занять места в вагонах, под музыку отправляемся в путь (деление на группы по фрукту – 5 групп).

III.Формирование новых знаний и умений

Задача: формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал.

Путешествие по станциям 2 мин

Звучит музыка из мультфильма  «Паровозик из Ромашково»

1.Станция  «Режим дня - залог здоровья» 5 мин

Чтоб день у вас был гладок,
Проснувшись надо не забыть
На день продумать распорядок,
Ведь он толковым должен быть.

Задание расставить по порядку карточки с режимными моментами.

Каждая группа получает карточки с заданиями. Выполняют учебную задачу.

Карточки:

12.Сон

8.Приготовление уроков

11.Ужин

10.Свободное время

3.Зарядка

9.Полдник

2.Умывание

6.Обед

4.Завтрак

5.Занятия в школе

1.Подъем

7.Прогулка

(Первая правильно выполнившая задание группа  получает ключ)

От каждой группы остается один, остальные садятся на место.

2.Станция «В гостях у Мойдодыра» 7 мин

- Отправляйтесь  на свои рабочие места (под музыку)

- Что такое секрет? (это то, что знают далеко не все)

- А мы по секрету всему свету, раскроем секреты здоровья.

- Скажите, какое время года сейчас (осень). Что происходит с деревьями? (листья опадают). Ребята, несколько листочков залетели к вам в класс. Они спрятались под парты, никуда не ползем, всего 4 листочка. Поищите, загляните под парту, повертите головой. Кто нашёл, берите листочек и выходите ко мне. Листочки непростые, на них секреты-советы: утром и вечером чистить зубы, мыть руки перед едой, мыть руки после прогулки, есть мытые овощи (дети возле доски читают советы)  - А как вы думаете,  кто такие советы может дать, какой сказочный герой? (Мойдодыр)

Работа с учебником

 - Откройте учебник на странице 28. Рассмотрите иллюстрации. Скажите, что позволяет сохранить здоровье? (здоровый сон в проветриваемом помещении, прогулки на свежем воздухе, при этом одеться по погоде, занятия спортом). Молодцы.

- На стр.29 обратите своё внимание.  Что же нужно делать, чтобы меньше болеть? Прочитайте. Кто определил главную мысль этих слов? (находят в учебнике и читают). Кто ответил, вручается ключ.

- Все это и есть секреты здоровья.

- Если вы хотите быть здоровым и успешным сегодня и завтра, не забывайте выполнять эти простые действия, которые помогут вам достичь результатов не только в сохранении вашего здоровья, но и в учении, общении с друзьями и просто в жизни.

- Молодцы. Вы справились с заданием.

3.Станция «Спортивная». 2-3 мин

- Ребята, кто желает получить ключ, а кто из вас хочет провести самую интересную физминутку.  (кто проводил, вручается ключ)

Работа в рабочей тетради.

-Вы работали в учебнике, в группах, теперь пройдет самостоятельная работа в тетради, задание 15 (подчеркните только те слова, которые соответствуют заданию), з.16

IV.Открытие нового знания. Применение теоретических положений в условиях выполнения практической работы

4.Станция «Полезная» 10 мин

– Скажите, а где комфортней вам: где шум, крик (картинка) или спокойный, умеренный разговор (картинка) (где спокойно).

- Сейчас мы перенесёмся в научно-исследовательскую лабораторию академии наук. Вы молодые ученые, а я ваш научный руководитель и мы с вами выясним, как влияет шум на органы слуха.

– Что такое исследование? (Вспоминают понятие исследование и где можно узнать точное значение слова). А также необходимые специальные приборы, которые используются для исследования в лабораториях

– Что вы будете исследовать? (Определять громкость звука)

– Как вы думаете, каким образом можно точно определить громкость звука? – (Для точного измерения громкости звука используются специальные приборы)

– Что должен доказать эксперимент? (Вреден ли громкий разговор)

– Вспомните ЗАГАДКУ, которую вы проходили на уроке чтения:

Для эксперимента учащиеся вспоминают загадку (межпредметная связь – литературное чтение)

Черный Ивашка

Деревянная рубашка.

Где носом ведет,

Там заметку кладёт.

Проводим эксперимент

– Я нажимаю на кнопку «Запуск эксперимента», а вы проговариваете громко загадку.

Данные максимального значения силы звука при громком  разговоре  заношу в таблицу -  они равны ____ Дб. (Чтобы понять, в чем измеряется уровень шума, учащиеся вспоминают единицы измерения длины (межпредметная связь – математика) Проводим  эксперимент, проговаривая шепотом и выделяя минимальное и максимальное значение силы звука.

– Вспомните стихотворение Феодосия Савинова «Родина» (или Александра Прокофьева «Родина»), из этого стихотворения прочитаем первое четверостишие:

Вижу чудное приволье,

Вижу нивы и поля –

Это русское раздолье,

Это русская земля!

На широком просторе
предрассветной порой
встали алые зори
над родимой страной.
С каждым годом все краше
дорогие края...
Лучшие Родины нашей
нет на свете,друзей.

Для эксперимента учащиеся вспоминают стихи русского поэта Ф.Савинова (межпредметная связь – литературное чтение)

– Я нажимаю на кнопку «Запуск эксперимента», а вы проговариваете шепотом этот отрывок из стихотворения.

Данные максимального значения силы звука при шепоте я заношу в таблицу – они равны _____Дб.

Сравните полученные результаты при громком разговоре и при шепоте.

– А теперь для сравнения: ваши данные при громком разговоре ____ Дб сравним с другими источниками звука. На конверте наклеены картинки и соответствующий уровень шума:

запуска космического корабля – 180 ДБ

реактивного двигателя – 140 Дб

раската грома – 130 Дб

поезда – 100 ДБ

городского транспорта – 90 ДБ. А ваш шум чему можно прировнять? (ответы)

- А теперь подумайте, если все учащиеся класса постоянно будут шуметь, это может повлиять на их здоровье? (Может повредить слух; нужно бережно относиться к органу слуха). Самый активный получает ключ.

5.Станция «Витаминная» 1 мин

- Скажите, пожалуйста. Вот когда вы делились на группы, каждая группа имела свою отличительную эмблему в виде фрукта. А почему фрукта? Ну, была бы эмблема животных, птиц? (Потому что в фруктах содержатся витамины, которые нужны для правильного питания и здорового развития). Самый активный получает ключ.

V.  Первичное закрепеление. 5  мин

Задачи: формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, закономерности, отличное; воспитание способности высказывать свою точку зрения о способах решения практической задачи; формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах, воспитание культуры делового общения.

(работы в парах)

Вспомните, какой вопрос был в начале урока? А что значит быть здоровым?

Составьте схему «Секреты  здоровья». Два ученика у доски.

- Какая полезная памятка у нас получилась. Будьте здоровы!

VI. Включение нового знания в систему знаний и повторение. 1-2 мин

Задачи: формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, закономерности, отличное; развитие способности к обобщению; овладение приемами самоконтроля правильности полученных результатов.

- Какой вопрос  звучал в начале урока? (что такое здоровье?) Какой ответ на  вопрос урока вы можете дать? (Здоровье – богатство на все времена. Здоровье – это сила, красота,  богатство)

- Чтобы быть здоровым, что нужно делать? (нужно заниматься спортом, соблюдать правила гигиены, правильно питаться, соблюдать режим дня, не иметь вредных привычек)

- Урок мы начинали со слова «Здравствуйте!» и заканчиваем словами «Будьте здоровы!». Ведь здоровье - самое ценное в жизни.

VII. Подведение итогов урока. Домашнее задание

 (носит рекомендательный характер, задание творческого характера, по выбору): 1-2 мин

на доску: Д/з учебник – с.27, 29, прочтите ещё раз советы и постарайтесь их запомнить, работа в тетради – с.19 задание 16, подготовьте небольшое сообщение о своём любимом виде спорта.

- * Творческое задание: используя свои новые знания, оформите странички на отдельных листах (сочините стихотворение, может быть это будет ваш девиз к занятию спортом, или нарисуйте рисунок, по теме «Здоровье»).

- Молодцы, вы все активно работали, дружно.

_________ отвечал на вопросы учителя.

 На все вопросы ответили, все задания выполнили. Мне было очень приятно с вами работать. Спасибо

VIII. Рефлексия деятельности. 4 мин

Задачи: организовать фиксацию учащимися нового содержания и фиксацию  неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, рефлексивный анализ и оценивание собственной учебной деятельности.

- Считаете ли вы, что получили нужные вам знания?

- Чтобы вам хотелось узнать ещё по теме урока?

- Я буду рада, если вы будете соблюдать правила бережного отношения к своему здоровью.

- Великий философ Цицерон сказал: «Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым».

- Но вы весь урок собирали ключики не просто так. У кого ключи, подходите ко мне. Для вас  задание, кто из вас самый эрудированный. Чтобы открыть ларец, отгадайте загадку:

В саду на дереве растёт
Красивый, вкусный, сочный плод.
Я подскажу: на букву Я
Он начинается друзья. (Яблоко).

- Молодец, вот тебе большой золотой ключик.

- А почему яблоко? (Яблоко является символом здоровья, молодости, долголетия, хорошего настроения)

- Чего я всем вам и желаю!

- Вы молодцы!

- Всех угощаю символом здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира по теме "Секрет здоровья - гигиена". 1-й класс с презентацией

Дидактическое обоснование:Предмет: окружающий мир, 1 класс, учебник “Окружающий мир. 1 класс” (под ред. Н.Ф. Виноградовой),Тема урока:«Секрет здоровья – гигиена»Дидактическая цель:создать условия для ...

Урок окружающего мира 2 класс тема: "Здоровье и питание."

Через коллективную работу дети самостоятельно приходят к выводу, что здоровое питание имеет большое значение в нашей жизни....

Урок окружающего мира 2 класс (по программе А.А.Плешакова) Тема: Если хочешь быть здоровым.

Урок окружающего мира       2   класс     (по программе  А.А.Плешакова) Тема: Если хочешь быть здоровым. (Урок – путешествие...

Презентация. Урок окружающего мира 2 класс.Тема "Чистота - залог здоровья". Программа "Перспективная начальная школа".

Презентация "Чистота - залог здоровья" к уроку окружающего мира во 2 классе по программе "Перспективная начальная школа" знакомит детей с миром микробов....

Сценарий урока окружающего мира, 3 класс "Здоровый образ жизни"

Данный урок разработан для 3 класса по программе "Школа России" (А.Плешаков)...

Урок окружающего мира 2 класс по теме: «Расти здоровым» УМК «Перспективная начальная школа»

Разработка урока окружающего мираво 2 – ом классе по теме:«Расти здоровым»УМК «Перспективная начальная школа»...