Открытый урок по географии в 5 классе по ФГОС
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Пузина Ольга Александровна

Открытый урок по географии в 5 классе по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnol._krata_uroka.doc192.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока  географии в 5 классе УМК  «Полярная звезда»

Предмет: география                               Класс: 5     Тема урока: Рельеф Земли. Равнины.

№ урока по теме: «Литосфера – твёрдая оболочка Земли» -  №5

Тип урока: урок «Открытие новых знаний»  

Цель урока: формирование  общего представления о рельефе как результате взаимодействия внутренних и внешних процессов, происходящих на Земле; изучение особенностей равнинного рельефа

Задачи урока:  Планируемые результаты:

  1. предметные для учителя:

- сформировать представления о рельефе как о постоянно меняющемся компоненте природы;

- формировать знания об основных формах рельефа и распознавать их на карте;

- сформировать понятие «равнина», дать представление об изменении равнин во времени;

- формировать основные навыки и умения  работы с физическими картами и атласом.

Предметные для обучающихся:

  • представлять рельеф как о постоянно меняющемся компоненте природы;
  • знать основные формы рельефа и распознавать их на карте;
  • сформулировать понятие «равнина», дать представление об изменении равнин во времени;
  •  выявить отличия равнин по характеру поверхности, высоте, способу образования
  •  создавать образ равнин с помощью различных  средств наглядности;
  • работать с физическими картами и атласом.

2. Метапредметные:  - • уметь организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
• развивать логическое мышление:  владеть смысловым чтением, уметь вести самостоятельный поиск, анализировать, отбирать  информацию, излагать свои суждения
• уметь взаимодействовать с людьми, работать в коллективе , представлять себя;
• уметь ориентироваться в окружающем мире,  принимать решения.

3.   Личностные – овладение  определённой системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений, эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования; - раскрыть значение равнин для жизни и хозяйственной деятельности человека;  проследить изменения равнин под воздействием человека;

Психологическая цель урока:

   - создание доброжелательной атмосферы на уроке, взаимного контакта в сотрудничестве между учителем и обучающимися,

Работа с учебником: составление  схем ; работа с рубрикой «Запомните»; работа с текстом и картами учебника, атласом 

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Методы обучения: проблемно-диалоговый, наглядно-иллюстративный,  работа с учебником,  частично-поисковый, составление схем, моделирование

Оборудование: карта полушарий, физическая карта России, атласы, картины гор и равнин,  слайды с изображением равнин и гор , макет равнины, учебник, проектор, компьютер, презентация, интерактивная доска

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины.

2. Вычитывать все уровни текстовой информации.

3. Преобразовывать информацию из одного вида в другой. Составлять план и схемы

4. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

5. Строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.

3. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

4. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Коммуникативные УУД

1. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждать их фактами.

2. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

3. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.

№ п/п

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.

Организационный этап

Проверка Д/З

Приветствие ребят, проверяет готовность обучающихся к уроку:  всем ли комфортно, готовность рабочего места, создаёт ситуацию успеха

Здравствуйте, ребята! Тихо садитесь, посмотрите друг на друга, улыбнитесь.

«Заряд бодрости».Закройте глаза, ни о чем не думайте, чуть-чуть опустите голову. Теперь с закрытыми глазами вы представляете, что ваша голова становится легкой, свободной, что вы способны легко усваивать новое. Вы открываете глаза и с новыми силами принимаетесь за работу.

Проверим домашнее задание. Выполним тест. Кто работает на компьютере открывает Контроль.

Проверяем.( Если 1 ошибка -4, 2 ошибки-3, 3 и более -2)

(Дети выполняют тест)

Приветствие учителя. Настрой на доброжелательное отношение друг к другу и учителю.

2.

Определение проблемы урока

Прочитайте высказывания мальчика и его учителя:

Мальчик:  Наша Земля имеет ровную поверхность

«Равнина, равнина  Ни яра, ни пади,  Равнина на Север,Равнина на Юг.

        Как будто гористую землю разгладил    Какой -то гигантский утюг.

Учитель: Наша планета имеет неровную поверхность Вокруг Земли крутые горы

С высот небес глядят на насИ равнинные  просторы   Завораживают глаз.

Включение всех в деловой ритм.

Чтение  двух высказываний, предложенных учителем

3.

Побуждающий диалоги

Что вас удивило? : Правы ли они в своих суждениях?

Предложи свои доводы.

Обсуждение высказываний

4

Подводящий диалог:

Обратимся к высказываниям ученика и учителя

Почему мальчик считает, что поверхность Земли ровная? Может быть мальчик прав?

Что считает учитель?  Какой возникает вопрос?  ПРОБЛЕМА

Как устроена поверхность Земли?

Что относится к неровностям?( овраги, горы, равнины…)

 Как одним словом это назвать?

Возможно, он живет на равнине.

Не знает карту.   На большей части Земли рельеф ровный.                                                                

Поверхность Земли неровная.  

   

5.

Вспоминаем то , что знаем

Формулирование темы урока

Сформулируем тему урока. «Рельеф  Земли»

О какой форме рельефа мы будем сегодня говорить вы узнаете, отгадав загадку 

Посмотри, какая даль

 Без конца и края,

 Речка тихая журчит,

 В камышах вздыхая.

 Ширь полей, размах степей –

 Знакомая картина.

 Только нет тебя милей,

 Прекрасная …(равнина)

Итак, тема нашего урока « Рельеф Земли . Равнины.»( запишите)

 

Понятие Рельеф – совокупность форм твердой поверхности Земли

Обсуждение темы урока. Чтение учебника. Обсуждение.

Запись темы в тетрадь. Отвечают на вопросы учителя.

6.

Формулирование плана-версий

Как вы думаете, на какие вопросы нам нужно сегодня ответить?

  1. Что такое равнины?  Как образуются горы и равнины?
  2. Какие  равнины есть на планете? Как равнины делятся по высоте? По внешнему виду и т.д.

Приходят к выводу , что  чего-то ещё не знаем . Не можем ответить на этот вопрос,  не хватает знаний. 

Могут помочь уже имеющиеся  знания, а также информация в учебнике, на карте, самостоятельный поиск информации. Определяют цель  и задачи урока

Цель: узнать больше о рельефе Земли

Задачи: знать основные формы рельефа и распознавать их на карте;

сформулировать новые понятия; отличать формы рельефа друг от друга; работать с картами атласа и учебником

САМООЦЕНКА. ребята, были ли у вас трудности при выполнении этой работы, использовали ли вы подсказки: учебник, подсказку соседа, учителя или справились самостоятельно?

Заполнение таблицы «Самооценка»- 1 этап: активность и правильность

7

Решение проблемы.«Открытие новых знаний»

   

   1.

Работа в 3 группах:  1 группа: моделирование:  Я предлагаю вам взять чистые листы бумаги, пластилин. Изобразите  с их помощью поверхность Земли

Анализ карты полушарий:

Две группы путешествуют по карте. Вы любите путешествовать? Я предлагаю совершить путешествие по карте.

2 группа: Совершите полёт вокруг Земли. Какие цвета Земли вы увидите и что они означают? Сделайте вывод о поверхности Земли

3 группа: Возможно ли движение самолёта вокруг Земли на высоте 1000 м по параллели 30° с.ш.? Для ответа на вопрос воспользуйтесь картой полушарий. Ответ поясните

Что же такое рельеф Земли? А теперь сравним с понятием в учебнике.

Учебник стр. 80  «Рельеф Земли»

Запишите определение в рабочий лист

1 группа: вывод: Из листка чистой бумаги создают макет земной поверхности ( предполагается: один рисует на листе, другой смял лист бумаги  в комок и расправил, третий лепит из пластилина) и обсуждают, что получилось.

Вывод: поверхность Земли неровная и разнообразная

2 группа: вывод: поверхность Земли имеет неровную поверхность

 3 группа: Выводы: нельзя, т.к. на пути встретятся не только равнины, но и горы высотой свыше 5 000м (определили по шкале высот)

Значит рельеф Земли разнообразный, неровный

САМООЦЕНКА. ребята, были ли у вас трудности при выполнении этой работы, использовали ли вы подсказки: учебник, подсказку соседа, учителя или справились самостоятельно?

Заполнение таблицы «Самооценка»- 2 этап: активность и правильность выполнения

   2.

Ребята, прошли миллионы лет с момента образования нашей планеты, рельеф мог бы выровняться под воздействием различных факторов. Но мы доказали, что существует много неровностей.

 Подумайте , какие силы Земли могли создать таких исполинов?

Какие факторы на это влияют?  Что является строителем?

Прочитайте отрывок и скажите о каких факторах идёт речь? О каких «разрушительных силах» идет речь?

. « Задача разрушительных сил- полное уничтожение гор. Снести  эти зубчатые гребни, острые вершины , крутые утесы, стереть с лица Земли, выровнять до основания_ вот к чему стремятся эти силы, И рано или поздно, в зависимости от высоты гор и твердости горных пород, разрушители выполняют свою задачу, и красивые горы исчезают с лица Земли. Но пока над равниной возвышается хоть один холм, торчит хоть один камень- они не могут успокоится, прекратить свою работу»- писал  В.А. Обручев , геолог и писатель. (процессы выветривания. Солнце, ветер, вода ,растения)

Если затрудняются ответить, подсказка.

Учитель;    «С умом ли, Капля, ты? Меня пробить взялась!

                       Меня, гранитную! Ты .право, стоишь смеха».

                        Но Капля молча все кап, кап… и пробралась.-

                        Настойчивость -залог успеха.

Как этот процесс называется? Найдите в учебнике с 80.

Понятие выветривание (учебник  стр. 80)  запищите

Что относится к внешним и внутренним факторам?

Что происходит под воздействием внешних факторов? (равнины)

Внутренних факторов? (горы)

Составляем схему  ( из  конверта №2) для этого используем текст учебник на с. 80 ,  и рис 54 в учебнике или в эл .приложении 

Внешние факторы - выравнивают неровности

земной поверхности

Ветер  Текучая вода  Солнце Организмы Человек

Внутренние факторы - создают неровности

земной поверхности

Землетрясения    Вулканизация  

Вывод: Рельеф является результатом взаимодействия внутренних и внешних сил Земли.

Внутренние силы созидают горы на подвижных участках земной поверхности.

Внешние факторы разрушают горы.

3

Проанализировать  Схемы образования равнин

 Анализ схемы учебника рис 54 стр. 80 и предложенной учителем схемы

При действии внутренних факторов образуются горы, проходят миллионы лет горы, под воздействием внешних факторов: вода, температуры, ветер, живые организмы, разрушаются. Этот горный участок постепенно выравнивается, становится устойчивым и образуется равнина.

 Вывод: Горы образуются на поднимающихся подвижных участках земной коры, а равнины – на устойчивых.

В образовании гор наиболее активны внутренние силы, а в образовании равнин – внешние.

САМООЦЕНКА. ребята, были ли у вас трудности при выполнении этой работы, использовали ли вы подсказки: учебник, подсказку соседа, учителя или справились самостоятельно?

Заполнение таблицы «Самооценка»- 3 этап: активность и правильность выполнения

4.

Что бы продолжить обсуждение, я предлагаю посмотреть фотографии (Рабочий стол  док. Фото- откройте)

Задание:  Объедините фотографии в две группы и объясните, почему вы так сделали.

1.Что изображено на них?

2. Что общего между ними?

3.  А по каким признакам мы можем сказать, что это горы, а это равнины?

       4. Так что же такое равнина?

Ответы учеников после просмотра слайдов:

Среди ответов прозвучит предложение разделить на ровные и неровные поверхности.

Сравнивают ровную и неровную поверхность.

Горы и равнины, овраги, балки, яры, холмы, впадины

(формы рельефа)

(горы: имеют большую высоту, перепады высот ярко выражены; равнины: ровная поверхность, перепады высот не выражены)

Географический конструктор

 А теперь мы попробуем сформулировать определение понятия по принципу

       ключевое слово       +       существенные признаки.

Определение с.81.

РАВНИНА  - это

    - это участок земной поверхности                  ровный

  –  это форма рельефа                    холмистый            

  - это форма земной поверхности      слабо расчлененный

                                                                           ниже гор

Запись определения понятия «равнина».

Равнина – это слаборасчлененная часть земной поверхности, с различием     относительных высот не более 200м.

         (Определение записывается в тетрадь).

Познакомившись с основными формами рельефа, ответьте, используя карту, какая из этих форм рельефа является преобладающей на Земле. 60 % - равнины

Сегодня мы будем изучать равнины. Все ли равнины одинаковы? Чем они отличаются друг от друга? Ответьте на вопросы, просматривая фото. ( показ фото из приложения)

Равнины, так как занимают большую площадь суши.

ВЫВОД:  Они различаются по форме, высоте, размерам, возрасту и происхождению.

Предлагаю вам совершить ещё одно  путешествие по  карте по заданным координатам. Индивидуальные задания

  1. 54 ° с.ш. 37  ° в.д.                                                                                                
  2. 60 ° с.ш.  80 ° в.д
  3. 47 ° с.ш. 50 ° в.д.            
  4.  66 °  с.ш   100 °  в.д.  

      Определить какая это  форма рельефа  и их высоту по шкале высот

Определите правильность выполненного задания по учебнику стр. 81 рис 55 фрагменты карт

  • Какая равнина самая высокая? ( плоскогорье)

Какя равнина самая низкая? ( низменность)

  • Из каких двух слов состоит слово плоскогорье? ( можно попросить прочитать по слогам, если затрудняются при ответе) –

Физминутка  встали все. Если я буду говорить плоскогорье – руки вверх, равнины в стороны,  низменности – присесть.

Включить видеоролик.

-Западно-сибирская равнина

-Северо сибирская низменность

- Восточно-европейская равнина

- Среднесибирское плоскогорье

- Великие равнины

- Амазонская низменность

- Гвианское плоскогорье

- Индо-Гангская низменность

  1. Среднерусская возвышенность  от 200 до 500 м
  2.  Западно-Сибирская равнина до 200 м
  3.  Прикаспийская низменность ниже уровня моря
  4.  Среднесибирское плоскогорье от 500 до 100 м

      (Среднесибирское плоскогорье)  

(Плоская гора)

Работа в группах: составление схем, с использованием фото, текста учебника и карт или электронного приложения

1 группа : виды равнин по высоте. Примеры

2 группа: виды равнин по форме рельефа. Примеры

3 группа: крупнейшие равнины. Примеры

Выступление группы, а две другие заполняют схемы у себя в рабочих листах .

Дополнительные вопросы:

  • На какой равнине мы с вами живем? (Определяют по карте атласа).
  • Какая она по характеру поверхности? (Холмистая), а как ты догадался? (есть низменности, возвышенности, овраги).
  • А как вы думаете, равнины имеют уклон.(да) как его определить? (по направлению течения рек)

Группам выполнить тренажер  и нанести равнины на контурную карту.

Задание.   Найдите на карте мира равнины:

Восточно-Европейскую равнину

Западно-Сибирскую равнину

Великие равнины

Индо -  Гангскую низменность

Амазонскую низменность

Средне –Сибирское плоскогорье

Ла-Платская низменность

Гвианское плоскогорье

Вывод 1 группы: равнины по высоте: возвышенности, низменности, плоскогорья

Низменности

0 – 200 м    

Возвышенности

200-500 м

Плоскогорья

500-1000м

Индо-Гангская

Месопотамская

Прикаспийская

Амазонская

Среднерусская

Валдайская

Декан

Среднесибирское

Бразильское

2 группа: плоские и холмистые

3 группа: на Земле существуют крупнейшие равнины:

САМООЦЕНКА. ребята, были ли у вас трудности при выполнении этой работы, использовали ли вы подсказки: учебник, подсказку соседа, учителя или справились самостоятельно?

Заполнение таблицы «Самооценка»- 4 этап

Закрепление

«Так какое же решение проблемы мы получили?»

КАК УСТРОЕНА ПОВЕРХНОСТЬ ЗЕМЛИ?

Какие же  крупные и мелкие формы рельефа различают?  Составляем  кластер. .

Группам описать равнину по плану.  С.83

Затем заслушиваются ответы на проблемные вопросы, которые были заданы в начале урока.

Составление синквейна (короткое пятистишие) по теме:

1. Заголовок, в который вносится ключевое слово, понятие.

2. В двух словах (2 прилагательными) дается описание темы.

3. Тремя словами дается описание действия в рамках этой темы.

4. Фраза из 4 слов, показывающая отношение автора к теме, его чувства.

5. Это одно слово, по сути своей синонимичное тому, с которого синквейн начинается.

Например: (синквейн одного ученика)

1. Равнины.

2. Обширные, бескрайние.

3. Образуются, разрушаются, заселяются.

4. Горжусь и восторгаюсь их величием.

5. Поле.

Выполним в группах тренажер и контроль знаний по этой теме.

Поверхность Земли неровная. Различают самые разные формы рельефа

САМООЦЕНКА

Результат САМООЦЕНКИ. КОРРЕКТИРОВАНИЕ

Выставление оценок

Домашнее задание

Изучить §24

Ответить на вопросы 2 – 5

Выполнить задания 1, 6, 7.

Рефлексия

  Вопросы  в рабочих листах.

Выделяем ответ.

Тебе понравился урок ?

Выбери своё настроение

Вопросы:

1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был


7.Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересно / не интересно

Таблица самооценки

этап

1 этап

2 этап

3 этап

4 этап

5 этап

итого

д/з

Определение проблемы, темы и цели урока

Путешествие по карте - равнина

Внешние и внутренние факторы

Виды равнин

Закрепление знаний

Активно

Неактивно

Правильно

Неправильно

С ошибками

С подсказкой учителя

С подсказкой ученика

Твоя отметка

Таблица самооценки

этап

1 этап

2 этап

3 этап

4 этап

5 этап

итого

д/з

Определение проблемы, темы и цели урока

Путешествие по карте - равнина

Внешние и внутренние факторы

Виды равнин

Закрепление знаний

Активно

Неактивно

Правильно

Неправильно

С ошибками

С подсказкой учителя

С подсказкой ученика

Твоя отметка

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Карточка – задание

Составить схему

««Виды равнин по высоте»: проведите анализ рисунков на странице 81  и текст учебника. Схему составить с примерами.

                                      Виды равнин по высоте

   

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Карточка – задание

Составить схему

«Виды равнин по форме», анализируя текст учебника - страница 82 и текст на карточке.

     Виды равнин по форме  рельефа

           

1. Как угрюмый кошмар исполина,

                           Поглотивший луга и леса,

                           Без конца протянулась равнина

                           И краями ушла в небеса.

                           И краями пронзила пространство,

                           И до звезд прикоснулась вдали

  1. Холмы, холмы – кругом холмы

Задание.   Найдите на карте мира равнины:

Восточно-Европейскую равнину

Западно-Сибирскую равнину

Великие равнины

Индо -  Гангскую низменность

Амазонскую низменность

Средне –Сибирское плоскогорье

Ла-Платская низменность      

 Гвианское       плоскогорье                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по математике 1 класс по ФГОС

Урок был построен  с учетом внедрения и реализации ФГОС . На уроке использовались новейшие технологии: ноутбуки, счетные бусы, магнитный абак, математическая пирамида, электронное приложение к уч...

Открытый урок русского языка 1 класс УМК "Планета знаний" ФГОС с УУД

Тема окрытого урока: Сочетания чк, чн.Цель урока: формирование умения писать слова с сочетаниями ЧК, ЧН....

Открытый урок по математике 1 класс Перспектива ФГОС

План-конспект урока по математике по теме : " Число и цифра 4"Путешествие к  пиратам за сундуком с сокровищами....

открытый урок русского языка, 4 класс, ФГОС, УМК "Школа России"

Правописание косвенных форм личныхместоимений, раздельное написание местоимений с предлогами....

Открытый урок по математике 2 класс Перспектива ФГОС " Объём прямоугольного параллелепипеда"

Эврика! Произнёс Архимед, когда нашёл способ  нахождения объёма тел.Ребята  2 М класса с учителем Вальщиковой О.О. в игровой форме, в поисковой и исследовательской деятельности  вывели ...

Технологическая карта к открытому уроку математики в 3 классе. Тема."Деление с остатком" ФГОС

Цели данного урока: обучить алгоритму выполнения деления числа с остатком и научить применять полученные знания на практике....