План-конспект урока по окружающему миру "Красная книга". 2 класс (с презентацией)
учебно-методический материал по окружающему миру (2 класс) на тему

Панарина Надежда Вячеславовна

Цель урока:       Познакомить с понятием «Красная книга», дать представление о некоторых видах растений и животных, занесенных в Красную книгу.

Задачи:

- обучающие: формировать высокую мотивацию к поисковой мыслительной деятельности через включение детей в регулярную поисковую деятельность; познакомить  с некоторыми  видами  растений и животных, занесенных в Красную книгу; ознакомить с мерами по сокращению и увеличению численности редких растений и животных; расширить и углубить  знания о редких и исчезающих животных и растениях родного края; 

- развивающие: развивать интеллектуальные способности, широту восприятия, чрезвычайную любознательность; развивать настойчивость, умение сосредотачивать силы для преодоления возникающих трудностей, развивать самостоятельность и творческую активность учащихся, привлекать жизненный опыт детей; развивать умения работать в парах и группах, выделять главное, обобщать и делать выводы; развивать творческие способности учащихся;

- воспитательные: формировать разные способы учебного сотрудничества; воспитывать бережное отношение к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл план-конспект с презентацией1.11 МБ

Предварительный просмотр:

  Муниципальное казенное образовательное   учреждение

«Средняя школа № 8»

Города Ефремов Тульской области

Методическая разработка урока

с метопредметной составляющей в соответствии

с требованиями ФГОС НОО

 «Мой новый урок»

учитель начальных классов

Панарина Надежда Вячеславовна

г. Ефремов

2013г

Окружающий мир

План-конспект урока

«Красная книга»

  1. Ф.И.О. ( полностью):     Панарина Надежда Вячеславовна
  2. Место работы:     Муниципальное казенное образовательное      учреждение «Средняя школа № 8» город Ефремов Тульская область
  3.  Должность:           учитель начальных классов
  4. Предмет:                окружающий мир
  5. Класс:                      2
  6. Тема урока в теме и номер:        Природа  Красная книга   17 (1)
  7. Базовый учебник:      Окружающий мир, 2 класс, в двух частях,   1 часть, А.А. Плешаков,  М. «Просвещение», 2011г.
  8. Цель урока:       Познакомить с понятием «Красная книга», дать     представление о некоторых видах растений и животных, занесенных в Красную книгу.
  9. Задачи:

- обучающие: формировать высокую мотивацию к поисковой мыслительной деятельности через включение детей в регулярную поисковую деятельность; познакомить  с некоторыми  видами  растений и животных, занесенных в Красную книгу; ознакомить с мерами по сокращению и увеличению численности редких растений и животных; расширить и углубить  знания о редких и исчезающих животных и растениях родного края;  

- развивающие: развивать интеллектуальные способности, широту восприятия, чрезвычайную любознательность; развивать настойчивость, умение сосредотачивать силы для преодоления возникающих трудностей, развивать самостоятельность и творческую активность учащихся, привлекать жизненный опыт детей; развивать умения работать в парах и группах, выделять главное, обобщать и делать выводы; развивать творческие способности учащихся;

- воспитательные: формировать разные способы учебного сотрудничества; воспитывать бережное отношение к природе.

10. Тип урока:    Урок изучения и первоначального закрепления новых знаний.

11. Формы работы учащихся:     индивидуальная, фронтальная, групповая, работа в парах.

12. Необходимое техническое оборудование:    ПК для учителя, мультимедийный проектор, экран; Красная книга, картинки и фотографии с изображениями растений и животных, макеты цветов; музыкальное сопровождение («Беловежская пуща»).

13. Планируемые результаты:      Учащиеся осознают ответственность за сохранение природы, научиться выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных; читать тексты учебника и  дополнительной литературы и использовать полученную  информацию для сообщения.

14.  Структура и ход урока:

I.  Оргмомент

 Друзья мои!

Я очень рада

Войти в приветливый ваш класс!

И для меня уже награда –

Сиянье ваших умных газ.

 

Я знаю, каждый в классе – гений.

Но без труда талант не впрок.

Так постараемся сегодня

И вместе проведем урок.

II. Актуализация знаний.

  1. Выставку фотографий и рисунков вы уже рассмотрели на перемене, а теперь послушаем сообщения и рассказы о домашних животных.

Дополнительные вопросы:

- Какие породы собак ты знаешь?

- Назови известные тебе породы кошек.

  1. Чем отличаются домашние животные от диких?

III. Соопределение к деятельности.

Тигр

                                    ЭОР № 1                  

Посмотрите  на картинку  (I слайд). Какое это животное?

Амурский тигр сохранился только в густой     дальневосточной тайге.    

В  природе существуют не только животные, но и растения, которые нуждаются в защите всего человечества    

Жень- шень

                                      ЭОР № 2

Женьшень – ценнейшее лекарственное растение. Название его в переводе с китайского языка означает «человек – корень».

- Как вы думаете, почему?

Корень женьшеня по форме напоминает человеческую фигуру.

И тигр и женьшень стали редкими, исчезающими видами. Предположите, о чем пойдет речь на уроке? Какие задачи ставите?                  

IV. Работа по теме.

  1. Загадка.

Она учит многому, но постоянно молчит.

Она может о чем-то рассказать, может задать (вопросы) задачу,

а может отправить тебя в путешествие.

                                                                                          (книга)

  1. Знакомство с Красной книгой.

Книга, о которой пойдет речь, не совсем обычная. Она красного цвета.

Макет Красной книги

О чем сигнализирует красный цвет?

Беда

Опасность

Осторожность

Красный цвет – сигнал опасности.

- Что вам приходилось слышать о Красной книге?

- В Красной книге кратко, но точно сказано все о редких, исчезающих видах животных и растений. В каких краях встречаются, по каким причинам исчезают. Но главное – что надо сделать, чтобы уберечь их от вымирания.

I Красная книга - 1978г .     II Красная книга - 1984г .

3. Театрализованное представление.

а)   Рисунок ученицы      

Лотос

Я – лотос, одно из самых прекрасных растений мира.

К сожалению, в природе я – редкость.

              Берегите меня!

б)  Рисунок ученицы      

Венерин башмачок

Я – венерин башмачок, так назван в честь древнеримской богини красоты Венеры.

Я крупное высокое растение.  У меня 3-4 листа, 1-2 цветка. Начинаю цвести в мае-июне и цвету 2-3 недели.

Люди безжалостно рвут меня, а потом, когда я завяну,  выбрасывают.

                                    Сохраните меня.

4.Сообщение.

Зубр

                              ЭОР № 3

(Под музыкальное сопровождение «Беловежская пуща»)

В начале XX века  почти истребили зубров.

Они  водились в лесах Белоруссии. Остались только звери, которые жили в зоопарках (всего 48 особей). Надо было срочно спасать зубров. Их выпустили в   заповедник   Беловежскую пущу.

                   ЗАПОВЕДНИК  -  словарь Ожегова

Люди подкармливали зверей зимой, следили, чтобы они не болели, особенно молодняк.

Зубров спасли, но прошло 100 лет.

100 лет – 1 век

Не истребляйте животных!

Они братья наши меньшие.

   

5. Работа в группах.

Я предлагаю вам исследовательскую работу,  которую вы будете выполнять в группах.

Подготовьте сообщения о редких, исчезающих животных и растениях, занесенных в Красную книгу, используя информацию из атласа-определителя и учебника.

Предположите, какие разделы могут войти в Красную книгу?

Адмирал стр.137 (атлас)

Насекомые ЭОР № 4

Дровосек реликтовый насекомые

Учебник стр. 88 ЭОР № 5

Белый журавль птицы

Учебник стр. 89 ЭОР № 6

Пятнистый олень

Атлас стр. 193 звери ЭОР № 7

Купальница европейская

Атлас стр.75 ЭОР № 8

Атлас-определитель, учебник.

V. Ф/М

Представьте, что вы цветы.

(Ведь дети – цветы жизни) (в руках детей макеты цветов)

Прошёл дождь, цветочки начали расти, появились бутончики, подул ветерок и стряхнул капельки дождя с цветков. Выглянуло солнышко, распустились цветочки, посмотрели друг на друга, улыбнулись.

Как красиво!

 

VI. Продолжение работы по теме.

1). Стихотворение  (читает ученица)

На земле исчезают цветы,

С каждым годом заметнее это.

Меньше радости и красоты

Оставляет нам каждое лето.

Откровенье прекрасных цветов

Нами  понято было едва ли

Беззаботно топтали мы их

И бездумно, безжалостно рвали.

В нас молчало безумное «Стоп»!

Нам казалось все мало, все мало,

А потом в толчее городской

Мы охапками тащим устало.

И не видели, как из-под ног

Молчаливо, дыша еле-еле,

Обреченно глядел василек,

Безнадежно гвоздики глядели.

                               Е.Карасев

2). Работа в парах. 

- Почему многие растения и животные стали редкими, исчезающими и были занесены в Красную книгу?

- Обсудите этот вопрос в парах.

- Проверьте себя, обозначив правильные ответы.

             ПРИЧИНЫ  ЭОР № 9

- Ухудшение мест обитания животных и произрастания растений.

- Разведение и выращивание комнатных растений.

- Чрезмерная добыча животных, охота.

Бездумный сбор и использование, вытаптывание растений.

ВЫВОД: Охота на животных, занесенных в Красную книгу, запрещена!

3). Беседа 

Люди думали, что природа неисчерпаема, сколько ни брать у нее, все снова само собой восстановится.

И просчитались.

- Подумайте, что мы можем сделать, чтобы сохранить животных и растения?

VII. Рефлексия.

- Оцените свои достижения:

!

 – я много  нового узнал на уроке

?

 – у меня  есть еще вопросы, на которые я постараюсь найти ответ самостоятельно.

- Какой вид работы на уроке вам понравился больше?

VIII. Домашнее  задание.

Составить свою Красную книгу.

IX. Подведение итогов

- Все ли поставленные задачи выполнили?

- Какой вывод для себя сделали?

    СЛАЙД  ЭОР № 10                

Будь природе другом!

Пояснительная записка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация и план-конспект открытого урока по чтению для 4 класса коррекционной школы VIII вида. Тема: "Разговор о маме" Н. Саконская.

План-конспект открытого урока по чтению для 4 класса коррекционной школы VIII вида на тему "Разговор о маме" Н. Саконская". Прилагается презентация "Помогаем маме"....

План -конспект открытого урока по окружающему миру для 1 класса

Предмет: окружающий мир.Тема: «Наши помощники – органы чувств». Урок №21.По типу урок: изучения и первичного закрепления новых знаний, урок-практикум.Цель:·        Ф...

План-конспект современного урока по окружающему миру 1 класс

Урок  в 1 классе по теме  " Где и когда? ", " Когда наступит лето?" Урок с использованием  ЭОР из Единой коллекции ЦОР о смене дня и ночи и смене времён года с использованием игрового ...

План – конспект открытого урока по окружающему миру в 1 классе на тему: "Осень"

Тип урока: изучение новой темы.Цель: 1)    Обучающая:-формировать представления о характерных признаках осени в живой и  неживой природе;  - учить устанавливать связи меж...

План – конспект открытого урока по окружающему миру в 4 классе. Тема урока: Многогранный мир чувств.

Тип урока: комбинированный, урок-исследование.Цель:1) Обучающая:-формировать у учащихся новые понятия об органах чувств, о строении и роли органов слуха, равновесия, обоняния, вкуса и осязания, ...

План-конспект открытого урока по окружающему миру 3 класс

План-конспект урока окружающего мира на тему "Мы и наше здоровье" 3 класс "Школа России"....

План-конспект открытого урока по окружающему миру в 1 классе по теме "Кто такие насекомые?"

Данный урок представлен по ходу изучения раздела «Что и кто?».На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока  включены элементы обучения шк...