Методическая разработка. Урок окружающего мира в 4 классе по теме "Куликовская битва."
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) на тему

Материал содержит сценарий урока с применением технологии критического мышления (прием "кластер").

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzhayushchego_mira_v_4_klasse_po_teme.docx49.46 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 4 классе по теме

«Куликовская битва»

Цели:   

знать  ход и значение  Куликовской битвы; качества   великого князя Дмитрия Донского;

уметь  анализировать, делать выводы, обобщать, давать оценку  событиям, которые изучают;

развивать нравственные чувства сопереживания и ответственности за других людей; развивать эмоции и чувства (негодования, удивления, гордости);

воспитывать гордость за свою страну, патриотизм.

 Тип урока: комбинированный.

Оборудование:

Эпиграф на доске

Тест

Карточки с датами и событиями

Карточки с вопросами

Таблички для составления кластера

Ключ ответов к тесту

Электронная доска

Эталон кроссворда

Ход урока.

1.Организационный момент.

- Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться со страницами истории нашего Отечества.

 Эпиграфом к уроку я взяла такие слова : «Честная смерть лучше позорной жизни. Лучше бы вовсе не идти на брань, чем, пришедши сюда и ничего не сделавши, назад возвращаться». В конце урока мы выясним, кому принадлежат эти слова, при каких обстоятельствах были сказаны и почему.

А сейчас вспомним главные события, с которыми мы уже познакомились.

2.Проверка домашнего задания.

- Несколько человек будут работать с тестом.

- Несколько человек будут устно отвечать на вопросы по карточкам

- Остальные внимательно слушают и дополняют.

Карточка 1.

Чем известен в истории Иван Калита? Почему он получил такое прозвище?

Карточка 2.

Рассказать о Москве времен Ивана Калиты.

Карточка 3.

Какую роль сыграли личные качества Ивана калиты в успехе его правления?

3. Актуализация. Целеполагание.

- Соотнесите даты и события.

(См. ниже)

- Какая дата оказалась вам незнакомой? (1380)

- Сегодня на уроке мы узнаем, какое событие произошло 8 сентября 1380г. В истории оно носит название «Куликовская битва». (Тема вывешивается на доску, в ходе урока составляется кластер.)

4. Работа над новым материалом.

- В ходе урока мы должны найти ответы на вопросы: (вопросы вывешиваются на доску)

Почему произошла битва?

С кем была битва?

Где она состоялась?

Как происходил ход битвы?

Кто победил в этом сражении?

Значение Куликовской битвы.

- Прошло более 100 лет после нашествия Батыя. В Москве княжил внук Ивана Калиты – Дмитрий Иванович.

- Ответы на первые два вопроса я прошу вас найти в учебнике на с.70.

- Итак, что послужило причиной очередного похода Ордынцев на Русь? (Князь Дмитрий перестал платить дань)

- Кто повел огромное войско на Русь?  (Мамай – правитель Золотой Орды)

- Какое решение принимает князь?  (Дать отпор)

(Рассказ об этом заранее подготовленного ученика)

- Куда отправился князь незадолго до выступления своего войска?

 (В Троицкий монастырь)

- Расскажите, что вы знаете об этом монастыре и Сергии Радонежском.  (Рассказ детей)

- Сергий радушно встретил князя Дмитрия и долго с ним беседовал. На прощание, в присутствии всех, перекрестил его и сказал: «Иди на поганых, и Бог будет тебе помощником». Затем наклонился к князю и тихо добавил: «Ты победишь». Он дал Дмитрию двух монахов своего монастыря, прославленных на Руси воинов- Пересвета и Ослябю.

- И вот великий князь двинул свою рать против непобедимого до этого врага.

- Давайте обратимся к карте и проследим путь Дмитрия с войском к месту сражения.

- Покажите по карте путь русских войск.

- Покажите путь ордынцев.

- Покажите место сражения.

- Верно, сражение состоялось на Куликовом поле, расположенном между Доном и его притоком – рекой Непрядвой.

- И вот русская дружина на месте.

(Физминутка)

- Закройте глаза. Представьте себе ночь накануне сражения. «Тогда всю ночь волки выли страшно. Вороны день и ночь каркали.  От такого страха богатырские сердца людей смелых стали укрепляться и воодушевляться.  И страшно им было думать о возможной смерти наутро. И вечная жажда свободы одолевала страх, внушала бесстрашие.

- Открываем глаза. Настало утро 8 сентября 1380г. Рассеивается утренний туман. Русичи увидели перед собой несметные ордынские полчища.

- Рассмотрите лица участников сражения. Что они чувствуют?

- Я попросила некоторых ребят заранее подготовить рассказ о ходе Куликовской битвы.

(Рассказы детей)

- Итак, с чего началась Куликовская битва?

(Заполнение кластера)

Поединок Пересвета и Челубея

Наступление ордынцев на головной полк

Удар ордынской конницы

Главный удар из засады

- Войско Мамая было разгромлено. Победа русских была полной. Но к чувству торжества и ликования примешалась горечь и скорбь по убитым.

Стоял такой великий стон,

Шел бой с такою кровью,

Что был в багрец окрашен Дон

До самого низовья.

- Целую неделю хоронили погибших воинов.

- В память победы на Дону народ стал называть князя Дмитрия Дмитрием Донским.

(Выполнение задания в рабочей тетради №1 с.24)

- Каковы же итоги Куликовской битвы?  (Мнения детей)

- Несмотря на поражение на Куликовом поле, враг был еще силен. Набеги ордынцев на Русь продолжались. Но благодаря Куликовской битве был уменьшен размер дани Золотой Орде. Враги уже избегали меряться силой с Русью в больших сражениях. Это был важный шаг к освобождению Руси.

5.Первичное закрепление.

 - Выполним задание №2 в рабочей тетради. Работать будете в группах. Кто быстрее и правильнее выполнит задание?

- Проверим, как вы справились с заданием.

- А теперь в парах выполните задание из электронного приложения.

6. Закрепление.

-Чтобы проверить, как вы запомнили материал урока, разгадаем кроссворд в рабочей тетради на с.25.

(Проверка по эталону)

-Встаньте те, кто не допустил ни одной ошибки.

-Кто допустил 1-2 ошибки?

-Кто допустил более 3-х ошибок?

7.Рефлексия.

- Вернемся к эпиграфу нашего урока.

- Прочитайте его.

- Кому принадлежат эти слова?

- К какому событию относятся?

- Как вы понимаете слова Дмитрия Донского?

- Верно, Куликовская битва навсегда останется  одним из свидетельств русской доблести и славы. Пока мы храним память о героях, отстоявших русскую землю, пока живем так, как они- честно и с любовью к Родине, будет жить наша страна и ее народ.

8. Домашнее задание.

Стр. 70-74. Подготовить сообщение о Дмитрии Донском.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока окружающего мира 3 класс по теме:"Питание и органы пищеварения"

Методическая разработка урока окружающего мира 3 класс по теме:"Питание и органы пищеварения"...

Методическая разработка урока окружающего мира 3 класс по теме:"Надежная защита и опора"

Методическая разработка урока окружающего мира 3 класс по теме:"Надежная защита и опора"...

Методическая разработка урока окружающего мира 4 класс

Методическая разработка урока окружающего мира по теме «Российский народ» для обучающихся 4 класса. Цель урока: познакомить обучающихся с понятием «народ» и признаками принадлежности к одному нар...

Методическая разработка урока окружающего мира. 3 класс. Тема: "Здоровью цены нет"

Урок проводится в 3 классе по образовательной системе "Перспектива"Данный урок даёт возможность сформировать представление о здоровье, как одной из главных ценностей человеческой жизни. Форм...

методическая разработка урока окружающего мира 1 класс

Методическая разработка урока окружающего мира 1 класс "Россия-наша Родина". УМК  "Перспектива". Разработка содержит презентацию к данному уроку....

Методическая разработка урока окружающего мира 2 класс по теме "ПОЖАР"

Урок разрабатывался в соответствии с психолого-педагогическимихарактеристиками, состоянием развития общеучебных умений, индивидуальнымиособенностями обучающихся, способных осваивать учебный...