урок окружающего мира во 2 классе на тему "Глобус - модель Земли"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Шепелина Салтанат Закаровна

Урок в соответствии с требованиями ФГОС способствуе формированию как предметных, так и метапредметных и личностных результатов, основан на самостоятельном добывании знаний под руководством учителя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира

Тема: Глобус - модель Земли

Цель: сформировать понятие о глобусе – модели Земли.

Планируемые результаты. 

Предметные. Обучающиеся будет знать форму планеты Земля, получат представление о вращении Земли вокруг своей оси,  научатся находить на глобусе океаны и материки, получат возможность научиться находить полюсы, экватор.

 Универсальные учебные действия 

Личностные. У обучающихся будет формироваться интерес к учебному материалу. Обучающиеся получат возможность для формирования представления о ценности и уникальности природного мира, природоохране. 

Регулятивные. Обучающиеся будут учиться принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

Познавательные. Обучающиеся научатся осуществлять поиск нужной информации, работать с детскими энциклопедиями; анализировать изучаемые объекты с выделением их отличительных признаков; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, задавать вопросы.

Коммуникативные.  Обучающиеся будут учиться регулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для окружающих высказывания.

Ход урока:

I. Организационный этап 

Наша Земля – голубая планета,

Воздухом свежим и солнцем одета.

Чудеснее нашей планеты на свете

Вы не найдёте! Поверьте мне, дети!

Ребята, на нашей планете действительно очень много интересного и удивительного. Сегодня на уроке нас ждут новые знания и открытия!

II. Изучение нового материала

Подготовка к изучению нового: работа в парах. 

Возьмите, пожалуйста, на столе конверты. Попробуйте, используя изображения, объединить их в пары (настоящий корабль и его модель, настоящий самолет и его модель, настоящее здание и его модель и т. п. ). По какому признаку вы их объединили? (Предмет и его модель.)

Всем ли картинкам вы нашли пару? (Нет, осталась планета Земля) А как вы думаете, есть ли у Земли модель? (Глобус)

Тема нашего сегодняшнего урока: « Глобус - модель Земли». А что бы вы хотели узнать о глобусе? (Дети называют.)

Давайте определим главные вопросы нашего урока:

- Что показано на глобусе?

- Что обозначают разные цвета на глобусе?

- Почему глобус вращается и имеет наклон?

1. На первый вопрос попробуем ответить сами. Раз глобус – это модель Земли, что может быть изображено на нем? (…) Но глобус изображает Землю уменьшенной во много-много раз. Можно ли отобразить большое количество объектов планеты? (…) А какие объекты необходимо и возможно отобразить? (Очень крупные и значительные – океаны, материки, крупные острова и на материках – крупные города). Обратимся к учебнику.

Найдем на изображениях двух половинок глобуса названия океанов. Сколько их? Постараемся запомнить названия океанов.

А теперь найдем названия больших участков суши – материков. Сколько их? Какой самый большой материк? Какой материк самый маленький? Кто знает название материка, на котором обитают пингвины? Кто знает название самого жаркого материка? В названиях каких материков встречается одно и то же слово? На каком материке находится наша страна – Россия?

2. Чтобы ответить на следующий вопрос, мы посмотрим фотографию нашей планеты из космоса.   Какого она цвета? (Разные цвета.)

Назовите, какие цвета нанесены на глобус.  Как вы считаете, что изображено синим цветом? (Вода – океаны). Цвет везде одинаков? … Как вы думаете, почему синий цвет на глобусе имеет разные оттенки? … Так на глобусе показана разная глубина океанов – чем глубже, тем более темный цвет. А что изображено другими цветами? (Суша.) На суше есть горы и равнины. Как вы думаете, каким цветом показаны горы, а каким – равнины? Как вы догадались? Что вы заметили по отношению к коричневому цвету на глобусе? Какой вывод можете сделать по аналогии с изображением воды? (Чем выше горы, тем темнее цвет.)

3. Ответ на последний вопрос мы можем найти в книгах. Выберите, из какой книги мы можем узнать, почему глобус вращается и имеет наклон. Конечно, из энциклопедии, ведь они написаны учеными. На ваших столах лежат энциклопедии. Энциклопедии у вас разные, но в каждой из них есть раздел, посвященный нашей планете и ее модели. Найдите по содержанию, в каком разделе, на какой странице мы можем найти ответ на наш вопрос. Раздел нашли, а теперь по иллюстрациям и по заголовкам статей найдите нужный материал. Прочитайте и найдите ответ на наш вопрос (самостоятельно, обсуждение в парах).

Ребята, а как вы думаете, почему мы не замечаем вращения земли? (Потому что она очень большая, вращается медленно, без толчков и остановок)

Физминутка

На ноге стоит одной.

Крутит, вертит головой.

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны.

Ты, как глобус, покрутись,

А теперь остановись!

Рассмотрите внимательно ваши маленькие глобусы на партах. Может, у вас возникли какие-то вопросы? (Обычно у детей возникают вопросы о линиях на глобусе)

Обо всех линиях я вам не расскажу, это вы узнаете позже, но об одной, очень важной линии мы все же узнаем.

Шар земной посерединке

На две равных половинки

Делит линия «экватор»

Без нее определить

Юг и север - трудновато.

Сверху север, снизу юг-

От экватора, мой друг.

Посмотрите на фотографию Земли. Есть ли эта линия? Нет, т.к. она условная. «Условная» обозначает «воображаемая». Ее провели на глобусе с целью удобства для изучения Земли, для ориентировки.

Сверху север – Северное полушарие, снизу юг - Южное полушарие.  На глобусе можно найти самую северную точку и самую южную. Эти точки называются полюсами – Северный полюс и Южный полюс.

4. Включение знаний в личностную сферу.

А теперь послушайте стихотворение:

Смотрю на глобус - шар земной.

И вдруг вздохнул он как живой.

И шепчут мне материки:

«Ты береги нас, береги!»

В тревоге рощи и леса.

Роса на травах, как слеза.

И тихо просят родники:

«Ты береги нас, береги!»

Смотрю на глобус - шар земной,

Такой прекрасный и родной.

И шепчут губы: «Не солгу,

Я сберегу вас, сберегу»

Почему глобус просит беречь Землю?

III. Закрепление. Рефлексия

Вернемся к вопросам, которые мы ставили в начале урока. Прочитайте их еще раз и подумайте каждый о себе – смогу ли я на них ответить и насколько точно? Давайте постараемся кратко и точно ответить на эти вопросы

IV. Домашнее задание.

Учебник. с.18 – 19. Запомнить названия океанов и материков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира, 4 класс, "Как дом вышел из-под земли"

создать условия для уточнения  знаний уч-ся об образе жизни, жилищах наших  предков; дать представление о различных типах жилищ различных народов...

Модель урока окружающего мира. 2 класс

Модель урока русского языка. 2 класс...

Урок окружающего мира с использованием программы Google Планета Земля 4 класс. Тема: “Первопроходцы и первооткрыватели земли Амурской”.

Авторы: С.А. Бунина, Н.П. СакриеваУрок  окружающего мира с использованием  программы Google Планета Земля4 класс.Тема: “Первопроходцы и первооткрыватели земли Амурской”.Цели:- Ученик научить...

Презентация к уроку окружающего мира 1 класс "Планета Земля"

Презентация содержит иллюстрированный материал на тему "Планета Земля". 1 класс....

Урок окружающего мира 2 класс Поверхность Земли. Материки и океаны.

Урок был  проведён  в соответствии с  требованиями ФГОС и  построен, опираясь на принцип сотрудничества,  делового партнерства учителя и учащихся. В основе лежит системно- дея...

Конспект урока окружающего мира 3 класс. «За землю Русскую!»

Урок окружающего мира в 3 классе по учебнику Данилова "Моё Отечество" по программе "Школа 2100"...