Урок окружающего мира
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) на тему

Сидоренко Марина Николаевна

Тема "Век научных открытий"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc33 КБ
Microsoft Office document icon stsenka_televizor.doc27.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по окружающему миру в 4 «А» классе

Тема урока:  Век научных  открытий.

Цель урока: расширить знания обучающихся о научных открытиях XX века, выявить значение изобретений для современного человека.

Задачи урока:

- познакомить учащихся с развитием науки и техники 20 века и причинами развития мира, выяснить их значение для современного человека.

- учить анализировать, сравнивать, сопоставлять положительные и отрицательные стороны развития науки и техники;

- исследовать связи между деятельностью человека и состоянием природы;

- развивать у детей целостные представления о мире;

- воспитывать ответственность человека за общее благополучие;

- формировать универсальные учебные действия учащихся;

- развивать речь обучающихся;
- развивать произвольное внимание, память,  воображение;

- формировать положительную мотивацию учения;

- развивать личностные качества: толерантность, взаимовыручку, дружелюбие,   наблюдательность;

- развивать интерес к предмету окружающий мир, науки.

План урока:

I. Орг. момент.

Итак, друзья, внимание-
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее-
Начнем скорей урок.

1. Мотивация 

Пусть этот урок будет не только деловым, но и радостным. Подарите свою улыбку друг другу.

Сядут тихо те ученики  класса, кто готов сегодня на уроке узнать что-то интересное и новое для себя.

2. Девиз урока:

 «Знание-лучшее богатство»

Учитель:  как вы понимаете эту поговорку?

Что помогает вам обрести знания, стать богаче? Или кто? (ответы)

Вывод: Книги, родители, учителя, …..,

Сегодня мы постараемся пополнить  багаж  новыми знаниями. 

II. Сообщение темы урока.

Загадки (термос, подводная лодка, холодильник)

Учитель: Как эти предметы связаны с нашим уроком?

Учитель :  Мы подошли к тому времени, в котором живем сегодня.  Время, в котором мы с вами живем называется.... (Век научно-технической революции).

Объясните термин.

Еще сто лет назад в городских и деревенских домах центральное почетное место занимала печь, которая и тепло давала, и готовили на ней.

А что теперь вместо нее у нас в квартире?

Задание: Напишите на листочках  какие открытия были сделаны человеком в 20 веке(групповая работа)

Учитель: Проверим, насколько вы знаете об открытиях новейшего времени

(Презентация)

III. Побуждение к осознанию противоречия. Постановка учебной проблемы.

Установление причинно-следственных связей

-Какое значение для современного человека имеют открытия 19 и 20 века?

-Развитие науки и техники – это благо или вред?

Стихотворение, написанное на доске:

Стало пить опасно воду,

И не тот зеленый лес

До чего ж довел природу,

Наш технический прогресс

Может быть, не нужен спутник,

Что летит по небесам,

Этот вредный ток не нужен,

Что течет по проводам?...

-Всегда есть противоположный взгляд.

Что вы замечаете? (Наблюдаете?)

Какой возникает вопрос? Почему так получилось?

Итак, какова же тема сегодняшнего урока? Над чем будем вести наблюдение?

Что нам надо узнать на уроке?

Учитель: Мы знаем, что мир не стоит на месте, постоянно происходят открытия и изобретения в разных областях науки и техники. В XIX веке в области производства началась целая революция. Как вы думаете, с каким изобретением это связано? Оказывается с изобретением паровой машины.

- Кто из вас знает, что такое паровая машина? (ответы детей)

Ученик: Паровая машина – тепловой поршневой двигатель для преобразования энергии водяного пара в механическую работу. Пар, поступая в цилиндр паровой машины, перемещает поршень. Проект паровой машины непрерывного действия впервые разработал Иван Иванович Ползунов, ноне был использован. В Англии с изобретения такая же перовой машины, сделанной немного позднее Дж. Уаттом, началась промышленная революция, охватившая затем Европу. (показ слайда).

IV.  Открытие детьми новых знаний (изучение нового материала).

Учитель: Давайте обратимся к статье учебника на с. 57.

Прочитайте текст, выделите основные направления, по которым развивается научно-техническая революция.

Дети зачитывают направление, приводят примеры:

а) Рост скоростей.

б) Создание материалов, которых нет в природе.

в) Уменьшение размеров различных устройств.

Учитель: К чему привел человека научно-технический прогресс? (Новое производство требовало массу топлива, лес заменили углем, поэтому смог, смешанный с дымом и копотью накрывал целые районы, несоблюдение техники безопасности приводило к пожарам и взрывам, травмированию людей.)

- Какой вывод можно сделать? (Научно-технический прогресс  приносит не только пользу, но и вред природе и самому человеку).

Физминутка.

V. Закрепление изученного.

Фрагмент мультфильма «Трое из Простоквашино».

Учитель: Как вы думаете, существуют ли правила просмотра телевизора?(с.58 ) Откройте учебник и прочтите на с.58 все о телевизоре.

1. Сценка  «Суд над телевизором»

2. Работа в группах  «Мозговой штурм».

- Найдите на столе задание в голубом конверте.  (Дети получают предметные картинки с изображением различных бытовых приборов: телевизор, газовая плита, утюг, компьютер, гидроэлектростанция, атомная электростанция).

Группам 1,2,3 предстоит доказать, какую пользу  приносят человеку достижения  науки и техники, а группам 4,5,6 необходимо найти и показать отрицательные стороны технических достижений.

Выступления групп.

- Вы сейчас доказали, что научно-техническая революция с одной стороны приносит благо, а с другой стороны несёт опасность для человека и природы. Поэтому перед людьми встала проблема - защиты природы и человека. Но, оказывается, ещё в Древней Руси люди задумались о том, что природу надо беречь. Так что проблема не нова. Сегодня на уроке мы поговорили о том, каким образом люди стараются решить эту проблему и сами постараемся её решать в меру своих возможностей.

-Каким образом сохранить окружающий мир, развивая науку и технику?

-Обсудите это дома с родителями.

VI.  Рефлексия  «Заверши фразу».

- На уроке я для себя сделал открытие……

 - Родителям я хочу рассказать ………..

 - Урок заставил меня задуматься……..

- Мне понравилось …..

Продолжите мои предложения:

-Я понял, что...

-Я узнал...

-Я открыл для себя ...

-Теперь я могу сам...

-Я легко справился...

-Мне было трудно...

-Мне было интересно...

-Мне понравилось...

-У меня получилось...

Учитель: Какое значение для современного человека имеют изобретения и открытия XIX и ХХ века? Какие требования новая техника предъявила человеку?

Ученики: Появилось множество новых профессий, повысились требования к уровню образованности, к умению работать в больших и малых коллективах, к дисциплинированности, вниманию, к скорости работы и принятию нужного решения.

Учитель: Перечислите открытия, о которых мы сегодня узнали.

Какие сведения об изобретениях вас особенно удивили?

Что вы узнали нового для себя?

VII. Д.з. 1)Подготовить доклады и провести исследования по вашему выбору об одном из угаданных бытовых приборов.

2) Самые масштабные научные открытия 21 века

IX. Отметки всем учащимся

Покажите свое настроение?(смайлики)

Вы считаете, что урок прошёл для вас              

плодотворно, с пользой. Вы научились и

можете помочь другим.

                       

   Вы считаете, что научились,

   но иногда вам ещё нужна помощь.

Вы считаете, что было трудно на уроке.           

Какие чувства, вопросы, настроение у вас вызвал урок?

Кого бы вы отметили?

- Наш урок хочется закончить такими словами:

« Мало иметь хороший ум, главное хорошо его применять». Р. Декарт

Ребята , помните притчу…что «.. ВСЁ в наших руках» К  чему это я ??? К тому..что многое уже исследовано и открыто..многое ..но не всё!

Поэтому ВСЁ В НАШИХ РУКАХ…желаю вам совершать открытия  каждый день..пока для себя..а потом вы будете открывать и для других людей на планете  Земля. Удачи . Всем спасибо.

 

 



Предварительный просмотр:

Сценка  «Суд над телевизором»

В классе находятся все , кроме подсудимого.

Учитель: Встать! Суд идет!

 (все встают, и зрители тоже).

Судья: Прошу садиться. Слушается дело господина телевизора, он же голубой экран, он же «телек», он же ящик. Выносится обвинение по пяти пунктам.

Уважаемые дамы и господа! Представляю вам членов суда. Прокурор

адвокат ,в зале также присутствуют свидетели. Прошу ввести обвиняемого. (конвой приводит «Телевизор») Заседание суда по делу господина Телевизора объявляю открытым. Зачитаю первый пункт обвинения. Господину Телевизору предъявляется следующее обвинение: кража драгоценного времени, которое, как известно, для нас коротко. Вызывается свидетель по первому пункту обвинения. (выходит свидетель) Что вы можете сказать? 
1-Я СВИДЕТЕЛЬНИЦА: Я хочу сказать, что в последнее время я ничего не успеваю. И все из-за этого телевизора! Вчера, например, я включила его только, чтобы посмотреть новости, но оказалось, что по другой программе шел интересный сериал, я просто не могла удержаться. Весь вечер прошел у экрана, и моя семья осталась без ужина. Но если бы так было только вчера. А то ведь такая история повторяется каждый день. Вместо того, чтобы что-то сделать по дому, я смотрю какие-то фильмы, телепередачи, и ведь все это так увлекательно! Но сколько времени я при этом теряю! Этот господин просто вор! Он ворует мое время!! 
СУДЬЯ: Достаточно! Обвиняемый, что бы вы могли сказать в свое оправдание? 
ТЕЛЕВИЗОР: Все это неправда! Я забираю чье-то время? Нет! Я помогаю его проводить интересно! Ведь свидетельница сама сказала, что все передачи увлекательны. Люди получают удовольствие от меня! Так в чем же я виноват? 
ПРОКУРОР: Ваша честь, разрешите мне сказать! Здесь мы имеем дело не просто с воровством, а своего рода мошенничеством, человек сам того не понимает, что у него крадут время. Попрошу это учесть при вынесении приговора. 
СУДЬЯ: Ну что ж, перейдем ко второму пункту обвинения. Господин Телевизор обвиняется в разрушении семейных связей, а точнее контакта между детьми и родителями. Попрошу выйти второго свидетеля. 
2-Й СВИДЕТЕЛЬ: Я хочу рассказать вам свою печальную историю. В нашей семье тоже есть телевизор. Он был всегда, когда я был маленьким, когда я был подростком, когда я стал взрослым. Мои родители всегда любили смотреть его. Они приходили домой после работы и первым делом включали его. Я тоже садился рядом. Мне хотелось побыть вместе с ними, поделиться тем, что произошло со мной сегодня в школе. Но часто в ответ было лишь: не мешай, я смотрю телевизор. Вскоре, я перестал с ними чем-либо делиться. Они всегда были заняты, телевизор был их лучшим другом, ведь с ним они общались больше, чем со мной. Я это не сразу понял, а только потом, когда вырос. Вдруг обнаружилось, что между мной и моими родителями большая пропасть. Они не могут меня понять, они почти ничего не знают обо мне. Мы не сидим вместе вечерами, мы ничем не делимся друг с другом. Мы потеряли контакт, и в этом я, прежде всего, обвиняю Телевизор. 
ТЕЛЕВИЗОР: Что за вздор! Протестую! Причем тут я? Да это проблема отцов и детей всегда была! О ней еще Тургенев писал. А почему свидетель ничего не сказал о тех программах, которые существуют специально для родителей и детей? Да я только укрепляю их семьи, а не разрушаю! 
СУДЬЯ: Достаточно! Все понятно. Есть ли что-нибудь сказать у Адвоката? У прокурора? Нет? Тогда пригласите в зал 3-го свидетеля. А я зачитаю третий пункт обвинения. Господин телевизор обвиняется по следующей статье: развращение малолетних. Свидетель. Попрошу Вас дать свои показания. 
3-Й СВИДЕТЕЛЬ: Да что тут говорить? Всем известно, сколько сейчас показывают откровенных интимных сцен. Как уберечь от этого детей? Слишком много насилия. 
Везде куда не глянь стрельба, драки, кражи, убийства. А ведь это смотрят дети. И это насилие передается частично им. 
Фильмы, шоу и другие передачи навевают нам некоторые стереотипы, из-за которых у людей появляются комплексы. 
СУДЬЯ: Я хотел бы слышать мнение прокурора. 
ПРОКУРОР: Думаю, что здесь не может быть другого мнения, Господин, обвиняемый должен ответить за развращение детских умов и падение нравственности среди подростков. 
СУДЬЯ: Обвиняемый, что Вы можете сказать в свое оправдание? 
ТЕЛЕВИЗОР: Да вы просто хотите скрыть правду от ваших детей! Сами на эту тему вы, люди говорить не можете, вот мне и приходится просвещать ваших детей. Так что плохого я делаю
СУДЬЯ: Спасибо. Перейдем к четвертому вопросу. Я попрошу свидетеля самому сформулировать обвинение. 
4-Й СВИДЕТЕЛЬ: Мое обвинение таково. Телевизор не просто влияет на нравственность, он формирует наше сознание, навязывает авторитеты, и даже образ жизни. Много лжи. Хоть в тех же новостях. На некоторые истории можно найти опровержение. И особенно это касается рекламы, в которой рассказывают про Джина, исполняющего все желания за 9.99$. Человек попадает под влияние окружающего его мира под влиянием телевизора. Он непроизвольно, иногда даже не осознавая этого, подражает героям с экрана. Он хочет быть похожим на своих кумиров-актеров. И хорошо, если его идеал достоин подражания. Но в большинстве случаев как раз таки нет. 
СУДЬЯ: Как я понял из Вашего объяснения, Вы обвиняете Господина Телевизора в навязывании отрицательных идей и формировании нашего сознания? 
4-Й СВИДЕТЕЛЬ: Совершенно верно. 
СУДЬЯ: Обвиняемый, есть ли у вас что-либо сказать? 
ТЕЛЕВИЗОР: Да, я формирую сознание. Но разве плохо, если я внушаю заботиться о здоровье ваших зубов. Например? Или о вашей личной гигиене? Орбит - надежная защита от кариеса! Свежее дыхание облегчает понимание! Сделай паузу, скушай Твикс! 
СУДЬЯ: Прекратите! Ваши доводы не убедительны. Если у защиты и обвинения ничего нет по этому пункту. Предлагаю перейти к пятому, заключительному обвинению к подсудимому. Итак, господин Телевизор обвиняется в массовом гипнозе телезрителей. Попрошу изложить свои обвинения по этому вопросу профессора психологических наук, господина Новик Данила Владиславовича.Попрошу. 
5-Й СВИДЕТЕЛЬ (профессор): Должен сказать вам, друзья, что, говоря о телевидении, мы имеем дело с влиянием на человеческую психику в большей или меньшей степени. Все, что мы видим с экрана, так или иначе на нас влияет. Смотрим ли новости, у нас возникает чувство беспокойства, неуверенности в будущем. Увлечены ли сериалом, никто, думаю, не возразит мне, что от этих мыльных опер мы просто тупеем, разве не так? А фильмы? В последние годы появились даже новые их типы. Фильмы ужасов, триллеры. Знаете, что в переводе с английского означает «триллер»? Захватывающий. Это фильм, который держит вас все время в напряжении, ну разве это не сильное психологическое переживание? Оно далеко не полезно для наших душ. А тем более для детских. Таким образом, я бы сказал. Что телевизор имеет массовое влияние на человеческую психику, что сродно с самым настоящим гипнозом. У меня все. 
СУДЬЯ: Что вы можете сказать в свое оправдание, господин Телевизор? 
ТЕЛЕВИЗОР: все ваши обвинения несправедливы. Я несу людям то. Что они сами хотят. Кто из вас не любит детективов или триллеров? Ну, признайтесь! 
СУДЬЯ: Хорошо. На этом процесс разбирательства считаю оконченным. Итак, подведу итоги нашего сегодняшнего заседания? Мы слушали дело господина телевизора, которому суд выносит обвинения по следующим пунктам: 
1. Кража личного имущества, в данном случае времени.
2. Разрушение семейных связей между детьми и родителями
3. Развращение несовершеннолетних
4. Навязывание отрицательных идей человеческому сознанию
5. Массовый гипноз телезрителей
В связи с вышеизложенным суд постановляет: В связи с негативным влиянием, а также в целях улучшения обстановки в обществе Телевизор должен быть изъят из обращения и удален из нашей среды. 

АДВОКАТ: Подождите, подождите, Ваша честь. Вы ведь еще не предоставили слово адвокату. 
СУДЬЯ: Хорошо. Слово предоставляется адвокату.
АДВОКАТ: Друзья мои, все ваши доводы верны, убедительны, я даже во многом с вами согласен. Телевизор портит нравственность наших детей, он забирает наше время. Но у каждой монеты есть две стороны, и давайте посмотрим на проблему с положительной стороны. Где бы вы могли почерпнуть столько информации, как не в телевизоре? И причем самой разнообразной. Вам не нужно идти в библиотеку, чтобы взять интересную книгу. Телевизор позаботится о вашем досуге. И ходить никуда не надо. Телевизор разрушает семьи? Вздор! Кто мешает вам вместе собраться у голубого экрана и обсуждать просмотренное? Телевизор приносит столько удовольствий человеку. Какой же разумный человек откажется от удовольствий? Ведь мы созданы с такой потребностью. И потом, вы забыли про одну важную вещь. Человек – это Божие творение, созданное по Его образу и подобию. Т.е. со свободной волей, с правом выбора. Разве мы, люди, не вольны сами выбирать, что нам смотреть, а что нет, разве не в нашей власти просто вовремя нажать на кнопку и выключить этот злополучный ящик, если уж он нам так мешает. Притом, нет таких законов, запрещающих смотреть телевизор, тем более исключать этот драгоценный предмет из нашего общества. Что скажет, господин судья? У Вас нет никакого основания для своих действий. 
СУДЬЯ: Должен признаться, что у меня действительно нет оснований. Я не могу запретить смотреть телевизор. Поэтому решение суда будет такое.

Дамы и господа, все присутствующие в этом зале! Выбор – за вами.

Выслушав все доводы «за» и «против», которые прозвучали сегодня, вы сами должны решить, нужен ли телевизор в вашем доме.

На этом заседанием суда объявляю закрытым.

Итак, выбор – за вами! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру "Формирование экологической культуры учащихся на уроках окружающего мира"

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру составлена по плану аттестационных требований.В работе представлен раздел по окружающему миру 3 класс А.А.Плешаков "Как ус...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира во втором классе по теме «Моря». ОБЖ Правила поведения на воде. Интерактивная доска при изучении окружающего мира

Конспект урока по теме "Моря". Окружающий мир 2 класс. В приложении представлена презентация и печатный материал: кроссворд и правила поведения на воде....

Урок окружающего мира в 1 классе Тема: « МЫ – ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»

Урок окружающего мира в 1 классеТема: « МЫ – ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»...