Конспект урока по окр.миру
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Конспект урока по окружающему миру с применением технологии критического мышления

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lug._znachenie_dlya_cheloveka.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру учителя начальных классов Юниной Е.А.

Тема: Луг. Значение луга для человека.

Цель: формирование у учащихся представлений о луге, как природном сообществе.

Задачи:

  • актуализировать знания  учащихся о природном сообществе – луг;
  • показать разнообразие обитателей луга, связи между ними, устойчивость экологической системы;
  • рассмотреть возможное негативное воздействие человека на природное сообщество луга;
  • развивать логическое, аналитическое  мышление, наблюдательность;
  • развивать у школьников критический подход к получаемой информации;
  • способствовать воспитанию бережного отношения и любви к природе.

Дидактический материал и оборудование:

  • компьютер, проектор, экран;
  • презентация;
  • учебник
  • рабочая тетрадь
  • таблица «ЗХУ» на каждого ученика;
  • листочки с номерами вопросов;

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

1 слайд

Учитель

- Давайте проверим, как вы подготовили домашнее задание. Сейчас будет графический диктант. Я читаю утверждение, а вы рисуете:

– если согласны,

– если не согласны.

  1. В основном на лугу растут травянистые растения.
  2. Луговые растения хорошо освещаются солнцем.
  3. Клевер, лютик, тысячелистник -луговые растения.
  4. На лугу живут волки, зайцы, медведи.
  5. Луговая мышь – хищник.
  6. Больше всего на лугу насекомых.
  7. Пчелы, шмели, мухи питаются нектаром и пыльцой.
  8. На лугу обитают крупные птицы.
  9. На лугу не живут крупные млекопитающие.

Сверьте свои ответы с ответами на доске. Поставьте себе отметку карандашом.

 Ответ:

III. Сообщение темы урока

Учитель: Ребята, а сейчас я предлагаю вам совершить небольшое путешествие и перенестись в одно замечательное место. Но при этом вам нужно закрыть глаза. Расслабьтесь и просто послушайте.

Щелчок по звуковому знаку в правом нижнем угле слайда.

(Раздаются звуки луга: жужжание насекомых, пение птиц.)

Учитель: Откройте глаза. Кто уже догадался, где мы только что побывали? (На лугу)

Учитель: Правильно. Это луг. Посмотрите  слайд - шоу о луге и снова послушайте.

2 слайд

Учитель: Какие чувства вы испытали при просмотре?

Сегодня мы продолжаем наше знакомство с лугом.

Я составила для вас план урока,  по которому вам легко будет отследить на каком этапе мы находимся. Первый этап, просмотр фильма у нас уже закончился.

Кто подскажет, что вас ждёт дальше?

(Работа в группах)

IV. Актуализация знаний. Стадия «вызов»

1. Приём ТРКМ таблица «Знаю. Хочу узнать. Узнал.»

Учитель: Перед вами на столах лежат пока ещё пустые таблицы «ЗХУ», которые вам нужно будет заполнить. В первую колонку вы будете вносить ту информацию, которая вам уже известна. У каждой группы своя тема. А вот тему вам предстоит выбрать.

( На доске прикреплены карточки с «шифровкой»)

Расшифруйте название своей группы.

ПТИЦЫ

НАСЕКОМЫЕ

ЗВЕРИ

РАСТЕНИЯ

Узнали свои группы? Заполняйте 1 колонку.

После заполнения колонки идёт проверка, по ходу которой составляется «кластер».

Знаю

Хочу узнать

Узнал

2. Приём ТРКМ «Кластер»

(По ходу обсуждения составляется «Кластер»)

3 слайд

Учитель: Что такое луг? (Луг – это безлесный участок земли, покрытый травянистой растительностью)

По щелчку появляется первый объект кластера – луг.

Учитель: Что мы в первую очередь представляем себе, когда говорим о луге? (Растения и животные)

По щелчку появляется объект кластера – растения, животные.

Учитель: Почему лесные луга не зарастают деревьями и кустарниками? (Из – за сплошного травяного покрова)

По щелчку появляется объект кластера – травы.

Учитель: А растут ли цветы на лугах?

По щелчку появляется объект – цветы.

4 слайд

Учитель: Выберите из предложенных вариантов цветов те, которые, как вы считаете, растут на лугу. Попробуйте определить их названия.

После того, как дети определят названия, щелчок,  появляются эти названия. Второй щелчок и исчезают тюльпан и крокусы, а на их месте появляются гвоздика травянка и тысячелистник.

Учитель: Какие ещё цветы растут на лугу? (Люцерна, мышиный горошек, ромашка)

Учитель: Какие красивые цветы. А чем обусловлена их такая яркая окраска? (Привлечение насекомых)

5 слайд

По щелчку появляется объект – насекомые.

Учитель: Какие насекомые обитают на лугу?

6 слайд

Учитель: Посмотрите, какие они все красивые. Есть ли среди этих насекомых те, названия которых вы не знаете?

Если щелкнуть по фото с насекомым, появляется его название. При втором щелчке по фото, название исчезает.

7 слайд

Учитель: Кто ещё обитает на лугу? (Звери)

По щелчку появляется объект – звери.

Учитель: Каких зверей там можно встретить?

8 слайд

Учитель: Назовите тех зверей, которые не живут на лугу.

По ответам детей учитель щёлкает по фото животных. Те, которые названы верно – исчезают.

Учитель: Почему на лугах не живут крупные животные?

Учитель: Почему мелкие грызуны обосновались в этом сообществе? (Из – за обилия пищи)

Учитель: Какие опасности подстерегают грызунов? (Хищники и птицы) 

9 слайд

По щелчку появляется объект – птицы.

Учитель: Какие птицы обитают на лугу?

10 слайд

Учитель: Почему окраска птиц такая неброская? (Чтобы лучше прятаться в траве)

Учитель: Как связаны между собой обитатель луга?

Молодцы, вот сколько всего мы знаем о таком природном сообществе - луг.

А теперь подумайте, чтобы ещё вы хотели узнать о луге.?

Идёт заполнение 2 колонки в таблице.

-Для чего нам нужны луга?

- Нужны ли природе луга?

-Должны ли мы их беречь?

 Вот на эти вопросы мы и постараемся ответить на сегодняшним уроке.

Предлагаю вам игру, кот называется «Верите ли вы, что…?»

У вас на столах лежат листочки с номерами вопросов. Я читаю вопрос, который начинается со слов «Верите ли вы, что…», а вы, если верите, ставите напротив номера вопроса «+», если не верите – « -.». Работайте в парах.

11 слайд

Вопросы:

  1. …луга не имеют значения для людей.
  2. …люди часто срывают луговые цветы.
  3. …без бабочек и шмелей возможно опыление.
  4. …Луговые растения корм для животных.
  5. …неумеренный выпас скота полезен для луга.
  6. …нужно поджигать на лугах старую траву, чтобы молодая лучше росла.
  7. …луг нуждается в заботе.

Учитель: А правильно ли вы ответили на все вопросы, мы сможем проверить после того, как вы познакомитесь с ещё одной статьёй учебника «Луг  в жизни человека» с 63.

3. Приём ТРКМ «Инсерт»

Не забудьте делать пометки на полях уже знакомыми вам знаками (V, +, ?).

(Дети самостоятельно работают с текстом учебника)

Учитель: Итак, я повторяю вопрос, вы отвечаете на него и обосновываете свой ответ, опираясь на сведения, полученные из учебника.

Учитель: Кто при ответах не допустил ни одной ошибки?

Молодцы!

V. Работа по теме урока. Стадия «осмысление»

1. Приём ТРКМ таблица «Знаю. Хочу узнать. Узнал.»

Учитель: Теперь вы можете заполнить третью колонку таблицы «ЗХУ» сведениями, которые узнали из текста учебника.

5. Приём ТРКМ таблица «ЗХУ»

Внесите кратко в третью колонку таблицы «ЗХУ» ту информацию, которая была для вас новой.

6. Приём ТРКМ «Кластер»

12 слайд

Учитель: Можем ли мы добавить в кластер, что луг очень важен для человека? (Да)

По щелчку появляется объект – значение для человека.

Учитель: А чем он так важен? (Даёт корм домашним животным)

По щелчку появляется объект – корм для домашних животных.

Учитель: Как тогда называют травы, которыми кормят домашних животных?

По щелчку появляется объект – кормовые.

Учитель: Какие травы, растущие на лугах, вы можете назвать?

13 слайд

Учитель: Попробуйте отгадать, как называется каждая из предложенных трав.

Щелчок по названию и оно перемещается к соответствующему фото.

14 слайд

Учитель: Почему люди уничтожают некоторые растения на лугах? (Они ядовиты)

По щелчку появляется объект – ядовитые растения.

15 слайд

Учитель: Посмотрите на эти растения. На какие группы их можно разделить? (Кормовые  и ядовитые растения)

По щелчку появляются объекты: кормовые, ядовитые.

Учитель: Назовите кормовые растения.

Учитель: Назовите ядовитые растения.

При щелчке по фото название растения перемещается в соответствующую колонку.

Учитель: Вы молодцы!

Учитель: Какая деятельность людей опасна для природного сообщества луга?

VI. Закрепление знаний. Стадия «рефлексия»

Итак, луг это первое природное сообщество, с которым мы познакомились. Впереди нас ждёт много других путешествий.

А давайте прощаясь с лугом, назовём его признаки.  Какой он?

Яркий, пёстрый, красивый.

Какие глаголы можно подобрать к слову луг?

Радует, украшает, кормит.

Попробуйте составить 1 предложение о луге.

Луг- украшение нашей земли!

Как красивы наши луга!

Ну и последнее, подберите 1 слово, которое отражает ваше отношение к лугу. Синоним.

Красота! Чудо! Сообщество!

Вы все убедились, что луга имеют большое значение в жизни многих животных и человека. И наша задача сохранить красоту и богатство этого природного сообщества. А сохраняя луга мы сохраняем и оберегаем всю нашу страну, нашу землю.

(стихотворение читает Маркова Алина)

Берегите Землю! Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на стебле повилики,

На тропинке солнечные блики,

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите Землю! Берегите!.

VII. Итог урока.  

Ребята, большое спасибо вам за урок. Дома вы будете выполнять задание на выбор:

  1. Придумать и нарисовать знаки «Правила поведения на лугу»
  2. Составить кроссворд на тему  «Луг и человек»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"

Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Страны мира" 2 класс.

Цель: «Введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию».Задачи: - достижение личностных результатов 1) формиров...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"

Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям  ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"

На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"...

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"...

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"...