Конспект урока по окружающему миру в 1 классе "Откуда берутся шоколад, изюм и мед"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Валеева Фидалина Рифовна

Разработка урока в 1 классе по программе "Школа России" по учебнику Плешакова А.А. Включены разнообразные формы работы, содержит презентацию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_okr._mira_shokolad_med_i_izyum.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по окружающему миру 1 класс

Тема урока: Откуда берутся шоколад, изюм и мед?

Цели:

- Познакомить учащихся с производством известных им сладостей (шоколад, изюм, мед), показать их природное происхождение;

 -Активизировать познавательную деятельность школьников, развивать логическое мышление, интерес к изучению окружающего мира;

- Воспитывать привычку бережного отношения к объектам природы, желание заботиться о своем здоровье, доброе отношение друг к другу, аккуратность.

Планируемые достижения учащихся: усвоить, что шоколад мы получаем благодаря шоколадным деревьям, изюм — благодаря винограду, а мед — благодаря цветкам и пчелам 

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран,  Презентация урока «Откуда берутся шоколад, изюм и мед» сделанная в программе Power Point (ПРИЛОЖЕНИЕ), картинки с изображением Мудрой Черепахи и Муравьишки Вопросика, карточки с вопросами.

У учителя — порошок какао, шоколад различных сортов; ягоды винограда, изюм; различные сорта меда для дегустации. У учащихся — цветная фишка; этикетка от шоколадки; какао-порошок и вода в стаканчиках, чайная ложка.

Ход урока

1. Организационный момент.

 - У Мудрой Черепахи отличное настроение, потому что у нее день рождения. Она ждет Муравьишку в гости. А в гости обычно ходят с поздравлением и подарком. А особенно Черепаха в свой день рождения хочет полакомиться шоколадом.

II.        Новая тема:

1)        Кто из вас любит шоколад?

Многие любят шоколад. А вчера Черепаха рассказала Муравьишке, что шоколад нам дают шоколадные деревья. И вот сегодня Муравьишки что-то долго нет, он опаздывает. Куда это он запропастился?   (вывешивается картинка с  грустным Муравьем)

Ходил Муравей по лесу, искал шоколадное дерево, чтобы принести Черепахе шоколадку, но не нашел. (СЛАЙД)

- Наверное, Черепаха пошутила: шоколадных деревьев не бывает!

- Кто же прав?

- Бывают на свете шоколадные деревья или нет?

2. Объяснение нового материала.

− Я приглашаю вас в путешествие по стране Сладкоежек.

СЛАЙД (Страна Сладкоежек)         

− Мы заглянем в Шоколадный город, в посёлок Изюминку и в деревню Медовую. Муравьишка приготовил для вас новые вопросы. (Три перевёрнутые карточки с вопросами закреплены на доске под изображением Муравьишки.) Давайте поможем ему ответить на вопросы.

(Вызванный ученик подходит к доске, снимает карточку с первым вопросом, читает.)

Откуда берётся шоколад?

− Подскажите, куда нам нужно отправиться, чтобы узнать ответ на этот вопрос? (Шоколадный город)

− Каким вы представляете себе Шоколадный город?

− Если в этом городе всё из шоколада, значит и деревья там шоколадные?

− Бывают ли на самом деле шоколадные деревья? (Предположения детей)

− Оказывается, бывают. Сейчас вы его увидите.

СЛАЙД  (фотография дерева какао).

− Что вас удивило? Это самое настоящее шоколадное дерево и называется оно Дерево Какао.

Рассмотрите его внимательно. В чём необычность этого дерева? (Плоды на стволе. Они очень крупные.)

− Давайте поближе познакомимся с этими необычными плодами.

Работа с учебником с. 60  

Это дерево вырастает не выше 8 метров, любит тень, влагу. Это растение  тропических лесов Амазонки.

- Рассмотрите шоколадное дерево (дерево какао) на рисунке.  

- Какие части шоколадного дерева мы видим на первой картинке? (ствол, листья, плоды.)

- Это дерево удивительное! Посмотрите, где распустились его цветки. (Прямо на стволе.)

- Давайте будем передвигать фишку по мере развития.

-Что появляется сначала? (цветы). Поставьте фишку.

- Что образуется на месте цветков? (Плоды. Они растут прямо на стволе) ).(Дети передвигают  фишку) Что находится внутри плода? (Семена.) Какого они цвета? (Белые.) Эти семена называют какао-бобы. Их высушивают и они становятся темными. Затем их измельчают в порошок. (Учитель показывает порошок какао.) Этот порошок поступает на фабрики, где делают шоколадки.

СЛАЙД (с алгоритмом)

 Шоколадное дерево

Шоколадные плоды

       Какао-бобы

    Какао-порошок

        Шоколад

− Как вы думаете, каким образом из такого порошка получается вкусная шоколадка?

 (Демонстрация шоколадки).

        Практическая работа.

На столе: стакан с водой, чайная ложка, порошок какао, обертка от шоколадки

- Покажите какие этикетки у вас есть ?

Почему шоколадки вам нравятся? (вкусные)

Внимание! Наш класс сейчас будет делать исследование.
(СЛАЙД)

  • возьмите чайную ложку;
  • положите какао в стакан с водой;
  • размешайте;
  • попробуйте;
  • какой вкус?
  • почему?

− Из такой густой массы с помощью специальных форм на кондитерской фабрике изготавливают различные шоколадные сладости: конфеты, батончики, шоколадные фигурки. Кто желает попробовать?

 - Какой вкус? (горький)

- Чего-то не хватает. Чтобы ответить на этот вопрос, продолжим  исследование

 О недостающих компонентах поможет узнать обёртка на шоколаде.

Работа в парах (дифференцированная)

1задание для сильной группы:

- Рассмотрите этикетку шоколада, найдите, где указан состав.

- Что еще, помимо порошка какао, есть в составе шоколада? (сахар, молоко).

2 задание для средней группы:

Такое же задание, только помочь детям найти на этикетке, где указан состав.

3 задание для слабой группы:

- Вычеркните букву д и вы узнаете, что добавляют в какао, чтобы получился шоколад.

дСдАдХдАдРд   МдОдЛдОдКдО

-Молодцы! Вы настоящие исследователи. Приглашаю вас в шоколадное путешествие.

ВИДЕОРОЛИК по изготовлению шоколада на фабрике.

 Закрепление.

 Работа с учебником (с.60)

- Прочитайте текст (читают хорошо читающие дети, остальные следят по тексту); ответьте на вопрос: как еще можно использовать порошок какао? (изготовить какао-напиток)

Упражнения для глаз.

СЛАЙД

   Физкультминутка.

Называю продукт, который можно встретить в шоколаде - вы  хлопаете.

Называю продукт, который никогда не встретить в шоколаде- вы приседаете.

(какао, молоко, помидор, сахар, огурец, колбаса, орехи, макароны, изюм) Молодцы!

Творческая работа в тетради с. 25 №2

- Каждый шоколад имеет свое название.

- Представь, что ты художник на кондитерской фабрике.

- Придумайте название для нового сорта шоколада. Какую бы ты нарисовал обертку для него? (ответы детей.)

- Завтра мы организуем выставку из ваших работ.

Беседа. Можно ли в неограниченном количестве кушать шоколад ? (нет)

Считают, что шоколад очень полезен, но кушать его можно, как десерт после еды. После того, как вы съели шоколад надо почистить зубы, потому что сахар разрушает зубы.

Демонстрация

различных сортов шоколада (с изюмом, с орехами, пористый и т. д.).

- Мы обязательно попробуем шоколад немного попозже, на дне рождения Черепахи.

Переходя к следующему этапу урока, учитель говорит: «Многим ребятам нравится шоколад с изюмом. Муравьишка задает нам следующий вопрос.

 (Вызванный ученик подходит к доске, снимает карточку со вторым вопросом, читает.)

Откуда берётся изюм?

 

СЛАЙД с изображением страны сладкоежек.

− Подскажите, куда нам нужно отправиться, чтобы узнать ответ на этот вопрос?  

(отправимся в поселок Изюминка).

- Откуда берётся изюм? (Предположения детей)

− В посёлке Изюминка вырос сладкий и сочный виноград. Вот такой. (Демонстрация  кисти винограда)

СЛАЙД (с виноградом)

− Его собрали, … а потом прошло некоторое время, и он стал вот такой. (Демонстрация изюма на тарелочке)

СЛАЙД (с изображением изюма)

− Что изменилось? (Форма, размер, цвет.)

− Что же произошло с виноградом? (Его высушили на солнце.)

− Как теперь называется наш высушенный виноград? (Изюм.)

 Демонстрация разных видов изюма и винограда.

Закрепление.  Работа по учебнику с.61

- Прочитайте текст . Задание для слабочитающих детей: рассмотреть иллюстрации.  

- В гости к Мудрой Черепахе спешит сладкоежка Карлсон.

СЛАЙД

- Выполните задание Карлсона: Расскажи как люди используют изюм (для компотов, для тортов, пирожков, шоколадок, кексов, батонов).

Беседа о здоровье.

Изюм очень полезен. Укрепляет сердце людей, сосуды. А также в нем много витаминов, полезных для людей. С давних пор это лакомство у нас на столе.

Можно ли его много кушать?

В нем есть фруктоза, которая в больших количествах тоже разрушает зубы.

В гости к Мудрой Черепахе спешит Винни- Пух. Давайте его встретим и поможем поскорее до нас добраться.

Физкультминутка, (фонограмма) Песенка:

«Лучший подарок, по-моему, мед,

Это и ослик сразу поймет.

Даже немножечко,

Чайная ложечка -

Это уже хорошо!

Ну, а тем более - полный горшок !»

- Откуда появился мед в горшке у Винни-Пуха ? (Мед подарили пчелы).

СЛАЙД

- А у нашего Муравьишки возник еще один вопрос.

(Вызванный ученик подходит к доске, снимает карточку с третьим вопросом, читает.)

Откуда берётся мёд?

СЛАЙД с изображение страны Сладкоежек.

− Подскажите, куда нам нужно отправиться, чтобы узнать ответ на этот вопрос? (в деревню Медовую)

− Посмотрите только, какие цветущие луга в деревне Медовой!

СЛАЙД

− Да в этой деревне много цветущих растений.

Работа в группах

Чтение названий растений

- Сначала прочитайте про себя по рядам (1 ряд читает1 столбик, и т.д.).

- Прочитайте вслух.

сирень                       черёмуха                     липа

клевер                       малина                         гречиха

- Что вы прочитали? (названия растений.)

− Цветущие растения притягивают к себе насекомых.

- Гимнастика для глаз (Поищите глазами по классу, где находятся бабочки)

СЛАЙД (с изображениями стрекозы, бабочки, пчелы и божьей коровки)

− Назовите, каких насекомых вы узнали? Но не все они будут лакомиться цветочным нектаром. Кто лишний? (Стрекоза, божья коровка, бабочка).

− Кто же из оставшихся насекомых использует цветочный нектар, чтобы получить мёд? (пчела)

СЛАЙД (с изображением пчелы на цветке)

− Конечно же, это пчела. Давайте узнаем, как же это происходит. Пчела садится на цветок. Хоботком тянет вкусный цветочный нектар. Когда пчела уже достаточно набрала нектара, она возвращается в свой домик-улей, который располагается в особом месте – на пасеке.

СЛАЙД (с изображением пасеки с ульями)

− В улье пчела откладывает собранный нектар в восковые ячейки-соты.

СЛАЙД (с сотами)

− Через некоторое время в этих сотах образуется мёд.

СЛАЙД (с изображением пчеловода)

− Пчеловод осторожно забирает соты из улья. А затем из этих сот достаёт мёд, который разливает по банкам.

СЛАЙД (с изображением меда)

Показ  разных  сортов меда (разный вкус и  цвет).

Отчего зависит то, что мед разный? (Зависит от того, с каких растений собран нектар)

− Внимание: вопрос от Винни-Пуха.

СЛАЙД:

− Для чего нужен людям мед? (это очень полезный продукт, часто его используют в лечебных целях).  

Закрепление. Работа по учебнику с. 61 (рисунки)

-    Люди очень давно узнали о том, что пчелы умеют готовить мед, и стали разводить их.

Загадка:

На лугу полно домов,

В тех домах по сто котлов.

Что это за дома? (ульи) Что это за котлы? (ячейки сот)

            Обобщение.

Работа в группах

Соедините карточки, что из чего получается. (Одновременно один ребенок работает у магнитной доски.)

Шоколад                              какао - бобы  

        

Мед                                       нектар

                                     

Изюм                                    виноград

             

Проверка выполненной работы. При необходимости - помощь отстающим группам.

− Сегодня на урок Муравьишка принёс три вопроса. Напомните, пожалуйста, какими были эти вопросы.

− Как вы думаете, сумели мы на них ответить? Давайте проверим, насколько хорошо вы смогли запомнить то, о чём узнали на уроке.

        

Тест

- Ставьте « х» , если вы согласны с ответом, и «о» , если не согласны.

− Согласны ли вы с тем, что шоколадный порошок получают из семян дерева какао?

− Согласны ли вы с тем, что семена дерева какао называются шоколадные семечки?

− Согласны ли вы с тем, что изюм – это сушёный виноград?

− Согласны ли вы с тем, что какого бы цвета ни был виноград  изюм из него будет всегда одинаковый?

− Согласны ли вы с тем, что мёд дают нам пчёлы?

− Согласны ли вы с тем, что и шоколад, и изюм, и мёд человеку дарит природа?

СЛАЙД с правильными ответами

Х О Х О Х Х

Взаимопроверка

Поменяйтесь тетрадями. Проверьте друг друга.

Называю правильный ответ, а вы проверяете.

Поставьте плюсик, если ответ у соседа верный

Молодцы!

Итог урока:

- Что мы  принесли Мудрой Черепахе в подарок? (шоколад, изюм и мед)

- Что нового узнали про них? (шоколад мы получаем благодаря шоколадным деревьям, изюм — благодаря винограду, а мед — благодаря цветкам и пчелам) 

- Я желаю вам быть всегда здоровыми и ценить природу, которая дарит нам столько вкусных вещей. Вы сегодня потрудились, как настоящие пчелки, и поэтому она вам дарит подарочки – раскраски.

- В честь хорошей работы мы сегодня устроим чаепитие («На дне рождения Черепахи»).

Рекомендации для занятий дома: 

Творческое задание: стр. 25 в рабочей тетради

  1. Раскрасить, соединить стрелками.  
  2. Нарисовать обёртку для нового сорта шоколада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"

Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Страны мира" 2 класс.

Цель: «Введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию».Задачи: - достижение личностных результатов 1) формиров...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"

Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям  ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"

На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....

Презентация к уроку по окружающему миру " От куда берутся снег и лед"

Откуда берутся снег и лёд (окружающий мир, 1 класс) УМК «Школа России», Учебник – Плешаков А.А....

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"...