Урок по окружающему миру для 3 класса по теме "Что такое почва"
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему

Урок - исследование. Знакомство с понятием и составом почвы. Обучающиеся проводят опыты в парах, учитель демонстрирует более сложные эксперименты. В ходе исследований заполняется таблица в рабочей тетради.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon otkrytyy_urok_po_okruzhayushchemu_miru.zip974.38 КБ

Предварительный просмотр:

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ 3 «Б» КЛАСС

ТЕМА УРОКА «ЧТО ТАКОЕ ПОЧВА».

Цель: познакомить с понятием «почва», создать условия для организации исследовательской работы при изучении состава почвы.

Планируемые результаты

Метапредметные

  1. Личностные УУД:
    - формировать положительное и осознанное отношение к изучению окружающего мира,

- осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения и взаимодействия с учителем и одноклассниками.

  1. Познавательные УУД:
    - формировать умение выполнять мыслительные операции анализа и синтеза изучаемых объектов,
    - давать характеристики изучаемым природным объектам,

- работать с текстовым и иллюстративным материалом,

- заполнять таблицу по ходу урока,
- осуществлять обобщение, делать выводы.

  1. Коммуникативные УУД:
    - совершенствовать умение работать в парах.
    - понимать задаваемые вопросы, формулировать на них ответы, используя изученные термины и опираясь на свой опыт,
    - выражать свою точку зрения.
  2. Регулятивные УУД:
    - формировать умение определять цель деятельности на уроке с помощью учителя,
    - формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, работать по заданному правилу,
    - формировать умение оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий.

Предметные

  1. Расширить знания об окружающем мире,.
  2. Формировать умение исследовать с помощью опытов состав почвы.
  3. Анализировать взаимосвязи почвы и растений, животных, значение почвы для живой природы.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Формы работы учащихся:  Учебный математический диалог, наблюдение, моделирование, фронтальная работа под руководством учителя, индивидуальная работа, практическая работа в парах, самоконтроль, взаимоконтроль, коррекция своей работы.

Оборудование для учителя: учебник «Окружающий мир» 3 класс (А.А. Плешаков), рабочая тетрадь «Окружающий мир» 3 класс (А.А. Плешаков), материал для опытов (сухая почва в лотках, бумажная салфетка, пластиковая ложка, стакан  с чистой водой, стеклянная трубочка, воронка, фильтры, спиртовки, спички, предметные стекла, пипетки, держатели, лупа); карточки с терминами, презентация.

Оборудование для учащихся: учебник «Окружающий мир» 3 класс (А.А. Плешаков), рабочая тетрадь «Окружающий мир» 3 класс (А.А. Плешаков), материал для опытов 1 набор на парту (сухая почва в лотке, бумажная салфетка, пластиковая ложка, стакан с чистой водой,  стеклянная трубочка, лупы).

План-конспект урока математики составлен по государственной программе А.А.  Плешакова «Окружающий мир» 3 класс по УМК «Школа России».

ХОД УРОКА

Орг.момент

Самоопределение к деятельности

–  Ребята, отгадайте загадку:

Ни начала, ни конца,

Ни затылка, ни лица,

Знают все: и мал, и стар

Что она большущий шар.

–  А, что вы представляете, когда слышите  слово  «земля»?

  • Это и название планеты, на которой мы живём.
  • Это и суша, как противоположность водному и воздушному пространству.
  • Это и земля в понимании страна, государство (т.е. территория).

– Слово земля многозначное. Чтобы понять, о какой земле мы будем говорить, вспомните  сказку “Репка” .  Куда посадил дед репку? (В землю).

 Как по-научному называется земля, на которой растут растения? (Почва).

ДА, ВЕРНО. Главное слово на уроке – ПОЧВА (Прикрепить на доску карточку со словом «почва»)      

– Сформулируйте тему урока.

–А теперь сформулируем вопросы, на которые будем отвечать на уроке (Вопросы записаны на доске. Учащиеся вставляют пропущенные в вопросах слова): 

  1. Что такое …….?
  2. Кто …………в почве?
  3. Главное …………. почвы.
  4. Из чего …….. почва?

Слова для справок: Почва, состоит, свойство, обитает.

Итак, тема урока «Что такое почва».

Работа по теме урока

– Где мы можем найти ответ на первый вопрос? В  учебнике.

– Найдите определение слова «почва»  в учебнике.   Прочитаем хором. На первый вопрос ответили.

– Теперь ответим на второй вопрос. Прочитаем его.

– Для этого выполним задание на стр.64. (возле синего кружка). РАБОТА В ПАРАХ

  • Рассмотрите внимательно иллюстрацию.
  • Обсудите друг с другом, какое значение имеет почва для растений? Кто ответит всем?
  • Обсудите друг с другом, какие животные живут в почве? Назовем, в почве обитают … (по цепочке).
  • И снова порассуждайте в парах, какое значение имеет почва для животных? Давайте озвучим ваши мысли?

– Сделаем вывод: почва – это верхний слой Земли, в котором живут животные, растут растения и даже обитают бактерии.

– Третий вопрос  -  узнать о главном свойстве почвы. Для этого расшифруем запись. (Плодородие). От каких 2 слов образовано это слово? (Плоды родить, т.е. почва дает плоды разным растениям)

– Почему в некоторых местах почва плодородна, а в некоторых нет? (Ответы учащихся)

– Предположим, что в ней есть то, что необходимо растениям.

– Сегодня мы, учёные – исследователи,  будем искать ответ на четвертый вопрос, из чего состоит почва. Чтобы проводить опыты, надо помнить и соблюдать правила техники безопасности. Мы о них уже говорили, напомним их, вот подсказка.

Приступим к нашему научному исследованию. Любое исследование предполагает различные методы изучения.

Начинаем метод исследования – НАБЛЮДЕНИЯ

– Вы работаете в парах, как обычно спокойно и вежливо.

– Вооружитесь лупой, рассмотрите почву. Ответьте на мои вопросы:

– Какого цвета у вас почва? (Коричневый, чёрный)
– Что вы видите в почве?
(Остатки сухих листьев, палочки, траву)
– Как вы думаете, из верхнего или нижнего слоя взяли образец почвы? Докажите свой ответ.

– Можем ли мы определить состав почвы, просто внимательно рассмотрев ее? (Нет.) 
– Для того чтобы узнать, что входит в состав почвы, необходимо проделать опыты.

Следующий метод исследования – ЭКСПЕРИМЕНТ

Опыт 1. По ходу исследования будем заполнять таблицу в рабочей тетради с.37. Откройте тетради.

– Возьмем стакан с водой и опустим туда 1 комочек почвы.
– Что вы видите? (Из почвы идут пузырьки).
– Какой вывод можно сделать? (В почве есть воздух)

–Для чего нужен воздух в почве? (Воздух помогает корням растений дышать)

– Помешайте воду в стакане палочкой и пока оставьте стакан.

– Запишем в тетрадь вывод «В почве есть воздух».

Опыт 2

– Возьмём бумажную салфетку и положим на неё немного почвы. Сильно сожмём и аккуратно стряхнём почву.

– Что осталось на салфетке? (Вода)

– Для чего нужна вода в почве? (Вода необходима для жизни растений)

– Запишем в тетрадь вывод «В почве есть вода».

Опыт 3

– А сейчас давайте посмотрим, что произошло в стакане, куда мы бросили комочек почвы.
– Какая стала вода? (Мутная).
 
– Это говорит о том, что некоторые вещества растворились, а некоторые нет?

– Что мы видим на поверхности воды? (Мусор, остатки листьев, насекомых) 
– Что вы видите на дне стакана? (На самом дне видны песчинки, глина)
– Какой вывод можно сделать? (В состав почвы входит песок и глина). Песок   хороший разрыхлитель. Глина хорошо удерживает воду.

– Запишем в тетрадь вывод «В почве есть песок и глина».

Опыт 4

– Следующий опыт вам продемонстрирую я.
– Нагреем немного почвы над огнем.
– Что вы видите и чувствуете? (Над почвой дым и чувствуется неприятный запах).
 
– Это сгорает перегной – остатки растений и животных.  Именно он придает почве темный цвет и от его количества зависит плодородие почвы. Как вы думаете, что означает слово «перегной»? (Перегнившие остатки живой природы)
– Какой вывод можно сделать? (В состав почвы входит перегной).

– Запишем в тетрадь вывод «В почве есть перегной». Пока вы записываете, я профильтрую раствор.

Опыт 5

– Поместим несколько капель профильтрованной воды на стекло.

– Подержим стекло над огнём. Вода быстро испарится.

– Что осталось на стекле? (На стекле остались небольшие белые пятна).

– Как вы думаете, что это? Это минеральные соли.

– Для чего они? (Мин.соли необходимы для жизни растений)

– Какой вывод можно сделать? (В почве есть минеральные соли, которые растворяются в воде).

 – Итак, наши исследования закончены. Подведем итоги. Наведем порядок на рабочем месте.  С помощью таблицы из РТ продолжите мое высказывание: в состав почвы входят … (глина, песок, воздух, вода, остатки растений, перегной, соли).

Мы ответили на 4 вопрос. Вернемся к 3 вопросу. Главное свойство почвы – плодородие. Что из перечисленного увеличивает плодородие? Перегной. Откройте учебник с.66. найдите 4 абзац. Прочитайте.

Сообщение о Докучаеве

– Науку о почвах - почвоведение - создал русский ученый  почвовед Василий Васильевич Докучаев. Более 100 лет назад Докучаев доказал, что в разных природных  зонах разные виды почв. Он составил первые почвенные карты России, создал научную классификацию почв.
– Докучаев говорил, что почва дороже золота.
– Почему?
(Без золота люди прожить могли бы, а без почвы – нет)

Самостоятельная работа РТ с. №4

Сделаем вывод: почва появляется под воздействием растений и живых организмов.Почва и растения – едины и взаимосвязаны. Ещё в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Её брали с собой в далёкие странствия, потому что считали, что она придаёт силы и помогает в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи и песни.
– Давайте же и мы с вами ценить землю,  заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями.

Подведение итогов

– Какую тему изучали?

–  Какие проблемы рассматривали?

– Что нового узнали?

Рефлексия

– Что понравилось на уроке?

– Оцените свою работу на уроке.

Д.з с.64 – 68, читать, ответ на вопросы, РТ с. 38 №5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру 4 класс УМК "Школа России" по теме "Почва"

Использую групповые формы обучения, проблемно - поисковые методы...

Конспект урока по окружающему миру 3 класс «Почва и ее состав»

Предмет: Окружающий мирКласс: 3-2Тема:  «Почва и ее состав»Цель:  сформировать представление об образовании почвыПланируемые результаты:предметные: - формирование понятий: почва как единство...

Урок по окружающему миру 1 класс. Тема: "Кто такие птицы?"

Урок окружающего мира в 1 классе по теме  «Кто такие птицы?»  - один из уроков раздела «Что и кто? Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС второго поколени...

Конспект урока по окружающему миру (3 класс). Тема: Что такое деньги. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование у учащихся знаний о деньгах, истории их появления; формирование умения различать денежные единицы разных стран.Планируемые результаты: Предметные:знать понятия:...

Урок по окружающему миру 1 класс тема "Кто такие рыбы?"

Урок по окружающему миру 1 класс  тема "Кто такие рыбы?"...

Конспект урока по окружающему миру 3 класс на тему: "Что такое почва?" (УМК "Школа России")

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУТема: Что такое почва?Цели деятельности учителя: формирование представлений о том, что такое «почва»; выявление состава почвы.Планируемые результаты...