Урок по окружающему миру для 3 класса по теме "Что такое почва"
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему
Урок - исследование. Знакомство с понятием и составом почвы. Обучающиеся проводят опыты в парах, учитель демонстрирует более сложные эксперименты. В ходе исследований заполняется таблица в рабочей тетради.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_okruzhayushchemu_miru.zip | 974.38 КБ |
Предварительный просмотр:
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ 3 «Б» КЛАСС
ТЕМА УРОКА «ЧТО ТАКОЕ ПОЧВА».
Цель: познакомить с понятием «почва», создать условия для организации исследовательской работы при изучении состава почвы.
Планируемые результаты
Метапредметные
- Личностные УУД:
- формировать положительное и осознанное отношение к изучению окружающего мира,
- осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения и взаимодействия с учителем и одноклассниками.
- Познавательные УУД:
- формировать умение выполнять мыслительные операции анализа и синтеза изучаемых объектов,
- давать характеристики изучаемым природным объектам,
- работать с текстовым и иллюстративным материалом,
- заполнять таблицу по ходу урока,
- осуществлять обобщение, делать выводы.
- Коммуникативные УУД:
- совершенствовать умение работать в парах.
- понимать задаваемые вопросы, формулировать на них ответы, используя изученные термины и опираясь на свой опыт,
- выражать свою точку зрения. - Регулятивные УУД:
- формировать умение определять цель деятельности на уроке с помощью учителя,
- формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, работать по заданному правилу,
- формировать умение оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий.
Предметные
- Расширить знания об окружающем мире,.
- Формировать умение исследовать с помощью опытов состав почвы.
- Анализировать взаимосвязи почвы и растений, животных, значение почвы для живой природы.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Формы работы учащихся: Учебный математический диалог, наблюдение, моделирование, фронтальная работа под руководством учителя, индивидуальная работа, практическая работа в парах, самоконтроль, взаимоконтроль, коррекция своей работы.
Оборудование для учителя: учебник «Окружающий мир» 3 класс (А.А. Плешаков), рабочая тетрадь «Окружающий мир» 3 класс (А.А. Плешаков), материал для опытов (сухая почва в лотках, бумажная салфетка, пластиковая ложка, стакан с чистой водой, стеклянная трубочка, воронка, фильтры, спиртовки, спички, предметные стекла, пипетки, держатели, лупа); карточки с терминами, презентация.
Оборудование для учащихся: учебник «Окружающий мир» 3 класс (А.А. Плешаков), рабочая тетрадь «Окружающий мир» 3 класс (А.А. Плешаков), материал для опытов 1 набор на парту (сухая почва в лотке, бумажная салфетка, пластиковая ложка, стакан с чистой водой, стеклянная трубочка, лупы).
План-конспект урока математики составлен по государственной программе А.А. Плешакова «Окружающий мир» 3 класс по УМК «Школа России».
ХОД УРОКА
Орг.момент
Самоопределение к деятельности
– Ребята, отгадайте загадку:
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица,
Знают все: и мал, и стар
Что она большущий шар.
– А, что вы представляете, когда слышите слово «земля»?
- Это и название планеты, на которой мы живём.
- Это и суша, как противоположность водному и воздушному пространству.
- Это и земля в понимании страна, государство (т.е. территория).
– Слово земля многозначное. Чтобы понять, о какой земле мы будем говорить, вспомните сказку “Репка” . Куда посадил дед репку? (В землю).
– Как по-научному называется земля, на которой растут растения? (Почва).
ДА, ВЕРНО. Главное слово на уроке – ПОЧВА (Прикрепить на доску карточку со словом «почва»)
– Сформулируйте тему урока.
–А теперь сформулируем вопросы, на которые будем отвечать на уроке (Вопросы записаны на доске. Учащиеся вставляют пропущенные в вопросах слова):
- Что такое …….?
- Кто …………в почве?
- Главное …………. почвы.
- Из чего …….. почва?
Слова для справок: Почва, состоит, свойство, обитает.
Итак, тема урока «Что такое почва».
Работа по теме урока
– Где мы можем найти ответ на первый вопрос? В учебнике.
– Найдите определение слова «почва» в учебнике. Прочитаем хором. На первый вопрос ответили.
– Теперь ответим на второй вопрос. Прочитаем его.
– Для этого выполним задание на стр.64. (возле синего кружка). РАБОТА В ПАРАХ
- Рассмотрите внимательно иллюстрацию.
- Обсудите друг с другом, какое значение имеет почва для растений? Кто ответит всем?
- Обсудите друг с другом, какие животные живут в почве? Назовем, в почве обитают … (по цепочке).
- И снова порассуждайте в парах, какое значение имеет почва для животных? Давайте озвучим ваши мысли?
– Сделаем вывод: почва – это верхний слой Земли, в котором живут животные, растут растения и даже обитают бактерии.
– Третий вопрос - узнать о главном свойстве почвы. Для этого расшифруем запись. (Плодородие). От каких 2 слов образовано это слово? (Плоды родить, т.е. почва дает плоды разным растениям)
– Почему в некоторых местах почва плодородна, а в некоторых нет? (Ответы учащихся)
– Предположим, что в ней есть то, что необходимо растениям.
– Сегодня мы, учёные – исследователи, будем искать ответ на четвертый вопрос, из чего состоит почва. Чтобы проводить опыты, надо помнить и соблюдать правила техники безопасности. Мы о них уже говорили, напомним их, вот подсказка.
Приступим к нашему научному исследованию. Любое исследование предполагает различные методы изучения.
– Начинаем метод исследования – НАБЛЮДЕНИЯ
– Вы работаете в парах, как обычно спокойно и вежливо.
– Вооружитесь лупой, рассмотрите почву. Ответьте на мои вопросы:
– Какого цвета у вас почва? (Коричневый, чёрный)
– Что вы видите в почве? (Остатки сухих листьев, палочки, траву)
– Как вы думаете, из верхнего или нижнего слоя взяли образец почвы? Докажите свой ответ.
– Можем ли мы определить состав почвы, просто внимательно рассмотрев ее? (Нет.)
– Для того чтобы узнать, что входит в состав почвы, необходимо проделать опыты.
– Следующий метод исследования – ЭКСПЕРИМЕНТ
Опыт 1. По ходу исследования будем заполнять таблицу в рабочей тетради с.37. Откройте тетради.
– Возьмем стакан с водой и опустим туда 1 комочек почвы.
– Что вы видите? (Из почвы идут пузырьки).
– Какой вывод можно сделать? (В почве есть воздух)
–Для чего нужен воздух в почве? (Воздух помогает корням растений дышать)
– Помешайте воду в стакане палочкой и пока оставьте стакан.
– Запишем в тетрадь вывод «В почве есть воздух».
Опыт 2
– Возьмём бумажную салфетку и положим на неё немного почвы. Сильно сожмём и аккуратно стряхнём почву.
– Что осталось на салфетке? (Вода)
– Для чего нужна вода в почве? (Вода необходима для жизни растений)
– Запишем в тетрадь вывод «В почве есть вода».
Опыт 3
– А сейчас давайте посмотрим, что произошло в стакане, куда мы бросили комочек почвы.
– Какая стала вода? (Мутная).
– Это говорит о том, что некоторые вещества растворились, а некоторые нет?
– Что мы видим на поверхности воды? (Мусор, остатки листьев, насекомых)
– Что вы видите на дне стакана? (На самом дне видны песчинки, глина)
– Какой вывод можно сделать? (В состав почвы входит песок и глина). Песок хороший разрыхлитель. Глина хорошо удерживает воду.
– Запишем в тетрадь вывод «В почве есть песок и глина».
Опыт 4
– Следующий опыт вам продемонстрирую я.
– Нагреем немного почвы над огнем.
– Что вы видите и чувствуете? (Над почвой дым и чувствуется неприятный запах).
– Это сгорает перегной – остатки растений и животных. Именно он придает почве темный цвет и от его количества зависит плодородие почвы. Как вы думаете, что означает слово «перегной»? (Перегнившие остатки живой природы)
– Какой вывод можно сделать? (В состав почвы входит перегной).
– Запишем в тетрадь вывод «В почве есть перегной». Пока вы записываете, я профильтрую раствор.
Опыт 5
– Поместим несколько капель профильтрованной воды на стекло.
– Подержим стекло над огнём. Вода быстро испарится.
– Что осталось на стекле? (На стекле остались небольшие белые пятна).
– Как вы думаете, что это? Это минеральные соли.
– Для чего они? (Мин.соли необходимы для жизни растений)
– Какой вывод можно сделать? (В почве есть минеральные соли, которые растворяются в воде).
– Итак, наши исследования закончены. Подведем итоги. Наведем порядок на рабочем месте. С помощью таблицы из РТ продолжите мое высказывание: в состав почвы входят … (глина, песок, воздух, вода, остатки растений, перегной, соли).
Мы ответили на 4 вопрос. Вернемся к 3 вопросу. Главное свойство почвы – плодородие. Что из перечисленного увеличивает плодородие? Перегной. Откройте учебник с.66. найдите 4 абзац. Прочитайте.
Сообщение о Докучаеве
– Науку о почвах - почвоведение - создал русский ученый почвовед Василий Васильевич Докучаев. Более 100 лет назад Докучаев доказал, что в разных природных зонах разные виды почв. Он составил первые почвенные карты России, создал научную классификацию почв.
– Докучаев говорил, что почва дороже золота.
– Почему? (Без золота люди прожить могли бы, а без почвы – нет)
Самостоятельная работа РТ с. №4
Сделаем вывод: почва появляется под воздействием растений и живых организмов.Почва и растения – едины и взаимосвязаны. Ещё в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Её брали с собой в далёкие странствия, потому что считали, что она придаёт силы и помогает в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи и песни.
– Давайте же и мы с вами ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями.
Подведение итогов
– Какую тему изучали?
– Какие проблемы рассматривали?
– Что нового узнали?
Рефлексия
– Что понравилось на уроке?
– Оцените свою работу на уроке.
Д.з с.64 – 68, читать, ответ на вопросы, РТ с. 38 №5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру 4 класс УМК "Школа России" по теме "Почва"
Использую групповые формы обучения, проблемно - поисковые методы...
Конспект урока по окружающему миру 3 класс «Почва и ее состав»
Предмет: Окружающий мирКласс: 3-2Тема: «Почва и ее состав»Цель: сформировать представление об образовании почвыПланируемые результаты:предметные: - формирование понятий: почва как единство...
Конспект урока по окружающему миру 3 класс. Тема: Что такое деньги.
Тема: Что такое деньги....
Урок по окружающему миру 1 класс. Тема: "Кто такие птицы?"
Урок окружающего мира в 1 классе по теме «Кто такие птицы?» - один из уроков раздела «Что и кто? Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС второго поколени...
Конспект урока по окружающему миру (3 класс). Тема: Что такое деньги. УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование у учащихся знаний о деньгах, истории их появления; формирование умения различать денежные единицы разных стран.Планируемые результаты: Предметные:знать понятия:...
Урок по окружающему миру 1 класс тема "Кто такие рыбы?"
Урок по окружающему миру 1 класс тема "Кто такие рыбы?"...
Конспект урока по окружающему миру 3 класс на тему: "Что такое почва?" (УМК "Школа России")
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУТема: Что такое почва?Цели деятельности учителя: формирование представлений о том, что такое «почва»; выявление состава почвы.Планируемые результаты...