Разработка урока окружающий мир "Водные богатства моего края" 4 класс УМК "Школа России"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) на тему

Данный урок проводился в рамках ежегодной школьной предметной недели. На нем присутствовали учителя начальных классов школы.

Это урок  «открытия» новых знаний, очередной в разделе « Мой край».

Цель урока: создать условия для ознакомления учащихся с разнообразием водоемов нашего края, раскрытия значения водоемов  в природе и жизни человека; способствовать формированию представления о водоемах, о естественных и искусственных водоемах,  о частях реки; развивать интерес к предмету «Окружающий мир».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_4_klass.docx30.14 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Водные богатства нашего края

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Цель деятельности учителя: создать условия для ознакомления учащихся с разнообразием водоемов нашего края, раскрытия значения водоемов  в природе и жизни человека; способствовать формированию представления о водоемах, о естественных и искусственных водоемах,  о частях реки; развивать интерес к предмету «Окружающий мир»

Планируемые образовательные результаты

Предметные: получат возможность научиться работать с учебником; формировать понятие река и ее части, учить различать водоемы естественного и искусственного происхождения, узнавать их по описанию; формировать понятия значимости водоемов в жизни, формировать экологическое сознание и бережное отношение учащихся к окружающей природе.

Личностные: имеют ответственное отношение к учению; проявляют готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению

Метапредметные результаты

Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации в учебнике; находить закономерности; наблюдать и делать самостоятельные выводы

Регулятивные УУД: осознавать задачу, принимать ее, стремиться к успешному ее решению; планировать свои действия; контролировать и оценивать свою работу

Коммуникативные УУД: готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения

Наглядные пособия: презентация «», карта «Природные зоны», карта Курской области и карта Рыльского района.

Основные понятия: водоемы, исток, русло, устье, притоки

Ключевые слова: родной край, водоём, охрана, природа и музыка.

Рабочие материалы для обучающихся: учебник и рабочая тетрадь «Окружающий мир» 4 класс, автор А. А.Плешаков; схема реки  , схемы  экологические проблемы, тест.

Оборудование: ноутбук, проектор

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

Сегодня мы продолжаем знакомство с родным краем. Вспомним то, как человек влияет на окружающий мир, и что он должен делать, чтобы сохранить его богатство.

Работа с картой

Необходимо быстро ответить на вопросы:

  1. Как называется край, где мы живём?
    2. В какой природной зоне?
    3. Как называется равнина, на которой расположен наш район?
    4. Какая поверхность нашего края?
  2. Покажите на карте границу Курской области
  3. С какими областями граничит Курская область?
  4. Как называется наш областной центр?
  5. Как называется наш районный центр?
  6. Какими полезными ископаемыми богата наша область?
  7. Назови город, который находится рядом с  карьерами.

(Ответы детей сопровождаются работой с картами)

3. Мотивация к учебной деятельности

Для того, чтобы узнать  чему  будет посвящен сегодняшний урок, послушай стихотворение

«Вода – бесценный дар природы»
Вода в морях и океанах,
В озерах, реках и прудах.
Она в посёлках и деревнях,
В больших и малых городах.

Вода – бесценный дар природы
Все наслаждаются тобой.
Цените воду, это важно,
С водой мы связаны судьбой.

 У- Какова главная мысль этого стихотворения?

Д. Вода – бесценный дар природы

Целеполагание

У. Правильно, мы будем говорить о воде как о богатстве.

У. - А как вы понимаете слово богатство?

Д. Богатство – это …..

У. Какой вопрос  мы сегодня перед собой поставим?

Почему воду называют богатством?

III.Работа по теме урока  Совместное “открытие” знаний.

У. – Каким цветом обозначена вода на карте?

Д. Вода обозначена синим цветом.

У. – Раскрутим наш глобус. Какого цвета стала Земля? Почему?

Д. Синего. Потому что 2/3 поверхности занимает вода.

У.- одинаковая ли вода на вкус?

Д. Нет, вода бывает пресная и соленая

У. – Какая вода в водоемах нашего края?

Д.Пресная.

У._ Где вода соленая?

Д.- В морях и океанах.

У.- Какие водоемы вы знаете?

Д.- Океан, море, озеро, река, пруд, канал, водохранилище.

У.- давайте разделим названные водоемы на две группы по их происхождению. Водоемы созданные природой (естественные) и созданные человеком (искусственные).

Составь на доске таблицу.

Водоемы

естественные

искуственные

Река

Озеро

Море

Океан

Ручей

Канал

Водохранилище

Пруд

У.- А сейчас мы поработаем с картой нашего края.

- какие водоемы расположены на территории Курской области?

- Какой это водоем искусственный или естественный?

– Что такое река?

Река – это постоянно текущая вода.

– Как образуется река?

– Откуда река берет свое начало?

– Как называется место рождения реки?

Место рождения реки называется – исток.

Обычно она начинается с маленького родника, который бьет из под земли и течет ручейком. Постепенно с этим ручейком сливаются другие ручьи, а в образовавшуюся маленькую речку впадают такие же речушки.

– Как называются эти речушки?

Эти реки называются – притоками.

Притоки могут быть левыми и правыми.

– Почему их так называют: левый приток и правый приток?

Речка становится все полноводнее и мало-помалу превращается в большую реку. Именно так из ручейка рождается великая русская река Волга.

Чем дальше течет река, тем больше воды поступает в нее, стекая из мелких ручейков. В конце пути наша полноводная река может впадать в море или озеро. А если вдруг на пути встретится другая, более крупная река, то наша река может стать ее притоком.

– Посмотрите на схему реки.

– Как же называется место, где река впадает в другой водоем?

Это место называется – устье.

– Рождаться реки могут и в горах. Земная поверхность, с которой по ручьям и притокам собирается вода в одну реку, называется бассейном этой реки.

– Как определить, где левый берег, а где правый?

+ Нужно встать по течению.

– Какие новые слова вы видите на рисунке?

– Как вы думаете, что такое русло?

Русло – это канал, по которому течет река. Русло реки имеет уклон, поэтому вода в реке течет, у реки есть течение.

– Что такое течение?

Течение – это движение воды в реке.

– Одинаковое ли течение в реках?

– Посмотрите, как вы думаете, от чего зависит какое в реке течение ? Почему одни реки текут тихо, спокойно, а другие быстро, даже кажется, что вода в реке бурлит?

– Реки, протекающие по равнине, называют равнинными реками. Течение у них замедленное и спокойное.

Реки, протекающие по гористой земной поверхности, называются горными. Течение у них быстрое, подчас сбивающее с ног.

– А есть реки, в которых не видно воды. Она бежит под камнями. Такие реки называют каменными.

– Почему вода в реке не кончается? Почему она течет, течет, а не вытечет?

– Где река берет “вечнотекущую “ воду?

Рекам постоянно необходимо питание.

– Откуда реки получают питание?

– Питание может быть разное:

  1. дождевое
  2. ледниковое
  3. подземные воды
  4. снеговое.

– Основным источником питания являются осадки.

– А откуда берутся осадки? Вспомните, что такое круговорот воды в природе.

– Ребята, почему же вода в реке не кончается?

Вывод: реки получают постоянное питание и в природе происходит круговорот воды в природе.

Как  река протекает по территории Курской области, что ты можешь о ней рассказать?

(выступление  учащегося)

Видеоролик о реке Сейм

Работа с картой

Определение основных частей реки

Сообщение учителя

Река Сейм.
Сейм — река, протекающая по территории России и Украины, самый большой левый приток Десны, относится к бассейнам Днепра и Чёрного моря. Сейм берет свое начало в Старооскольском районе и протекает по Тимскому, Курскому, Льговскому, Рыльскому районам, далее течет по украинской территории -Путивльскому району, и под Черниговом впадает в реку Десну, которая несет свои воды в Днепр.

Длина реки Сейм 748 км. В Сейм впадает более 900 притоков. Три из них имеют длину более ста километров. Большая часть около 770 притоков протяженностью менее 10 км. Основное число притоков приходится на Курскую область. На территории Украины в Сейм впадают 7 притоков длиной более 10 км. Правые притоки: Тускарь, Свапа, Клевень.

По территории нашей области Сейм протянулся на 526 километров. Это почти две трети пути. Поэтому можно с полным правом утверждать, что Сейм - река нашенская.

Типично равнинная река, ее русло то сужается, то расширяется, берега то пологие, чередующиеся с песчаными дюнами, то обрывистые, то вокруг луга с запахом трав и цветов, а то лесные заросли. И нигде в России не поют по вечерам так соловьи, как в прибрежных зарослях Сейма.


А знаешь ли ты как называлась река Сейм в старину?

Исторические сведения

Первое достаточно полное описание реки Сейм содержится в старейшем географическом труде России - «Книге Большому Чертежу» составленной в 1627 году. На всех старинных картах река называлась Семь. Считается, что название произошло от семи ручьев, слияние которых и дало начало реки. Однако с конца 17 столетия появляется написание Сейм, постепенно вытеснившее старое. Это связывают с тем, что наши места одно время принадлежали Литовскому княжеству. В Польше Сеймом и сейчас называется представительный орган, известный нам как Государственная Дума. Значит, и значение реки было в те годы соответствующее.

По другой версии, литовцы называли реку Седьм, означающее по ихнему семь. Как бы то ни было, в обиход вошло название Сейм.

По старым описаниям река была полноводной, широкой и глубокой. Сохранилось ее название – «Знатная река», а с 18 века «Большая река». По реке было открыто судоходство, рыльские купцы возили товары в разные места, чем и прославили Курскую губернию.

 Известна легенда, записанная в начале века у украинских кобзарей, опубликованная в работе С.Н.Ефременко «Историко-поэтическое описание рек Курского края»:

«Жил - был когда-то старик богатырь, по имени Днепр и имел он дочь Десну. Веселая и красивая была Десна, а уж умница такая, что другой, почитай, и в целом мире не найдешь. Любил старик дочурку, как говорится, души не чаял в ней.

Шли годы за годами, Днепр дряхлел, а Десна становилась все краше и краше. Много молодцев присватывалось к Десне, но ни один из них не понравился ей. Полюбила она небольшого паренька по имени Семь. Был он трудолюбивый, честный и добрый, но не так резв и умен, как Десна, да и притом старику Днепру малыш не понравился. Как ни просил Семь, как ни упрашивала Десна, старик наотрез отказывался выдать за него дочь.

В одно время заболел Днепр. Призывает к себе дочь и говорит ей:

«Дочь ты, моя дорогая и милая, надоело мне жить на свете. Разольюсь я рекой, рекою быстрою, широкою, длинною и глубокою. Стану я смывать города да села, деревни да слободы, степи привольные бесконечные, да луга великие, заливные. Протянусь я доченька, до самого моря, а ты, доченька, так разлейся рекой близ сердца моего, омывай ты также города и села, леса и степи, луга и пески. Будем вместе жить и по-прежнему, как любил я тебя, так и буду любить.

- Как же, тятенька, останется мой дорогой друг, милый Семушка? - зарыдала дочка. -Не горюй, не кручинься, доченька, - ответил старик - От судьбы не уйдешь. Если Семушка - твой суженый, быть тебе его подругой, а не суженый и толковать не о чем”.

Призвал старик Семушку и говорит ему:

- Сейчас с доченькой разольемся мы реками быстрыми и глубокими. Если хочешь жить с дочкой в парочке, отправляйся ты за полтысячи верст и оттудова догоняй ее. Сроку тебе даю один месяц. Догонишь - твоя будет, не догонишь - на себя пеняй.

Заплакал Семушка, простился с Десной и отправился за полтысячи верст. Это, где теперь три Семицы: Донецкая, Сухая и Пузацкая. Разлился он реченькой, но не быстрой, как Десна и ее старик. На пути его дороги все кривые да извилистые, овраги, леса да пески, пески сыпучие. Минует пески - чернозем густой, не дает уму воли - волюшки. А к тому же еще горе - горькое, сам не знает, куда направляется.

А тем временем разлились Десна и Днепр. Рвут дубы столетние, обрывы и овраги размывают, роют пески сыпучие, прокладывая себе путь.

Как только старик далеко ушел и стал к морю подходить, Десна стала искать милого. Еще несколько дней, и минет срок, назначенный батюшкой. Трудно было ей, но любовь помогла. Не прошел срок, как две реченьки - и Десна и Семь - шлют привет старику, низко кланяются.

Рад и не рад старик, а должен принять зятя в дом. И с той поры живут в мире да согласии. Дочь и зять, сколько в силах помогают старику».

У- Итак, в какую реку впадает Сейм?

Д.- Сейм впадает в реку Десну. Он приток этой реки

У. – А в какую реку впадает Десна?

Д.- Десна впадает в Днепр.

У. - На всем протяжении вода в реке Сейм в те, давние времена была очень чистая, люди для питья набирали воду прямо из реки.

А можно сейчас пить речную воду? Почему?

А можем ли мы помочь реке стать чистой?

Что для этого нужно сделать?

(Составление памятки «Правила поведения у водоема»)

Закрепление

У. – Послушайте, пожалуйста шуточное стихотворение.

Течет река … Течет река …

Поит поля и города,

Несет и лодки, и суда,

И рыбы ходят в глубине,

И раки ползают на дне…

Ты хороша, река, весной,

И осенью, и в летний зной!

Купанье! Что за благодать!

Словами – ах! – не передать!

Приятней плыть в живой волне.

Все дети счастливы вполне!

- В этом шуточном стихотворении говорится о роли реки. Так какое же назначение имеют водоемы в природе и в жизни человека?

дом для растений и животных

место отдыха

вода для питья

вода для хозяйственных нужд

«свободный путь» (перевозка грузов)

У.- Какой вывод мы можем сделать?

Д.- Вода действительно богатство и мы должны беречь и охранять воду. Потому что без воды погибнет все живое на земле.

У. И прежде чем закончить урок я хочу прочитать стихотворение

Берегите воду

Вода- это то, что всем жизнь нам дает.
Что силы и бодрости нам придает.
Кристально чиста или очень грязна.
В любом состоянье полезна она.

Где водится грязь, там лягушки живут.
Для них лишь в болоте покой и уют.
Для нас же вода должна чистою быть,
Что б мы не боялись и мыться, и пить.

Не менее, впрочем, полезна вода,
Которая в виде замерзшего льда.
Она охлаждает, морозит, бодрит.
И в зной нам прохладу и радость дарИт.

Давайте же воду все будем беречь.
От трат неразумных ее все стеречь.
Иначе закончится, может вода,
И жизнь на планете затихнет тогда.



9. Подведение итогов. Рефлексия.

Оцените свою работу.

  1. Тест «Да или нет»
  1. Естественные водоемы – это река, озеро, море, океан. +
  2. Место, где река впадает в другую реку, озеро или море – это исток. –
  3. Люди построили запруду и появилось на этом месте появился пруд. +
  4. Между двумя реками люди прорыли углубление и пустили воду. Так появился канал. +
  5. Приток – это углубление, по которому течёт река. –
  6. Главной водной артерией Курской области является Волга. -
  7. В Рыльском районе протекает река Сейм. +
  8. Чтобы вода в водоёмах была чистой, на берегах нужно строить фабрики и заводы. –

Проверьте свою работу по образцу. Оцените работу. В чем были ошибки?

10. Домашнее задание.

С. 154 – 158

1. Подготовить сообщение об обитателях водоемов. 

3. Нарисовать запрещающие знаки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока окружающего мира. "Жизнь сада".2 класс. УМК "Начальная школа ХХI век"

Цели: познакомить детей с плодовыми культурами, видами плодовых культур, со способом размножения – черенкованием. В начале урока проверка изученного материала по карточкам. Далее идет Дидактическая иг...

Методическая разработка урока окружающего мира в 4-ом классе "Природные зоны.Арктика"

Презентация составлена к уроку окружающего мира в четвёртом классе по теме «Суровая Арктика».Данный урок открывает изучение большой темы «Природные зоны России».Цели:Ввести понятие «природная зо...

Методическая разработка урока окружающего мира в 4 – м классе. Тема « Петр Великий».

                Урок был проведён в 4 классах. Подготовлен   с коллегой из параллельного класса. Мы стараемся работать, помогая друг другу.   ...

методическая разработка урока окружающего мира "Почва-кормилица" 3 класс, УМК "Гармония"

Разработка урока по теме "Почва - кормилица" с национально-региональным компонентом. тип урока: изучение нового материала, оборудование - презентация, учебник - тетрадь О.Т.Поглазовой "Окружающий мир"...

Методическая разработка урока Окружающего мира Николаевой Елены Рудольфовны Класс: 3 Тема: Экология. Агрессивная экологическая среда. Программа: «Школа России» Автор учебника: А. А. Плешаков

I. Основная часть1. Методическое обоснование темы.2. Методические рекомендации по проведению урока.3. План урока4.Дидактический материал к уроку (можно не выделять в виде приложений).5....