Технологическая карта урока по теме "Птицы"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Евстафьева Валентина Константиновна

Планируемые результаты:

- предметные(формирование познавательных УУД):

Знать отличительные признаки птиц, уметь определять птиц среди других животных.проверять информацию, находить дополнительную информацию, классифицировать объекты, высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы

- личностные(формирование коммуникативных и личностных УУД):

Самоопределение(оформлять свои наблюдения), нравственно-этические(уметь наблюдать, видеть красоту природы),смыслообразование (называть наблюдаемые признаки), воспринимать речь учителя и одноклассников, выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание, удивление, желание больше узнать, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.

- метапредметные (формирование регулятивных УУД)

развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

ФИО (полностью)

Евстафьева Валентина Константиновна

Место работы

МБОУ «Кутуликская СОШ»

Должность

Учитель начальных классов

Предмет

Окружающий мир

Класс

2

Тема и номер урока в теме

Птицы (первый урок).

Базовый учебник

О.Н.Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов.,2 класс

  1. Цель урока: создание у условий для формирования УУД.
  2. Планируемые результаты:

- предметные(формирование познавательных УУД):

Знать отличительные признаки птиц, уметь определять птиц среди других животных.проверять информацию, находить дополнительную информацию, классифицировать объекты, высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы

- личностные(формирование коммуникативных и личностных УУД):

Самоопределение(оформлять свои наблюдения), нравственно-этические(уметь наблюдать, видеть красоту природы),смыслообразование (называть наблюдаемые признаки), воспринимать речь учителя и одноклассников, выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание, удивление, желание больше узнать, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.

- метапредметные (формирование регулятивных УУД)

  1. развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

11.Тип урока : Изучение нового материала

12 .Методы:

  • по источникам знаний: словесные, наглядные;
  • по степени взаимодействия учитель-ученик: проблемно-диалогическая беседа;
  • относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;
  • относительно характера познавательной деятельности: продуктивный, частично-поисковый.

13.Формы работы учащихся: Фронтальная, парная, индивидуальная, групповая.

14.Организация деятельности учащихся на уроке:

-самостоятельно выходят на проблему и решают её;

-самостоятельно определяют тему, цели урока;

-работают с текстом учебника;

-отвечают на вопросы;

-решают самостоятельно задания;

-оценивают себя и друг друга;

-рефлексируют.

15.Необходимое техническое оборудование: Компьютер, проектор, интерактивная доска, учебник, хрестоматия, электронная презентация, выполненная в программе Power Point

                   


             

Конспект урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Примечание

I. Организационный этап. Мотивация к деятельности.

Цель – проверка готовности к уроку, установление эмоционального контакта. Включение учеников в учебную деятельность посредством создания эмоциональной обстановки; определения содержательных рамок урока.

Прозвенел для всех звонок

Начинаем мы урок.

 Здравствуйте, ребята, поприветствуйте наших гостей. Садитесь.

Как приятно, что при встрече

Мы знакомым и родным:-

С добрым утром! С добрым утром! С добрым утром!- говорим.

Я вам тоже желаю доброго утра, доброго дня. Пусть все у вас получится!

Приветствуют учителя и гостей. Проверяют готовность рабочего места.

Включаются в учебную деятельность.

 Отвечают на вопросы учителя.

Учащиеся готовы к началу работы

Установление эмоционального контакта.

1 мин.

II. Актуализация опорных знаний.

Этап подготовки учащихся к активному и сознательному восприятию нового материала.

Цель – выявить знания детей по изученной ранее теме «Рыбы». Активизация мыслительной деятельности, умение находить общее и различие, формулирование темы урока.

Ребята,  вспомним, что мы изучали на прошлом уроке.  

Блиц-опрос «Закончи предложения»:

На прошлом уроке мы изучали…

К ним относятся…

Отличительными признаками являются…

Обратили внимание, что таблица не полностью заполнена. Значит, какую на урок поставим учебную задачу?

А какую группу животных мы сегодня будем изучать , вы сейчас определите.

Узнать ещё одну группу животных

Умение отвечать на поставленные вопросы.

2 мин.

 Постановка темы урока.

Игра «Найди лишнее».  

Посмотрите на фото. Определите, какое  животное «лишнее» и почему.

Значит, какая тема урока?

 Правильно, именно эту группу животных мы будем сегодня изучать и продолжим заполнять таблицу  «Животные».

Какие задачи поставим перед собой?

Пингвин – птица. Остальные – рыбы.

Птицы.

Узнать о птицах что то новое, чего мы не знаем.

Выбор оснований, критериев для сравнения, оценки и классификации объектов.

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

1-2 мин.

III .Постановка проблемы Проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить

Цель – выявить первоначальные знания детей по теме «Птицы»; подготовить к восприятию новой темы. Подготовка мышления детей; повторение изученного материала, необходимого для « открытия» нового знания;  выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика. Осуществляется выход на задание, вызывающее познавательное затруднение в деятельности.

Каквы отличаете птиц от других животных?. Расскажите все, что вы о них знаете?

А все ли эти признаки будут отличительными?

Дети называют  признаки птиц.

Актуализация знаний.

1-2 мин.

IV. Этап изучения новых знаний. Практическая работа учащихся.

Физминутка

Цель – сравнение признаков птиц с признаками других животных, выявление признаков, присущих только птицам, самостоятельное формулирование вывода и проверка по учебнику.

Предлагаю узнать основные признаки птиц с помощью игры «Верное утверждение».

Посоветуйтесь друг с другом и скажите, какой основной отличительный признак птиц?

Откройте учебник на с. 21. Проверим правильность нашего вывода.

Молодцы, вы справились с заданием.

Мы узнали, что главное отличие птиц от других животных – наличие перьевого покрова тела. Поэтому их ещё называют пернатыми. А второй особенностью является наличие двух ног и пары крыльев.

Дети отвечают., затем советуются и говорят отличительный признак.

Обсуждают в парах, формулируют вывод:  птицы отличаются от других животных наличием перьев.

Находят в учебнике вывод. Один учащийся зачитывает его вслух.

Выбор оснований, критериев для сравнения, оценки и классификации объектов.

Выявление существенных признаков.

Сопоставление фактов.

4-5 мин.

Цель – реализация двигательной активности , развитие творческого потенциала,  скорочтение, формирование уверенности в себе, знакомство с голосами птиц.

Сейчас я предлагаю вам творческое задание. Вы будете «превращаться» в разных птиц. Постарайтесь с помощью движения передать их размеры и характер. Читайте название птицы и показывайте её.

(это задание выполняется с помощью «чтения молча».)

Дети читают  название птицы и с помощью жестов показывают её.

Умение передавать свои мысли с помощью движений.

Развитие творческого потенциала.

1-2 мин.

V. Этап изучения новых знаний. Практическая работа учащихся.

Цель –  умение работать в группе, вести учебный диалог,   работать с дополнительной литературой, расширение кругозора учащихся, умение добывать информацию из иллюстраций, текста, использовать жизненный опыт, развитие речи, умение выражать свои мысли слушать и дополнять ответ товарища.

.Работа с учебником.

1.Приходилось ли вам наблюдать за волнистым попугайчиком? Все ли перья у него одинаковые? Только ли цветом они различаются?

Давайте проверим ваши наблюдения по рисунку в учебнике стр.22. да, перья разные, а почему? Давайте узнаем.

2. Прочитайте текст. Что вы узнали?  Задайте вопросы классу.

(Какие виды перьев бывают?

Какую роль играют эти перья в жизни птиц?)

Между пуховыми перьями содержится много воздуха. Чем это полезно птице?

Почему  в народе говорят – как с гуся вода? Почему речь идет о гусе, а не о курице? Гуси как и другие водоплавающие птицы, при чистке смазывают свои перья жиром. От этого перья становятся водонепроницаемыми и не намокают при плавании. У курицы такой смазки нет, и ее перья в воде намокают. Не зря в народе говорят: мокрая курица.

Сейчас вы узнали, какие виды перьев бывают.

Ребята, скажите, а зачем птице перья?

3. Работа с хрестоматией.

Прочитаем рассказ « Зачем птицам перья?» с.89.

1 ряд находит информацию о сове.

2 ряд – о ястребе

3 ряд – о дятле.

Итак, отвечаете на вопросы:

- Какое значение имеют перья для птицы?

- Какую пользу приносят эти птицы?

Итак мы с вами ответили на вопрос, зачем птицам перья.

Варианты ответов детей:

Маховые, рулевые, покровные, пуховые

Нужны для тепла, для опоры при сидении

Ряд сам выбирает своего представителя, который рассказывает о своих птицах.

Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Извлечение необходимой информации.

Умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации.

9-10 мин.

VI. Этап контроля и самоконтроля.

Цель – проверить усвоение материала.

Проверим, как вы усвоили тему урока. Откройте Тетрадь стр. 16.

Прочитайте задание, кто считает , что сможет с ним справиться? Поставьте +, кто нет - , кто сомневается- ?

Выполните задание.

Обменяйтесь тетрадями с соседом. Карандашиком отметьте своё согласие или несогласие с ответом товарища (+ или -).

Возьмите свою тетрадь. У кого есть вопросы?

Работают в тетрадях.

Взаимопроверка.

Могут высказать несогласие с проверкой работы. Должны это обосновать.

Сравнение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отличий от эталона.

2-3 мин.

VII. Этап коррекции

Цель –  вызвать у детей сочувствие к птицам, найти пути выхода из сложной ситуации, привлечь семью к проблеме помощи птицам зимой. 

Ребята, взгляните на фотографии следующего слайда. Что их объединяет?

Чтение стихотворения  А. Яшина  «Покормите птиц зимой».

О чём заставляет задуматься это стихотворение? Какие важные вопросы затрагивает?

А вы помогаете птицам?

Сделать доброе дело. Дома, вместе с родителями, вы сделали кормушки и принесли в школу.  С приходом холодов мы развесили их на территории школы и стали заботиться о братьях наших меньших.

Люди должны помогать птицам зимой,  подкармливать их.

Дети высказывают свои мысли.

Сделать кормушку, не забывать подкармливать птиц …

Умение  нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

2-3 мин.

VIII. Этап подведения итогов.

Цель – подведение итогов, формулирование вывода, заполнение части таблицы.

Подведём итог нашей работе.

Какой важный вопрос мы перед собой ставили?

Скажите, кто же такие птицы?

Что нового вы узнали на уроке?

Чему научились на уроке?

Всё ли получалось у вас ?

Дети самостоятельно формулируют правило, используя слова подсказки. (При нажатии на правильное слово, оно открывается в предложении; лишние слова исчезают)

Синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты.

4-5 мин.

Мы вернулись к нашей таблице.  С какой группой животных мы познакомились сегодня?

Какая отличительная особенность у этих животных?

Все ли мы узнали сегодня на уроке о птицах? Значит на следующем уроке мы поговорим о питании птиц.

(После заполнения таблицы, следует перейти по стрелочке (в правом нижнем углу) на слайд с облаками.

Птицы.

Есть перья.

IX. Информация о домашнем задании.

Цель: Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

1 Р.Т. стр. 17

2. сообщение о питании птиц.

ОЦЕНКИ НА УРОКЕ ПОЛУЧИЛИ:

1-2 мин.

X. Этап рефлексии.

Цель – вспомнить, проанализировать и оценить  свою работу на уроке. Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.

Оцените свою работу на уроке

Для кого сегодняшний урок был открытием новых знаний

-Кто хотел бы больше узнать о птицах? Что мы еще не узнали?

-С каким настроением вы уйдете с урока?

Работа детей со шкалами самооценки.

Осознание качества и уровня усвоения.

1 мин.

                       

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

ЖИВОТНЫЕ РЫБЫ пресмыкающиеся Лосось Камбала Карась Скат Крокодил Черепаха Ящерица Гадюка Уж

Слайд 3

Найди лишнее . МАКРОПОД БЕЛАЯ АКУЛА ЗОЛОТАЯ РЫБКА ПИНГВИН ПТИЦЫ

Слайд 4

ПТИЦЫ ОКОНЧАНИЕ УРОКА

Слайд 5

ПОЮТ ИЗ ЯИЦ НЕЗАМЕТНАЯ ОКРАСКА ЯРКАЯ ОКРАСКА ПЕРЬЯ НА 2 ЛАПКАХ КЛЮВ КРЫЛЬЯ ЛЕТАЮТ ХВОСТ

Слайд 6

Это утверждение верное? Только птицы умеют петь. СОЛОВЕЙ ВЫДРА

Слайд 7

Только у птиц есть клюв. БЕКАС УТКОНОС Это утверждение верное?

Слайд 8

Только у птиц есть хвост. ГЛУХАРЬ ОКУНЬ Это утверждение верное?

Слайд 9

Только у птиц есть крылья. СНЕГИРЬ БАБОЧКА Это утверждение верное?

Слайд 10

Только птицы умеют летать. ЧЁРНЫЙ АИСТ ЛЕТУЧИЕ МЫШИ Это утверждение верное?

Слайд 11

Только птицы вылупляются из яиц. ПТЕНЕЦ ЖУРАВЛЯ КЛАДКА ЯИЦ ДРОЗДА ПИТОН Это утверждение верное?

Слайд 12

Только у птиц незаметная окраска. ЖАВОРОНОК ПЕСЧАНКА Это утверждение верное?

Слайд 13

Только у птиц яркая окраска. СВИРИСТЕЛЬ ЖИРАФ Это утверждение верное?

Слайд 14

Только птицы стоят на двух лапах. САПСАН СУРИКАТА Это утверждение верное?

Слайд 15

Только у птиц есть перья. Это утверждение верное?

Слайд 16

Виды перьев 1. Покровные 2. Пуховые 3. Маховые 4. Рулевые

Слайд 17

задание Какое значение имеют перья для птицы? 1 ряд – СОВА 2 ряд – ЯСТРЕБ 3 ряд - ДЯТЕЛ

Слайд 18

С О В А

Слайд 19

Д Я Т Е Л

Слайд 20

ЯСТРЕБ

Слайд 21

сова орёл ВОРОБЕЙ журавль ГУСЬ дятел

Слайд 22

Покормите птиц зимой. Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Не богаты их корма. Горсть зерна нужна, Горсть одна — И не страшна будет им зима. Сколько гибнет их — не счесть, Видеть тяжело. А ведь в нашем сердце есть И для птиц тепло. Разве можно забывать: Улететь могли, А остались зимовать Заодно с людьми. Приучите птиц в мороз К своему окну, Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну.

Слайд 23

ПТИЦЫ - ЭТО ЖИВОТНЫЕ , У КОТОРЫХ ЕСТЬ ПЕРЬЯ . КРЫЛЬЯ ПЕРЬЯ НАСЕКОМЫЕ ЖИВОТНЫЕ

Слайд 24

ЖИВОТНЫЕ РЫБЫ ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ ПТИЦЫ ЛОСОСЬ КАМБАЛА КАРАСЬ СКАТ КРОКОДИЛ ЧЕРЕПАХА ЯЩЕРИЦА ГАДЮКА УЖ

Слайд 25

Домашнее задание 1. Тетрадь для самостоятельных работ стр.17 - «4» 2. Дополнительное задание : найти информацию о питании птиц – «5», помощник учителя

Слайд 26

СПАСИБО ЗА АКТИВНУЮ РАБОТУ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...

Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".

Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».

Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но  от учителя зависит,Какими д...

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте" и презентация к уроку.

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте", презентация к уроку. 2 класс.УМК "Школа России", А, А. Плешаков....

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...


 

Комментарии

Огромное спасибо за пример технологической карты