Урок по окружающему миру в 4 классе `Жизнь древних славян` Школа России.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Репина Елена Рудольфовна

Урок по окружающему миру в 4 классе `Жизнь древних славян

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по окружающему миру в 4 классе `Жизнь древних славян`        ОПИСАНИЕ                

Название:         Урок по окружающему миру в 4 классе `Жизнь древних славян`

Тип:         Методический материал

Автор:         

Класс:         4 класс

Описание:         Тема урока: Жизнь древних славян.

 Цели и задачи урока:

 - формирование у учащихся представление о жизни древних славян;

 - знакомство с внешним видом, бытом, верованием славян;

 - развивать устную речь, мышление, расширять кругозор;

 - прививать интерес к истории Отечества, воспитывать умение слушать товарищей.

 Оборудование:

 презентация Жизнь древних славян, учебники, тетради с контурными картами, цветные карандаши; карточки для работы по группам.

 I.Организационный момент.

 Вот книжки на столе, а вот тетрадки,

 Не хочется играть сегодня в прятки.

 И не досуг дуть на корабль бумажный-

 Сегодня в классе у ребят урок уж больно важный!

 II. Повторение изученного материала. Постановка целей урока.

 - Какой раздел мы закончили изучать? (Страницы всемирной истории). (Слайд 1).

 - Давайте вспомним, в каких эпохах мы побывали, выстроим цепочку времени, историю развития человечества.

 Первая эпоха - Первобытная история; (Слайд 2)

 вторая - Мир древности; (Слайд 3)

 третья - Средние века; (Слайд 4)

 четвертая - Новое время; (Слайд 5)

 пятая - Новейшее время. (Слайд 6)

 - Колесо истории возвращает нас в обратную сторону и переносит нас в средние века, примерно в VI век нашей эры.

 Начинаем изучать раздел Страницы истории Отечества. (Слайд 7)

 Откройте учебник на стр.33. Ознакомьтесь с темами данного раздела.

 - Как вы думаете, о чем мы узнаем, изучая этот раздел? (историю образования на-шего государства и важнейшие события в жизни нашей страны). (Слайд 8).

 - Что такое Отечество?

 Историческое путешествие мы начинаем со знакомства с жизнью и бытом древних славян.

 - С какой темы мы начнем изучение этого раздела?

 Тема нашего урока Жизнь древних славян. (слайд № 9)

 III. Работа над новой темой урока.

 1. Слово учителя.

 - Кто такие славяне? Существует много объяснений происхождения названия славяне.

 Одно из них: название славяне образовано от слова слава и означает славный, хвалимый.

 - Полторы тысячи лет прошло с тех пор, как по берегам рек Днепр, Волхов, Ока, Западная Двина на большой лесной равнине поселились славяне.

 - Изначально древние славяне селились племенами.

 - Перед вами КАРТОЧКА № 1, с отрывком из Повести временных лет, в котором говорится о расселении славянских племён. Подчеркните названия племен в тексте. (Каждому ученику карточка №1)

 Карточка № 1

 - Подчеркните названия племен в тексте.

 Славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие древлянами, потому  что сели в лесах, а ещё другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, которая впадает в Двину и именуется Полота. Славяне же, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем словенами и построили город и назвали его Новгородом. А другие сели на Десне, и по Сейму, и по Суле и прозвались северянами.

 - Название, каких племён вы встретили в тексте? (поляне, древляне, дреговичи, полчане, словени, северяне)

 2 Работа с картой.

 - Рассмотрите карту (с. 35 учебника) (Слайд 10).

 Посмотрите на условные обозначения и скажите:

 - На какие 3 объединения делятся славяне? (восточные славяне, западные славяне, южные славяне).

 - К какой из этих объединений относятся племена, которые вы нашли в тексте. (К восточным славянам).

 Позднее от восточных славян произошли русские, украинцы и белорусы. (слайд № 11 )

 3. Работа в тетради. (Контурная карта с. 13)

 Практическая часть: У вас на столе лежит Рабочая тетрадь № 2 ,откройте

 контурную карту на стр.13. Раскрасьте на ней различными цветами территории, на которых жили восточные, западные, южные славяне.

 - А дома подпишите названия рек, морей, племён восточных славян.

 - Послушайте, как описывает места того времени поэтесса Наталья Кончаловская и ответьте на вопрос:

 - Почему именно на этих территориях остановились славяне?

 Полина:

 Много было в чаще бора и медведей, и волков,

 Много уток на озёрах, на болотах куликов.

 Коршун вился над лугами, и лосиною тропой

 Зверь с могучими рогами выходил на водопой.

 Поселялись люди редко на реке, в глуши лесной,

 Только предки наших предков появлялись тут весной.

 Толь в ладьях они приплыли, толь верхами, толь пешком,

 Посидели, обсудили, осмотрели всё кругом

 И решили: Места много, есть что есть и есть что пить!

 Помолились люди Богу, стали строиться и жить.

 - Почему же именно на этих территориях остановились славяне?

 (Места были водные, охотничьи, медовые. Огромные луга гарантировали обильный корм скоту).

 - Не всё было так гладко и хорошо. Все равно люди соперничали между собой, обустраи-вались.

 4. Быт древних славян.

 А) Поселение древних славян

 Саша Соколенко: (слайд № 12)

 Время было беспокойное, жители соседних поселков часто воевали между собой, поэтому селились славяне обычно в местах, окруженных крутыми склонами, глубокими оврагами или водой. Вокруг своих поселений они копали глубокие ямы, ставили частокол. Для этого срубали дерево, обрубали сучья, обтёсывали, заостряли, а потом обжигали на огне. Бревна надо было обжигать гладко, врыть глубоко, чтобы они плотно прилегали друг к другу. Поэтому такая изгородь и называлась частоколом. Она была крепкой и стоя-ла долго.

 Б) Занятия древних славян.

 - Для того чтобы выжить, люди осваивали новые виды деятельности.

 Рассмотрите рисунок в учебнике на стр. 34 (Слайд 13)

 - Чем могли заниматься мужчины в этой местности?

 - Какую работу выполняли женщины?

 IV. Физминутка (Слайд 14) 1.

 Тишина стоит вокруг,

 Вышли косари на луг.

 Взмах косой туда-сюда,

 Делай раз и делай два!

 2. Руки подняли и помахали

 Это деревья в лесу.

 Руки согнули, кисти встряхнули-

 Ветер сбивает росу.

 В стороны руки, плавно помашем-

 Это к нам птицы летят.

 Как они сядут, тоже покажем-

 Крылья сложили назад.

 V. Продолжение темы урока.

 - Накануне каждый из вас получил задание

 Как выглядело жильё древних славян расскажет нам Елена

 В) Жилище древних славян. (слайд № 15 )

 Жильем служили землянки, выкопанные в земле.

 В домах древних славян пол был на метр углублен в землю, стены сложены из тонких слоев деревьев-жердей, очищенных от веток. Крыша тоже была из жердей, а на ней толстые слои соломы. Внутри такого дома всегда было прохладно, темно и сыро.

 Окна, прорубленные в стенах на ночь и в холода, закрывали досками или соломой - ведь стекол тогда не было. В углу находилась, сложенная из камня печь - она обогревала дом, на ней же готовили еду.

 Печь топилась по-«черному» это значит, что дымовой трубы не было, и печной дым выходил через дверь или отверстие в потолке. Это помогло сохранить тепло в помещении, но от этого все стены были в копоти и саже.

 В доме свободное место занимали стол и две-три деревянные лавки. В углу лежало несколько охапок сена, покрытых звериными шкурами - это постели.

 Как ни просто устроено жилье, в нем можно укрыться от непогоды и дикого зверя, согреться у печи и сварить еду.

 Жили славяне племенами, как правило, это были родственники, которые вели совместное хозяйство.

 Г) О внешнем виде древних славян расскажет Валерия. (Слайд № 16)

 (рисунки детей)

 Одежда славян-мужчин состояла из длинной рубахи, сотканной из льна и украшенной вышивкой, штанов, пояса и кожаной обуви. Последняя представляла собой нечто вроде сапожек на мягкой кожаной подошве или просто куска кожи, обернутого вокруг ноги и укрепленного веревкой. Разумеется, летом обходились вовсе без обуви. Одежда женщин включала длинное платье из льняной материи, также изукрашенное вышивками. Украшения из металлов, стекла, янтаря и полудрагоценных камней (височные кольца, перстни, гривны, бусы, привески, о которых шла речь выше) одевались только в торжественных случаях во время праздников и свадебных обрядов. Эти же украшения одевались на покойника во время похорон.

 Чтобы увидеть, как выглядела одежда древних славян,  соберите картинку.

 (у девочек - женская рубашка, у мальчиков мужская рубашка)

 5. Верования славян (боги).

 Учитель: во что верили древние славяне?

 - Лес и деревья, речки и ручейки, солнце и ветер - всё казалось славянам живым, одушевлённым. Они считали, что всеми явлениями природы повелевают боги. Так же, как и другие народы, славяне верили в богов. Они считали богов похожими на людей.

 а) Каждый день выезжает из золотого дворца на огненных конях бог Солнца - Ярило. (Слайд № 17). Но бывает так, что солнце сердиться на человека, и тогда сохнут ручьи, реки, горят травы и посевы, голод губит людей и животных.

 б) Если черные тучи закрыли солнце, то разбушевался самый главный бог Перун.

 Перун бог грома и молнии. (Слайд № 18). Он бьет дубиной, гремит гром; стрелами молнии раскатывают тучи, поливает землю дождем.

 Страшен в гневе Перун, он посылает на землю бури и ливни, выбивает градом хлеба, поджигает жилища, убивает скот и людей.

 6. Славянские праздники.

 (Слайд 19).

 - Чтобы боги были к людям благосклонны, славяне устраивали в их честь праздники.

 Многие из них сохранились до наших дней.

 - Как вы думаете, какие это праздники?

 Масленица. (слайд № 20,21)

 -Кто помнит, как на Руси встречали Масленицу? (Валерия)

 Это праздник проводов зимы и встречи весны. Сначала провожали зиму: делали из соломы чучело, наряжали в женскую одежду и ставили на сани. Вокруг чучела водили хороводы, а потом сжигали его на костре. Встречая весну, славяне молили бога об урожае. До наших дней дошел обычай печь на масленицу блины символ Солнца.

 -Слышали праздник Иван-Купала? Кто может рассказать об этом празднике? (Юрий).

 Иванов день. (Слайд № 22,23,24)

 Иванов день, или Иван Купала, проходил в ночь с 23 на 24 июня. Парни и девушки собирались у реки, надевали на голову венки, водили хороводы, пели песни в честь Солн-ца. Ночью прыгали через костры славяне верили, что огонь очищает. Затем все бросали в воду свои венки, с песнями входили в реку и купались.

 VI. Физкультминутка.

 - Во время праздников славяне любили поиграть. Вот одна из таких игр:

 Барашеньки крутороги.

 Барашеньки крутороги (дети изображают рожки на голове)

 По лесам ходили (ходьба с высоким подниманием стопы),

 По степям бродили (ходьба на носочках),

 На дудочке играли (ходьба на носках),

 Ваню потешали (улыбаются, строя рожицы друг другу).

 Троица. (Слайд № 25,26)

 Девичьим праздником назывался семик неделя перед Троицей. Этот

 праздник в древности посвящался богу Солнца Яриле и Ладе, богине семейного согласия. В это время убирали лентами молодую березку священное дерево Лады и украшали березовыми ветками дома. Девушки шли в лес плести венки из цветов, водить хороводы и петь обрядовые песни. В четверг семицкой недели, после обеда, в разгар праздника, про-ходил смотр невест. По вечерам молодежь гоняла русалок играла в горелки со стеб-лями полыни или лютика в руках. По поверью, эти травы предохраняли от козней нечис-той силы. В последний день праздника березу срубали, а девичьи венки пускали по реке. У кого венок уплывет далеко той скоро замуж. За веселье и гадания семицкую неделю, которую праздновали еще в прошлом веке, называют зелеными святками.

 Славяне умели не только трудиться, но и веселиться.

 - Сохранялись ли эти праздники до наших дней?

 - Какие обычаи мы соблюдаем в своих семьях, которые пришли к нам от древних славян?

 7.Духи, божества природы.

 Родной привычный им мир славяне населяли самыми фантастическими сущест-вами. Верили, что дом охраняет домовой.

 Сообщения о домовом, лешем, водяном.

 Валерия

 Домовой. (Слайд 27).

 Домовой - это душа дома, покровитель строения и живущих в нем людей. Домовой устраивался жить в подполье, под печью. Он представлялся в виде маленького старичка, похожего лицом на главу семьи. По нраву он вечный хлопотун, ворчливый, но заботли-вый и добрый. Люди старались поддерживать с Домовым добрые отношения, заботиться о нем как о почетном госте, и тогда он помогал содержать дом в порядке и предупреждал о грозящем несчастье. Переезжая из дома в дом, Домового всегда с помощью заговора при-глашали переехать вместе с семьей. Живущий рядом с человеком Домовой - самый доб-рый из `малых` божеств.

 Полина

 Леший. (Слайд 28).

 `Леший` на старославянском языке означает `лесной дух`. Внешность Лешего переменчива. Он может предстать великаном, выше самых высоких деревьев, а может спрятаться за маленьким кустиком. Леший похож на человека, только одежда у него запахнута, наоборот, на правую сторону. Волосы у Лешего длинные серо-зеленые, на лице нет ни ресниц, ни бровей, а глаза как два изумруда - горят зеленым огнем. Леший может обойти вокруг неосторожного человека, и тот долго будет метаться внутри волшебного круга, не в силах переступить замкнутую черту. Но Леший, как и вся живая природа, умеет воздавать добром за добро. А нужно ему только одно: чтобы человек, входя в лес, уважал лесные законы, не причинял лесу вреда.

 Елена

 Водяной. (Слайд 29).

 Водным божеством был Водяной - мифический обитатель рек, озер и ручьев. Водяного представляли в виде голого обрюзглого старика, пучеглазого, с рыбьим хвостом. Особой силой наделялись родниковые Водяные, ведь родники, по преданиям, возникли от удара молнии Перуна. Такие ключи назывались `гремячими` и это сохранилось в названии многих источников

 VII. Закрепление, проверка полученных знаний. Подведение итогов урока.

 1. Книжная выставка рекомендуемая литература.

 Более подробно о жизни славян вы можете узнать из книг на выставке или в библиотеке.

 А полученные на уроке знания помогут ответить на вопросы теста.

 ТЕСТ (У каждого на столе тест)

 1.Русские, украинцы, белорусы произошли от:

 а) восточных славян;

 б) западных славян;

 в) южных славян.

 2. Древние славяне жили:

 а) в одиночку;

 б) семьями;

 в) племенами.

 3. Богом грома и молнии у древних славян был:

 а) Зевс;

 б) Перун;

 в) Марс.

 4. Свои дома славяне строили:

 а) из камня;

 б) кирпича;

 в) столбов деревьев.

 5. Славяне носили одежду из:

 а) льна и шерсти;

 б) хлопка;

 в) шёлка.

 А теперь проверка. (Слайд 30).

 VIII.Домашнее задание на листочках (у каждого ученика разные картинки на изу-ченную тему, на обратной стороне д/з.)

 -Прочитать текст на стр. 34-39.

 -Задание в тетради стр. 13-14 № 1 доделать, № 3

 -Что обозначает картинка, которую ты держишь в руках.

 IX. Подведение итогов урока.

 - Кто такие восточные славяне? (Предки русских, украинцев, белорусов) древние жители Восточной Европы.

 - С чем были связаны жизнь, занятия, верования славян. (C природой)

 

ТЕСТ

 1.Русские, украинцы, белорусы произошли от:

 а) восточных славян;

 б) западных славян;

 в) южных славян.

 2. Древние славяне жили:

 а) в одиночку;

 б) семьями;

 в) племенами.

 3. Богом грома и молнии у древних славян был:

 а) Зевс;

 б) Перун;

 в) Марс.

 4. Свои дома славяне строили из:

 а) камня;

 б) кирпича;

 в) столбов деревьев.

 5. Славяне носили одежду из:

 а) льна и шерсти;

 б) хлопка;

 в) шёлка.

 ТЕСТ

 1.Русские, украинцы, белорусы произошли от:

 а) восточных славян;

 б) западных славян;

 в) южных славян.

 2. Древние славяне жили:

 а) в одиночку;

 б) семьями;

 в) племенами.

 3. Богом грома и молнии у древних славян был:

 а) Зевс;

 б) Перун;

 в) Марс.

 4. Свои дома славяне строили из:

 а) камня;

 б) кирпича;

 в) столбов деревьев.

 5. Славяне носили одежду из:

 а) льна и шерсти;

 б) хлопка;

 в) шёлка.

 

Карточка № 1

 - Подчеркните названия племен в тексте.

 Славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие древлянами, по-тому что сели в лесах, а ещё другие сели между Припятью и Двиною и назвались дрегови-чами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, которая впадает в Двину и именуется Полота. Славяне же, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем словенами и построили город и назвали его Новгородом. А другие сели на Дес-не, и по Сейму, и по Суле и прозвались северянами.

 Карточка № 1

 - Подчеркните названия племен в тексте.

 Славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие древлянами, по-тому что сели в лесах, а ещё другие сели между Припятью и Двиною и назвались дрегови-чами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, которая впадает в Двину и именуется Полота. Славяне же, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем словенами и построили город и назвали его Новгородом. А другие сели на Дес-не, и по Сейму, и по Суле и прозвались северянами.

 Карточка № 1

 - Подчеркните названия племен в тексте.

 Славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие древлянами, по-тому что сели в лесах, а ещё другие сели между Припятью и Двиною и назвались дрегови-чами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, которая впадает в Двину и именуется Полота. Славяне же, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем словенами и построили город и назвали его Новгородом. А другие сели на Дес-не, и по Сейму, и по Суле и прозвались северянами.

 Карточка № 1

 - Подчеркните названия племен в тексте.

 Славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие древлянами, по-тому что сели в лесах, а ещё другие сели между Припятью и Двиною и назвались дрегови-чами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, которая впадает в Двину и именуется Полота. Славяне же, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем словенами и построили город и назвали его Новгородом. А другие сели на Дес-не, и по Сейму, и по Суле и прозвались северянами.

 Карточка № 1

 - Подчеркните названия племен в тексте.

 Славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие древлянами, по-тому что сели в лесах, а ещё другие сели между Припятью и Двиною и назвались дрегови-чами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, которая впадает в Двину и именуется Полота. Славяне же, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем словенами и построили город и назвали его Новгородом. А другие сели на Дес-не, и по Сейму, и по Суле и прозвались северянами.

 Карточка № 1

 - Подчеркните названия племен в тексте.

 Славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие древлянами, по-тому что сели в лесах, а ещё другие сели между Припятью и Двиною и назвались дрегови-чами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, которая впадает в Двину и именуется Полота. Славяне же, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем словенами и построили город и назвали его Новгородом. А другие сели на Дес-не, и по Сейму, и по Суле и прозвались


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира 4 класс. Жизнь древних славян.

Урок окружающего мира в 4 «Б» классе. Тема урока: Жизнь древних славян....

Урок по окружающему миру на тему: "Жизнь древних славян"

Мы продолжаем путешествие по дороге истории. И путь наш лежит по страницам истории отечества. Нам предстоит поработать с учебником, отвечать на вопросы, решать исторические задачи. Мы будем работать в...

Конспект и презентация к уроку окружающего мира 4 класс "Жизнь древних славян"

Конспект и презентация к уроку окружающего мира 4 класс "Жизнь древних славян" УМК "Школа России"...

Открытый урок по окружающему миру" 4 класс "Жизнь древних славян"

Конспект  открытого урока по окружающему миру "Жизнь древних славян". Цель урока: формирование представления о жизни древних славян, их быте, внешнем виде и верованиях....