ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПО КУРСУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
статья по окружающему миру на тему

Степанищева Любовь Федоровна

       В статье анализируется важная проблема формирования информационной компетенции по курсу «окружающий мир»,  как объективная потребность в обучении детей,  научить учащихся работать с источниками  информации. Значительная роль в овладении умением осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий отведена предмету «окружающий мир».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_informatsionnoy_kompetentsii.docx25.33 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

 ПО КУРСУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

Степанищева Любовь Фёдоровна

учитель начальных классов школы №94 имени генерала Лизюкова А. И.

г. Воронеж

Мир наших детей не будет похож на мир предыдущих поколений, будущее во многом зависит от их способностей, понимать и воспринимать новые концепции, делать правильный выбор, а также учиться и уметь адаптироваться к изменяющимся условиям в течение всей своей жизни. Исследователи-педагоги подчеркивают: резко возросла информированность детей. Если раньше школа была основным источником получения ребенком информации о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ оказываются существенным фактором формирования у детей картины мира. Мы живем в эпоху революции средств коммуникации, которая меняет наш образ жизни, общения и мышления. Отмечается, что расширение кругозора, рост эрудиции, получение новых знаний о природе и обществе – несомненное преимущество современных детей. ФГОС НОО и планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования определили  необходимость формирования у младших школьников различных способов поиска информации, а также приобретение «первичных навыков работы с содержащейся в текстах информации в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций» [1, с. 49].

В исследованиях наших педагогов  Н.Н. Светловской, Н.И. Омороковой, В.А. Лазаревой уделяется внимание формированию читательских умений, чтению как общему учебному умению, читательской самостоятельности у младших школьников. Общие учебные умения универсальны, их можно рассматривать как способы усвоения знаний и овладения информацией. В начальной школе стоит одна из проблем – научить учащихся работать с источниками информации.

Значительная роль в овладении умением осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий отведена предмету «окружающий мир».  Изучая предмет, школьники работают с научно-познавательными текстами учебника. Одной из особенностей  которых является отличие их от художественных текстов: содержание научных понятий, сведений, фактов, нет сюжета, ролей. Практика школы показывает, что порой работа с текстом на уроках курса «Окружающий мир» сводится к беседе, вопросы которой повторяют содержание учебного материала знакомое ученикам. Это вызывает снижение интереса к изучению предмета, простому заучиванию учебного материала, при котором применить знания, умения в практической деятельности, выполнить задания младшие школьники затрудняются. Опыт показывает, что усвоение информации именно на уроках окружающего мира вызывает у детей наибольшие затруднения. Причины этого  в следующем:

  • большой объем информации;
  • неумение работать с информацией;
  • недостаточное количество наглядных пособий по окружающему миру;
  • отсутствие таблиц, схем в учебниках (вся информация текстовая);
  • некоторые темы являются достаточно сложными.

Необходимо на первый план выдвигать не информированность ученика, а умение разрешать возникающие в жизни проблемы. В качестве результатов обучения и воспитания рассматривать не сумму заученных знаний, умений и навыков, а способность действовать в различных проблемных ситуациях. Наиболее удачны в практике следующие методы, приёмы и формы:

- «Удивляй!» (учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным);

- «Отсроченная отгадка!» (учитель даёт удивительный факт-загадку, отгадка к которой будет открыта при работе с новым материалом);

- «Лови ошибку!» (учитель намеренно допускает ошибку);

- круглый стол, обсуждение;   

- идеальное задание (учитель предлагает школьникам выполнить дома работу по их собственному выбору и пониманию).

- мозговой штурм, поиск общего, найди объяснения, посмотри чужими глазами, театрализация и т.д.

Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе предусматривает выполнение учащимися итоговых комплексных работ, которые включают текст, на основе понимания прочитанного ученики должны выполнить задания по литературному чтению, русскому языку, математике, окружающему миру. При этом необходимо осуществить поиск информации, преобразовать, представить ее в виде схемы, краткой записи, установить закономерность, обобщить, сделать речевое высказывание в письменной форме. Курс «Окружающий мир» подготавливает к итоговым работам на межпредметной основе, поскольку школьники получают навыки работы с научно-познавательным текстом. Учебная, читательская, проектная, контрольно-оценочная деятельности в начальной школе связаны работой с книгой и другими источниками информации. В формировании информационной компетентности младших школьников является овладение общими учебными умениями, которые лежат в основе познавательной деятельности. Учащихся необходимо учить извлекать, интерпретировать, использовать текстовую информацию. Примером творческого продуктивного задания является поиск информации и составление сообщении:

  • Подготовьте сообщения: об одном из государственных праздников, о государственном символе.
  • Найдите информацию о каком-нибудь удивительном животном, его изображение. Подготовьте сообщение о нём. Работу можно выполнить  в паре, в группе.
  • Найдите дополнительные сведения об изобретении фотографии и кинематографа. Подготовьте об этом небольшое сообщение.

Успешному усвоению знаний о природе, обществе, человеке, а также исключению механического заучивания учебного материала способствуют приемы работы с текстом, овладение младшими школьниками познавательными универсальными учебными действиями. При работе с учебником, дополнительной литературой необходимо уделить внимание формированию у младших школьников следующих информационных умений:

  • целенаправленно, выборочно читать текст, статьи учебника;
  • составлять план к прочитанному тексту;
  • умение выполнять задания, включающие составление схем, таблиц;
  • логично, последовательно излагать ответ на поставленный вопрос, понимать прочитанный текст;
  • отвечать на вопросы, имеющиеся в конце учебника;
  • извлекать из учебника и дополнительных источников необходимую информацию и обсуждать полученные сведения;
  • обмениваться сведениями о Родной стране, полученными из источников информации;
  • находить в тексте описание к иллюстрациям;
  • сравнивать объекты, изображенные на иллюстрациях учебника, готовить вопросы к ним; соотносить описываемые события, явления природы с иллюстрациями;
  • самостоятельно выполнять задания в рабочих тетрадях на основе текста учебника и дополнительной литературы;
  • готовить сообщения на основе используемой литературы (словарей, энциклопедий, справочников, хрестоматий, других книг).

Примером является задание.  Используя дополнительные источники информации (словарик учебника, словари русского языка УМК, Интернет, книги из школьной библиотеки, материалы краеведческого музея и др.), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков.

Использование различных педагогических технологий, как продуктивного чтения, развитие критического мышления через чтение и письмо, проблемного диалога, уровневой дифференциации на основе обязательных результатов, связаны с учетом индивидуальных психологических особенностей младших школьников, приемами работы, формами обучения, выполнением заданий различной степени сложности. В них особое место уделяется работе с книгой, поиску информации в электронных носителях, интернете. В процессе обучения учащиеся научатся использовать различные виды чтения (просмотровое, выборочное, углубленное) популярных естественнонаучных текстов с рисунками, таблицами и простейшими схемами с целью отбора источников, поиска и извлечения информации для создания собственных устных или письменных текстов, ответов на вопросы, аргументации.  Просмотровое, изучающее чтение, работа после чтения включает задания к тексту и носит поисковый характер, направлены на применение знаний в практической деятельности и в новых учебных ситуациях. Школьники лучше понимают слышимое чтение, при работе с текстом учебника необходимо применять выборочное целенаправленное чтение. Перед чтением ставится вопрос, который помогает ученикам извлечь информацию, найти определение понятия, привести примеры, узнать, описать объекты, раскрыть причинно-следственные связи, объяснить, выделить признаки, свойства объектов природы. Учитывая наглядно-действенное и наглядно-образное мышление младших школьников необходимо, при чтении используются иллюстрации, другие средства наглядности, которые помогают сравнить, сопоставить объекты, лучше усвоить разнообразные связи между объектами природы, а также при самостоятельном чтении выполнить задания в рабочих тетрадях или приготовить небольшое устное сообщение. Используя мультимедийные средства, электронные носители учитель предлагает ученикам узнать по видеоматериалам объекты окружающего мира, соотнести их с историческими событиями, рассказать о них или описать объекты природы, найти сведения о растениях, животных из атласа-определителя, других книг, составить схемы, используя знаково-символические средства. Слышимое чтение необходимо сочетать с самостоятельным чтением. Учитель предлагает ученикам прочитать текст и выполнить разноуровневые задания в ходе самостоятельной работы, организуя парную, групповую форму учебной работы.

В курсе «Окружающий мир» при формировании умения работать с информацией  задания должны включать учебные действия, необходимые для выполнения. По способам действий они могут быть на воспроизведение информации, применение в практической деятельности и в новых учебных ситуациях.

Задания на воспроизведение учебного материала:

  • на узнавание объектов природы, их классификацию,
  • краткую запись ответа на вопрос к прочитанному тексту.

Задания на применение знаний в практической деятельности (включают вопросы, готовые ответы на которые в тексте отсутствуют, требуют самостоятельных мыслительных операций с текстом):

  • устное описание объектов природы с использованием плана;
  • подготовку сообщений о достопримечательностях городов России с использованием подобранных иллюстраций;
  • узнавание по иллюстрациям памятников архитектуры и искусства, рассказ о них с использованием знаний из дополнительной литературы;
  • подготовку сообщения о достопримечательностях городов России, родного края  на основе дополнительной информации (энциклопедий, справочников, других книг);
  • составление вопросов к прочитанному тексту для организации диалога со сверстниками в классе.

Задания на применение знаний, умений в новых учебных ситуациях:

  • обоснование предположения, на доказательства, самостоятельные суждения по тексту;
  • дополнение к тексту.

Включение учащихся в процесс активного обучения с широким использованием возможностей современных информационных компетенций способствует лучшему формированию личностных качеств: повышению собственной самооценки, расширению творческой деятельности, развитию между учителем и учеником демократического, гуманного стиля работы, т.е. плодотворному сотрудничеству, повышению активности каждого ученика.

Список литературы:

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. М.: Просвещение, 2010. 191 с. (Стандарты второго поколения).

 Милованова Н.Г., Прудаева В.Н. «От общеучебных умений и навыков к формированию универсальных учебных действий», ТОГИРРО, 2008 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫХ И АНАЛИТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.

Конспект урока с презентацией. Тема: Что такое Бенилюкс?  Предмет: окружающий мир 3 класс...

Формирование информационно-поисковых и аналитических умений младших школьников на уроках окружающего мира

Технология урока, направленного на формирование информационной культуры младших школьников                    ГБОУ СОШ №1392 им. Д.В. РябинкинаПирогов...

Информационный проект «Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся начальной школы по курсу окружающего мира в УМК «Начальная школа 21век».

III региональная научно-практическая конференция «Педагогический поиск: теория и практика организации проектной и исследовательской деятельности учащихся»...

Конспект урока с использованием информационно–коммуникационных технологий (ИКТ) по курсу «Окружающий мир» в 3 классе. "Наша безопасность"

Конспект урока с использованием информационно–коммуникационных технологий (ИКТ) по курсу «Окружающий мир» в 3 классе. "Наша безопасность".На уроке рассматриваются основы бе...

Формирование информационной грамотности младших школьников на уроках окружающего мира

Формирование информационной грамотности продиктовано социальными запросами, предъявляемыми к школе, современными подходами к обучению и воспитанию учащихся младших классов и успешно реализуется при из...

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНЫХ УМЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, становится очевидным, что современное образование - это непрерывный процесс. Для начальной школы это означает смену прио...