Некоторые приемы в краеведческих исследованиях
статья по окружающему миру на тему

Степанищева Любовь Федоровна

В статье анализируется важная проблема воспитания гражданственности и любви к Родине через изучение, возрождение и развитие национальных традиций методами краеведения. 

Родной край, его природа, история, культура, наука – вот основа для воспитания человека, искренне любящего и знающего свою страну. Внеурочная деятельность, особенно краеведческого направления, предоставляет широкие возможности для использования самых разнообразных форм и методов, тем самым выполняя основные положения воспитания и социализации, определенные Федеральным Государственным образовательным стандартом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nekotorye_priemy_v_kraevedcheskih_issledovaniyah.docx18.98 КБ

Предварительный просмотр:

Некоторые приемы в краеведческих исследованиях

Степанищева Л.Ф.

учитель начальных классов МБОУ СОШ № 94 имени Героя Советского Союза генерала Лизюкова А.И.

г. Воронеж

«Вложите, учителя, в детей любовь к Отчизне, чтобы в детях

сердца от чувств высоких этих отважней стали и святей.

                            Ю.Марцинкявичус

       Какие приемы наиболее целесообразно применять для краеведческих исследований при различных подходах?
    Кроме общепринятых научных приемов – сопоставление, сравнение, анализ, синтез - в краеведческих исследованиях  применяются такие приемы, как ассоциирующий, конструктивный, графический, технический. 
   Посредством
ассоциирующего приема лучше находятся примеры для сравнения и сопоставления.

Конструктивный  прием позволяет  ярче видеть общие особенности территории. Графический  прием  наглядно отображает информацию об объектах  и явлениях, об исследуемой территории.

Технический  прием  способствует  на  научной  основе  делать  выводы, обобщать.
        Различные подходы и приемы краеведческого изучения своего края  просматриваются через комплекс 
методов научного исследования.      

Остановимся на тех, которые наибольшее нашли отражение в краеведческих исследованиях.
Методы краеведческого изучения своей местности.
1.
Литературный (использование различного рода печатных источников об изучаемой территории с целью получения предварительных знаний об исследуемой территории, решения вопросов, связанных с историей развития края, оформления теоретических выводов).
2.
Картографический (работа с картами разного направления с целью раскрытия пространственных сочетаний в природе и в хозяйстве на территории родного края, характеристики определенной местности).
3.
Статистический.
4.
Визуальный (непосредственное наблюдение (обозрение) изучаемых явлений и объектов).
5.
Метод анкетирования (сбор информации по ряду вопросов с помощью теста-опроса или устно по родному краю).
6.
Фотографирование и съемка местности (сбор экспозиционного и наглядного материала посредством технических средств).
7.
Метод полевых исследований (ландшафтный метод). Сущность ландшафтных  методов  исследования заключается не в анализе отдельных природных компонентов (земной коры, вод, воздуха, растительного и животного мира, почв), а в выделении  и  характеристике  природно-территориальных  комплексов. Полевой  метод исследования- ведущий  при краеведческом изучении своей местности.
   Экспресс-исследования. Эта форма организации предполагает массовое участие и сводится к тому, что дети оперативно проводят кратковременные исследования по предложенной учителем тематике. Например, учащиеся, отправляясь на прогулку после учебного дня, получали индивидуальные задания для проведения эмпирических исследований: исследовать, какие птицы живут в окрестностях школы, какие растут деревья, роза ветров в окрестностях школы, выявить основные признаки зимы, наблюдаемые в природе, как зимуют травы, как ложится снег, какие насекомые живут на территории школы, как и почему люди прокладывают тропинки по территории и т.п.

     Возможны не только эмпирические (построенные на наблюдениях и экспериментах), но и теоретические и, конечно же, фантастические экспресс-исследования. Для этого надо лишь обозначить круг проблем для сбора материала и, не затягивая время, включить детей в работу. Например, для проведения фантастических исследований можно предложить темы: архитектура будущего (поручить детям оперативно составить проекты жилого дома будущего, школьного здания будущего, магазина и др.); неземные цивилизации; фантастические рассказы и др.

     Теоретические экспресс-исследования технически сложней, однако в плане обучения они очень продуктивны и их легко можно привязать ко всем основным традиционным предметным дисциплинам. Но здесь с особой остротой проявляется проблема источников информации. Задача ребенка - собрать материал из книг и других источников по заранее предложенным темам, которые чаще всего были связаны с историей, краеведением, музыкой, изобразительным искусством.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Некоторые приемы формирования навыка грамотного письма

Чтобы повысить грамотность учащихся учитель должен развивать орфографическую зоркость при коллективной работе над ошибками, применяя разные приемы, используя индивидуальный дифференцированный подход. ...

"Некоторые приемы технологии развития критического мышления в начальной школе". Из опыта работы.

В данной работе поделилась опытом работы по использованию на уроках русского языка, литературного чтения некоторых приемов технологии развития критического мышления, а именно, бортовой журнал, кластер...

Некоторые приемы по устранению и предупреждению дисграфии и дислексии

В работе представлены практические рекомендации учителям начальных классов по проведению упражнений, предотвращающих появление у детей дисграфических ошибок на письме. А также некоторые приемы по устр...

О некоторых приемах обучения навыкам чтения.

Работая с детьми младшего школьного возраста, я поняла, что серьезный и большой по объему материал можно давать в игровой, увлекательной и доступной для детей форме. Урок должен не только увелич...

О некоторых приемах обучения навыкам чтения

Эта статья интересна для учителей начальных классов.Здесь описываются навыки и приёмы, которые помогают разнообразить урок чтения и  способствуют формированию навыка беглого чтения....

О некоторых приемах обучения чтению

Хорошо поставленное чтение в начальных классах создает основу для выполнения детьми творческих работ, развивающих их мышление, воображените, речь...

Некоторые приемы и виды работ по развитию мелкой моторики мышц пальцев у учащихся 1 класса.(ЗПР)

У многих детей первого класса (ЗПР) отмечается нарушений мелкой моторики пальцев и кистей рук, поэтому в системе работы на каждом занятии вводятся упражнения, связанные с развитием данных функций....