мини-проект по теме: "Как звери готовятся к зиме"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Серен-оол Екатерина Анай-ооловна

В неживой природе зимой очень суровые условия, но природа позаботилась о диких зверях. Чтобы приспособиться к нелегким  условиям, многие дикие животные меняют свой окрас, впадают в спячку, делают кормовые запасы и т.д. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_zveri_gotovyatsya_k_zime.docx919.41 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи по теме:   «Как  звери готовятся к зиме»

Учитель: Серен-оол Е.А.

Тип проекта: исследовательский.

Длительность: краткосрочный ( 25 ноября 2014 г.).

Участники проекта: дети, родители воспитанников, учитель.

Проблема – как животные готовятся к зиме? 

Актуальность проекта: В неживой природе зимой очень суровые условия, но природа позаботилась о диких зверях. Чтобы приспособиться к нелегким  условиям, многие дикие животные меняют свой окрас, впадают в спячку, делают кормовые запасы и т.д. Изучая живую природу, у детей развивается кругозор, сообразительность, словарный запас, выразительность речи. В результате сопереживания появляется любовь к животным, интерес к родной природе и эмоциональная отзывчивость. Понимание детей взаимодействия диких животных к суровым условиям. Обобщение знаний об образе этих диких животных зимой. Умение составлять описательный рассказ о зимовке диких животных.

Ожидаемый результат:

дети

  • Поддержать и углубить любознательность ребенка.
  • Побуждать к самостоятельным размышлениям.
  • Развить интерес к диким животным.
  • Обогатить знания о сезонных изменениях в жизни диких животных, об особенностях внешнего вида и условий жизни, чем питаются, как приспосабливаются к зиме.
  • Воспитать у детей любовь и бережное отношение к природе.
  • Учить понимать взаимосвязь между условиями среды и образом жизни диких животных.
  • Познакомить с приспособлением диких животных к изменением условий среды.

Родители

  • Активное участие в совместной деятельности.
  • Составление загадки о диких животных.

Предполагаемые продукты проекта: Открытка с рисунком зверя (на выбор ребенка) и придуманная загадка (совместная работа с родителями), аппликация зверя (на выбор ребенка), поделка из пластилина.

Цели проекта:

  • Повышение эффективности от разработанной темы.
  • Построение системы работы по теме.
  • Привлечение родителей сделать совместную работу с детьми.

Задачи проекта:

  • Формировать умения детей устанавливать простейшие связи изменениями между живой и неживой природы.
  • Закрепить представления о том, что у каждого времени года свои особенности и как дикие животные приспосабливаются к жизни в зимних условиях.
  • Формировать умение выделить и охарактеризовать особенности внешнего вида животных.
  • Вовлечь родителей в совместную работу с детьми.

Вопросы проекта:

  • Почему заяц меняет свою шубку?
  • Каким цветом заяц зимой?
  • Каким цветом зимой белка?
  • Почему медведь спит зимой?
  • Что делают зимой волк и лиса?

Дата  25.11.2014

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Самоопределение к деятельности. Орг. момент

Инструктаж учащихся, проверка готовности к уроку.  (Слайд №1) (загадка)

…   беленький

…  серенький,

Никого не обижает

…..        боится. (слайд зайца)

Обобщая, ваши ответы можно сделать вывод, что зайцу нужно постоянно передвигаться по лесу в поисках пищи. При этом самому не стать пищей для волка или лисы, поэтому ему необходима смена цвета шубки.

Приготовить пенал, учебник, тетрадь на  печатной основе, карандаши, пластилин, картон.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, представлять цепочки объектов и явлений, строить логическую цепочку рассуждений, анализировать истинность утверждений, доказывать. Выдвигать гипотезу и обосновывать ее.

Личностные: проявление познавательного интереса, определенных познавательных потребностей и учебных мотивов, стремление к повышению культуры речевого общения, к овладению приемами творческого самовыражения, осознание ценности природы и необходимости ее охраны.

Регулятивные: организовывать свое рабочее место, приводить его в порядок по окончании работы, адекватно воспринимать отзывы учителя и одноклассников о выполненной работе.

Коммуникативные:   с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, участвовать в диалоге, отвечать на вопросы учителя и одноклассников.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений  в деятельности

Сегодня на уроке я предлагаю Вам провести мини исследование совместно с родителями, в котором вы выступите в роли настоящих учёных.

Слайд №2

- Сформулируйте тему урока: Как звери готовятся к зиме

Чтение рассказа, «Как звери готовятся к зиме»,

Слушают, отвечают на вопросы учителя, формулируют тему урока-исследования.

3. Постановка учебной задачи.

- Прежде, чем приступить к исследованию, вы должны определить объект исследования.
- А что же мы с вами будем исследовать? (Жизнь лесных животных).
- Так что же будет являться объектом нашего исследования? (Ответы детей)
Если обобщить ваши ответы, то объектом нашего исследования будет являться «Подготовка животных к зиме»
(Слайд № 3)

-А зачем мы будем проводить исследование? (Ответы детей)
- Молодцы! Из ваших слов можно сформулировать      ЦЕЛЬ исследования:
«Узнать, как животные готовятся к зиме».

- Отличается ли жизнь животных от той, что они ведут летом? (Ответы детей)
- Если обобщить ваши ответы, то можно предположить, что ЖИЗНЬ ЗВЕРЕЙ ЗИМОЙ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ЖИЗНИ ЛЕТОМ И ОСЕНЬЮ.
Художественно – эстетическое развитие.

Рисование с помощью трафаретов диких животных (медведь, лиса, волк)и разукрашивание рисунков.

НОД по рисованию «Зайчик серый стал вдруг белым».

Изготовление поделки из пластилина «Белка».

Создание альбома «Как звери готовятся к зиме».

Рассматривание иллюстраций.

ЖИЗНЬ ЗВЕРЕЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЗИМЕ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ИХ ЖИЗНИ ЛЕТОМ

Отвечают на вопросы  под руководством учителя, определяют объект исследования

Формулируют цель исследования: «Узнать новое о жизни лесных животных при подготовке к зиме»

4. Построение проекта выхода из затруднений.

Организует работу в форме диалога.

Мы с попадаем в лес вместе с героями.

Слайд №4

- Как вы думаете, о чём говорится в рассказе? (О том, как животные готовятся к зиме.)
-  Животные готовятся к зиме по-разному: одни запасают пищу впрок, другие впадают в спячку. У животных меняется цвет шерсти и её густота.

Но жизнь животных с наступлением холодов не замирает.

Слайды № 5, 6
У белки на дереве домик – дупло. Оно очень большое и сухое. Обычно у них не один домик, а несколько. Белка запасла грибы и орехи ещё летом, а теперь отыскивает свои кладовые и кормится. С удовольствием ест и семена еловых шишек.
Таким образом, одним из способов перенесения зимних холодов является смена «сезонных нарядов» зверей. Цвет их шубки помогает им маскироваться.
-Какие звери ещё меняют цвет шубки?

Лиса (Слайд №9)-Как ещё звери спасаются от холода? (Впадают в спячку медведь, ёж) Слайд №10, 11 (медведь)
В снежном убежище им приходится тратить меньше энергии для поддержания температуры тела. Жир и греет, и питает его зимой.
Медведь в берлоге крепко спит,
И его нельзя будить.
Он с осени свой жир копил,
Много ел и много пил.
Ему зимой одна работа –
Крепко спать и весны ждать.

Отвечают на вопросы учителя, родители отгадывают загадки, рассматривают иллюстрации учебника на с.30-31, делают предположения, выводы об изменениях в жизни животных с наступлением холодов, предлагают выход из проблемной ситуации

5. Первичное закрепление. Физминутка

Физминутка (Слайд №12)

 Зайке холодно сидеть,

Нужно лапочки погреть.

Лапки вверх, лапки вниз.

На носочках подтянись,

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок-скок-скок.

А затем вприсядку,

Чтоб не мёрзли лапки.

Прыгать заинька горазд,

Он подпрыгнул десять раз.

Повторяют движения за учителем соответственно словам стихотворения - физминутки.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Работа с родителями. 

Подготовка иллюстрация, придумывание загадок для защиты проекта по теме  «Звери готовятся к зиме».

Итоговое мероприятие: Защита проекта (родитель и ребёнок), а также рассказы детей  с помощью иллюстраций  о кладовых животных.

Анализ ожидаемого результата:

Считаю, что проект имеет положительные результаты.

Активные ответы детей на вопросы итоговой викторины показали, что дети знают об особенностях внешнего вида и условий жизни диких животных, об изменениях в их жизни с наступлением зимы. Интерес детей сохранялся на протяжении всего проекта. Родителей также заинтересовала работа над данным проектом, они убедились, что совместная работа над проектом повысила познавательную активность детей.

Слайд № 13

Слайд №14

Слайд №15

Выполняют задания, отвечают на вопросы по интерактивному диску. Определяют, какие животные впадают осенью в спячку, меняют цвет шерсти.

7.Рефлексия деятельности

- Мы предположили, что ЖИЗНЬ ЗВЕРЕЙ при подготовке к зиме отличается от их жизни и летом.
- МОЛОДЦЫ! Из-за наступивших холодов изменился способ питания и меховой покров зверей.
- А цель нашего исследования была: узнать новое о жизни лесных зверей зимой
Но много нового и интересного вы можете узнать, прочитав хрестоматию, детские энциклопедии, которые могут быть не только напечатанными, но и электронными, из научно-популярных телевизионных программ и документальных фильмов, из интернета
(Слайд №16).

- Ребята, вы сегодня были на уроке настоящими учёными.

Давайте дадим оценку нашему уроку.

У вас на столах смайлики.

Давайте прикрепим смайлики на доску. И узнаем, кто как работал.

 Благодарю вас за помощь, за активную работу на уроке

(Слайд №17)

Осуществляют рефлексию своей деятельности.

Дают оценку уроку с помощью рисунка.

Загадки о животных

Кто в берлогу спать ложится – волк, медведь или лисица? (Медведь)

Кто колючий, словно елка, носит на спине иголки? (Еж)

Кто пчелиный любит мед,  лапу кто зимой сосет? (Медведь)

Всех зверей она хитрей, шубка рыжая на ней. (Лиса)

Это что за шалунишка рвет с еловой ветки шишку,

Семена в ней выгрызает, шелуху на снег бросает? (Белка)

Есть у нас такой обычай – ходим стаей за добычей,

Прячемся у темной елки. Кто мы - лисы или волки? (Волки)

Материал для викторины «Как зимуют звери»

Вопросы:

1. Что делают звери, чтобы уберечься от холода?

- улетают в тёплые края

- меняют шубку летнюю на более тёплую и светлую зимнюю

- меняют шубку летнюю на более тёплую и яркую зимнюю.

2. Какой зверь зимой не меняет шубки?

- белка

- заяц

- ёж.

3. А кто ещё из зверей всю зиму спит?

- барсук

- лисица

- волк.

4. Что в первую очередь необходимо зверям, впадающим в спячку?

- жировые запасы под шубкой

- тишина

- покой.

5. Чем питается зимой заяц?

- корой деревьев и веточками

- морковкой

- капустой.

6. Что едят зимой хищники: волки и лисицы?

- кору деревьев и веточки

- мелких зверьков

- голодают.

Приложение

C:\Users\Екатерина\Pictures\2015-11-02 урок с род\урок с род 030.JPG    C:\Users\Екатерина\Pictures\2015-11-02 урок с род\урок с род 062.JPG       C:\Users\Екатерина\Pictures\2015-11-02 урок с род\урок с род 036.JPG        C:\Users\Екатерина\Pictures\2015-11-02 урок с род\урок с род 067.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру в 1 классе по теме "Осень: природа готовится к зиме", программа "Школа 2100"

Данный материал содержит конспект урока по окружающему миру. Урок составлен в соответствии с требованиям ФГОС - 2, способствует формированию УУД, развитию творческих способностей, отвечает принципам д...

Презентация к уроку окружающего мира 1 класс по теме "Осень: природа готовится к зиме"

Данная презентация разработана к уроку окружающего мира в 1 классе по теме "Осень: природа готовится к зиме" по программе "Школа 2100"...

1.Конспект урока в 1 классе по теме: "Осень. Природа готовится к зиме" (ОС «Школа 2100».)

Тема урока: Времена года.  Осень: природа готовится  к зиме. Подготовка животных к зиме.Цель  урока: создать условия для открытия новых знаний по теме.Задачи урока: повторить  приз...

Тема: «Как животные готовятся к зиме»

Урок ознакомления с окружающим миром в 1 классе...

Как птицы и звери готовятся к зиме (презентация)

« КАК ПТИЦЫ И ЖИВОТНЫЕ ГОТОВЯТСЯ К ЗИМЕ»Цель: - познакомить дошкольников  с особенностями жизни животных осенью в связи  с подготовкой к зимнему периоду;        ...

Как птицы и звери готовятся к зиме

Предлагаю вам конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Как птицы и звери готовятся к зиме». Данный материал будет полезен воспитателям старшей группы....

Как птицы и звери готовятся к зиме

Рекомендация для родителей...