Конспект урока по окружающему миру 4 класс "Школа России" тема "Наш край"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Разработка урока по окружающему миру УМК "Школа России" 2 четверть, 4 класс . Тема :"Наш край", форма работы -групповая.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Наш край».

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока:

Образовательные:

-сформировать представление обучающихся о родном крае;

-развивать умение работать с картой и дополнительной литературой;

-ознакомить с административной картой России, Орловской области.

Развивающие:

- развивать умения анализировать и на основе анализа строить выводы.

Воспитательные:

-воспитывать любовь к своему краю.

Метапредметные:

-формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

-определять наиболее эффективные способы достижения результата;

-учить детей использованию исследовательского метода для поиска информации.

Формировать УУД:

Личностные

-развивать навыки сотрудничества со сверстниками;

-способствовать развитию умения работать в группе;

-способствовать расширению словарного запаса детей;

-умение выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Коммуникативные УУД

-умение оформлять свою мысль в устной форме, слушать и понимать речь других.

Регулятивные УУД

-умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

-высказывать свое предположение на основе работы с дополнительной литературой и атласом Орловской области;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения;

-работать по предложенному учителем плану;

-умение извлекать информацию, представленную в разных формах(текст, карта);

-находить ответы на вопросы. Используя свой жизненный опыт.

Познавательные УУД

-делать выводы на основе обобщения знаний, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Формы организации учебно - познавательной деятельности:

фронтальная, индивидуальная, групповая

оборудование: презентация, компьютер, рей буки, мультимедийный проектор, экран;  административная карта России; административная карта Орловской области; презентация «Наш край»

Для детей : лист с инструкциями, лист самооценки.

Ход урока.

  1. Орг. начало.
  2. Мотивация к учебной деятельности.

- Добрый день. Мы проводим урок окружающего мира.

-Сегодня вы будете работать в группах, протяните друг другу руки, открытая ладонь – демонстрация доверия и согласия.

-Присаживайтесь. Кто у нас дежурный?

-Дежурный нам расскажет итоги наблюдения за погодой за последнюю неделю ноября. Откройте дневники наблюдений.

(Рассказ о погоде)

- Ребята, у кого есть какое- либо дополнение к сообщению?

- Мы закончили свои наблюдения за осенними изменениями в природе, вы все научились наблюдать и рассказывать о своих наблюдениях.

- В дальнейшем  мы продолжим эту работу. И в конце года положим их в портфолио.

- У каждого из вас на столе лежит  лист самооценки, на протяжении всего урока мы будем с ним работать, будем его заполнять.

- Заполните в оценочном листе графу наблюдение за природой.

- Когда я готовилась  к уроку, мне вспомнилось стихотворение нашего земляка Дмитрия Ивановича Блынского. Оно поможет сформулировать тему урока:

Пойдем в мой край,

В поля, в луга Орловщины,

Нигде я лучше края не встречал,

Я тут на ты с любым ручьем и рощею,

Тут для меня начало всех начал.

- О чем это стихотворение? (О родном крае)

- А какой край вы считаете родным?

(там где родились)

- Мы начинаем изучение нового раздела «Родной край- часть большой страны»

-Какова тема нашего урока? (НАШ КРАЙ)

-Вы правильно её сформулировали. Оцените свои достижения в оценочном листе.

-Точно также называется книга Андрея Федоровича Кострица, которой будем пользоваться на уроке.

-Вы будете пользоваться и другой литературой, которая представлена вам на столе «Справочного материала».

3. Актуализация опорных знаний.

-Сейчас мы отправимся в путешествие по нашему родному краю.

-А помогут нам в этом географические карты.

 - Ребята, разрешите мне быть вашим экскурсоводом, вы - мои помощники.

-Ребята. какая это карта? (карта полушарий)

- В каком полушарии расположена наша страна?

(в восточном).

- На каком материке?

(на материке Евразия)

          - А это какая карта?  (физическая карта России)

         - Что мы можем узнать по физической карте? (Рельеф, города, реки).

- Посмотрите, какая карта представлена на слайде? (Карта природных зон)

- Покажите природные зоны, расположенные на территории нашей страны. А как вы думаете. В какой зоне находится наша область? (В зоне лесов).

 - Ребята, кто вспомнил все виды карт, отметьте в оценочном листе.

-Ребята, познакомьтесь с новым видом карт: административной картой России. Вся территория представляет собой ковер из разных по цвету, форме, размеру кусочков. Так   обозначаются края, округа, области, входящие в состав России.

-Найдите Орловскую область, назовите областной центр.

4.Первичное усвоение новых знаний.

-Наше путешествие продолжается, но теперь по нашей малой Родине - Орловскому краю.

 - Чтобы вы хотели узнать о родном крае? (Кто соседи, области, о природе, о животных, как их охраняют, какие реки протекают по территории, какие полезные ископаемые есть в крае).

-Исходя из ваших вопросов мы можем поставить следующие задачи:

1. Определить местоположение Орловской области на административной карте России.

- Как будет называться группа. Которая будет работать над этим вопросом? (Географы).

- Какая группа хочет ответить на этот вопрос?

-Получите инструкцию.

- Как будет называться группа, которая будет изучать растительный и животный мир нашего края? (Биологи).

-Какая группа хочет решить эту задачу?

-Получите инструкцию.

- А как будет называться группа, которая расскажет нам о полезных ископаемых края? (геологи)

-Какая группа займется этим вопросом?

-Получите инструкцию.

- И  изучением четвертой задачи займется группа №4. Как мы её назовем? (Экологи)

- Группа экологи получите инструкцию.

-Роли в группах распределите самостоятельно.

5.Самостоятельная работа в группах по инструкции.

-Ребята, вы работаете самостоятельно. Не забывайте заполнять оценочные листы.

6. Проверка знаний.

-Проверим, что вы узнали о нашем крае.

-Географы я попрошу вас к доске. Остальные откройте атлас на с.7- новый вид карты, с которой мы познакомились. Административная карта Орловской области. (РАССКАЗ)

- Сравните карту с атласом. Как ребята поработали?

(Группа подготовила полное. Объёмное выступление). Оцените работу в группе.

-Следующая группа «Биологи». Вы с какой картой работали? Откройте атлас на с.22  (рассказ)

-Оцените работу группы. (Рассказ интересный, доступно рассказали0

- Предоставим слово группе «Геологов».  Откройте атлас на с. 13

- Что вы можете сказать о работе этой группы?

- Предоставим слово группе экологов.

- Им было дано задание  составить рассказ по презентации о редких растениях и животных  «Орловского полесья».

-Оцените выступление группы экологов (Речь построена, материал доносился доступно. Нам было интересно).

_ Молодцы! Группы выступали хорошо. Не забывайте про свои оценочные листы.

7. Первичное закрепление

-Ребята, в конвертах проверочный тест, но не на всех. По 1 человеку от группы будут работать на рейбуках, по этим же вопросам. Подпишите тесты. Сдайте их.

- Какую оценку получили ребята, работающие на рейбуках. Эти оценки пойдут в ваши дневники.

- Возьмите свои оценочные листы и подведите итог своей работы.

-Дети. Поднимите руку у кого графа могу полностью заполнена. Вы справились с работой на уроке. Те, кто затруднялись и кому было сложно, не расстраивайтесь, мы будем продолжать работать над теми вопросами, которые вызвали у вас затруднение.

_-Какие задачи ставились в начале урока?

- Справились с поставленными задачами?

-Что нового вы узнали? (Я не знал, что нашей области есть залежи железной руды. Я не знал – теперь знаю)

-Дома я предлагаю вам выполнить задание творческого характера «Наш край».

ОЦЕНКА

Слайды 1 -5

Слайд 6

ОЦЕНКА

СЛАЙД 7

СЛАЙД 8

СЛАЙД 9

СЛАЙД 10

Слайд 11

ОЦЕНКА

СЛАЙД 12 ЗАДАЧИ

ХВАЛИТЬ

ОЦЕНКА

СЛАЙД НУЖЕН????

Инструкция  для группы

 «Географы»

1.Распределите обязанности.

2. Наложите прозрачный лист на карту нашего края соответственно сторонам горизонта.

3. Обведите границу Орловской области.

4.Наклейте названия областей, граничащих с Орловской областью.

5. Обозначьте областной центр город Орёл и города : Болхов, Мценск, Новосиль, Ливны, Малоархангельск, Дмитровск-Орловский.

6.Обведите реки: Ока, Зуша, Сосна.

Используя дополнительную литературу А.Ф. Кострица «Край наш Орловский» с.7,найдите информацию об истоке и устье рек: Ока, Зуша, Сосна.

7.Подготовьте вступление, используя полученную информацию по плану:

  • Покажи границы нашей области.
  • С какими областями граничит наш край. (назови соседей)
  • Покажи на карте и назови областной цент
  • Покажи и назови  крупные районные города области
  • Какие формы рельефа характерны для нашей области
  • Какие реки протекают по территории области

8. Оцени работу в группе, используя оценочный лист.

Выступление  географов

Орловская область образовалась в 1778 году. Наша область граничит на западе с Брянской областью, на северо-западе с Калужской, на севере- с тульской, на востоке с Липецкой, на юге с Курской.  В состав нашей области входит 19 районов.

Областной центр – город Орёл, крупные районные города: Болхов, Мценск (в котором м живем), Ливны, Дмитровск-Орловский, Малоархангельск, Новосиль.

Поверхность орловской области – холмистая равнина изрезанная балками ( Длинный овраг (обычно с пологими склонами, поросшими растительностью) и оврагами ( Глубокая длинная с крутыми склонами впадина на поверхности земли.)

В нашем крае ярко выражены все времена года.

По Орловской области протекает много рек и речек. Самая большая река Ока берет свое начало у села Александровка Глазуновского района. Её самый большой приток река Зуша. Она берет свое начало в Тульской области. Река Сосна является правым притоком реки Дон.  Исток реки у деревни Федоровка  в Покровском районе Орловской области.

Тест

  1. С каким новым видом карт мы познакомились?

А) карта полушарий   Б) административная карта  В) карта природных зон

  1. На какой реке расположен город Орел?

А)  Сосна        Б) Зуша       В) Ока

  1. Закончи предложение:  Большую часть Орловской области составляют:

А) хвойные леса; Б) сельскохозяйственные угодья; В) широколиственные леса

  1. Какое животное, занесенное в Красную книгу России, обитает на территории

национального парка «Орловское полесье»?

А) тетерев     Б) выхухоль   В) косуля

  1. Самое распространенное полезное ископаемое Орловской области.

      А) железная руда  Б) глина  В) строительный камень

  1. Можно ли на юге нашей области ориентироваться по компасу?

А) да                           Б) нет                              В) не знаю

Инструкция для группы

«Биологи»

  1. Распределить обязанности.
  2. Расположите карту соответственно сторонам горизонта.
  3. Опираясь на материал  атласа  Орловской области на с.21, укажите, какие леса   преобладают по всей территории области.
  4. Наклейте условные знаки на прозрачный лист.
  5.  Опираясь на материал  атласа  Орловской области на с. 22, укажите на своей карте места обитания самых распространенных животных нашей области.
  6. Используя литературу А.Ф. Кострица «Край наш Орловский с.12-21 подготовьте выступление по плану:

 1. Природные зоны Орловской области.

 2.Растительность области

        3.  Животный мир области

  1. Оцените работу в группе, используя оценочный лист.

Рассказ биологов

Орловская область расположена на границе между  лесной и степной зонами. Условной границей между ними служит река Ока.  Лесов в нашем крае мало- 1/10 часть от всей территории. В западном и северо-западном районах Дмитровском, Хотынецком, Мценском преобладают хвойные, мелколиственные, широколиственные, а также смешанные леса. Здесь растут:  дуб, береза, сосна, ель, осина, липа, ольха, черемуха, рябина, клен, ясень, дикая яблоня и груша, лещина, крушина, бересклет бородавчатый. Лесостепь встречается в основном в восточных районах и в некоторых центральных. Степная флора представлена  шлемником приземистым, резухой ушастой, лапчаткой донской, солнечником узколистным, мордовником обыкновенным и др. Степи нашего края почти целиком распаханы и превращены в культурные поля.

 В нашем крае обитает много различных диких животных. Самым крупным диким животным является лось. В лесах водится дикий кабан. Из хищных животных – волк, лисица, барсук. Пушные звери: белка, выдра речная, заяц-русак.

Жизнь большинства птиц Орловской области связана с лесами. Рощами. Не все птицы живут у нас круглый год. В лесах водятся : глухарь, тетерев, лесной голубь. К хищным птицам относятся: ястреб тетеревятник, сова ушастая, пустельга обыкновенная.

Инструкция для группы

«Экологи».

  1. Распределить обязанности в группе.
  2. Используя  слайды презентации и дополнительную литературу (атлас с.23) составить  устный рассказ.

План.

  1. Что такое заказники.
  2. Местоположение заказников, на территории Орловской области.
  3. Национальный  парк на территории области.
  4. Какие растения  охраняются  в  Национальном парке Орловской области?
  5. Охраняемые виды животных в национальном парке.

А) зубр

Б) выхухоль

В) вечерница гигантская

Г)  орел змееяд

3. Откройте атлас на с.23.Нанесите на прозрачный лист основные видовые заказники и национальный парк.

    4.Оцените работу в группе, используя оценочный лист.

Рассказ

Инструкция для группы

«Геологи».

  1. Распределите обязанности.
  2. Заполните карточку по теме «Полезные ископаемые нашего края», используя атлас на с .13 и книгу А.Ф. Кострица «Край наш Орловский» с.9-11.
  3.  Нарисуйте  условные знаки месторождений полезных ископаемых на карту.

Наш край (_____________) полезными ископаемыми. В Орловской  области  распространены  (________________________)  они имеются повсеместно  и часто выходят на поверхность земли по ( _______________________________________). Наиболее     крупные месторождения    

( _____________________________________) находятся у окрестностей городов

 (_____________________________________   )  .  Крупное месторождение песка (_____________________________________)    в 20 км севернее от города (_________) .    

Орловская область богата (_________________________________________). Среди природных богатств нашей области занимает (_____________). Он используется в качестве (__________________). Месторождения торфа в

( ________________________________________________)  районах.

                 В Орловской области расположен "хвост" пласта (_________________________), однако руда в нем трудно добываема. Руда в (_______________________________)залегает на глубине 180-260 метров, содержание железа в среднем около 58%. Месторождение имеет промышленное значение, но в настоящее время не разрабатывается.

4.Оцените работу в группе, используя оценочный лист.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру "РАСТЕНИЕВОДСТВО В НАШЕМ КРАЕ"

Цели урока: сформировать представления учащихся о растениеводстве в нашем крае, познакомить с отраслями растениеводства (полеводство, овощеводство, цветоводство, плодоводство), расширить знания о раст...

Конспект урока по окружающему миру 4 класс "Наш край"

Данный урок посвящен  теме "Наш край" (Брянская область)....

Конспект урока по окружающему миру "Животноводство в нашем крае" 4 класс Школа России

Предлагаю конспект по окружающему миру в 4 классе УМК "Школа России"...

Конспект урока по окружающему миру + презентация "Достопримечательности родного края" (УМК "Система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова", 3 класс)

Цель деятельности учителя: формирование знаний о достопримечательностях родного края.Планируемые результаты:Предметные:Знать понятия «достопримечательность», «Родина»;Знать дос...

Конспект урока по окружающему миру "Водные богатства нашего края" (УМК "Школа России" 4 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представлений о водоемах нашего края.Планируемые результатыПредметные: знать понятие река и ее части, учить различать водоемы естественного и искусственного про...

Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Россия на карте" (УМК "Школа России", 2 класс).

Цели деятельности учителя: формирование знаний обучающихся о карте.Планируемые результаты:Предметные:- знать, что такое карта и приёмы чтения карты;- знать отличие глобуса от карты...