Домашние животные, их значение в жизни человека
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Интегрированный урок окружающий мир + технология. 1 класс УМК "Гармония"

Скачать:


Предварительный просмотр:

УМК «Гармония»

Предмет: Окружающий мир

 Класс: 1 класс  

Тема урока: « Домашние животные, их значение в жизни человека».

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Цель урока: познакомить с различием жизни диких и домашних животных; с пользой, которую приносят домашние животные;  различием в  жизни диких и домашних животных.

Задачи урока:

- знают различия между дикими и домашними животными;

- умеют выделять существенные и отличительные признаки животных разных групп;

-формулируют цель деятельности на уроке (с помощью учителя);

- умеют работать по плану;

- проводят самооценку, самоконтроль выполняемой деятельности.

Оборудование:

Демонстрационный материал:

- презентация (ноутбук, мультимедийный проектор)

Раздаточный материал:

- конверты с карточками;

Учебные пособия:

- учебник «Окружающий мир» часть 2 (авт. Поглазова О.В.)

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Мотивация к учебной деятельности.

Цель этапа:

включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Ребята, сегодня у нас много гостей, в начале урока окажем им внимание.

Покажите,  с каким настроением вы начинаете урок.

Мы рады приветствовать вас  в классе нашем. Возможно, есть классы и лучше и краше, но пусть в нашем классе вам будет светло, пусть будет уютно и очень легко.

Показывают смайлики соответствующие настроению.

2.Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Цель этапа:

готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.

Для того, чтобы узнать о чем пойдет речь сегодня на уроке, я предлагаю вам поиграть. У вас на столах конверты. Давайте посмотрим, что в них.

Как вы думаете, в чем заключается наша игра?

Какое задание вы могли бы предложить?

Предлагаю остановиться на одном  из ваших  вариантов, а именно разделить данных животных на группы.

Анализируют  иллюстрации. Выбирают критерии для классификации.

 Предлагают  различные варианты заданий.

3.Выявление места и причины затруднения.

Цель этапа:

выявление и фиксация места и причины затруднения.

Ребята, у нас с вами возникло затруднение. Мнение класса разделилось. Для того чтобы узнать на сколько же групп можно разделить этих животных ответьте на следующие вопросы.

Животные, которые сами добывают себе пищу, защищаются от врагов, сами себе устраивают жилье, выводят потомство, называются…

Животные, которых разводят люди, кормят и защищают их, строят для них жилища, заботятся об их потомстве,  называются …

 А теперь еще раз посмотрите на картинки. Так на сколько групп можно разделить этих животных?

Назовите эти группы.

Продолжают фразу.

Всех животных можно разделить на две группы.

Домашние и дикие животные.

4.Формулирование темы и цели урока.

 Цель этапа:

постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств     ее реализации.  

Предположите, какова будет тема сегодняшнего урока?

 Слайд №2

Попробуйте сформулировать цель  нашего урока.

Слайд №3.

 

Ставят цели, формулируют тему урока.

5. Знакомство с новым материалом.

Цель этапа:

 фиксация нового знания.

1. Рассказ учителя о приручении животных. А вы когда-нибудь задумывались, когда  и почему одних  животных человек приручил и стал  держать дома, а других нет?

 Сегодня мы узнаем,  откуда появились домашние животные.

 Давным-давно, когда еще не было городов, машин и книг, люди жили в пещерах. Они боялись огромных страшных хищников. Древним людям было голодно, очень редко находили они себе пищу. Однажды один разумный человек стал подкармливать волков, которые ходили возле его жилья. Постепенно волки стали добрее, а их детеныши привязались к человеку, стали жить рядом с ним. Они были уже не дикими, а домашними. Так появились собаки (слайд №4). Они научились охранять человека от врагов, помогать ему,  искать и добывать пищу. Шло время. Число друзей человека среди животных росло. Теперь человек уже не может жить без своих домашних друзей и помощников.

Уже не одну тысячу лет домашние животные живут с нами. А знаем мы о них иногда меньше, чем о диких. Мир домашних животных очень интересен.

Подробнее поговорим о домашних животных.

Выгоняли рога погулять на луга.

И рога вечерком

Прибрели с молочком (слайд №5).

Учитель обобщает высказывания детей.

 Вол является предком коровы, т.к. это первое из одомашненных рогатых животных. Это произошло потому, что волы очень послушные животные. Их можно использовать на тяжёлой работе. А самки волов дают много молока – больше, чем нужно их телятам. Мы не знаем точно, когда был приручён вол. Но уже в каменном веке люди имели домашний рогатый скот.

С бородой, а не старик,

С рогами. А не бык,

Доят, а не корова (слайд №6).

Для чего человек приручил коз?

Коз разводят главным образом ради шерсти, пуха и молока.  Пух не стригут, а вычёсывают, затем прядут и вяжут тонкие, тёплые и очень красивые изделия. Ценную шерсть — мохер даёт ангорская порода коз. Издревле известны целебные свойства козьего молока.

Домашний заяц? (слайд№7).

Учитель обобщает высказывания детей, дополняя новой информацией.

Какую пользу приносят кролики?

 Предком домашнего кролика является – заяц. У кролика длинные, подвижные уши, большие круглые глаза, короткий хвост. Задние ноги короче передних. Кролик не ходит, а прыгает.

Кролик любит овощи: морковь, вареный картофель, свеклу. Корм дают вечером, так как питается кролик в основном ночью.

Крольчата рождаются слепыми, голыми. За первые 6 дней жизни масса их удваивается, они покрываются шерсткой.

Кроликов разводят ради тёплого, красивого меха, лёгкого пуха и вкусного, питательного мяса.

Кто не прядёт, не ткёт,

А людей одевает? (слайд №8)

Учитель обобщает высказывания детей, дополняя новой информацией.

Овцы – это мелкий рогатый скот. Разводят овец ради шерсти, особенно ценятся  породы овец с тонкой шерстью — тонкорунные. Из их шерсти на фабриках делают лучшие шерстяные ткани. Стада овец называют отарами. Большие отары пасутся на степных, пустынных и горных пастбищах.

Хвост крючком,

Нос пятачком (слайд №9)

Учитель обобщает высказывания детей, дополняя новой информацией.

Когда говорят о свиньях, некоторые ребята морщатся: фи, эти грязнули... Но свиньи совсем не грязнули, они, наоборот, очень чистоплотны. Тот, кто видел, как в жару свинья ложится в грязь, должен знать: она делает это для того, чтобы охладить кожу и избавиться от надоедливых насекомых. Свиней нужно почаще чистить и мыть. Содержать их надо в чистых помещениях.

Кто не кузнец, не плотник,

А первый на селе и в поле работник? (слайд №10)

Учитель обобщает высказывания детей, дополняя новой информацией.

  В прошлом лошадь была незаменимой помощницей человека. Она помогала крестьянину в поле, когда не было тракторов. Она перевозила людей и грузы, потому что не было автомобилей. Лошадь участвовала и в военных битвах...

Современная техника во многих делах заменила лошадь. Во многих, но не во всех. Лошадь по-прежнему необходима лесникам, пастухам, пограничникам.  На лошадях удобно перевозить грузы на небольшие расстояния. Немало людей увлекаются  конным спортом. И конечно, как и раньше, люди не перестают восхищаться красотой лошадей. Общаясь с лошадью, человек учится понимать живое, учится доброте.

Люди вывели много пород лошадей. Породистых лошадей разводят на конных заводах.

 Как вы думаете, а птицы домашние бывают?

Не царь, а в короне,

Не всадник, а со шпорами (слайд №11)

Учитель обобщает высказывания детей, дополняя новой информацией.

В далёком прошлом, много тысяч лет назад, люди приручили, одомашнили диких кур.

И не просто одомашнили, а вывели множество пород этих животных. Дикие куры имели жёсткое мясо, откладывали по 5—6 яиц в год.

Людям удалось вывести породы кур с нежным, вкусным мясом и несушок, которые радуют своих хозяев свежими яйцами почти весь год.

А есть и домашние насекомые.

Домовитая хозяйка

Пролетела над лужайкой,

Похлопочет над цветком –

И поделится медком (слайд №12).

Учитель обобщает высказывания детей, дополняя новой информацией.

В далёком прошлом люди ходили за мёдом на охоту! В лесах было тогда очень много диких пчёл. Они жили в дуплах деревьев. Найдя пчелиные жилища, люди полностью их разоряли, пчелиная семья погибала. Со временем люди стали разумнее. Они одомашнили пчёл, стали выносить улья на пасеки.

Пока одни пчелы собирают нектар, другие заняты сбором пыльцы. Из нектара получается мед, а из пыльцы корм, его называют хлеб, для личинок.

Все лето, не зная отдыха, трудились пчелки и запасли столько меда, что хватит не только на зимовку, но и для нас постарались.

Как вы думаете, а домашние бабочки бывают?

Оказывается, да. Уже много веков люди разводят особых бабочек – тутовых шелкопрядов (слайд №13).

Каких еще домашних животных вы знаете? Какую пользу они приносят? Как человек за ними ухаживает?

 Мы сейчас с вами услышали много интересной и полезной информации о домашних животных.

Давайте сделаем вывод: каких животных называют домашними?

Для чего человек приручил домашних животных? Чем же полезны эти животные? (слайд №14).

Доказывают свой выбор. На основе личного опыта рассказывают для чего человек разводит коров, как ухаживает за ними, какую пользу они приносят человеку.

Досказывают свой выбор. На основе личного опыта рассказывают для чего человек разводит коз, как ухаживает за ними, какую они приносят пользу.

Досказывают свой выбор. На основе личного опыта рассказывают для чего человек разводит кроликов, как ухаживает за ними, какую они приносят пользу.

Досказывают свой выбор. На основе личного опыта рассказывают для чего человек разводит овец,  как ухаживает за ними, какую они приносят пользу.

Досказывают свой выбор. На основе личного опыта рассказывают для чего человек разводит свиней,  как ухаживает за ними, какую они приносят пользу.

Досказывают свой выбор. На основе личного опыта рассказывают для чего человек разводит лошадей,  как ухаживает за ними, какую они приносят пользу.

Досказывают свой выбор. На основе личного опыта рассказывают для чего человек разводит домашнюю птицу,  как ухаживает за ними, какую они приносят пользу.

Досказывают свой выбор. На основе личного опыта рассказывают для чего человек разводит пчел,  как ухаживает за ними, какую они приносят пользу.

Обобщают  информацию, выделяют существенные признаки животных разных групп, формулируют вывод.

6. Физкульт-

минутка.

Цель этапа:

Снятие утомления через физическое напряжение.

- Мы поработали. Пора отдохнуть, снять напряжение.

Вышли уточки на луг

Кря-кря-кря!

(Шагаем)

Пролетел веселый жук,

Ж-Ж-Ж

(Машем крыльями-руками)

Гуси шеи выгибают

Га-га-га!

(Наклоны головы)

Клювом перья расправляют

Га-га-га!

Ветер ветки раскачал

(Качаем поднятыми вверх руками)

Шарик тоже зарычал

Р-р-р!

Зашептал в воде камыш,

Ш-ш-ш!

(Подняли руки вверх, потянулись)

И опять настала тишь,

Ш-ш-ш! (Пальцы к губам)

Выполняют движения.

7. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Цель этапа:

применение нового знания в типовых заданиях. 

- О каких животных говорилось в физминутке?

- Какие это животные: дикие или домашние?

    Игра «Третий  лишний» (Цель игры: найти на картинке лишнего животного).

- А сейчас мы с вами поиграем в игру «Третий  лишний» и проверим, сможете ли вы различить домашних и диких животных.

Работа по учебнику с. 60.

Давайте сравним, чем похожа и чем отличается жизнь диких и домашних животных?

(жилище, пища, уход)

Для чего человек взял себе животных?

Для каких целей использует человек домашних животных?

(Учитель называет животное,  дети должны назвать

какую пользу они приносят человеку).

Анализируют  объекты,  выделяют  существенные и отличительные  признаки.

Осуществляют поиск необходимой информации.

Сравнивают условия жизни диких и домашних животных.

8. Практическая работа.

Цель этапа: закрепление изученного через практическую деятельность.

  1. Определение этапов работы.

Мы узнали,  для чего человек разводит домашних животных, какую они приносят пользу. А сейчас я предлагаю вам заполнить двор домашними животными (ил-ция на доске). Что нам для этого понадобится и кто будет жить во дворе, вы узнаете когда откроете конверты.

У всех вас одинаковый набор шаблонов с помощью которого вы все сделаете разных животных, поможет в выполнении работы технологическая карта.

В какой технике вы будете работать?

С чего начнем работу?

Давайте вспомним правила т.б. при работе с ножницами.

Мы определили последовательность работы, теперь вы можете приступить к работе. Выполняя работу помним, что….

  1. Самостоятельное выполнение работы.
  2. Оформление «Дворика»

Какой замечательный дворик у нас получился, я думаю ваши питомцы будут жить дружно. Как можно назвать всех этих животных?

Для чего человек их разводит?

У меня есть маленькая мышка, можно я поселю ее во двор к другим животным?

Почему мышку мы не можем назвать домашним животным, ведь она живет в доме?

Открывают конверты, рассматривают шаблоны, делают предположения по поводу предстоящей работы.

Планируют предстоящую работу.

Повторяют правила т.б. при работе с ножницами.

Выполняют работу по плану. Осуществляют самоконтроль в процессе изготовления изделия.

Обобщают  информацию, выделяют существенные признаки животных разных групп, формулируют вывод.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель этапа:

соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

 Подведём итог нашего урока. Вернёмся к нашим целям. Достигли ли мы поставленной цели?

 А теперь я хочу, чтобы каждый из вас оценил свою деятельность на уроке (с помощью смайликов).

 А сейчас поднимите правую ладошку с теми знаниями, что у вас были на начало урока; теперь – левую ладошку, с теми знаниями, что вы получили на нашем уроке – соедините их вместе и поблагодарите себя за работу на уроке. Вы замечательно потрудились. Спасибо вам! Урок окончен.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема : «Дикие животные и их значение в жизни человека» Презентацию подготовила Баранова Марина Михайловна учитель начальных классов МБОУ Улятуйская СОШ

Слайд 2

«Домашние животные и их значение в жизни человека»

Слайд 3

Мы узнаем: каких животных называют домашними; какую пользу приносят домашние животные человеку; как человек ухаживает за домашними животными.

Слайд 4

собаки волки

Слайд 5

вол корова

Слайд 6

домашние козы дикие козы

Слайд 7

кролики зайцы

Слайд 8

овцы

Слайд 9

домашние свиньи дикие кабаны

Слайд 10

Домашняя лошадь Дикая лошадь

Слайд 11

домашние птицы

Слайд 12

домашние насекомые

Слайд 13

тутовый шелкопряд

Слайд 14

Дикие животные Живут на воле. Сами устраивают себе жилище. Сами себе добывают пищу. Сами выводят и заботятся о своём потомстве. Домашние животные Живут около человека. Люди строят им жилища. Люди заготавливают им корм. Люди разводят их и заботятся о потомстве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок Уход человека за растениями поля, их значение в жизни человека

Конспект  урока по окружающему миру в 4 классе по теме «Уход человека за растениями поля, их значение в жизни человека»....

Урок русского языка. Тема: Речь и язык. Их значение в жизни человека.

Тема: речь и язык, их значение в жизни людей....

Роль животных в природе и жизни человека.Животные Красной книги России. Охрана животных 3кл. ( окруж. мир)

Роль животных в природе и жизни человека.Животные Красной книги России. Охрана животных 3кл. ( окруж. мир)...

Урок по учебному предмету "Окружающий мир" во втором классе "Дикие и домашние животные, их значение в жизни человека"

Цель урока: Создать условие для формирования предствавления представлений об особенностях и отличительных признаках домашнихи диких  животных.Задачи:образовательные: создать условия для расширени...

Домашние животные, их роль в жизни человека

Домашние животные, их роль в жизни человека...

Конспект урока "Домашние животные, их значение в жизни человека". 1 класс

Тема урока: Домашние животные, их значение в жизни человека.Цель урока: познакомить с признаками разделения животных на домашних и диких, а также их значением для человека....