Конспект урока окружающего мира в 4 классе по теме "Страницы истории Отечества. Екатерина Великая".
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Сорокина Евгения Валерьевна

Представлен современный урок в соответствии с требованиями ФГОС. На уроке используются разные виды групповой работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stranitsy_otechestva._ekaterina_velikaya.docx29.24 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Сорокина Евгения Валерьевна, учитель начальных классов МБОУ г. Мурманска СОШ № 21

Предмет: окружающий мир

         Класс: 4 класс

        Тип урока: урок открытия нового знания

        Вид урока: комбинированный урок

        Время проведения: март

Конспект урока  "Страницы истории Отечества. Екатерина Великая".

Тема

"Страницы истории Отечества. Екатерина Великая".

Цели

- познакомить учащихся с личностью императрицы Екатерины Великой и военачальниками периода ее правления;
-развивать способность к критическому мышлению;

- способствовать развитию смысловой памяти;
-развивать коммуникативные умения;
-воспитывать уважение к прошлому родной страны и к ее культурно-историческому наследию;

-учить осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий

Основные понятия

дворяне, крепостные крестьяне

Межпредметные связи

окружающий мир, литературное чтение

Ресурсы:

- основные

-дополнительные

- Плешаков А. А. Окружающий мир. 4 класс.  Учебник для общеобразовательных учреждений . В 2 частях. Часть 2. 10-е изд. - М.: Просвещение,  2009г. –143 с.: ил.

-презентация;

- Ожегов С.И. и  Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80.000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук, институт русского языка им. В.В.Виноградова. - 4-е изд., дополненное.- М.: ООО    "А  ТЕМП", 2010.- 874 с.   (на каждой парте);

-задание для работы в паре  ;

-карточки с заданиями для групповой работы ;

- задание для работы в паре  ;

-опорные конспекты  для групповой работы ;

- медали

Формы работы

фронтальная, парная, групповая

Этапы  урока

Ход урока

I Организационный момент

- Ребята, а вы любите путешествовать? На каких видах транспорта?

- Сегодня я хочу вас пригласить в путешествие на .....

- Что это? Правильно, машина времени.

- Наверное, машина времени появилась неслучайно. Для чего она нужна?

- Вы готовы отправиться в путешествие? Куда бы хотели попасть: в прошлое или будущее?

- Какой же век нам выбрать,  поможет разгадать шифровка.

Задание.

- Выполните задание в паре и назовите век. 

XX - II + V + III - X + IV - IX+ VII  = ?

Проверка

- Итак, на пульте мы выберем кнопку с надписью 18.

- Сядьте поудобнее. Пуск!

   

II. . Актуализация знаний  

-  Куда мы попали? Что это за время? Вероятно машина дала сбой.  Давайте осмотримся.  

- Назовите имена личностей, которым установлены памятники .

Проверка

 -Вспомним, какой вклад внёс каждый из них в развитие России.

- Выполните задание в группе и  отметьте, кому принадлежит тот или иной вклад. 

Задание

             Пётр Первый                                                  М.В.Ломоносов

- В начале 18 века  стал создателем  первого  русского  флота, ставшего одним из сильнейших в Европе.

- Изобрёл научные приборы.

- Создал  армию в 18 в., которая одержала  победы на суше и на море.

- Открыл Московский университет.
- В 1703 заложил  в устье реки Невы  город, который стал столицей государства.

- Ввёл новый календарь в России.

- Прославился во многих областях знаний.

- Организовал в России первую Химическую  лабораторию.

- Вспомним правила работы в группе.

Правила работы в группе.

1.Умей выслушать собеседника, не перебивай.

2. Не согласен – объясни, почему.

3. Доказывай своё мнение спокойно, вежливо.        

4. Говори только по делу.

5. Работайте дружно, помогайте друг другу.

Проверка.

- Неслучайно именно памятник Петру I показала нам машина времени, ведь сегодня мы будем говорить о человеке, который стал продолжателем дел Петра Великого.

III. Формулирование темы и целей  урока

- Определите тему урока, прочитав слова по схеме. (из букв составляют тему урока)

Проверка

- Сформулируйте цели урока, используя опорные слова:

Учиться …

Развивать …

Воспитывать …   

IV. Открытие  нового знания

 - Век правления Екатерины назывался "Золотым веком". А вот для кого этот век был золотым,   мы выясним во время путешествия.

- Чтобы снять трудности в общении, познакомимся с новыми словами.

Работа со словарём.

Дворяне- лица, принадлежащие к дворянскому сословию.

Крепостной крестьянин - человек, находящийся в зависимости, близок к рабству, холоп.

- А теперь  мы разъедемся в разные места и понаблюдаем за жизнью людей.

Задание.

- В этом вам помогут задания  в группах. Прочитайте предложенные статьи и выполните задания.

Проверка (Выслушиваются ответы детей, исправляются ошибки. Оценивается работа групп.)

1 группа

- Охарактеризуйте Екатерину II как личность.

2 группа

-Кaк изменилась жизнь дворян и крестьян ?

3 и 4 группы

- Какие изменения произошли в государстве?

                                  Физминутка. 

- А сейчас настало время поговорить о помощниках Екатерины Великой.

- Адмирал Василий Яковлевич Чичагов командовал балтийским флотом.
- Иван Иванович Бецкой был попечителем Московского и Петербургского воспитательных домов, президентом академии художеств.
- Алексей Григорьевич Орлов одержал победы на морях
- Григорий Александрович Потёмкин и Пётр Александрович Румянцев – известные военачальники
- Гаврила Романович Державин- считался одним из лучших поэтов в России, написал оду, посвящённую Екатерине Второй.)

-  А кто узнал этих великих людей?

- Александр Васильевич Суворов и Федор Фёдорович Ушаков- знаменитые военачальники того времени.
- Узнаем больше об этих людях из  статьи учебника с. 108-109 (чтение по цепочке).

- Назовите личные качества этих военачальников.

- Чем прославились А.В. Суворов и Ф.Ф. Ушаков?
- Так почему же век называют "Золотым"?

 - Для кого он был золотым?

V.  Первичное закрепление

– Пришла пора возвращаться в наше время.  

- Сядьте поудобнее.  

- Машина времени принесла нас… ?

- В  Петербург к подножию памятнику Екатерине Великой. Строительство велось более 10 лет. Торжественное открытие памятника было приурочено ко дню святой Екатерины — именинам императрицы — 24 ноября (6 декабря) 1873 года.

- Достойна ли она памятника? Обсудите в группе.

Проверка.

- Да, действительно, эта императрица заслуженно вошла в историю как Екатерина Великая. До нее называли Великим только Петра I. После нее никто другой на Российском троне не удостоился подобной чести. Пусть не все в ее начинаниях получилось, но к концу 18 века Российское государство достигло небывалого могущества и превратилось в сильную и огромную державу.

  - На высоком пьедестале из серого  гранита установлена бронзовая статуя Екатерины II. Ей придана подчеркнуто парадная поза. Правая рука сжимает скипетр — знак власти. В левой руке — лавровый венок — символ славы. Вокруг неё стоят верные помощники.

VI. Итог урока

- Екатерина учредила медаль. А за что бы вы наградили Екатерину Великую? Подпишите свою медаль и прикрепите к портрету Екатерины. 

VII. Рефлексия

-   Оцените свою работу на уроке одним предложением. (Ребята по кругу высказываются, используя фразы из рефлексивного экрана.)

VII. Домашнее задание (по выбору)

1) с.109, ответить на вопросы.

2) Подготовить сообщение об одном историческом деятеле данной эпохи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

автор Семёнова Т.Е. Конспект урока окружающего мира 4 класс "БАНК ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ"

Урок в незнакомом классе областного конкурса "Учитель  2008 года" Волгоградской области, получивший самый высокий балл. Урок предлагает ввести учащихся в новую для них науку ЭКОНОМИКУ. В системе ...

Конспект урока окружающего мира, 3 класс (программа Л. В. Занкова) Ордынское нашествие.

Познакомить детей с ордынским нашествием как одним из главных исторических событий в жизни России, которое оказало огромное влияние на дальнейшее развитие России....

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Конспект урока окружающего мира 2 класс. Тема урока: «Какие бывают растения?»

План-конспект окружающего мира по теме "Какие бывают растения?"...

Конспект урока окружающего мира 3 класс, «По знаменитым местам мира», УМК «Школа России»

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема: «По знаменитым местам мира»Цели деятельности учителя: знакомство с культурой мира, с его достопримечательностями, формирование умения находить и ориент...

Конспект урока "Окружающий мир", 4 класс, тема «Страницы истории XIX века»

Конспект урока окружающего мира, по теме  «Страницы истории XIX века», 4 класса, составлен в соответствии с ФГОС НОО....