Урок-конспект "Птицы - наши друзья", кроссворды и презентация
творческая работа учащихся по окружающему миру (2, 3 класс) по теме

Устьянцева Елена Прокопьевна

конспект урока; книжка-кроссворды  составленна нашими учениками; презентация 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ptitsy_nashi_druzya_krossvordy.docx1.09 МБ
Microsoft Office document icon ptitsy_zimoy.doc125.5 КБ
Файл ptitsy_zimoy_prezentatsiya.pptx87.74 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ г. БРАТСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА БРАТСКА

Конспект урока по  окружающему миру

 во 2 классе

по теме «Птицы зимой»

Разработала:

Устьянцева Е.П., учитель начальных классов соответствующий занимаемой должности

Г. Братск, 2016г.


 Тема урока: «Птицы зимой»

Цель урока: дать представление о зимующих птицах и их жизни зимой. Прививать любовь к природе.

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

- Отгадайте. «Кто дважды родится, один раз умирает?»  (птица)

- Что такое птица? Обратимся к толковому словарю Ожегова.

- Как мы называем птиц?

Наши пернатые друзья (читаем с экрана). Вот о них мы и будем говорить сегодня на уроке.

Девиз урока: Защитим родную природу (с экрана).

Разгадаем кроссворд:

                                                                                                                                                                                         

                                   

По горизонтали: 2. – Эта хищница болтлива, воровата, суетлива,

                                       стрекотунья белобока, а зовут ее …  (сорока)

    - По какой примете узнаете ее на рисунке?

3. Каждый год я к вам лечу,

    зимовать у вас хочу.

    И еще красней зимой

    ярко-красный галстук мой.    (снегирь)

- По какой примете узнаете? А всегда ли снегиря можно узнать по этой примете?

5.  Не дровосек, не плотник,

а первый в бору работник.        (дятел)

По вертикали: 1. Уличный мальчишка в сером армячишке

по дворам шныряет, крохи собирает.   (воробей)

3. На шестке веселый дом с круглым маленьким окном.

Чтоб уснули дети, дом качает ветер.

На крыльце поет отец – он и летчик, и певец.   (скворец)

4. Черный, проворный, кричит «крак», червякам враг.   (грач)

(Написание каждого слова объясняется детьми).

III. Работа с «Дневниками наблюдений»

- Подведем итоги наблюдений за последнюю неделю января.

1). Облачность

    - Какой цвет преобладает и почему?

2). Температура.

3). Осадки.

4). Ветер.

- Сравним погоду декабря и января

 - Когда было больше солнечных дней? А пасмурных?

 - Когда больше дней со снегом?  - Больше холодных дней?

Недаром пословица говорит, что у каждого месяца свои порядки.

Вывод:  Суровее, холоднее был январь.

- А можно ли это как то объяснить? Можно вспомнить пословицы, они помогут.

(Декабрь год кончает, зиму начинает. Январь – году начало, зиме середина.)

IV. Проверка домашнего задания.

- Вспомните, чем питаются птицы? (насекомыми, растениями, их семенами и плодами)

- Можно ли зимой встретить насекомых?

- Есть ли на растениях плоды и семена?

Подумайте, все ли птицы с наступлением зимы могут найти для себя необходимый корм?

Значит, какова основная причина отлета птиц в теплые страны?

- Как называются птицы, которые улетают от нас на зиму?

- Назовите перелетных птиц по кроссворду

- Видите ли вы сейчас птиц?

- Как называют этих птиц?

Назовите зимующих птиц по кроссворду

V. Работа над новым материалом. 

Чтение темы урока с экрана.

- Каких птиц вы видите на рисунке?

- Прочитайте их названия.

- Почему же эти птицы остались на зиму с нами?  Читаем текст учебника.

Беседа и рассказ учителя.

-Какая это птица?   (клест)

Эту птицу легко узнать по строению клюва, в котором концы надклювья и подклювья заходят друг на друга, крестообразно перекрещиваясь. Их еще зовут клесты-елевики.

- Как вы думаете, почему? –Как написать?

Клесты употребляют в пищу также семена некоторых лиственных растений (клена, ясеня).

- Вспомните, чем питается дятел?   (насекомыми)

Дятел и зимой находит животную пищу, доставая с помощью клюва и длинного языка насекомых из-под коры деревьев.

- А чем еще он кормится?

 (Кроме животной пищи еще кормится семенами хвойных растений)

- Посмотрите на работу дятла и скажите как она называется?  (Кузницей дятла)

Дятел изобретателем: заклинивает шишку в щель коры и долбит клювом.

- Как называют дятла? (лесным санитаром, древесным хирургом)

- Чем питаются снегири зимой?

После первого сильного снегопада они покидают родные места и начинают кочевать, очень часто при этом появляясь около жилья человека. Появление снегирей после снега в садах, огородах, парках и скверах и обусловило их русское название снегири, т.е. птицы, появляющиеся с первым снегом.

- Каких птиц еще вы видите?

- Почему они прилетели к жилью человека?

- А как живется птицам у нас зимой?

Откройте В. Бианки «Лесная газета» стр342

- Читаем!

- Я хочу, чтобы вы запомнили, что обозначают эти три страшные буквы

- Читаем хором: СОС! СОС! СОС!

- расшифруем (хором)

- Когда он подается? (Это сигнал бедствия! Подается он, когда кто то попал в беду).

Зима – холодная и голодная пора года.

Нарисуем словесную картину зимы.

          1. Вспомним строчки из стихотворения С. Есенина (читаем):

А по двору метелица

ковром шелковым стелется,

но больно холодна.

Воробышки игривые,

как детки сиротливые,

прижались у окна.

Озябли пташки малые,

голодные, усталые,

и жмутся поплотней.

А вьюга с воем бешенным

стучит по ставням свешенным

и злиться все сильней.

2. – А как же в лесу?  В. Бианки «Лесная газета» стр345 (читаем)

- Может ли человек помочь птицам пережить эту лютую пору? стр306 (читаем)

3. – Что птицам страшнее зимой: холод или голод?  стр346 (читаем)

- Как человек может помочь птицам пережить голод?

Птицы ждут от нас помощи.

1. Послушаем строчки из журнала «Юный натуралист»  «Помогите синицам.»

2. Е. Благинина написала вот  такое стихотворение  (читаем)

Морозы

Морозы жестоки в этом году…

Тревожно за яблоньку в этом году.

Тревожно за Жучку: в ее конуре

Такой же морозище, как на дворе.

Но больше всего беспокойно за птиц –

За наших воробышков, галок, синиц.

Ведь очень уж холодно в воздухе им.

Поможем ли мы беззащитным таким?

Поможем! Их надо кормить и тогда

Им будет легко пережить холода.

3. – Хотите послушать «Зимний разговор через форточку», который записал немецкий поэт Б. Брехт?  (читаем в лицах)

Я - маленький воробей.

я гибну, дети, спасите…

я летом всегда подавал сигнал,

чтоб сторож ворон с огорода гнал:

пожалуйста, помогите!

Сюда, воробей, сюда!

вот тебе, друг, еда,

благодарим за работу!

Я – дятел, пестрый такой.

я гибну, дети, спасите…

Все лето я клювом стволы долбил,

тьму вредных букашек поистребил.

Сюда, наш дятел, сюда!

вот тебе, друг, еда,

благодарим за работу!

Я – иволга. Иволга я.

я гибну, дети, спасите…

Ведь это я прошлом году –

чуть сумерки – пела в ближнем саду.

Сюда, певунья, сюда!

вот и тебе еда,

благодарим за работу!

4. Чтение учителем стихотворения Волжиной.

Всю ночь мела пурга,

До пояса снега!

Воробьям в пургу не рай –

Хоть ложись и помирай!

Воробей из-под стрехи

Затвердил свои стихи

На единственный мотив:

- Чуть жив!

- Чуть жив!

Я добрался до кормушки, Искрошил в нее горбушку.

Угостился воробей,

Зачирикал веселей,

Этой песни не забыть:

- Жив-жив! Буду жить

- Жив-жив! Буду жить!

- Объясните значения слов: стреха и горбушка.

- Так зачем устраивают птичьи столовые?

- Рассмотрим рисунок «На кормушке»

- Что видите?

- Перечислите всех птиц на кормушке.

- У кого есть кормушка для птиц дома?  Расскажите о своих наблюдениях за поведением птиц на кормушке.

- С делами наших работ созвучны строки стихотворения М. Пожаровой «Птичий домик» (читаем цепочкой)

У нас такой обычай:

Чуть выпадет снежок,

Дощатый домик птичий

Повесим на сучок. Ни зерен, ни травинок –

Голодная пора!

Блестят иголки льдинок,

Исчезла мошкара.

Но здесь, в саду за школой,

Среди седых ветвей,

Готов обед веселый

Для птичек и детей.

Над домиком дощатым

С утра немолчный гам

Как весело крылатым

Порхающим гостям!

Пшена и крошек хлебных

Отведать каждый рад.

От песенок хвалебных

Милей наш старый сад.

- Мы должны всегда помнить о бесприютных и голодающих. Об этом напоминает нам и В. Бианки «Лесная газета» стр366 (читаем)

- Вот такие домики помогут укрыться птицам от морозов, метелей. Вы можете сделать их сами. Надо только сильно захотеть. Они просты.

VI. Физкультминутка. «Танец маленьких утят».

VII.  _ А какова польза и значение птиц для человека?

  • 1). что дают нам птицы?
  • 2) большое значение их в деле борьбы с вредителями лесного и сельского хозяйства. Они уничтожают вредных насекомых и грызунов.

Полезны все птицы за очень немногим исключением. Вот несколько примеров:

1. Одна серая полевка уничтожает за лето 1 кг зерна.

  Одна сова съедает за лето 1000 серых полевок и мышей, значит, 1 сова сохранит за лето 1000 кг хлеба.

2. Синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама.

3. Розовый скворец съедает за день саранчи в три раза больше, чем вешает сам.

4. За месяц стая скворцов может съесть 100 тонн саранчи.

Много вредителей уничтожают птицы за то время, пока выкармливают птенцов.

1. Грач за раз приносит птенцам до 70 гусениц.

2. Пара синиц за гнездовой период может очистить от вредителей 40 яблонь.

3. Дятел за целый день 350 раз прилетает к гнезду и обязательно с какой нибудь                                            добычей.

Значит, чем больше мы сохраним птиц, тем зеленей будут наши леса, поля, богаче урожай.

  • 3) Велика роль птиц в распространении семян растений.

- Знаете ли вы, что многие птицы сеют лес? (Семена и косточки съеденных ягод не перевариваются при прохождении через кишечник птицы и разносятся затем в различные места. Замечено, что такие семена прорастают значительно быстрее.

Так дрозды разносят семена земляники, черники, брусники и рябины.

Свиристели- рябины, шиповника, можжевельника.

Клесты – ели и сосны.)

  • 4) Птицы – это и красота природы.

Мертвыми без птиц покажутся и лес, и поле, и парк.  Они изящны, красивы, иные обладают чудесным голодом.

- А для чего диких (лесных) птиц держат дома?

Любят люди птиц. О них сложены прекрасные стихи и песни, легенды и сказки, пословицы и поговорки:

1. Нет такой птицы, которая бы пела, да не ела.

2. Всякая птица своим носом сыта.

3. Птица и семечком сыто наедается.

4. Здоровое дерево дятел не долбит.

5. Где птица ни летает, а гнездо свое знает.

6. Не живет сорока без белого бока.

7. Кукушка кукует – по бездомью горюет.

Веселые озорные дразнилки о птицах:

Скок, сорока,

скок, сорока.

Слепа с ока,

крива с бока.

Ворон, ворон,

хвост обломан.

Хвост обломан,

нос окован.

Дрозд, дрозд,

прост, прост.

Кованый нос,

железный хвост

VIII. Предлагаю вам несколько логических задач.

  • Здесь (на экране) нарисованы носы трех разных птиц. Одна из них питается насекомыми, другая – зернами и ягодами, третья – зверьками и птицами. Как по носу узнать, какая птица чем питается?
  • Здесь нарисованы крылья двух птиц. Одна из них живет в лесной чаще, а другая – на больших открытых пространствах. У какой какое крыло?
  • Помогите птицам «отыскать» их ноги. Можешь ли ты определить по ногам, к каким условиям жизни приспособились эти птицы?
  • Какие это птицы? Догадайтесь, почему из так назвали?

IX. Домашнее задание.

- К следующему уроку постарайтесь найти ответы на вопросы, которые написаны на этом листе.

Знаете ли вы?

  • Какие птичьи тайны открывает нам листопад?
  • Вьют ли гнезда наши перелетные зимой на юге?
  • Все ли грачи улетают от нас на зиму?
  • Почему тушка мертвого клеста даже в тепле долго не разлагается?
  • Какие птицы ночуют, зарывшись в снег?
  • Почему нельзя трогать руками яйца в гнездах?
  • Детеныш еще не родился, а уж отдан на воспитание. У кого это?
  • В какое время года хищным зверям и птицам сытнее всего живется?
  • Собирают ли птицы себе на зиму корм?
  • Пользу или вред приносят человеку синицы зимой, когда все насекомые спят?
  • Зачем внутри скворечен под входным отверстием набивают треугольник?
  • Когда температура тела воробья ниже – зимой или летом?
  • С прилета каких птиц считаем мы начало весны?
  • Какая певчая птичка достает себе пищу, ныряя в воду под лед?
  • Чернее сажи, белее снега, выше дома, ниже травы.

Заместитель директора по УВР                                                                          Дубынина Г. В.

Директор МБОУ «СОШ № 3»                                                                            Безугленко В. Л.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Наши пернатые друзья Защитим родную природу Птицы зимой

Слайд 3

Е. Благинина написала вот такое стихотворение Морозы Морозы жестоки в этом году… Тревожно за яблоньку в этом году. Тревожно за Жучку: в ее конуре Такой же морозище, как на дворе. Но больше всего беспокойно за птиц – За наших воробышков, галок, синиц. Ведь очень уж холодно в воздухе им. Поможем ли мы беззащитным таким? Поможем! Их надо кормить и тогда Им будет легко пережить холода.

Слайд 4

стихотворение М. Пожаровой « Птичий домик» У нас такой обычай: Чуть выпадет снежок, Дощатый домик птичий Повесим на сучок. Ни зерен, ни травинок – Голодная пора! Блестят иголки льдинок, Исчезла мошкара. Но здесь, в саду за школой, Среди седых ветвей, Готов обед веселый Для птичек и детей. Над домиком дощатым С утра немолчный гам Как весело крылатым Порхающим гостям! Пшена и крошек хлебных Отведать каждый рад. От песенок хвалебных Милей наш старый сад.

Слайд 5

Зима – холодная и голодная пора года. Вспомним строчки из стихотворения С. Есенина: А по двору метелица ковром шелковым стелется, но больно холодна. Воробышки игривые, как детки сиротливые, прижались у окна. Озябли пташки малые, голодные, усталые, и жмутся поплотней. А вьюга с воем бешенным стучит по ставням свешенным и злиться все сильней.

Слайд 6

Птицы – это и красота природы. Мертвыми без птиц покажутся и лес, и поле, и парк. Они изящны, красивы, иные обладают чудесным голосом.

Слайд 7

Пословицы и поговорки 1 . Нет такой птицы, которая бы пела, да не ела. 2. Всякая птица своим носом сыта. 3. Птица и семечком сыто наедается. 4. Здоровое дерево дятел не долбит. 5. Где птица ни летает, а гнездо свое знает. 6. Не живет сорока без белого бока. 7. Кукушка кукует – по бездомью горюет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Птицы - наши друзья"

Каждый год в нашей школе проходит неделя экологии. В этом году наш класс представлял презентацию "Птицы наши друзья"....

Презентация "Птицы наши друзья"

Викторина по теме "Птицы наши друзья"...

Презентация к классному часу "Наши друзья витамины"

Презентация "Наши друзья витамины"...

Презентация по окружающему миру "Птицы наши друзья" для учащихся 1 класса

Презентация  "Птицы наши друзья" по окружающему миру для учащихся 1 класса к сценарию. В презентации фотографии птиц,  материал о подкормке птиц зимой....

Конспект внеклассного занятия по здоровьесбережению "Наши друзья- витамины". Презентация "Наши друзья- витамины"

Цель занятия:Развивать мотивацию здорового образа жизни.Сформировать отношение детей к витаминам, как жизненно-необходимым веществам.Закрепить знания об овощах, фруктах, ягодах как обязательном компон...