Открытый урок по речевой практике в 1 классе по теме "Зима.Признаки зимы"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Белопейская Ольга Ивановна

Задачи:

Образовательные:

·         познакомить ребят с зимними явлениями, научить их отличать признаки зимы;

·         научить школьников устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных; обогащать словарный запас учеников;

Коррекционно-развивающие:

- развивать вербальную память на основе упражнений в запоминании и воспроизведении;

- развивать речь воспитанников;

Воспитательные:

·         воспитывать чувство сопереживания, желание помочь животным в трудные времена.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx24.9 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: "Зима. Признаки зимы"

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить ребят с зимними явлениями, научить их отличать признаки зимы;
  • научить школьников устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных; обогащать словарный запас учеников;

Коррекционно-развивающие:

- развивать вербальную память на основе упражнений в запоминании и воспроизведении;

- развивать речь воспитанников;

Воспитательные:

  • воспитывать чувство сопереживания, желание помочь животным в трудные времена.

Тип урока: комбинированный

Основные дидактические методы:

  • проблемные методы обучения;
  • частично-поисковый;
  • объяснительно-иллюстративный;
  • принципы самоорганизации познавательной работы обучающихся.

Дидактические средства:

  • для учителя - презентация, фонограмма;
  • для учеников – индивидуальные карточки с заданиями, карточки настроения.

Оборудование:

  • ноутбук, проектор, экран

План урока:

  • Организационный момент.
  • Актуализация знаний и постановка проблемы.
  • Совместное "открытие" новых знаний.
  • Самостоятельное применение знаний.
  • Итог урока. Рефлексия.

Ход урока

I. Организационный момент.

Ночью в полях, под напевы метели.
Дремлют, качаясь березы и ели:
Месяц меж тучек над полем сияет, -
Бледная тень набегает и тает:
Мниться мне ночью: меж белых берез
Бродит в пушистом сиянье Мороз.

И.Бунин

(Учитель читает стих, на слайде появляется картина зимнего пейзажа Мороз Иванович) 

II. Актуализация знаний и постановка проблемы.

- Загадки от Мороза Ивановича подскажут вам тему нашего урока.

Щиплет щеки, щиплет нос,
Но не страшен нам
: (мороз)

Говорю я брату: - Ох!
С неба сыплется горох!
Отвечает старший брат:
-Твой горох ведь это
:(град)

На коньках я мчусь вперед, 
Под ногами крепкий
: (лед)

Стали звездочки кружиться,
Стали на землю ложиться,
Нет, не звезды, а пушинки, 
Не пушинки, а
: (снежинки)

Зимние каникулы!
Веселые деньки!
Нужны ребятам санки, 
Лыжи и
: (коньки)

Наступили холода,
Превратилась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым,
Перестал медведь реветь,
В спячку впал в бору медведь
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? 
(Зимой)

-С каким словом ассоциируются все отгаданные вами слова? (Со словом "зима")

- Какова будет тема нашего урока?

("Зима и животные зимой" и другие предположения детей. Учитель уточняет и открывает тему урока)

- Тема нашего урока "Зима. Признаки зимы" 

- Все отгаданные вами слова, как вы уже отметили, ассоциируются со словом "зима". 

- Каков главный вопрос нашего урока? Ваши предположения? (Предположения детей)

- А для чего нам это надо знать?

- Итак, цель нашего урока - познакомиться с зимними явлениями, научиться отличать признаки зимы, устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных.

- Много о зиме вам уже известно, повторим, что именно. Я знаю, что вы очень наблюдательные дети, когда гуляете, присматриваетесь к природе, окружающему миру, поэтому легко ответите на вопросы:

Почему зимой многие звери и птицы из лесной чащи жмутся к человеческому жилью?

(Потому что зимой около человеческого жилья им легче найти себе пищу)

Какие зимние месяцы вы знаете? (Декабрь, январь, февраль)

Кто еще из зверей спит? (Медведь, еж, летучие мыши)

Какие признаки зимы вы можете назвать? 

(Зимой природа надевает снежный наряд, реки и озера скованы льдом)

Признаки зимней погоды: становиться холоднее, небо чаще покрыто облаками, осадки выпадают в виде снега, дни становятся короче, а ночи длиннее

- Изменилась жизнь растений и животных?

- Как же связать все эти изменения? Какое из них главное?

(Стало очень холодно)

- С чем связано общее похолодание зимой?

(Солнце стало всходить поздно, заходить рано - поэтому света и тепла земля получает мало - дни стали короткими. За короткий день солнце не успевает прогреть воздух, и стоят холода)

III. Совместное "открытие" новых знаний.

Выполнение задания "Что встречаем - не встречаем зимой" 

Ученики должны обвести кружками разных цветов предметы, которые они встречают только зимой, в том числе зимой и не встречающиеся зимой.

Самостоятельная работа.

Проверка.

- Проверим, как вы выполнили задание. Отгадайте загадки и скажите, кружком какого цвета вы обвели этот предмет.

Меня не растили,
Из снега слепили,
Вместо носа ловко,
Вставили морковку.
Глаза - угольки, губы - сучки.
Холодная, большая,
Кто я такая?

(Снежная баба.  Ее встречаем только зимой, обвели синим кружком)

Вниз вершиной растет, вверх корнем растет.

(Сосулька, обвели синим кружком)

Две сестренки, две плетенки
Из овечьей пряжи тонкой.
Как гулять - так надевать.
Чтоб не мерзли пять да пять. (
Варежки)

Просмотр видеоролика "Звуки зимы" 

Обсуждение по вопросам:

- Какими словами можно охарактеризовать зимнюю погоду в лесу?

- Кто больше назовет звуков, нарушающих тишину природы, о которой говорилось в рассказе?

- Какие "разговоры" ведут птицы зимой?

Упражнение на развитие наблюдательности "Найди настоящую снежинку"

Беседа о снеге:

- Почему зимой выпадают осадки в виде снега? (Холодно)

- Снег - что это такое? (Замерзшая вода)

- Послушайте и скажите, о чем так говорят:

Светло-пушистая,
Искристая, белая,
Какая чистая,
Какая смелая! 
(Так говорят о снежинке)  

- Рассмотрите снежинки. Обведите снежинку, которая вам больше всего понравилась.

- Как образуются снежинки? Кто нашел дома ответ на этот вопрос?

- Послушайте рассказ "Летят снежные пушинки" В.Архангельского и узнаете много интересного об образовании снежинок.

Летят снежные пушинки.

Пришла зима.

С севера подул студеный ветер, и с неба посыпались снежинки. Кружатся в воздухе и падают на землю - одна красивее другой! Вот цветок с шестью лепестками; вот звездочка с шестью лучами; вот тончайшая пластинка с шестью гранями! Побывали ученые в облаках при снегопаде и увидели, как образуются снежинки. Под самолетом крупными хлопьями падал снег, а высоко-высоко в небе мелькали крохотные кристаллики льда. А как только льдинки опускались в тучу, они сразу же становились легкими, нежными снежинками. Маленькие льдинки в высоком небе - это замерзший водяной пар. Он есть повсюду в окружающем нас воздушном океане. Весной, летом, осенью пар превращается в капли дождя, а зимой - в снежинки. Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, и белые цветы и звезды обращаются в снежную пыль. А когда мороз несильный, снежинки скатываются в плотные белые шарики, и мы говорим тогда, что с неба падает крупа. Падая на землю, снежинки лепятся друг к другу и, если нет сильного мороза, образуются хлопья. Слой за слоем ложится снег на землю, и каждый слой сначала бывает рыхлый, потому что между снежинками содержится много воздуха.

Физкультминутка.

- Сейчас свершится волшебство. (Звучит вальсовая музыка)

Мы превращаемся в снежинки. Возьмите свои снежинки, которые у вас на парте. Двигайтесь в соответствии с характером музыки.

Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки - балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Встанем вместе мы в кружок
Получается снежок.
Мы деревья побелили -
Крыши пухом замели.
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли.
Налетел ветерок
И умчался весь снежок.

- А кто из вас знает, почему хрустит снег под ногами?

(Он хрустит оттого, что под тяжестью вашего тела ломаются звездочки и лучи)

Учитель читает текст

Идет зима, растут сугробы, и снежный покров постепенно становится плотным.

А тут еще пригревает солнце, ни на минуту не забывает о своей работе ветер. Иногда он налетает с юга и приносит оттепели. А когда после оттепели ударит мороз, то на снегу образуется тонкая твердая оболочка. Она называется настом

В такое время многим животным тяжело передвигаться по снегу и добывать корм. Лоси острой коркой снега режут ноги. С трудом выкапывают из-под наста мох и листья.

Зато зайчишке раздолье! Он по рыхлому снегу ходит, как в валенках, и почти не проваливается, а по насту мчится, как по паркету. И никто не может за ним угнаться.

Выполнение задания "Подумай и расскажи".

- Рассмотрите сюжетные картинки. Что случилось со снежной бабой.

(Ответы обучающихся)

Рассмотрите фотографию с изображением зимнего леса.

- Что вы видите? (Ответы детей) 

- Каковы особенности жизни деревьев зимой? Вспомните, что вы наблюдали во время экскурсии?

-Обратите внимание на то, что большинство деревьев стоит с обнаженными от листьев голыми ветвями, кажется, что растения спят глубоким сном, но это не совсем верно. Деревья почти спят, вернее, они дремлют, так как хорошо подготовились к холодам: под корой у них плотный пробковый слой, защищающий от холодов, почки покрыты чешуйками, за лето деревья накопили запасы.

- Но не все деревья сбрасывают листья.

(Учитель демонстрирует веточки сосны и ели, обучающиеся рассматривают веточки у себя на партах)

- Рассмотрите строение иголочек. Они покрыты восковым налетом. Поэтому им не страшен мороз.

Физкультминутка "Зима" (Под музыку)

Встали и представили, что мы с вами в зимнем лесу Мороза Ивановича.

Солнце землю греет слабо, (Руки вверх и вниз)

По ночам трещит мороз, (Руки на пояс, наклоны в сторону)

Во дворе у Снежной Бабы (Руки на пояс, поворот вокруг себя)

Побелел морковный нос. (Дети показывают нос)

В речке стала вдруг вода неподвижна и тверда, (Прыжки на месте)

Вьюга злиться, снег кружится, (Дети кружатся)

Заметает все кругом белоснежным серебром. (Имитируют движения руками)

Выполнение задания "Куда в зимнем лесу спрятались звери и птицы"

- Рассмотрите пейзаж зимнего леса

А лес стоит загадочный,
А лес стоит таинственный,
Безмолвна тишина:
Зверушек и пичужек -
Всех спрятала зима.

- Кто из вас быстрее определит, кого и куда спрятала зима в лесу?

(Ответы обучающихся, показ на экране)

- От кого прячутся звери и птицы?

- Какие трудности они испытывают зимой?

- Не только растения подготовились пережить холод. Многие птицы осенью улетели в теплые края.

- Вспомните, какие из них улетели?

- Почему птицы улетают?

(Птицы хорошо переносят холод, так как перья и пух очень теплая одежда, а птичья кровь горяча, что мороз птицам не страшен. Причина в другом - голод. Зимой исчезает большинство насекомых, и птицам становится все труднее добывать корм. И все-таки некоторые остаются зимовать.)

- Какие птицы остаются зимовать? 

- Почему зимой птицы чаще посещают города и села? 

- Как мы можем им помочь? 

IV. Самостоятельное применение знаний.

Игра "Крестики-нолики".

(Ученики на листочках отвечают на вопросы, ставя "+", если ответ правильный, "0", если ответ неверный)

Прячутся ли насекомые к зиме? (+)

Верно ли, что перелетные птицы не улетают в теплые края? (0)

Зимующими называются те птицы, которые остаются зимовать на родине. Так ли это? (+)

Ласточка, соловей, скворец - зимующие птицы? (0)

Нужно ли птиц подкармливать зимой? (+)

Верно ли, что птицы зимой не погибают от холода и голода? (0)

V. Итог урока. Рефлексия.

Слово учителя. 

Ни одно время года так не волшебно. Летом ли, весной, земля бодра, шумит жизнью листва деревьев, река катит свои неспокойные воды, луга кричат пестротой цветов, стрекотаньем и писком насекомых, птиц - все движется, все оживленно и тянется к солнечному теплу. Зимой иначе. Все живое упряталось в глубину земли, нор, щелей, дупл и спит, ожидая весны и солнца. Деревья обнажились, птицы улетели, а те, что остались, - не поют и летают зябко и неторопливо. И чародейка-зима дарит всей этой мертвой пустыне новую жизнь, "неподвижную, немую, чудную жизнь". Это жизнь сна, время необычно белой и тихой природы.

- Ребята, что нового вы открыли для себя на уроке?

- Что показалось вам наиболее интересным?

- Как бы вы оценили свою работу на уроке?

- С каким настроением вы заканчиваете урок?

Поднимите свои карточки настроения.

- Молодцы! Вы активно работали, быстро и точно выполняли задания, внимательно слушали своих одноклассников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс на тему Особенности планирования и проведения уроков "Речевая практика" 1 класс

В докладе представлен материал по  проведению уроков "Речевая практика" в 1 классе в образовательных организациях, реализующих АООП для обучающихся с легкой умственной отсталостью...

Конспект урока по предмету " Речевая практика" 4 класс. Тема" ПОЗДРАВЛЯЕМ, УЛАН-УДЭ!"

Разработка урока, посвященная 355 летию города Улан-Удэ. ...

Конспект урока по предмету Речевая практика 2 класс . Тема урока " С ДНЁМ РОЖДЕНИЯ! "

Конспект урока " С днем рождения!" составлен для обучающихся 2 класса ( вариант 1, вариант 8.3)...

Открытый урок по окружающему миру 2 класс "В гости к зиме"

Открытый урок по окружающему миру 2 класс "В гости к зиме"Проводился в расмках конкурса "Учитель года"...

Конспект урока по речевой практике в 4а классе на тему: «Русская народная сказка « Петушок- золотой гребешок»».

Конспект урока по речевой практике в 4а классена тему: «Русская народная сказка« Петушок- золотой гребешок»»....

Разработка открытого урока по окружающему миру 2 класс "В гости к зиме".

Разработка открытого урока по окружающему миру 2 класс "В гости к зиме"...

План-конспект открытого урока по речевой практике на тему: «Инсценирование сказки «Три поросёнка». 2 класс

Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Скопинская школа-интернат» Рязанской области      План-конспект открытого урока по речевой...