конспект урока по окружающему миру
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Кубаева Юлия Ивановна

конспект урока по окружающему миру

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nash_ugolok_prirody.docx76.42 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру
НАШ УГОЛОК ПРИРОДЫ.
ЖИВОТНЫЕ И РАСТЕНИЯ УГОЛКА ПРИРОДЫ

Цели деятельности педагога: создать условия для ознакомления с животными и растениями уголка природы, со способами выращивания растений из черенка, листа, семени, луковицы; способствовать развитию коммуникативных навыков.

Планируемые результаты образования:

Предметные: научатся описывать (характеризовать) отдельных представителей животного и растительного уголка природы, выполнять способы выращивания растений из черенка, листа, семени, луковицы.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Регулятивные: осуществление учебных действий – выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной форме.

Познавательные: общеучебные – осознанно строить сообщения в устной форме; предметные – знакомиться с животными и растениями уголка природы, со способами выращивания растений из черенка, листа, семени, луковицы.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; взаимодействие – формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы.

Личностные: самоопределение – осознают ответственность человека за общее благополучие.

Оборудование: загадки про животных уголка природы.

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы урока.

– Сегодня мы будем говорить о животных и растениях, которые живут рядом с нами.

II. Изучение нового материала.

1. Животные уголка природы.

– Как вы думаете, с какой целью человек разводит домашних животных, кормит их, строит им жилища? (Домашние животные приносят пользу человеку.)

– Из перечисленных названий животных выберите только домашних животных: лиса, лошадь, волк, медведь, утка, корова, коза.

– Почему человек разводит дома таких животных, как канарейка и черепаха? (Они радуют глаз, создают хорошее настроение человеку, украшают жильё и т. д.)

– Очень приятно просыпаться не под звон будильника, а под пение канарейки. Когда на душе «кошки скребут», то есть у человека плохое настроение, достаточно в течение 10–15 минут понаблюдать за рыбками в аквариуме – и настроение улучшится. А ещё, чтобы дети росли добрыми, заботливыми, внимательными, родители часто заводят в семьях морских свинок, черепах, хомячков, кошек и собак.

Сегодня мы поговорим об этих животных. Расскажите, у кого какие животные живут дома? (Рассказы детей.)

– Конечно же, не у всех есть животные. Кому-то не позволяют их иметь жилищные условия или ещё какие-нибудь причины, поэтому иногда в школах создаются так называемые «живые уголки», где поддерживаются условия для содержания животных. Дети могут прийти туда, чтобы посмотреть, пообщаться с животными.

Слайд 2. Для входа рисунка – щелчок по слайду.

– Чтобы завести дома какое-нибудь животное, надо как можно больше о нём узнать. Отгадайте загадку:

Посмотрите, дом стоит,

До краёв водой налит,

Без окошек, но не мрачный,

С четырёх сторон прозрачный.

В этом домике жильцы –

Все умелые пловцы.

                (Аквариум.)

– Аквариум («аква» по-гречески означает «вода») – искусственный водоём, предназначенный для содержания рыб и других водных животных и растений.

Расскажите, как создать аквариум. (Предположения детей.)

– Прежде чем заполнить водой новый аквариум и выпустить туда рыбок, его нужно хорошенько промыть водой комнатной температуры, затем наполнить и дать постоять 3–5 дней. После этого можно слить воду, ещё раз ополоснуть и только тогда приступать к насыпанию грунта и посадке растений. В качестве грунта можно использовать крупный речной песок, мелкий гравий, морскую гальку, которые заранее нужно промыть и прокипятить. Грунт укладывают по дну неравномерно – он должен быть выше у задней и боковой стенок и постепенно понижаться к передней стенке. Перед передней стенкой делают углубление, где будут скапливаться продукты жизнедеятельности рыб и улиток.

Растения лучше размещать кучками вдоль задней и боковых стенок. Воду в аквариум нужно наливать очень осторожно, стараясь не размыть грунт. Заселять аквариум рыбками лучше не сразу, а через 3–5 дней, чтобы растения успели укорениться.

Вот мы с вами и подготовили аквариум, там есть всё, что нужно для жизни рыб. Займёмся его обитателями.

– Каких аквариумных рыбок вы знаете?

Учащиеся рассказывают и показывают изображения рыбок.

Слайд 3.

Лабиоза – самая крупная представительница аквариумных рыбок. Родина лабиозы – Индия. В природных условиях они достигают 10 см, а в аквариумах – 7–8 см. Основной цвет – голубой. На теле выделяются 8–10 вертикальных красно-коричневых полос. Содержать рыбку несложно. Лабиозы очень пугливы, поэтому не надо к ним подсаживать агрессивных и подвижных рыб. Самка вымётывает до 1500 очень мелких икринок, которые самец собирает в гнездо.

Слайд 4.

Гуппи – один из наиболее распространённых и любимых видов аквариумных рыбок. С помощью человека гуппи распространились по всему земному шару. Длина тела самцов до 3 см, самок – 5 см. Окраска тела и плавников каждого самца индивидуальна и состоит из узора чёрных  и  цветных  пятен.  Есть  несколько  видов  гуппи.  Самки  имеют округлое брюшко и окрашены однотонно в серые и коричневые тона. Плавники прозрачны. Содержать гуппи может каждый, они очень неприхотливы.

Слайд 5.

Родина бойцовой рыбки (петушка) – Юго-Восточная Азия. Размер 6 см. Окраска однотонная красная, синяя, лиловая, зелёная, жёлтая, белая, чёрная или комбинация этих цветов. Самец крупнее и очень яркий, самка мельче, бледнее самца. Самка может откладывать до 600 икринок. В неволе рыбки живут до двух с половиной лет.

Слайд 6.

Тетра-фон-рио – рыба, которая прочно заняла своё место в аквариумах любителей. Рыбка привлекательна своей яркой окраской. Самцы гораздо ярче самок. Длина тела самок 4,5 см, самцов – 3,5 см. Рыбки очень миролюбивы. Самки откладывают до 600 икринок.

Слайд 7.

Лямиус. Самец лямиуса окрашен удивительно красиво. Бока покрыты косыми красными и зелёно-голубыми полосами. Такими же полосами покрыты плавники с красными точками, да ещё имеют красную кайму. Брюшные плавники похожи на усы. Самка выглядит скромнее. Эти рыбки обладают очень мирным характером, но крайне пугливы, и при малейшей опасности прячутся в зарослях. Любят, когда на аквариум падают солнечные лучи.

Слайд 8.

Неоновая рыбка относится к самым популярным обитателям аквариума. Эти амазонские красавцы привлекают прежде всего своей великолепной окраской. Спинка тёмно-зелёная, брюшко – желтовато-белое. Через всё тело идёт полоса, светящаяся зелёным «неоновым» светом. Самка откладывает до 400 икринок.

Слайд 9.

Золотая рыбка выведена китайскими селекционерами из разновидности обыкновенного серебряного карася. Ещё в середине Х века один из богатых любителей природы при содержании в своём пруду серебряных карасей обратил внимание на появившихся рыб с необыкновенной золотистой окраской. Впоследствии китайские рыбоводы путём длительного искусственного отбора вывели из них рыбок, названных золотыми. В Китае золотых рыбок любят до сих пор. Их содержат в вазах, наполненных водой, изображают на вышивках и инкрустациях. В городских парках рыбок можно видеть в огромных деревянных чанах, установленных вдоль аллей, или в белоснежных мраморных бассейнах.

Слайд 10.

– В настоящее время насчитывается более 20 разновидностей золотой рыбки – это вуалехвосты, телескопы, кометы. Некоторые формы были выведены в России. Например, бархатный телескоп – рыбка чёрного цвета с рубиново-красными глазами.

– Как  вы  думаете,  а  чем  питаются  рыбки,  чем  их  можно  кормить? (Ответы детей.)

– Обычно свой первый аквариум ребята устраивают так: поймают в пруду карасиков, возьмут стеклянную банку, положат туда песок, посадят растения, пустят улиток – аквариум готов. Но вот беда: оставят такой аквариум на солнце, вода нагреется – и погибнут карасики. Или положат карасикам так много хлебных крошек, что вода помутнеет и испортится. Поэтому, когда будете заводить рыбок, всегда помните, что аквариум – их дом. Рыбам в нём должно быть так же хорошо, как и в пруду, в речке, в озере. Надо точно знать, каких рыб чем кормить, каких улиток нельзя пускать в аквариум.

– Кроме аквариумных рыбок, дома можно содержать и других животных. Отгадайте загадки:

Птичка жёлтая поёт,

Дома в клетке живёт.

                (Канарейка.)

В клетке целый день сидит

И под нос себе твердит,

Но, услышав двери скрип,

Он кричит: «Филипп, Филипп!»

Кеше пить быстрее дай,

Кто же это? ... (Попугай).

В дальней он живёт сторонке,

Там, где речка Амазонка,

Птица эта – попугай,

Его имя отгадай.

                (Ара.)

Слайд 11.

Канарейка – одна из немногих полностью одомашненных птиц. Дикие её предки не отличались разнообразием форм, окраски и пения. Теперь любители вывели множество оригинальных разновидностей. Для содержания этих птичек необходима клетка. Канарейка радует человека своим пением.

Звучит запись «Голоса птиц. Канарейка».

Слайд 12.

Попугаи – очень красивые птицы. Существует множество видов этих птиц. Они легко переносят неволю и живут в клетке по нескольку десятков лет. Попугаи общаются друг с другом и резкими, громкими криками, и нежным щебетанием. Некоторые виды могут научиться подражать человеческой речи, повторяя отдельные слова и даже целые фразы.

– Отгадайте загадки:

В добротной избушке

Старушка живёт.

Порой на прогулку

Тихонько идёт.

То в зарослях бродит,

То выйдет к воде,

Хотя не выходит

Из дома нигде.

                  (Черепаха.)

И в море не купаются,

И нет у них щетинки,

Но все же называются

Они – морские … (свинки).

Я устраиваюсь ловко:

У меня с собой кладовка.

Где кладовка? За щекой!

Вот я хитренький какой!

                        (Хомяк.)

Физкультминутка

– Можно дома держать и черепаху, но она лучше всего чувствуют себя при температуре +18–20 °С. При более низкой температуре черепаха малоподвижна. Кормить её можно червями, сырым мясом, рыбой, живыми головастиками.

Слайд 13.

Морские свинки – это маленькие, очень симпатичные грызуны, завезённые к нам из Америки. Они неприхотливы в еде, быстро размножаются, но очень плохо переносят сырость, сквозняк, легко простужаются. Содержать их надо в светлом сухом помещении, в специальной клетке, которую необходимо убирать каждый день. Кормят их морковью, свёклой, сеном, овсом, отрубями. В пищу обязательно добавляют соль. Каждый день в клетку нужно ставить чистую воду.

Слайд 14.

Сирийские хомячки – толстенькие весёлые зверьки величиной с крупную мышь, с чёрными глазками и яркой пушистой шубкой. Резвятся они совершенно как кошки и собаки, но в отличие от последних они не кусаются, не грызут мебель, им можно позволять свободно бегать по комнате. Дом для них можно устроить в старом аквариуме или в большой стеклянной банке. Ухаживать за ними очень легко.

Работа по учебнику.

– Понаблюдайте за рыбками в аквариуме. Чем рыбы отличаются от других животных? Чем покрыто тело рыбы? Какую работу выполняют плавники и хвост?

– Понаблюдайте за хомячком. Какая у хомячка мордочка? Зачем хомяку усы? Почему этого зверька называют грызуном? Зачем ему защечный мешок?

2. Комнатные растения уголка природы.

– Расскажите о садовых растениях нашего края.

– Как люди ухаживают за растениями сада в разные времена года?

– А в каком саду цветы цветут даже снежной холодной зимой?

– Отгадайте загадку. О каком цветке в ней говорится?

По утрам мои цветки

Неказисты и мелки,

Зато ночью аромат

Наполняет целый сад!

                (Ночная фиалка.)

– Злая волшебница украла фиалку. Давайте поможем ей вернуться в сад и на подоконник.

– Послушайте сказку Б. Вовк «Чьи цветы лучше?».

«Заспорили когда-то времена года – у кого самые лучшие цветы? Притопнула своим каблучком Весна – и где снег лежал, ручейки зазвенели. Зазеленела трава. Земля покрылась подснежниками, ландышами, цветами мать-и-мачехи, анемонами, нарциссами…

– Мои цветы самые красивые, – говорит Весна.

– Нет, – возражает ей Лето. – Цветы у тебя и правда красивые, да только мои лучше!

Взмахнуло Лето шляпкой, сплетённой из солнечных лучей, и рассыпало, не скупясь, свои цветы повсюду. Ветер подует – звенят колокольчики. С душистого клевера собирает сладкий нектар шмель. Куда ни глянешь – везде васильки, иван-чай, гвоздики, настурции, ромашки…

Аж холодом повеяла от зависти Осень. И краски Лета поблёкли.

– Мои цветы не хуже, – так сказала Осень и повела багряным рукавом. Тут зацвели вереск, цикорий, гусиные лапки, хризантемы…

А что же Зима? Засыпала снегом и лес, и луг, и поле, дороги замела, запорошила крыши. Только не боится ни снега, ни мороза зимний сад. За стеклом оранжереи цветут бегонии, цикламены, орхидеи…

– Люди сад вырастили, а всё равно он зимний. Здесь цветы самые красивые, – хвалится Зима.

Так до сих пор и спорят времена года – у кого цветы самые лучшие».

– Как называются все растения, которые растут и цветут в зимнем саду? (Комнатные.)

– Сегодня мы познакомимся с комнатными растениями, с особенностями их жизни и с тем, как за ними ухаживать.

Как вы думаете, почему комнатные растения, несмотря на изменения в неживой природе, с наступлением зимы по-прежнему остаются зелёными и даже цветут? (Предположения детей.)

– Родина этих растений – жаркие страны, где круглый год лето, поэтому человек создаёт для них примерно такие же условия, как и летом.

Люди издавна украшали свой дом комнатными растениями, значит в первую очередь комнатные растения – источник красоты. А для чего ещё нам нужны комнатные растения? (Это источник здоровья, чистого воздуха, хорошего настроения, доброты.)

– В нашем классе очень много комнатных растений. Давайте познакомимся с ними поближе.

Послушайте стихотворение о комнатном растении и покажите горшок с этим цветком.

Слайд 15.

БАЛЬЗАМИН

Хрустит за окошком морозный денёк.

Стоит на окошке цветок-огонёк.

Малиновым цветом цветут лепестки,

Как будто и вправду зажглись огоньки.

Его поливаю, его берегу,

Его подарить никому не могу!

Уж очень он ярок, уж очень хорош,

Уж очень на мамину сказку похож!

                                Е. Благинина

– Бальзамин называют «огоньком» за яркие красные и малиновые цветки. А ещё в народе он получил шутливо-ласковое название «ванька мокрый» за свои прозрачно-водянистые стебли. Родина бальзамина – тропические леса Африки. Завезён в Европу в 1596 году. Неприхотливое, обильно цветущее растение. Из корней бальзамина делают жёлто-красную краску – хну. Бальзамин – светолюбивое растение, но не выносит прямых солнечных лучей.

Слайд 16.

АЛОЭ

Говорят – алоэ, алоэ… Интересно, что это такое?

Какое оно, алоэ – алое, голубое?

Доброе или злое? Маленькое или большое?

Хорошее или плохое?

Одного сослуживца папы буквально спасло алоэ.

А маминой лучшей подруге алоэ не помогло-э.

И вот я увидел алоэ на комоде у тёти Зои.

На комоде у тёти Зои в горшочке росло алоэ:

Зелёное, небольшое, но колючее и кривое.

                                                Б. Заходер

– Алоэ  –  вечнозелёное  многолетнее  растение  с  сочными  листьями (суккулент), распространён в диком виде в Африке, на Аравийском полуострове и острове Мадагаскар. В России алоэ известен как «столетник». Само название говорит о его чудесной силе продлевать людям жизнь, защищая от болезней. Его родина – юг Африки. В Африке это растение достигает 20 метров в высоту, а его листья – до 60 см длиной и 15 см толщиной! Листья у алоэ мясистые, зеленовато-сизые, сочные. Название «алоэ» переводится как «горький», потому что сок растения имеет горький вкус. Алоэ нетребователен к уходу: он любит светлое тёплое окно, свежий воздух, поэтому правильно будет расположить его под форточкой; ему нужен небольшой горшочек, редкий полив. Мякоть листа обладает целебными свойствами и используется при насморке, болезнях полости рта и дёсен, глазных болезнях, заболеваниях кожи, туберкулёзе, заболеваниях желудочно-кишечного тракта и крови.

Слайды 17–26.

– Среди комнатных растений нашего класса есть:

џ лекарственные – каланхоэ, гибискус, сансевиера, толстянка;

џ растения-барометры – калла («плачет» перед дождём);

џ растения-«пылесосы» – фикус, диффенбахия, папоротник нефролепис, традесканция, хлорофитум.

– У  нас  в  классе  несколько  хлорофитумов,  и  это  не  случайно, так как хлорофитум – лучший чистильщик воздуха. Он очищает воздух лучше, чем некоторые технические устройства. Одного растения хлорофитума достаточно для очистки воздуха на кухне. Учёные предлагают его для очистки воздуха в космических кораблях, где проветривание невозможно.

Слайды 27–29.

џ защищающие от радиоактивного излучения – кактусы;

џ ядовитые растения – молочай, олеандр, диффенбахия. На горшочки с этими растениями мы прикрепим знаки «Будь осторожен!».

– Давайте поиграем в игру «Угадай, кто я?». Отгадайте загадки и покажите цветы-отгадки на подоконнике в нашем классе.

џ Стоит мокрый Ванёк,

   А в кудрях – огонёк.

                        (Бальзамин.)

џ Что за хвост пошёл в рост:

   Не в пруду, не в речке –

   На окне, у печки.

                        (Сансевиера (щучий хвост).)

џ Лист горбочком, с желобочком,

   Шипы имеет, а ранить не умеет.

   Зато лечит нас в любой день и час.

                                        (Алоэ.)

џ Зелёный, в колючках,

   Похож на ежа,

   А цветки атласные,

   Белые, жёлтые, красные.

                        (Кактус.)

џ Комнатное растение, в народе называемое «бабьи сплетни». (Традесканция.)

џ «Рождественская звезда». (Пуансеттия.)

џ Растение  похоже  на  маленькое  дерево.  Листья  некрупные,  но толстые и гладкие. В народе его называют «денежным деревом». (Толстянка.)

џ Стебель растения не виден, но зато листья очень длинные, тонкие, вырезные, похожи на перья птицы. Молодые листочки на концах закручены. (Папоротник нефролепис.)

– Комнатные  растения  будут  красивыми,  здоровыми,  если  за  ними будет хороший уход. А для этого растения нужно поливать, чтобы они не засохли. Поливать надо аккуратно. Кто покажет, как нужно это делать? (По краю горшка или в поддон, под самый  корешок нельзя лить.)

– А какой водой нужно поливать? (Только комнатной температуры.)

– А  что  ещё  нужно  делать,  чтобы  помочь  растениям?  (Рыхлить почву.)

– А ещё нужно мыть и обрызгивать листочки. Весной цветы желательно пересаживать или подсыпать в горшочки землю.

– Итак,  назовем  правила  ухода  за  комнатными  растениями:

1. Поливай растения водой комнатной температуры. Кроме того, вода должна отстояться в течение нескольких часов. Летом цветы поливают вечером, зимой – утром.

2. Рыхли палочкой поверхность земли в горшочке, чтобы к корням поступал воздух. Будь осторожен – не повреди корни растения.

3. Вытирай пыль с крупных гладких листьев влажной тряпкой или губкой. Растения с мелкими листьями и листьями опушенными очищают от пыли мягкой кисточкой.

4. Осторожно срезай с растений сухие листья и веточки. Следи за чистотой цветочных горшков и подставок.

– Давайте составим схему по уходу за комнатным растением. Как мы ухаживали? Что сначала, что потом?

– Представьте, что мы с вами в ботаническом саду, где очень уютно, красиво и много растений. Сейчас мы с вами немного поиграем. У меня на столе стоят комнатные растения, которые вам уже знакомы. Вспомните названия этих цветов. (Колеус, герань душистая, герань зональная, традесканция, бегония Рекс, бегония пятнистая, папоротник, декабрист.)

– Ребята, что же общего у всех этих растений? (У них есть стебель, лист, цветок, корень.)

– Верно.  У  них  общее  строение.  А  что  разного?  (Окраска,  форма листьев.)

– Молодцы!  А  сейчас  я  предлагаю  вам  поиграть  в игру «Чего не стало».

Учитель убирает одно растение, затем усложняет игру, убирая 2–3 цветка.

Слайд 30.

– Давайте рассмотрим растения. Сначала поговорим о колеусе. Какого размера это растение?

– Это растение крупное. В народе его называют крапивкой. На что оно похоже? (На кустик.) Стебли прямые светло-зелёные, сочные. Листья овальной формы, пёстро окрашенные, по краю каёмочка, зубчатые. А как вы думаете, это растение цветёт? Я вам подскажу. Цветёт оно в том случае, если ухудшаются условия его содержания. Цветки некрупные, серовато-голубого цвета, собранные в кисть. Их надо обязательно удалять, чтобы растение не истощалось. Колеус быстро и легко размножается черенками. Через малое время после укоренения (2–3 месяца) черенок уже имеет вид взрослого растения. Колеус любит свет, и если ему его не хватает, то он бледнеет и вытягивается.

Слайд 31.

– А теперь рассмотрите герань зональную. Она тоже напоминает кустик. У этого растения прямой стебель, листья округлой формы, ярко-зеленого цвета. Герань обильно цветет. Цветки разного цвета – и розовые, и белые, и бордовые. Собраны в соцветие зонтик. Это растение тоже любит солнце и обильный полив.

Учитель нажимает на крестик – завершить показ.

– А вот и традесканция. На что она похожа? Да, тоже на кустик. Какой же стебель у неё? У традесканции не один стебель, а очень много, и они свисают с краев горшка. Значит, это растение вьющееся. На стеблях есть листочки зелёного цвета, гладкие, блестящие, овальной формы. Размножается традесканция черенками-стебельками.

– Давайте поиграем в игру «Магазин цветов». Я буду выполнять роль  продавца,  а  вы – покупатели.  Я  называю,  что  это  за  растение, и  «продаю».  А  чтобы  вы  могли  его  «купить»,  вам  надо  описать этот цветок.

Проводится игра.

– А теперь назовите отличительные признаки растения, доказывая, что оно относится к живой природе. Растение живое – оно питается, растёт, дышит, размножается; ему нужны свет, тепло. Составьте схему «Растения – часть живой природы».

    питается               растет          дышит    размножение   свет              тепло

– Что нужно для жизни растений? Выберите нужные карточки и составьте схему-модель.

     свет                   земля               вода                тепло                      воздух

III. Итог урока.

– Какие животные живут в школьном уголке природы? Как правильно за ними ухаживать?

– Сочините рассказ о каком-нибудь животном из школьного уголка природы.

– Для чего же нам нужны комнатные растения? (Забота о комнатных растениях делает человека добрее.)

…Ты должен над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

                                С. Вургун


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"

Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Страны мира" 2 класс.

Цель: «Введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию».Задачи: - достижение личностных результатов 1) формиров...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"

Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям  ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"

На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"...

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"...