Конспект урока окружающего мира "Страна городов" 4 класс УМК "Школа России"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Корнеева Лариса Анатольевна

На уроке предлагается работать в группах.

Три группы получают разные задания и должны представить один из городов Древней Руси по определённому плану.

Новгород, Киев, Москва.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir_4_klass._proekt_uroka.docx22.2 КБ

Предварительный просмотр:

Корнеева Лариса Анатольевна

МБОУ «СШ №9» города Смоленска

 

Урок окружающего мира в 4 классе

по теме: «Страна городов»

(по УМК «Школа России», автор А.А. Плешаков)

Тип урока: урок открытия нового знания. (По Л.Петерсон)

Цели урока:

познакомить с главными городами Древней Руси: Киевом, Новгородом и Москвой X–XI вв., познакомить учащихся с архитектурными памятниками Древнего Киева, Новгорода и Москвы; развивать умение выделять главное, устную речь, умения работать в группе;

воспитывать любовь к истории, чувство гордости за свою страну.

Оборудование: проектор, компьютер, физическая карта России, карточки с заданиями для групп, мультимедийная презентация с видами древней архитектуры Киева, Новгорода, Москвы, учебник «Окружающий мир» 2 часть автор А.А. Плешаков.

  1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Я рада нашей новой встрече,

Мне с вами интересно, друзья!

Интересные ваши ответы

С удовольствием слушаю я.

Мы сегодня будем наблюдать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошел каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

  1.  Проверка домашнего задания.

Учитель проводит опрос:

– Как было организовано управление в Древней Руси?

– Каковы заслуги князя Владимира?

– В чем значение принятия Русью христианства?

Проверить выполнение заданий в тетради.

     3. Целеполагание. Слайд с фотографиями городов.

    - Кто знает названия этих городов? (Ответы детей)

    - Сегодня речь пойдет о древних городах Древней Руси Киеве, Новгороде и Москве.

- Какие цели перед собой поставим? (Узнать памятники древних городов. Познакомиться с их историей. Узнать, где расположены эти города? Возле каких рек.)

4. Работа над новым материалом.

- Давайте вспомним, как жили древние славяне. Почему они жили племенами? Где они строили свои крепости? Такие крепости врагам взять было очень трудно. Такие посёлки-крепости стали называться городами, от слова «огораживать». В городах жили князья со своими дружинами, купцы и ремесленники.

1) Работа с учебником.

Рассмотри карту Древней Руси.

  1. Как на Руси появились города?
  2. Найди на карте (с. 41) города Киев и Новгород.
  3. Что ты можешь рассказать о них по карте? (На каких реках стояли, какие торговые пути проходили, около каких морей находились?)
  4. Слайд 3. Рассмотри схемы Древнего Киева и Древнего Новгорода.  Что объединяет эти города?

5. Физкультминутка

Чтобы строить города,

Много надо приложить труда:

Давайте лопатой поработаем,    

(Имитируют копание лопатой.)

Теперь себе похлопаем.            

Кирпич к кирпичику мы сложим,        

(Одна рука вытянута вперед ладошкой, другая пришлепывает, затем меняют руки.)

Стену здания так быстро сложим.        

Мы молодцы, ударно потрудились,  

Ласково друг другу улыбнулись.          

Дивитесь на дворец, друзья,

Вот какая красота!

Учащиеся выполняют упражнения за учителем.

6. Продолжение работы над новым материалом.

2) Работа в группах.  Используется материал учебника и дополнительный материал. Если есть возможность, можно использовать интернет-ресурсы.

1 группа – Древний Киев.

2 группа – Древний         Новгород.        

3 группа -  Основание Москвы.

Подготовьте рассказ о древнем городе по плану:

1.        Первое упоминание о городе

2.        Расположение и укрепление    городов (на какой реке стоит, какой торговый путь проходит)

3.        История - названия города.

4.        Архитектура городов

3) Выступления групп.

7. Домашнее задание.

С. 46–54. Ответить на вопросы «Проверь себя». Выполнить задание 2.

8. Итог урока. Продолжи предложение:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

Выставление оценок.

Учащиеся читают вывод на с. 53 учебника.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Задания для учащихся.

1 группа. Древний Киев.

Рассмотрите схему Древнего Киева на странице 47, прочитайте материал на странице 46-48. Подготовьтесь рассказать о Древнем Киеве.

  1. Первое упоминание о городе
  2. Расположение и укрепление    городов (на какой реке стоит, какой торговый путь проходит)
  3. История - названия города.
  4. Архитектура городов

Материал в помощь.

В русских летописях город Киев впервые упоминается в 860 году.
Своё название Киев получил по имени Кия - легендарного основателя города. Сохранилось летописное предания о Киеве. Кий и его братья Щек и Хорив были князьями у полян и основали три поселения, которые позже слились в один город, названный по имени старшего брата.

        Городу постоянно угрожали печенеги - воинственный народ. Поэтому город защищали валы, рвы, стены, башни. Войти в Киев можно было только через ворота: Лядские, Угорские, Львовские и Золотые. Главные Золотые - ворота получили такое название, потому что их створки были обиты золоченой медью. На этих воротах высоко над землей построили церковь, которая служила одновременно хорошим наблюдательным пунктом.

Украшением Киева был Софийский собор. По приказу Ярослава он был заложен в 1037 году и сохранился до наших дней, простояв уже почти тысячелетие.

2 группа. Древний Новгород

Рассмотрите схему Древнего Новгорода на странице 49, прочитайте материал на странице 48-50. Подготовьтесь рассказать о Древнем Новгороде.

  1. Первое упоминание о городе.
  2. Расположение и укрепление    городов (на какой реке стоит, какой торговый путь проходит)
  3. История - названия города.
  4. Какие ремёсла развивались в Новгороде.
  5. Архитектура города.

Материал в помощь

Известен Новгород с 859 года. Раскинулся по обоим берегам реки Волхов. Две его части соединял между собой широкий деревянный мост. За стенами Новгородского кремля блестели на солнце золотые купола собора, названного, как и в Киеве, в честь святой Софии. Собор построен в середине XI века.
        Напротив, Новгородского кремля располагалась торговая площадь города. Кругом нее теснились каменные амбары, в которых хранилось зерно, мука и разные товары. Везли их отовсюду. Пристани Волхова были густо уставлены кораблями и лодками, на которых приплывали гости из разных стран и городов.

3 группа. Древняя Москва.

Рассмотрите памятник Юрию Долгорукому на странице 54, прочитайте материал на странице 53-54. Подготовьтесь рассказать об основании Москвы.

  1. Первое упоминание о городе. Имя основателя.
  2. Расположение и укрепление    города (на какой реке стоит)
  3. История - названия города.

Материал в помощь.

Общепризнанная дата основания нашей столицы взята из Ипатьевской летописи: под 1147 годом в ней описывается встреча суздальского князя Юрия Долгорукого и черниговского князя Святослава Ольговича, происшедшая в Москове.

По указанию Долгорукого место на зелёном мысе, при слиянии двух рек - Москвы и Неглинной стало называться Москвой. В продолжение большей части XIII в. в Москве не было постоянного княжения. Лишь в поколении правнуков Всеволода III, по смерти Александра Невского в Москве является младший и малолетний сын его Даниил. Он стал родоначальником Московского княжеского дома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира 3 класс (Школа России)

Конспект урока окружающего мира по теме "Многообразие животных" + презентация...

Конспект урока. Окружающий мир. 1 класс. Школа России. "Как путешествует письмо"

Конспект составлен в соответсвии с требованиями ФГОС....

Конспект урока окружающего мира 3 класс "Школа России"

Конспект урока окружающего мира 3 класс "Школа России"...

Конспект урока окружающего мира «Города России. Проект» (УМК «Школа России», 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения выполнять проект; расширение знаний о городах России; воспитание чувства патриотизма, гордости за свою страну.Планируемые результаты:Предметные: знать: п...

Конспект урока окружающего мира 1 класс "Школа России" на тему:"Когда появилась одежда?"

Предлагаю конспект урока, презентацию и дидактический материал к уроку по окружающему миру....

Конспект урока окружающего мира «Города России» (УМК "Школа России" 2 класс)

Тема: «Города России» Цели деятельности учителя: формирование о достопримечательностях Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода.Задача урока (в рамках выпускной квалификационной ра...

Конспект урока окружающего мира 2 класс. Тема: "Россия на карте". УМК «Школа России».

Конспект урока окружающего мира 2 класс. Тема: "Россия на карте". УМК «Школа России»....