Конспект урока окружающего мира на тему: «ПТИЦЫ ОСЕНЬЮ»
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Давыдова Аида Карменовна

обобщения представлений о наиболее характерных признаках, по которым определяют наступление осени, ознакомления с понятиями оседлые птицы, перелётные птицы; способствовать развитию монологической речи, наблюдательности, умений сопоставлять, выделять и обобщать характерные признаки, явления; воспитывать бережное отношение к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_okruzhayushchego_mira_1_klass_na_temu.odt194.19 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 75 г. СОЧИ

 ИМ. ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА А.П. МАЛЫШЕВА

Конспект урока

 окружающего мира 1 класс на тему:
«ПТИЦЫ ОСЕНЬЮ»

Цели: создать условия для уточнения и обобщения представлений о наиболее характерных признаках, по которым определяют наступление осени, ознакомления с понятиями оседлые птицы, перелётные птицы; способствовать развитию монологической речи, наблюдательности, умений сопоставлять, выделять и обобщать характерные признаки, явления; воспитывать бережное отношение к природе.

Планируемые результаты:

Предметные: научатся описывать характерные признаки, по которым человек узнает о наступлении осени, представителей животного мира; устанавливать зависимости между изменениями в неживой и живой природе, определять понятия оседлые птицы, перелётные птицы.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Регулятивные: планирование – отбирать адекватные средства достижения цели деятельности; целеполагание – преобразовывать практическую задачу в познавательную, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; предметные – наблюдать явления наступившей осени, объяснять понятия оседлые птицы, перелётные птицы; логические – уточнять характерные признаки, по которым можно узнать о наступлении осени.

Коммуникативные: управление коммуникацией – аргументировать свою позицию и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; планирование учебного сотрудничества – задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.

Личностные: нравственно-этическая ориентация – проявляют любовь к животным и чувство ответственности.

Оборудование: символы  и  изображения  для  игры  «Знатоки»
(см. п. III, пп. 2), таблички с понятиями.

Сценарий урока

I. Повторение изученного материала.

Рассказы ребят о том, как животные края готовятся к зиме. Рассказ идёт от лица данного животного.

– Сегодня мы с вами продолжаем знакомиться с подготовкой животных к зиме.

II. Изучение нового материала.

1. Беседа о птицах.

– Прочитайте запись на доске:

Строгой зиме быть, коли птица дружно в отлёт пошла.

– Что здесь записано? (Это народная примета.) О чём она нам рассказывает? Что можно для себя отметить? (Есть птицы, которые с приходом холодов улетают в тёплые края.) Как называются птицы, которые каждый год с наступлением холодов улетают на юг? (Перелётные.)

На доске табличка: .

– Каких ещё птиц можно считать перелётными? (Это птицы, которые прилетают к нам из более холодных мест перезимовать.)

СПРАВКА. Снегирь. Первое время по прилёту птицы мало заметны, но, когда обнажаются деревья и ложится снег, их удивительно яркое – розовое с серым и чёрным – оперение бросается в глаза. Эти птицы очень любят ягоды рябины. На дереве они появляются молчаливой стайкой, степенно рассаживаются на ветвях и срывают ягоды. Правда, снегирей интересуют только семена. Кроме рябины, снегири любят полакомиться семенами клёна.

Свиристель. Сначала они летят небольшими стайками, а затем объединяются в более крупные. Нередко птицы появляются и на городских улицах, рассаживаются шумной стайкой на большом дереве, и в воздухе звенит их многоголосый хор. Но сколько прилетит свиристелей и как долго они у нас задержатся, зависит от урожая рябины, калины, шиповника, можжевельника. Если урожай ягод очень большой, то птицы проводят в средней полосе всю зиму. А вот  если год неурожайный, то свиристели надолго не задерживаются и пролетают дальше – на юго-запад.

– Все ли птицы улетают от нас осенью? (Есть птицы, которые остаются с нами.)

– Кто знает, как называются такие птицы? (Оседлые.)

На доске табличка: .

– Как вы считаете, в чём причина осенних перелётов птиц?

Учащиеся высказывают свои предположения.

2. Работа с учебником.

– Откройте учебник на с. 36. Прочитайте статью.

Чтение статьи учебника.

– Как вы думаете, почему птицы улетают именно в таком порядке?

 Если  учащиеся  будут  испытывать  какие-либо  затруднения,  то в помощь можно предложить текстовый и иллюстративный материал на с. 37.

– Итак, первыми улетают насекомоядные птицы, потому что им нечем себя прокормить – с наступлением первых заморозков исчезают насекомые, их основной корм. Последними улетают водоплавающие птицы, потому что водоёмы долго не замерзают и они могут ещё некоторое время доставать себе еду.

Мы с вами уже говорили, что у каждого из нас есть малая родина. А как вы думаете, где родина перелётных птиц? (Родина для птиц – то место, где они строят свои гнёзда и выводят птенцов.)

Физкультминутка

ВСТРЕЧА ПТИЦ

Руки подняли и покачали –

(Лёгкое покачивание руками, помахивание.)

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем –

(Садятся, руки за спину, потом на парту.)

Крылья сложили назад.

III. Закрепление изученного материала.

1. Беседа о бережном отношении к природе.

– Трудно приходится оседлым птицам в холода. Они нуждаются в нашей помощи. Как мы можем им помочь?

Высказывания-предложения детей.

Зимою птицы голодны,

Накормить мы их должны.

Зёрна и хлебные крошки

Поддержат их немножко.

Знают взрослые и дети,

Что за птиц они в ответе.

Просьба: жалейте птиц,

Они не оскорбятся жалостью.

Поймите птиц, пожалуйста.

Как жить зимой без червячка и мошки?!

Бросайте птицам крошки.

Помочь певцам, покуда вьюги не растаяли!

Ведь птицы гибнут стаями.

                                П. Елфимов

2. Игра «Знатоки».

– На доске символами обозначены две группы, на которые нужно распределить птиц: солнышко, прикрытое тучкой, будет обозначать перелётных птиц, а домик – оседлых. Ваша задача – распределить рисунки-изображения птиц по группам.

Можно эту работу провести фронтально, а можно распределить детей по группам и организовать соревнование.

3. Задание в рабочей тетради (с. 20).

– Раскрасьте квадратик около тех птиц, которые являются оседлыми.

IV. Итог урока.

 О чём мы с вами говорили сегодня на уроке? Какие открытия для себя сделали?

– Как вы считаете, что необходимо запомнить? О чём бы вы хотели рассказать сегодня дома? Какими знаниями поделиться?

Домашнее задание: рабочая тетрадь, с. 20; подготовить описание любой птицы так, чтобы её можно было узнать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок- игра по окружающему миру по теме ,,Птицы,, 3 класс

Урок-игра на повторение и обобщение знаний детей о птицах, их строении, повадках, среде обитания; формирование понимания важности заботы о природе....

Файнворды к проведению предметной недели по окружающему миру на тему "Птицы"

Файнворд содержит спрятанные в тексте названия птиц...

Констект урока по окружающему миру по теме "Птицы"1 класс

Конспект урока по окружающему миру по программе "Гармония" 1 класс...

Конспект занятия по разделу «Ознакомление с окружающим миром» на тему "Птицы"

Тема: Птицы.Обучающие цели:  упражнять детей в узнавании и правильном назывании птиц (перелётных, зимующих – осёдлых), закреплять знания об отличительных признаках птиц (окраска оперения, характе...

Учебно - методический комплект по окружающему миру на тему: "Птицы" 2 класс (конспект + презентация)

Учебно - методический комплект по окружающему миру на тему: "Птицы" 2 класс (конспект + презентация)...

Конспект урока по технологии. Тема: Птица счастья. Освоение техники оригами. Изделие: «Птица счастья» (2 класс).

Цели деятельности учителя: формирование у учащихся представление о птице счастья; освоение техники оригами.Планируемые результаты:Предметные:-знать: способы работы с бумагой: сгибание, складывание, пр...

Конспект для занятия в детском саду старшая группа (5-6 лет). Тема: "Птицы осенью. Кто остается зимовать"

Тема: «Птицы осенью. Кто остается зимовать?»Возраст: старшая группа (5-6 лет)Тип: комплексное занятие.Вид: занятие – путешествиеФорма: фронтальная          ...