Конспект урока по окружающему миру на тему: «Потребители и разрушители экосистемы леса»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Иосик Дарья Александровна

Потребители и разрушители экосистемы леса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon potrebiteli_i_razrushiteli_ekosistemy_lesa_1.doc96.5 КБ
PDF icon ekosistema_lesa.pdf1.43 МБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

Технологическая карта урока

Окружающий мир

                                                                                                                                                       

   

     Выполнила студентка: 43 группа

                                                                                                                                                  Иосик Дарья

                                                                                                                                                  Проверил: Лебедева Н. В.

                                                                                                                                              Отметка:

                                                                                                                                              Дата:

Челябинск, 2017 г.                          

Школа: № 42                                                                                                        

Класс: 3 «а»                                                                                                                

Кабинет: 16                                                                                                        

Дата: 22. 02. 2017

Конспект урока по окружающему миру на тему:

«Потребители и разрушители экосистемы леса»

Цель урока: 

Формировать целостную картину окружающего мира, через знакомство с потребителями и разрушителями экосистемы леса и их ролью в круговороте веществ экосистемы.

Планируемые результаты:

- Личностные:

Учатся развивать память и внимание; совершенствуют работу с текстом; учатся развивать навыки самостоятельной работы, коммуникативных навыков. Совершенствуют навыки самооценки учащихся. Воспитывают бережное отношение к природе и желание её охранять.

- Предметные: 

Познакомить учащихся с животными и растениями леса, их «профессиями» в экосистеме, взаимными приспособлениями друг к другу; учатся понимать значение круговорота веществ в природе; приводить примеры организмов разных профессий; называть, из чего состоит экосистема. Научатся объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.

Оборудование: презентация, учебник 3 кл., 1 часть (Школа 2100), карточки для самостоятельной работы.

Этапы, методы и приёмы.

Хронометраж

Содержание урока и деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Этап самоопределения к деятельности

 (Словесный: слово учителя)

1 мин.

Здравствуйте!

Прозвенел и смолк звонок.
Начинаем наш урок.
Можно за партой тихонько сидеть,

А можно отправиться в лес –
Чудеса посмотреть.

Начнем урок.

- Приветствовать учителя;

-Эмоциональный настрой на урок 

Регулятивные:

Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

Личностные: формирование положительной учебной мотивации.

2. Актуализация знаний и мотивация

Метод – словесный

Прием – подводящий диалог.

5 мин.

– Какие экосистемы вы знаете? (Озеро, болото, луг, лес.)

Какую экосистему вы начали изучать?

Дети. Экосистему леса.

– Расскажите о них. Чем каждая из них отличается от других?

Рассказывают об отличительных особенностях изученных экосистем.

– Что с ними происходит со временем? (Озеро превращалось в болото, которое зарастало и превращалось в луг, который превращался в лес.)

– В чём причина их неустойчивости? (Причина этих превращений – незамкнутый круговорот веществ.)

– Какие связи существуют между живыми организмами в сообществе? (Цепи питания.)

– Почему производители не могут жить без потребителей? (Потребители помогают производителям расселяться, а также их опыляют.)

Кто главные производители леса?

Дети. Главные производители леса – деревья.

Учитель. Из каких частей состоит дерево?

Дети. У дерева есть корень, ствол, крона с листьями.

Учитель. Какую роль они играют для дерева (Корни не дают дереву упасть, добывают воду и минеральные вещества. Ствол удерживает крону с листьями. Внутри него находятся сосуды, по которым вода с минеральными веществами поднимается вверх, а органические вещества спускаются вниз. Листья производят органические вещества и кислород).

Вспоминать тему прошлого урока, отвечать на вопросы

Р.- Принимать и сохранять учебную задачу

Р.- Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

                                                                    К.- Аргументация своего мнения и позиции  

П.- Определение основной и второстепенной информации

3. Постановка учебной задачи

Метод – словесный

Прием – беседа.

5 мин.

– Леса на нашей планете представлены разными видами. Опишите их. (Рассказывают о разных видах лесов: тайга, лиственные, дубрава, другие.)

Игра «Назови дерево».

Учитель показывает гербарий с листьями деревьев (включая ветви хвойных деревьев) и просит определить, что это за деревья.– О каких организмах вы рассказывали? Как назвать их одним словом? Какую роль растения играют в лесу? (О растениях. Растения являются производителями.)

–  Почему вы не упомянули животных? Может быть, они в лесу не так важны? 

–  На какой вопрос мы должны будем ответить в течение урока? (Какова роль животных в экосистеме леса?)

 – Давайте проведём исследование, чтобы ответить на вопрос урока.

Вспоминать виды деревьев

Отвечать на вопросы. Определять тему и задачи урока.

Коммуникативные: формирование умения строить речевое высказывание в устной форме.

Регулятивные:

умение ставить  учебную задачу; развивать логическое  мышление. Личностные: формирование учебно-познавательного  интереса  к новому материалу и способам решения  новой  учебной  задачи.

4. Открытие нового знания

Метод – словесный, прием – рассказ, беседа, описание, ответы на вопросы.

(Практический : первичное знакомство с текстом)

 10 мин.

– Рассмотрите рисунок на с. 62 и ответьте на вопрос к нему.

Представляют различные цепи питания.

Вы сейчас говорили о том, что лес – это не только деревья, но и животные. Рассмотрите рисунок. Что на нём изображено?

Дети. Изображены обитатели леса и цепи питания, их объединяющие.

Учитель. Что обозначают стрелки?

Дети. Передачу органических веществ.

Учитель. Назовите состав одной из цепей питания, изображенных на рисунке.

1-й ученик. Ель → жук-усач → дятел.

2-й ученик. Дуб → мышь → куница.

3-й ученик. Ель → белка → куница.

4-й ученик. Жук-усач → дятел → ястреб.

Учитель. Почему вы говорите, что на рисунке изображены цепи питания, а не круговорот веществ?

Дети. Круговорот – движение веществ по кругу.

Учитель. Кого не хватает, чтобы замкнуть круговорот веществ?

Дети. Нет разрушителей («мусорщиков»), которые перерабатывают мёртвые организмы.

Какие вещества образуют разрушители?

Дети. Они образуют минеральные вещества, необходимые растениям.

Учитель. Смогут ли деревья жить без других обитателей леса?

Дети. Нет, не смогут, потому что не будет осуществляться круговорот веществ.

– Итак, какова роль животных потребителей? (Потребители участвуют в круговороте веществ.)

– Только ли в этом заключается их роль? Хотите узнать ещё? (Да.)

– Короеды. Что о них знаете? Почему так названы? Рассмотрите коллекцию. (Наверно, это животные, питающиеся корой.)

– Что произойдёт с растениями, если короед поселится на:

  1. молодом, здоровом растении;

  2. старом, больном растении.

– Давайте проверим наше предположение по учебнику, с. 63. (Короеды ускоряют круговорот веществ в экосистеме.)

– А может, ещё они выполняют какую-то роль? Давайте продолжим исследование. (Животные, например, птицы, регулируют круговорот веществ.)

– Прочитайте текст на с. 63. Выделите ключевое слово. Как мы можем ответить на вопрос урока? (Животные экосистемы леса регулируют круговорот веществ.)

– Какое это животное? (Показать рисунок дождевого червя.) Узнаёте? Какую роль он играет в экосистеме? Кого из разрушителей вы ещё знаете? (Дождевой червь в экосистеме выполняет роль разрушителей. Микроорганизмы, грибы.)

– В каких условиях живут разрушители? (Им необходимы питательные вещества, влага.)

– Вы все бывали в лесу. А какие условия в нём? Что заметили? (В лесу влажно.)

– А если условия леса благоприятны для жизнедеятельности разрушителей, то как их деятельность отразится на круговороте веществ? Какой он будет? (Разрушителей в экосистеме будет много, и они справятся со своей работой. Значит, круговорот будет замкнутым.)

Каких обитателей леса мы слышим, но не видим?

Дети. Птиц.

Учитель. Какие отношения существуют между деревьями и птицами?

Дети. Птицы гнездятся на деревьях, питаются их семенами и плодами, поедают насекомых, которые живут на деревьях.

3. Работа по учебнику.

Учитель. Прочитайте рассказ о роли птиц в экосистеме леса.

Учитель. Какую роль играют птицы в экосистеме леса?

Дети. Они регулируют количество насекомых в лесу.

Какие «мусорщики» живут в лесной экосистеме?

Дети. Грибы, дождевые черви, микробы.

– Что можно сказать об экосистеме леса? Сделайте вывод. (Лес – устойчивая экосистема).

– Какой был вопрос урока? Как мы на него ответим? (Животные, являясь потребителями, регулируют круговорот веществ в экосистеме леса.)

– Какова была тема урока? (Потребители и разрушители лесной экосистемы.)

Отвечать на вопросы учителя.

Высказывать свои предположения.

Читать текст.

Решать проблему урока.

Описывать рисунок.

Отвечать на вопросы.

Приводить примеры.

Сравнивать

Подводить итоги.

Р.- Принимать и сохранять учебную задачу

К.- Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

К.- Формулировать ответы на вопросы учителя и других обучающихся;

Р.- Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

К.- Формулировать ответы на вопросы учителя и других обучающихся;

5. Физ. минутка.

3 мин.

Давайте немного отдохнем. Повторяйте движения.

Отдохнули, теперь вернемся к теме нашего урока.

Повторять движения.

6. Первичное закрепление

Метод практический – упражнение.

5  мин.

Работа в рабочей тетради.

Заполните таблицу. На прошлом уроке вы вписали лесных производителей. Теперь заполните графу «потребители».

Дети. Жук-усач, жук-короед, сойка, дятел, ястреб, мыши, белка, куница, заяц, волк, лиса, лось, медведь и другие. (Вписывают в таблицу.)

Учитель. Всех обитателей экосистемы леса вы записали?

Дети. В графу «разрушители» нужно дописать: микробы и дождевые черви.

Самостоятельно выполнять задания в рабочей тетради.

Приводить примеры.

Р.- Принимать и сохранять учебную задачу                                                                

К.- Формулировать ответы на вопросы учителя и других обучающихся;

7. Самостоятельная работа с самопроверкой

(Практический: самостоятельное чтение, работа с текстом)

Словес. монологические высказывания уч-ся.

10 мин.

 Написание проверочной работы.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

Возможные ответы на задания проверочной работы № 7.

Вариант 1. 1) Необходимый уровень. Производители: ель, берёза, дуб. Потребители: белка, дятел, мышь, ястреб, лось. Разрушители: дождевой червь, микробы, белый гриб. Повышенный уровень. На схеме в верхнем ряду слева – производители, справа – потребители, внизу – разрушители. Синие стрелки – органические вещества, белые – минеральные. Максимальный уровень. Сойки прячут жёлуди на зиму и помогают дубу расселяться. Деревья лучше, чем травы, перехватывают солнечные лучи. Жуки-короеды разрушают старые деревья и освобождают молодым растениям место. Лесные птицы потребляют размножившихся выше нормы насекомых и спасают деревья.

Вариант 2. 1) Необходимый уровень. Производители – сосна, дуб. Потребители – куница, мышь. Разрушители – грибы, микробы. Повышенный уровень. Ель – белка – ястреб (или любые другие обитатели леса). Стрелка – передача органических веществ. Максимальный уровень. Лесная птица, помогающая дубу расселиться, – сойка. Съедобный лесной разрушитель – гриб. Многолетнее растение с крупным твёрдым стеблем, которое называют стволом, – дерево. Лесной потребитель, запасающий орехи и грибы, – белка. Мелкие животные, повреждающие кору деревьев, – жуки-короеды, древоточцы и др.

Работать самостоятельно.

Анализировать выполненную работу.

Р.: 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать

предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

К.- Умение донести свою позицию до других: Оформлять свою мысль в устной речи.

       

8. Д\з

Читать текст на с. 62–65, вопросы на с. 64.

Слушать информацию о домашнем задании

9. Итог урока. Рефлексия деятельности

Метод –Словесный;

Прием -постановка обобщающих вопросов, возвращение к цели урока, обобщение.

Составление обобщающего ответа.

3 мин.

– При каких условиях лес долго будет устойчивой экосистемой?

– Над какой проблемой мы работали сегодня? Что важного вы узнали?

– Какую работу мы сейчас выполняли?

– Чему научились?

– Кто с ней справлялся легко?

– Кому пока было трудновато?

– Кто или что вам помогло справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

– Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

– Какую бы отметку вы себе поставили?

Обобщать изученное.

Подведение итога урока;

Оценивать себя и сложность изученной темы;

Познавательные: 

строят речевые высказывания.

Коммуникативные: умение излагать свое мнение.

Личностные:

Участие в подведении итогов урока.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру на тему "Невидимые нити в зимнем лесу" 2 класс "Перспектива"

Тип урока: изучение нового материалаЦели урока: продолжить формирование знаний о связях в природе, учить выявлять эти связи в зимнем лесу на конкретных примерах;  воспитывать интерес к предмету, ...

Конспект урока по окружающему миру на тему: «На воде и в лесу»

Конспект урока по окружающему миру на тему: «На воде и в лесу»...

Урок окружающего мира, 3 класс. Тема «Потребители и разрушители экосистемы леса»

Данный материал будет полезен для учителей начальных классов.  На уроке учащиеся совместно с учителем составляют "Фишбоун", который заполняют по ходу урока. Работа организуется по текст...

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Невидимые нити в зимнем лесу"

Цели урока: продолжение формирования знаний о связях в природе, умение выявлять эти связи в зимнем лесу на конкретных примерах.Программа "Перспектива"...

Урок окружающего мира (ОНЗ) в 3 классе по теме "Потребители и разрушители экосистемы леса".

На данном уроке учащиеся знакомятся с потребителями и разрушителями экосистемы леса, их ролью в круговороте веществ экосистемы, раскрывают взаимосвязь организмов, при которой лес будет устойчивой экос...

Конспект урока по окружающему миру по теме: "Невидимые нити в весеннем лесу" (2 класс, УМК "Перспектива")

Тема: «Невидимые нити в весеннем лесу»Цели деятельности учителя: ознакомление с взаимосвязями в весеннем лесу.Планируемые результатыПредметные:Знать-названия птиц, зверей, деревьевУметь-оп...