ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ НА ТЕМУ: "ЭКОНОМИКА И ЭКОЛОГИЯ" в 3 классе ( УМК "Школа России")
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Плаксина Ирина Михайловна

УРОК БЫЛ ПРОВЕДЕН В РАМКАХ КОНКУРСА "УЧИТЕЛЬ ГОДА 2017"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekonomika_i_ekologiya.docx609.06 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-исследование в 3-ом классе

по теме : "Экономика и экология"

Всероссийский конкурс "Учитель года 2017"

  1. Ф.И.О. учителя:  Плаксина Ирина Михайловна
  2. Класс: 3-д
  3. Дата: 12 апреля  2017 года
  4. Предмет: окружающий мир
  5. Место и роль урока в изучаемой теме: 11 урок раздела "Чему учит экономика?".
  6. Тип урока: изучение нового материала, .исследование
  7. Организация пространства: групповая  работа, фронтальная работа.
  8. Методы: словесные, частично-поисковые, объяснительно-иллюстративные с использованием элементов исследовательской деятельности
  9.  Ресурсы:
  • Персональный компьютер, экран, интерактивная доска
  • Зрительный ряд - мультимедийная презентация урока  «Экономика и экология».  
  •  Картинки и фотографии с изображением экологических катастроф.
  • Карточки-опоры (этапы исследования)
  • Карточки для работы в группе
  • Видео "Земля - наш дом", "Экологические проблемы Земли", "Год экологии".
  • Фонограмма песни «В траве сидел кузнечик»
  • Учебник (3 класс)  А.А.Плешакова «Окружающий мир», рабочая тетрадь
  • Фломастеры

Цели и задачи.

Учитель:

   - организовывает понимание задач экологии, двух сторон экономики;

   - создаёт проблемную ситуацию, выводящую уч-ся на изучение нового материала;

   -осуществляет анализ веществ с выделением существенных признаков;

   - организовывает учебный процесс для продуктивной коммуникативности.

Дети:

   - знакомятся с задачами экологии и двумя сторонами экономики;

   - совершают умение использовать в работе ранее полученные знания и делать выводы, опираясь на собственные наблюдения.

Пояснительная записка

Применение ИКТ в данном уроке актуально и значимо, так как:

  • способствует развитию у обучающихся эффективных функций и психологических процессов;
  • развивает все типы каналов сенсорного восприятия информации, ассоциативную память обучающихся;
  • позволяет расширить словарный запас;
  • повышает познавательную активность;
  • позволяет регулировать объём и скорость выводимой информации с помощью компьютерного моделирования;
  • способствует эффективному запоминанию информации.

Применение исследовательской деятельности значимо и актуально, так как способствует формированию:

  • самоконтроля и самооценки
  • целеполагания, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции, оценки, волевой саморегуляции
  • умений ставить цель и планировать свою работу
  • сотрудничества, постановки вопросов, разрешения конфликтов, управления поведением партнера и умения выражать свои мысли
  • задавать вопросы
  • умений доказывать и защищать свои идеи
  • выбора наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
  • умений и навыков наблюдения; проведения экспериментов
  • умений давать определение понятиям; классифицировать;
  • умения делать выводы и умозаключения выдвигать гипотезы умение видеть проблемы

Применение игровой  деятельности применима на этом уроке, так как :

  • игра мотивирует, стимулирует и активирует познавательные процессы школьников - внимание, восприятие, мышление, запоминание и воображение;
  • игра, востребовав полученные знания, повышает их прочность;
  •  одним из главных достоинств является повышение интереса к предмету практически у всех учащихся в классе;
  • посредством игры задействуется “ближняя перспектива” в обучении;
  • игры позволяют развить специальные способности учащихся к знаниям истории: историческую память учащихся, в первую очередь на исторические факты, явления, представления; способность к ретроспективному мышлению, к мысленной реконструкции картины исторического мышления; способность к историческому сопереживанию;
  • игра позволяет гармонично сочетать эмоциональное и логическое усвоение знаний, за счет чего учащиеся получают прочные, осознанные и прочувствованные знания.

Планируемые результаты:

Предметные:
Исследовать,  как сказывается на жизни людей достижения науки и техники; чем они полезны, чем плохи и какие опасности таятся в их использовании.

Обобщить знания по экологии.

Предложить детям представить свой вариант помощи природе и сравнить его с материалами учебника.

Развивать речь, внимание, память, логическое мышление детей через установление причинно- следственных связей, сравнение, эксперимент и исследовательскую деятельность.

Воспитывать бережное отношение к природе, заботу о природе.

Метапредметные: 
регулятивные – овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления;
познавательные – освоить способы решения проблем творческого и поискового характера; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, классификации по признакам;
коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Личностные:
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

Сценарий  урока:

I. Организационный момент

Учитель проверяет готовность учащихся к уроку, создает эмоциональный настрой
       Друзья мои, я очень рада войти в приветливый ваш класс

И для меня уже отрада вниманье ваших  умных глаз,

Я знаю каждый в классе гений, но без труда урок не впрок,
              Скрестите шпаги ваших мнений, мы вместе сочиним урок.

-Дорогие мои  друзья, я приглашаю вас  на урок окружающего мира.

- Поставьте себе оценку, которую вы предполагаете получить.

II. Актуализация знаний

        Учитель создает эмоциональный настрой с помощью видео "Земля - наш общий дом", обеспечивает первичное восприятие и осмысление новой темы с помощью загадок, прикрепляет на доске рисунок с изображением насекомого.

III. Постановка учебной задачи

        Учитель: - Кто увидел противоречие в фильме? Какое? Что показано вначале? А во второй половине?(Ответы детей:)

        Учитель: - Сегодня на уроке мы поговорим с вами о роли природы в жизни человека и о роли человека в жизни природы. Подумаем, с какой проблемой он столкнулся в результате своей деятельности.

 И попробуем ее  решить на нашем уроке.

        Учитель: - Но сегодня у нас не просто урок, а научное заседание. Все вы маленькие учёные, и вам предстоит сделать несколько важных для себя открытий. Мы проведем урок-исследование .

        Тема исследования совпадает с темой урока "Экономика и экология".

Я предлагаю в теме урока между словами «экономика», «экология» поставить соединительный союз И. Ведь обе эти науки важны.

        Для начала мы с вами повторим понятия и термины, которые нам пригодятся в работе.

Игра "Подбери слово"

Экономика - это ...

Экология - это...

Окружающий мир - это ...

Экологическая катастрофа - это...

Экологический прогноз - это...

Экологи - это...

1. ЭКОНОМИКА         Хозяйственная деятельность людей

2. ЭКОЛОГИЯ Наука о связях между живыми существами и окружающей их средой.

3. ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА Все , что окружает живое существо и с чем оно связано .

4. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КАТАСТРОФА  Событие, ведущее к трагическим последствиям в природе

5. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОГНОЗ Научное предсказание о природе.

6. эколог Специалист, который разрабатывает  меры для уменьшения существующего и возможного вреда природе.

Молодцы!

        Прежде чем начать свое исследование, давайте познакомимся с понятием  "гипотеза".

        Гипотеза – это  предложение, рассуждение, догадка, ещѐ не доказанная и не подтверждѐнная опытом.

        Гипотеза нашего исследования звучит так:

 "– Все отрасли экономики в той или иной степени приносят не только пользу, но и вред окружающей среде."

        Исследовательская лаборатория №1 выдвигает гипотезу - "Думаем, что добывающая отрасль приносит не только пользу , но и вред".

Вы должны будете ознакомится с информацией по этой теме, и подтвердить , что это так или опровергнуть гипотезу.

        Исследовательская лаборатория №2  выдвигает гипотезу - "Возможно, что энергетическая отрасль экономики приносит не только пользу, но и вред."

Вы должны будете ознакомится с информацией по своей теме и также - либо подтвердить гипотезу, либо опровергнуть ее.

        Исследовательская лаборатория №3  выдвигает гипотезу - "Предполагаем, что химическая отрасль приносит не только пользу, но и вред ".

        Вы должны будете ознакомится с информацией.

Цель исследоания

IV. Открытие новых знаний

1.. Работа с карточкой исследователя по группам (записывают пользу все).

Химия – это наука о веществах. Химическая промышленность производит множество веществ, которые используются в быту и в хозяйстве страны: соду, стиральные порошки, моющие средства, пластмассы, лаки краски и многое другое.

ЭНЕРГЕТИКА - Эта отрасль промышленности производит электрическую энергию. Без электричества остановились бы фабрики и заводы, в каждой квартире погас бы свет, выключились электроприборы.

  2. Работа с текстами и карточками исследователя (записывают вред все).

        №1 - текст в учебнике (с.79), доп. материал;

Какими свойствами обладает нефть? (Показ образца нефти) (масленичная, темно-бурая жидкость, легче воды). Воздух  и солнечные лучи не проходят в глубины, поэтому гибнут водоросли, моллюски, рыбы и крабы. Но хуже всего чайкам, уткам и гагарам. Садясь на воду, они уже не могут взлететь, потому что нефть склеивает их перья. Птицы гибнут тысячами.

        №2 - текст в учебнике (с.81);

        №3 - дополнительный материал.

        

V.Физкультминутка.

Жил-был старик со старухой у самого синего (Нашего Черного моря. Ловил старик неводом рыбу 30 лет и три года. Забросил старик невод и вытащил…..Впрочем, эту сказку знают все, это было в стародавние времена. А если бы закинул старик свой невод сегодня, то пришел бы невод не только с тиною морскою, …… (учащиеся добавляют: ржавыми банками, битыми бутылками, рваными полиэтиленовыми пакетами) и с одною рыбкой, но не золотою, а «нефтяною». Молвит рыбка голосом человеческим: «Не отпускай ты меня в грязное море, а посели, в аквариум с чистой водой.

-Почему рыбка не желает жить в море? Что послужило причиной ее превращения из золотой в «нефтяную»? (Учащиеся высказывают свои предположения).

VI.Опыты

Какими свойствами обладает нефть? (Показ образца нефти) (масленичная, темно-бурая жидкость, легче воды). Воздух  и солнечные лучи не проходят в глубины, поэтому гибнут водоросли, моллюски, рыбы и крабы. Но хуже всего чайкам, уткам и гагарам. Садясь на воду, они уже не могут взлететь, потому что нефть склеивает их перья. Птицы гибнут тысячами.

VII. Работа с понятием "экологический прогноз"

1. Работа с учебником (с.82-83);

2. Задание "Сделай прогноз, предложи решение"

№1

. В процессе производства на химическом предприятии МОЖЕТ произоЙТИ  выброс в атмосферу И В ВОДУ ОПАСНЫХ ВЕЩЕСТВ.. Причиной аварии МОЖЕТ БЫТЬ  нарушение технологического процесса.

- Вывод: на трубы надо ставить фильтры, которые задерживают различные примеси.

Около предприятий высаживать зелёные насаждения, так как они поглощают пыль и снижают шум.

№2

Гусеницы машин уничтожают растительность и уродуют почву, оставляя на ее поверхности незаживающие раны. При строительстве дорог, трубопроводов и промышленных сооружений уничтожается лес, нарушаются пути миграции оленей, засыпаются ручьи – места нереста рыб. Если не изменить методы строительства, то через 20 лет можно ожидать новую экологическую катастрофу

№3

Аральское море до усыхания являлось четвертым по площади озером в мире после Каспийского моря. Его обмеление началось в 1960-х, когда Минсельхоз СССР стал забирать большую часть стока Сырдарьи и Амударьи в каналы, орошающие хлопковые и рисовые поля на территории Узбекистана и южного Казахстана. В результате море значительно отступило от своего берега, и обнажилось дно, покрытое морскими солями с примесью пестицидов и других химикатов. На 2003 год площадь поверхности Аральского моря составляла около четверти первоначальной, а объем воды - около 10 %.

VIII. РЕФЛЕКСИЯ

УЧИТЕЛЬ:От чего могут уберечь людей экологические прогнозы?

1. Экологические прогнозы могут уберечь людей от многих поступков, опасных и для природы, и для самого себя. Экология подсказывает, как лучше вести хозяйство, чтобы сохранить природу, не повредить человеку.

2.Экология и экономика тесно связаны друг с другом. Экология помогает нам бережно относиться к природе, а экономика всё бережно расходовать.

3.

http://doc4web.ru/uploads/files/95/96685/hello_html_28f1a2d.png

         

Учёные-экологи предсказывают, что нужно сделать, чтобы экономику развивать и экологию сохранить. Например, экологи помогают решить стоит ли строить завод, чтобы сохранить природу, не навредить человеку, т.е. делают экологический прогноз.  

Учитель: Урок хочу закончить словами великого педагога Василия Андреевича Сухомлинского.

 «Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев, песню, кузнечика, журчание весеннего ручья, звон серебряных колокольчиков, жаворонка в бездонном летнем небе, шорох вьюги за окном, ласковый плеск воды и торжественную тишину ночи – услышал их и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет эту чудесную музыку жизни».

        - Хотите , чтобы и ваши дети услышали шум моря, жужжание пчелы, пение птиц?

        - Напишите 1 дело, которое вы можете совершить для того , чтоб сохранить нашу природу?  (ИДЕТ ВИДЕО "ГОД ЭКОЛОГИИ")

и НАРИСУЙТЕ СМАЙЛИК, ЕСЛИ ПОНРАВИЛСЯ УРОК.

Есть одна планета сад

В этом космосе холодном

Только здесь леса шумят

Только здесь ручьи журчат

Только птицы здесь поют

Береги свою планету

Ведь другой на свете нету


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока окружающего мира по теме «Что такое экономика?», 2 класс, УМК «Школа России»

Цель:  Сформировать понятие «экономика».Задачи.Обучающие: -сформировать новое понятие «Экономика»;-обеспечить усвоение взаимосвязи частей экономики;- сформировать умение видеть взаимоо...

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Экономика" 2 класс

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Экономика" 2 класс по программе "Школа России"...

Урок окружающего мира по теме Экономика и экология в 3 классе

Урок посвящён поисково- исследовательской работе....

Открытый урок окружающего мира по теме "М.В.Ломоносов" 4 класс "Школа России"

Материал может быть использован на уроке окружающего мира....

Интерактивная презентация "Своя игра" к уроку окружающего мира по теме "Экономика". Плешаков. 3 класс

Данная интерактивная презентация выполнена по мотивам популярной телевизионной интеллектуальной игры "Своя игра" и должна использоваться на уроке повторения и закрепления изученного материала по теме ...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Мир глазами эколога" 4 класс УМК "Школа России"

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Мир глазами эколога" 4 класс УМК "Школа России", составлена в соответствии с ФГОС НОО, содержит подробное описание групповой р...

Конспект урока окружающего мира по теме "Экономика и экология" 3 класс УМК "Школа России"

Тема: Экономика и экологияЦели деятельности учителя: Формирование представления о взаимосвязи экономики и экологииПланируемые результатыПредметные:Знать: понятия экономика и экология, экологическая ка...