Урок окружающего мира "Путешествие за границу РОССИИ"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Костырева Татьяна Анатольевна

Данный урок служит обобщением по разделу  "Путешествие по странам мира". Урок - путешествие, с ранообразными остановками: "Историческая", "Географическая", "Гастрономическая", "Музыкальная", "Зоологическая" и др. позволит ребятам в занимательной форме проверить свои знания по данному разделу и расширить их. Форма работы  - групповая, по командам,  способствет развитию межличностного общения, навыков взаимодействия и сотрудничества. Заключительный этап урока направлен на развитие у обучающихся патриотизма, толерантности и желания сделать мир лучше.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_puteshestviya_po_stranam.docx29.73 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  урок -  путешествие  «Путешествие за границу России».

Заседание клуба путешественников.  (4 класс, 4 четверть)

УМК «Перспективная начальная школа»

Цель урока: расширение представлений о странах мира

Предметные результаты:

  • называть страны ближнего зарубежья;
  • показывать границы стран ближнего зарубежья на карте;
  • определять с помощью карты названия столиц, важнейших природных и культурных объектов сопредельных государств.
  • развитие навыков установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире.

Метапредметные результаты:

  • анализировать связи России с другими странами;

Личностные результаты:

  • получать эстетическое удовольствие, знакомясь с образцами культуры разных стран;
  • совершенствовать навыки межкультурной коммуникации за пределами своей страны.
  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов;                                                                                                              

Оборудование:  политическая карта мира, указка, анкеты для таможенного контроля, бланки с вопросами, компьютер, мультимедийный проектор, экран, электронная презентация Power Point, дипломы для награждения победителей, цветные карточки с названием остановок

Ход урока:                                                                                                                                                               Класс делится на группы  по желанию для путешествия по странам.

Актуализация знаний и умений. 

Учитель: 

Приветствие учеников и гостей. В 1960 году на экраны советских телевизоров вышла передача, которая впоследствии попала в Книгу рекордов Гиннеса, как старейшая телепередача российского телевидения, ведь она выходила бесперебойно   43 года и неизменно была любима и популярна. А называлась она «Клуб кинопутешественников». Ее бессменный ведущий Юрий Сенкевич. Давайте посмотрим заставку к ней.

  Звучит музыкальная заставка к телевизионной передаче «Клуб путешественников».

- А кто такой Тур Хейердал? (сообщение ученика)

- А вы бы хотели попутешествовать, побывать в других странах?

Итак, очередное заседание клуба «Мы и окружающий мир»  объявляется открытым. Тема заседания нашего клуба: «Путешествие за границу России».

Учитель:  При оформлении документов для поездки и пересечения границы обычно требуется заполнить анкеты — листы с вопросами.

Сейчас  вы заполните выездные бланки, позволяющие пересечь границу. Ответьте, пожалуйста, на вопросы, предложенные вам.   Документы сдать в Таможенный контроль.

  1. На каком материке располагается наша страна?  (Евразия)
  2. 2.Со сколькими государствами имеет Россия сухопутную границу?
  3. Со сколькими государствами наша страна имеет морские границы?
  4. С какими из государств - соседей, Россия имеет самую протяженную границу?
  5. С какими из государств - соседей, Россия имеет наименее протяженную границу?

Проверка ответов, работа с картой.

Какие страны находятся по западным сухопутным границам с нашей страной?                                               Норвегия, Финляндия, Эстония, Латвия,  Литва,  Польша, Белоруссия, Украина                            

Какие страны находятся по южным сухопутным границам с нашей страной?                                         Грузия, Абхазия, Южная Осетия, Азербайджан, Казахстан, Китай, Монголия, Северная Корея

С какими государствами наша страна имеет морские границы?

США, Япония,Канада  (Работа с картой)

Что такое - визовый режим?       

Правила получения визы и особый порядок пересечения государственной границы.

Таможня- что это такое?

Государственное учреждение, осуществляющее контроль за перемещением через таможенную границу государства предметов, товаров т. д

С какими из государств - соседей, Россия имеет самую протяженную границу?

Казахстаном

С какими из государств - соседей, Россия имеет наименее протяженную границу? 16 км  - Северной Кореей

     Работы просматривает Таможенный контроль (жюри)

Целеполагание

Учитель: «Будем считать, что документы у нас в порядке — можно отправляться. Итак, мы разделились на команды, вместе, сообща всегда проще решать разные задачи. (Названия команд, представление)

- Еще один вопрос от Таможенного контроля : «Сколько стран насчитывается сегодня в мире?) 251 страна (195 государств).  путешественнику!

Аналитический этап

 Конечно, во время пути путешественники всегда делают остановки. У нас их будет шесть. На каждой остановке вас ждут задания различного характера, но все они объединены одной темой - страны мира.

  1. Остановка «Историческая».

Перед вами исторические объекты. Знание этих объектов позволит вам определить, о каких странах идет речь.

1.Пирамиды, фараоны, Сфинкс, долина Царей. (Египет)

2. Храм Зевса, Гора Олимп, Акрополь.  (Афины)

3. Запретный город, Великая стена, Шаолинь.  (Китай)

4. Тадж-Махал, шахматы, Ганеша. (Индия)

5. Эйфелева башня, Лувр, Форт Байяр (Франция)

 Проверка ответов.

2. Остановка «Географическая»

Эти фотообъекты  (на слайде презентаций) вполне узнаваемы для тех, кто интересуется путешествиями, о некоторых мы говорили на уроках, что - то вы читали дополнительно.

1. Ниагарский водопад (На границе США и КАНАДЫ).

2. Очертания государства, сверху похожие на сапожок - Италия.

3.Монголия (ЖИЛИЩЕ ШАМБАЛА  - сделано из досок и натянутых шкур, а  пустыня Гоби - одна из величайших пустынь мира).

4. Япония (гора Фудзияма  - действующий вулкан уникальной конической формы).

 5. Фьорды - вздымающиеся прямо из воды обрывистые, отвесные скалы Норвегия.

3. Остановка «Музыкальная»

Мелодии, а их будет пять, мысленно перенесут вас в одну из этих стран. А что это за страна, попробуйте, угадайте!

 Ответы: 1. Греция. 2. Франция.3. Грузия. 4. Китай. 5. Израиль.

4. Гастрономическая

 - Конечно, все туристы любят перекусить и желательно чем - нибудь вкусненьким. Но вкусы у всех разные.

1. В этой стране изготавливают самый лучший шоколад и сыр.

2.Какое государство славится знаменитыми макаронами?

3. В этой стране готовят изысканные блюда из лягушачьих лапок.

4.Здесь так много кактусов, что из них варят суп.

5. Эта страна – родина знаменитой фразы «Овсянка, сэр!»

Ответы: 1. Швейцария. И в России постепенно начинают узнавать швейцарские сыры, сейчас в продаже в крупных супермаркетах уже присутствуют 50 сортов. А шоколад фирмы Нестле, Тоблерон, Линдт вам ни о чем не говорит? Тогда вы еще не едали его.

 2. Италия Вы не знаете, какие виды итальянских макарон бывают? Пенне, ротини, фузили, спагетти, лазанья, фетуччине, тальятелле, ангелотти – это не названия изысканных блюд высокой кухни, это классические итальянские макароны отменного качества, заказать которые вы сможете в любом ресторане Италии.

3. Франция. Лягушачьи лапки являются изысканнейшим французским деликатесом

4. Мексика. Кактусы и Мексика понятие неразрывное.

5. Великобритания. Считается, что самый быстрый завтрак американский, самый вкусный – французский, а  самый полезный завтрак все-таки - английский Что ж, нам есть чему поучиться.

5. Остановка Зоологическая

Для некоторых животных вы можете определить не конкретную страну, а материк. (фото животных на слайде презентации)

Ответы: 1.Коала  -  Австралия.  Всем известно, что в листьях эвкалипта содержатся дубильные вещества, которые вредны для других животных, поэтому у коалы мало конкурентов.

2. Панда -  Китай. Панду еще называют бамбуковым медведем. До 30 кг бамбука в день съедает взрослая панда.

3. Ленивец - Южная Америка. Средняя скорость ленивца при движении 2 метра в минуту, а съеденную пищу он переваривает неделю.

 4. Быки - Испания. Всем известны национальные испанские бои «коррида» с быком.

5. Медведи Гризли - Северная Америка (США, Канада). Гризли не менее свирепое животное, чем африканский лев или бенгальский тигр.

        6. Остановка «Столичная» « Назовите столицу»

1. Столица Греции

Мадрид

Салоники

Афины

Патры

2.Столица Испании

Барселона

Лиссабон

Мадрид

Валенсия

3. Столица Чехии

Братислава

Прага

Вена

Брно

4.Столица Нидерландов

Гаага

Амстердам

Брюссель

Антверпен

5.Столица Монголии

Пхеньян

Улан - Батор

Дархан

Сеул

Синтетический этап.  Рефлексия. Подведение итогов. Д.З

 Учитель:

 - Мы сегодня побывали во многих странах. - Кому понравилось путешествие ? А что особенно запомнилось?

По материалам сегодняшнего урока составьте кроссворд «Страны и их достопримечательности». Если не получится, составьте 10 вопросов для викторины по странам. Эти задания мы предложим ученикам начальной школы.

Подведение итогов, награждение команд.

Заключительное слово учителя.

А закончить сегодняшнее путешествие хочется одним очень важным пожеланием.

Конечно, путешествовать любят все, но так хочется делать это без страха. И так хочется, чтобы на нашей планете был мир… во всех государствах и странах. Совсем скоро мы будем праздновать Великий для нашей страны праздник,  9 Мая. Давайте пожелаем, чтобы дети всей земли жили в радости и счастье. Нам нужен мир без войны, об этом наша  песня и клип.

 Исполнение песни «Мир без войны» ( на экране клип)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира. Тема : Границы России

Тема : Границы России Цель урока: создание условий для формирования метапредметных умений средствами урока «окружающего мира» Задачи урока: Дать обучающимся общие пред...

Тема: урок - путешествие «Путешествие за границу России». Заседание клуба путешественников.

Урок по окружающему миру в 4 классе, по программе Перспектива, проходит как заседание Клуба путешественников. Главной задачей урока является углубление и расширение по страноведческой географии. Разви...

Презентация к урокам окружающего мира "Изменения границ Москвы"

Материал может быть использован на уроках окружающего мира в начальной школе и во внеурочной деятельности (факультатив "Знакомимся с Москвой)....

Тест по окружающему миру "Государственная граница России" 4 класс

Тест по окружающему миру по программе Перспектива"....

Технологическая карта урока окружающего мира.Тема: «Патриоты России».УМК "Школа России".

Тема: «Патриоты России».Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с понятиями «патриот», «патриотизм», «народное ополчение»...

технологическая карта к уроку окружающего мира по теме "Россия на карте". Программа "Школа России" 2 класс

Технологическая карта разработана к уроку окружающего мира по теме : "Россия на карте". Программа "Школа России". 2 класс. Технологическая карта разработана по всем требованиям ФГО...