Мир глазами астронома.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Киселёва Лариса Николаевна

 Цели:

1. Познакомить учащихся с наукой, изучающей Вселенную, – астрономией.

2. Сформировать представление о Вселенной,  размерах и природе Солнца как центра Солнечной   системы и ближайшей к нам звезды.

3. Развивать познавательный интерес и умение наблюдать, анализировать, обобщать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_26.docx19.53 КБ

Предварительный просмотр:

            Тема. Мир глазами астронома.

 Цели:

1. Познакомить учащихся с наукой, изучающей Вселенную, – астрономией.

2. Сформировать представление о Вселенной,  размерах и природе Солнца как центра Солнечной   системы и ближайшей к нам звезды.

3. Развивать познавательный интерес и умение наблюдать, анализировать, обобщать.

Ход урока.

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с одной из самых древних наук – астрономией. Я предлагаю вам посмотреть на мир глазами астрономов. Но сначала выясним, кто такие астрономы и что изучает наука – астрономия.

Астрономы – люди, изучающие звезды.

Астрономия – наука о звездном небе.

   Вы правы. Слово «астрономия» происходит от двух греческих слов: «астрон» – звезда и

«номос» – закон. Значит, астрономия – наука о космических телах, образуемых ими системах и о Вселенной в целом. Специалиста по астрономии называют астрономом. А первых астрономов называли звездочетами. Астрономия – одна из самых древних наук. Еще первобытные люди наблюдали звездное небо и изображали космические тела в своих рисунках на стенах пещер. Позднее на помощь астрономам пришли приборы. За 150 лет до нашей эры древнегреческий астроном Гиппарх изобрел прибор «астролябия», который позволял вычислять высоту солнца, луны и звезд над горизонтом, а также расстояния между ними.

    До изобретения телескопа астролябия оставалась основным прибором у астрономов. Первый телескоп был изготовлен в 1608 г. голландцем по фамилии Липпершей. Это был линзовый телескоп. А в 1668 г. Исаак Ньютон предложил телескоп, в котором вместо линз употреблялись зеркала. Телескопы, изготовленные И. Ньютоном, используются в современной астрономии.

Самый большой в мире телескоп был установлен в 1969 г. на Кавказе. Диаметр самого крупного его зеркала равен 6 метрам.

II. Работа над темой «Вселенная».

     С точки зрения астрономов мир – это Вселенная или Космос. Большинство астрономов считает, что начало Вселенной было положено 15 миллиардов лет назад, когда случился грандиозный взрыв. В результате этого большого взрыва раскаленные газы с огромной скоростью разлетелись во все стороны, что привело к образованию галактик, звезд и планет.

Во Вселенной бесчисленное множество звезд. Одна из них – Солнце. Солнце и движущиеся вокруг него тела составляют Солнечную систему. Наша планета – Земля. Рассмотрите иллюстрацию на доске. Почему глобус – модель Земли – изображен в виде домика?

Путешествует вокруг Солнца не только Земля. Кроме нее, вокруг Солнца движутся по своим орбитам еще восемь огромных шарообразных космических тел. Одни из них больше Земли, другие меньше. Эти тела называют планетами (Земля тоже планета). Их можно видеть на небе только потому, что они освещаются Солнцем, отражают его свет.

  -  Запомнить названия планет Солнечной системы и их расположение относительно Солнца нам поможет стихотворение.

- Сейчас мы прочитаем его и подчеркнем названия планет Солнечной системы.

Планеты у Солнца танцуют как дети:

Меркурий заводит их хоровод,

Чуть дальше Венера в пространстве плывет.

Встречаем мы Землю рядом с Луной

И огненный Марс, что кружит за Землей.

За ними – Юпитер, из всех великан,

И дальше Сатурн в кольцах видится нам.

Последние три едва различимы,

Мрачны и холодны, но их отличим мы.

Уран и Нептун, и кроха Плутон.

(Ученики читают и подчеркивают названия планет Солнечной системы).

-  Назовите планеты Солнечной системы.(Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон)

- А что же такое Луна? (Луна – естественный спутник Земли).

- Объясните, почему в стихотворении говорится, что «Меркурий заводит» хоровод планет. (Меркурий – планета, ближайшая к Солнцу).

- Как вы понимаете слова «последние три едва различимы, мрачны и холодны…»? (Планеты Уран, Нептун и Плутон находятся дальше всех планет от Солнца, поэтому на поверхности этих планет царит  невероятный холод и мрак).

Физминутка.

Разучить стихотворение про планеты, сопровождая движениями.

III. Работа над темой «Солнце».

- А сейчас откроем другую страничку нашего урока. Разгадав загадки, вы узнаете, о чем она.

Голубой платок,

Алый клубок

По платку катается,

Людям улыбается. (Солнце и небо.)

Катится по голубому блюдечку

Золотое яблочко. (Солнце и небо.)

Красна девушка

По небу ходит. (Солнце.)

- Что вы можете сказать о Солнце после этих загадок?

(Солнце похоже на клубок, значит, оно круглое. Солнце имеет форму шара. Оно находится на небе, значит, это небесное тело).

Вы дали Солнцу две важные характеристики. А что вы можете сказать о Солнце из личных наблюдений? (Солнце дает нам свет и тепло. Наша жизнь возможна лишь благодаря Солнцу)

     Это люди понимали еще в глубокой древности и почитали Солнце как божество. Они называли его по-разному: в Древней Греции Солнце называли Гелиос, в Египте – Ра, а наши предки-славяне – Ярила. В честь Солнца слагались гимны. Наблюдая за Солнцем, люди придумали множество загадок, пословиц, поговорок.

     Продолжать разговор о Солнце с научной точки зрения нам поможет статья учебника на стр. 6, 7.

IV. Работа по учебнику.

   Статья учебника стр. 6, 7. Самостоятельное чтение. После чтения статьи учащиеся работают с карточками, где необходимо вписать в текст недостающие данные.

«Солнце – ближайшая к Земле … (звезда). Это огромное … (раскаленное) космическое тело. Солнце имеет форму … (шара). Диаметр Солнца в … (109) раз больше диаметра Земли. Масса Солнца в … (330 тысяч) раз больше массы нашей планеты. Расстояние от Земли до Солнца – … (150 миллионов) километров. Температура на поверхности Солнца – … (6 тысяч) градусов, а в его центре – …

(15–20 миллионов) градусов».

    Как кратко сформулировать полученные знания о Солнце? (Солнце – это звезда, имеет форму шара. Это раскаленное небесное тело. Оно больше Земли в диаметре в 109 раз, а по массе – в 330 тыс. раз)

V. Закрепление изученного. Итог урока.

- Какие новые слова вы узнали на уроке сегодня?

- Что же такое астрономия?

- Каким вы увидели мир глазами астронома? (Мир глазами астронома – это Вселенная, космос. В космосе все движется. Солнце – самая обычная звезда, одна из многих в нашей галактике, но она играет важнейшую роль в Солнечной системе. Вокруг Солнца движутся планеты и другие небесные тела). На стр. 8 учебника прочитайте вывод нашего урока.

VI. Домашнее задание: «Мир глазами астронома».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мир глазами астронома

Презентация подготовлена к уроку окружающего мира в 4 классе по учебнику А.А.Плешакова...

Мир глазами астронома

Звёздное небо-великая книга природы.Учащиеся знакомятся с созвездиями как участками звездного неба,учатся находить созвездия на звездной карте и в ночном небе....

Солнце. Вселенная. Мир глазами астронома

Данная презентация знакомит учащихся с наукой астрономией, с возникновением Вселенной, с планетами Солнечной системы...

Мир глазами астронома

Слово «астрономия» происходит от двух греческих слов: -«астрон» – звезда и «номос» – закон....

УМК "Школа России" , окружающий мир 4 класс А.А. Плешаков, тема: "Мир глазами астронома. Вселенная. Солнце".

Итоговый тест по теме: "Мир глазами астронома. Вселенная. Солнце". А.А. Плешакой "Окружающий мир" 4 класс....

Тест "Мир глазами астронома" и "Планеты солнечной системы" 4 класс

Тест по окружающему миру поможет проверить знания учащихся по темам "Мир глазами астронома" и "Планеты Солнечной системы". Программа "Школа России" 4 класс....

Мир глазами астронома. Вселенная. Солнце. - урок по окружающему мир 4 класс

Тема: Мир глазами астронома. Вселенная. Солнце.Цели: - познакомиться с наукой, изучающей Вселенную, - астрономией;- сформировать представление о Вселенной, о размерах и природе Солнца как центра...