Конспект урока "Дыхательная система"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Яковлева Ирина Владимировна

Тип урока: Урок «открытия» нового знания

Цель:

1. создать условия для представления информации о дыхании, рассмотреть строение дыхательной системы человеческого организма и ее функции, закреплять знания о вреде курения и "пассивного курения", воспитывать  бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dyhatelnaya_sistema.docx25.07 КБ

Предварительный просмотр:

УМК  "Начальная школа 21 века".

Предметная область: окружающий мир-4 класс

 Тема: Дыхательная система

Тип урока: Урок «открытия» нового знания

Цель:

1. создать условия для представления информации о дыхании, рассмотреть строение дыхательной системы человеческого организма и ее функции;

            2.закреплять знания о вреде курения и "пассивного курения"

3.воспитывать негативное отношение к курению, бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих.

Задачи:

Личностные результаты:

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

В предложенных ситуациях, уметь делать правильный выбор.

Познавательные УУД

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация).

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Применять знания о своём организме в жизни.

Регулятивные УУД

Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

Учиться планировать учебную деятельность на уроке.

Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.

Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).

Коммуникативные УУД

Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

Методы обучения: системно - деятельностный, проблемная ситуация.

Формы работы: работа в группах, фронтальная, работа в паре, индивидуальная.

Материально-техническое обеспечение урока:

Учебник, проектор, экран, презентация, видеоролик.

Ход урока:

- Здравствуйте, ребята.

- Каждый день мы говорим и слышим слова с корнем «- здрав»,

«Здравствуйте», «Как ваше здоровье?», «Доброго здоровья»,

«Будьте здоровы».

- Как вы думаете, почему?

- Конечно, ведь здоровье – самое ценное богатство каждого человека.

Чтобы быть всегда здоровым

И прогнать болезни прочь,

Нужно быть всегда готовым

Самому себе помочь.

А для этого ребята

Каждый должен быть знаком,

С организмом человека –

А устроен сложно он.

-Что мы изучали на протяжении последних уроков?

(Организм человека и его строение)

- А нужно ли нам изучать организм человека? Зачем?

- Мы уже знаем многие органы человека? Назовите...

- А органы по своим функциям объединяются во что? (Систему органов)

- Сегодня мы продолжим открывать тайны нашего организма и будем

работать по этому разделу.

- А сейчас посмотрите на доске ребус? Какое слово зашифровано?

- Посмотрим в словаре точное определение этого слова? Дыхание – это …

- Сегодня на уроке будем изучать …

-Попробуйте сформулировать ключевые вопросы сегодняшнего урока?

- Как устроена наша дыхательная система?

-Какие органы входят в дыхательную систему? Как они работают?

- Что управляет нашей дыхательной системой?

- Мы смогли бы обойтись без дыхания? (Нет)

- Можно ли управлять работой этой системы по своему желанию?

Опыт. Вдохните и задержите дыхание. Посчитаем по времени сколько

 мы можем

не дышать. Интересно, что японские ныряльщики за жемчугом на глубине

30 метров задерживают дыхание до 4 минут. Рекорд под водой в

спокойном состоянии 5 минут 24 секунды.

Особенности дыхания животных таковы: бобры могут обходиться без

воздуха 30 мин, а киты – до 1 часа.

Человек не может обойтись без дыхания и несколько минут. Без пищи и

без воды человек может жить несколько дней, а без воздуха не может выдержать

даже 10 минут.

- Объясните, почему без воздуха, без дыхания человек жить не может.

Какие у вас будут гипотезы? - Скажите, для чего мы дышим?

(Питательные вещества и воду можно запасти в организме, а воздух

не запасёшь –он быстро расходуется.) для того что клетки

 организма питаются кислородом –это при вдохе,

а при выдохе из организма выводится углекислый газ)

- Какие действия мы совершаем, чтобы кислород поступил в организм?

(мы делаем вдох)-

Как называется процесс обратный вдоху? (выдох)

ЧТО же заставляет нас делать вдох и выдох.

Посмотрите на экран.

Дыхательный акт, обусловленный приходом нервных импульсов

из продолговатого мозга

Демонстрация дыхательного акта, обусловленного приходом нервных

 импульсов из продолговатого мозга

Дыхание не контролируется нашим сознанием. Контролирует

работу дыхания продолговатый мозг человека. Смена воздуха  в легких

происходит при чередовании вдоха и выдоха.

Каждый день человек вдыхает 15000 литров воздуха,

используя 3000 литров кислорода.

Взрослый человек делает в среднем 15-17 вдохов и выдохов в минуту.

Через какие органы может воздух поступить к нам в организм? (ОТВЕТЫ)

А сейчас заглянем внутрь нашего организма и посмотрим как устроена

наша дыхательная система.

Посмотрим учебный видеоролик

– На что похожи лёгкие? Из чего они состоят?

– Какой процесс происходит в лёгких?

- Какие органы вы запомнили, которые входят в ДС.

Посмотрите на экран. Как называется этот орган?

Самостоятельная работа в тетради.

Выполнение упражнений в тетради.

Прочитайте в учебнике текст, чтобы правильно выполнить задание.

Обменяться тетрадями проверить. Работа в парах.

Физминутка.

Пробуем проследить движение воздуха по нашему организму, прочувствовать

работу лёгких:

-положить руки себе на грудь и глубоко вдохнуть; -выдохнуть.

(Музыка релаксация)

Продолжим работать по теме урока

Объясните,  как этот опыт связан с нашей темой?

Учёные проделали такой опыт. Под большой колпак, куда поступал воздух,

 Поместили кролика. Как обычно, кролик дышал носом, и, хотя в воздухе

были болезнетворные  бактерии, он не заболел.

Под другой такой же колпак посадили второго кролика,

но в нос ему вставили стеклянные трубочки, при дыхании воздух

поступал через трубочки и не соприкасался со слизистой оболочкой носа.

Кролик вскоре заболел.

– Почему так произошло?

Ф у н к ц и и    н о с а:

1. Защитная.

2. Согревает воздух.

3. Увлажнение воздуха.

4. Защита от попадания в организм вредных веществ.

5. Обонятельная функция.

– Что это доказывает? (Как важно дышать носом и беречь свой нос.)

Работа в группах: помните о правилах работы в группе.

- Подумайте, что может быть опасным для органов дыхания?

Составьте памятку как сохранить органы дыхания здоровыми:

1. Дышать через нос.

2.Чаще бывать на свежем воздухе.

3.Заниматься спортом

4.Не курить

5.Не вдыхать табачный дым.

Представляет свою памятку 1 группа, затем 2 группа.

Ребята, как вы считаете, достигли мы цель урока?

- Какие новые знания получили? Давайте проверим что вы запомнили ,

разгадав кроссворд. (слайд)

В чем важность системы органов дыхания? 

(Важность определяется необходимостью

ежеминутно доставлять кислород в каждую клетку тела

 для ее нормальной жизнедеятельности.)

Покажите на шкале «успешности»  на каком вы уровне

вы сейчас находитесь?

(На доске)

Домашнее задание (на слайде)

Оценки за урок с комментированием.

-Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку для 2 класса по системе развивающего обучения Л.В. Занкова «Имя прилагательное».

Материал к уроку подобран в соответствии с программными требованиями к урокам русского языка. Цели урока: Образовательные: 1. познакомить учащихся с новой частью речи; 2. научить выделять прил...

конспект урока литературного чтения 2 класс по системе Занкова Л.В. разработала Винакова Жанна Ивановна

конспект урока по литературному чтению во 2 классе по системе Занкова Л.В.(учебник Чуракова Н.А., Свиридова В.Ю.)...

Конспект урока по математике 2 класс. Система Занкова

Тема урока: "Новый признак задач. Соответствие вопроса условию задачи."...

Конспект урока системы 2100 по ОГ, проведенного Богословской Г.А. в 1 «Б» классе ГБОУ СОШ №77 16.09.

Тема:«Согласные звуки [н], [нь], буква н».Оргмомент.Повторение.Игра «Найди лишнее».-Какая буква лишняя: и, г,Р,т?- Какой слог лишний :та, ро, пы, ги?(ги- в этом слоге г- мягкий)-Какое слово лишнее: та...

План-конспект урока окружающего мира по системе развивающего обучения Л.В. Занкова ФГОС с нововведениями сингапурской системы

Комбинированный урок, где формируется понятие "одомашнивание животных", "земледелие". Устанавливаются причинно-следственные связи между прошлым  и настоящим развитием  человечества. Внедрени...

Конспект урока математики, 3 класс "Система счисления. Счет в заданной системе"

Конспект урока математики, 3 класс "Система счисления. Счет в заданной системе"...