Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека». 1 класс ФГОС ОВЗ.
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему

Сорокина Татьяна Юрьевна

Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека». 1 класс ФГОС ОВЗ.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное  учреждение

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная  школа»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету

"Мир природы и человека"

/предметная область "Естествознание"/

1 класс

        

2017 – 2018

Пояснительная записка

 Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

- Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ);

- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" от 10 июля 2015 года;

- Базисный учебный план специальных коррекционных учреждений РФ, утверждённый приказом Минобразования России от 10.04.2002 №29/2065-П

- Адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

       Основная цель предмета «Мир природы и человека» заключается в формировании первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.

Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом формирования у учащихся умений наблюдать, анализировать, взаимодействовать с окружающим миром. Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека.

При отборе содержания курса «Мир природы и человека» учтены современные научные данные об особенностях познавательной деятельности, эмоционально волевой регуляции, поведения младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).  

Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение:

  • полисенсорности восприятия объектов
  • практического взаимодействия обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности в натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально созданных учебных ситуациях
  •  накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира  через взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно-познавательных задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций и т.п.
  • закрепления представлений, постоянное обращение к уже изученному, систематизации знаний и накоплению опыта взаимодействия с предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности
  • постепенного усложнения содержания предмета: расширение характеристик предмета познания, преемственность изучаемых тем.  

Основное внимание при изучении курса «Мир природы и человека» уделено формированию  представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой. Практическая направленность учебного предмета реализуется через развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе, об особенностях человека как биосоциального существа для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных условиях.

Планируемые результаты освоения программы

Личностные результаты:

  • осознание себя как ученика, как члена семьи, как друга и одноклассника
  • адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении
  • способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам сопровождения учебного процесса и создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения
  •  способность вступать в коммуникацию со сверстниками по вопросам помощи, при взаимодействии в совместной деятельности
  • владение социально-бытовыми умениями в учебной деятельности и повседневной жизни
  • владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком)
  • осмысление и дифференциация картины мира, ее временно-пространственной организации через содержание курса «Мир природы и человека»
  •  осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей
  • овладение самостоятельным выполнением заданий, поручений, инструкций.

Коммуникативные результаты:

  • умением вступать в контакт и работать в группах
  •  умением использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками, сверстниками, учителями
  • умение обращаться за помощью и принимать помощь
  •  умение слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту
  • сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми
  •  договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

Регулятивные результаты:

  • входить и выходить из школьного здания, учебного помещения по условному сигналу (школьный звонок, разрешение учителя)
  • самостоятельно ориентироваться в пространстве школьного двора, здания, класса (зала, учебного помещения)
  • использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.) в учебное время
  • самостоятельно работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место под руководством учителя
  • корректировать свои действия по выполнению задания в соответствии с инструкцией (под руководством учителя)
  • принимать цели и инструкции, произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.

Познавательные результаты:

  • выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов, явлений окружающей действительности
  •  характеризовать предметы и явления по их основным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу)
  • находить задания, предложения, тексты в учебнике или другом предлагаемом материале
  • использовать условные знаки, символические средства с помощью учителя
  • работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях)
  • называть и характеризовать предметы, сравнивать два предмета, делать элементарные обобщения
  • знать и употреблять названия и свойства изученных предметов и явлений, их частей
  • знать и применять обобщающие понятия изученных групп предметов и свойств.

Предметные результаты

Минимальный уровень:

  • правильно и точно называть изученные объекты, явления, их признаки;

различать объекты живой и неживой природы

  • выделять части растений; узнавать в природе и на рисунках деревья, кусты, травы
  • называть наиболее распространённых диких и домашних животных своей местности
  • называть и показывать органы чувств человека, объяснять их назначение
  • соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм

Достаточный уровень:

  • овладение представлениями о взаимосвязях между изученными объектами и явлениями природы
  • узнавание и называние объектов живой и неживой природы в естественных условиях
  • отнесение изученных объектов природы к определенным группам по существенным признакам
  • знание правил гигиены органов чувств, безопасного поведения в соответствии со своими знаниями

Учебно - тематический план

Разделы программы

Кол-во часов

1

Сезонные изменения

18

2

Неживая природа

8

3

Живая природа

40

Итого

66

Содержание учебной программы

      Структура курса представлена следующими разделами: «Сезонные изменения», «Неживая природа», «Живая природа» (в том числе «Человек» и «Безопасное поведение»).

     Раздел «Безопасное поведение» отдельным блоком не выделяется, отдельные темы по этому разделу расположены в разделах «Сезонные изменения», «Неживая природа», «Живая природа».

Неживая природа (8 ч)

Названия и простейшие признаки объектов неживой природы. Небо днем и ночью: солнце, облака, луна, звезды. Наблюдения за сменой дня и ночи. Время суток: утро, день, вечер, ночь, их признаки.

Деятельность человека в течение суток.

Земля: песок, камни, глина.

Солнце – источник тепла и света.

Элементарные представления о роли солнечного тепла и света в жизни растений, животных, человека; о влиянии солнца на смену времен года.

Сезонные изменения в природе (18ч)

Сезонные изменения в неживой природе

Влияние солнца на изменения в природе: зима – солнце светит мало, греет слабо, жизнь замирает; лето – солнце долго светит, греет сильно, все оживает. Солнце весной и осенью.

Знакомство с временами года и их названиями.

Формирование первоначальных представлений о явлениях и состояниях неживой природы в разное время года: холодно, тепло, жарко, облачно, ясно, ветер, дождь, снег, снегопад, таяние снега, сосульки.

Погода. Наблюдения за изменениями погоды. Погода вчера, сегодня.

Растения и животные в разное время года

Наблюдения: изменение окраски листьев, листопад, увядание трав, зимний покой деревьев, набухание почек, появление листьев, рост трав, первые цветы, цветение деревьев. Береза, клен, мать-и-мачеха[1].

Наблюдения и описания зимующих птиц: ворона, воробей.

Животные зимой. Медведь, заяц.

Одежда людей, игры детей в разное время года

Живая природа (40 ч)

Растения (11 ч)

Выявление представлений о мире растений, их разнообразии: деревья, кустарники, травы, цветковые растения(различия этих групп не разбираются).

Части растений: корень, стебель (ствол), лист, цветок.

Наблюдения за жизнью растений в своей местности: рост, цветение, образование плодов и семян; приспособление к смене времен года.

Элементарные представления о приспособлении растений к разным условиям жизни: растения жарких стран, растения стран с холодным климатом, их сравнение.

Животные(11 ч)

Общие представления о мире животных, их разнообразии: домашние и дикие животные, птицы, рыбы, насекомые (различия групп не разбираются).

Элементарные представления о приспособлении диких животных к разным условиям жизни: животные жарких стран, животные стран с холодным климатом, их сравнение.

Знакомство с животными своей местности. Понятие о месте обитания, повадках, приспособлении к смене времен года (1–2 хорошо знакомых животных).

Человек. Безопасное поведение(18 ч)

Пол, возраст, имя, фамилия.

Внешний облик человека: голова, шея, туловище, руки, ноги.

Правильная осанка человека. Кожа. Порез, ожог.

Первая помощь при порезах, ожогах кожи.

Лицо человека: глаза, уши, нос, рот, лоб, брови, щеки, подбородок.

Органы чувств человека: глаза, уши, нос, рот, кожа.

Элементарные представления о строении и работе органов чувств: глаза – орган зрения, ухо – орган слуха и т. д. Профилактика травматизма и заболеваний органов чувств человека.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 4 класс ( коррекционная школа).

Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 4 класс ( коррекционная школа) для обучающихся с интеллектуальными нарушениями ( вариант 1)....

Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 4 класс.

Рабочая программа  по предмету "Мир природы и человека" 4 класс для обучающихся с интеллектуальными нарушениями ( вариант 1)....

Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 1 класс.

Рабочая программа  по предмету "Мир природы и человека" 1 класс для обучающихся с интеллектуальными нарушениями ( вариант 1)....

Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека"2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями

Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека"2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями...

Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1

Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными на...

Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» 2 класс ФГОС ОВЗ.

Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» 2 класс ФГОС ОВЗ....

Адаптированная рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» для 2 – 4 класса (ФГОС)

Настоящая   рабочая программа   по предмету «Мир природы и человека»  для  2 – 4 класса по    адаптированной образовательной программе  ...