Конспект по окружающему миру 2 класс
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Галкина Анастасия Евгеньевна

Конспект, пробного урока по окружающему миру.

На тему: "Весна в мире насекомых"

2 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_okr._mir.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

СПб ГБПОУ Педагогический колледж №8

                                                                   

                                                                       Учитель:

                                                                       Методист:  

Конспект

пробного урока

на тему: «Весна в мире насекомых»

проведенного в 2015 г.
в СОШ №  300  класс 2 «А»

студенткой Галкиной Анастасии

313 группы

Санкт-Петербург

2015

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
конструирования урока

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет

Окружающий мир

Класс

2 «А»

Тема урока

«Весна в мире насекомых»

Дидактическая цель

Показать весеннее пробуждение насекомых, их красоту;

учить не уничтожать бабочек и особенно гусениц; продолжать развивать экологическое мышление учащихся; способствовать развитию эстетического восприятия.

Планируемые образовательные результаты

Личностные умения

Метапредметные умения

Предметные умения

Л 1. Развивать логическое  мышление, воображение, память, речь;

Л 2. Развивать познавательную активность;

Л 3. Развивать доброжелательность и сопереживание чувствам других людей.

МПознавательные:

МП 1. Развивать познавательный интерес.

МРегулятивные:

МР 1. Развивать умение сформулировать свои мысли, сделать вывод.

МКоммуникативные:

МК 1. Развивать коммуникативные способности.
(Слышать и слушать)

П 1. Дать учащимся представление о понятиях «весна», «насекомые»;

П2. Развивать умение сотрудничества друг с другом;

П 3. Формировать навык подведения итогов, прошедшей работы.

(Рефлексия)

Решаемые учебные

проблемы

(учебная задача)

v  развивать коммуникативные навыки школьников;

v  развивать словесно- логическое мышление, наблюдательность, умение рассуждать, анализировать; желание познавать новое.

Образовательные технологии, используемые на уроке

(в т.ч. рефлексивные технологии)

ИКТ, игровая технология,
методика самооценки «Светофор».

       

Основные понятия,  изучаемые на уроке

Весна, насекомые, бабочка, гусеница, шмель, пчела, оса, божья коровка, комар, богомол, муха, жук, муравей, кузнечик, стрекоза, улитка, сороконожка, скорпион, птица…

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Проетор, интеррактивная доска, презентация, мультфильм «Весна. Мир насекомых».

Образовательные ресурсы:

Для  учителя

  1. Литература


  1. Интернет-ресурсы

Для ученика

Чем пользовались в процессе подготовки урока?

Учебник
Перспектива. Окружающий мир. 2 класс. 2 часть.

С.82-85

Словарь русских синонимов.
Толковый словарь Ушакова.


1.) http://www.youtube.com/watch?v=-XRqjH-ZHAQ

2.) http://ivalex.vistcom.ru/zanatia694.html

3.) http://www.prosv.ru/ebooks/Novickaya_Uroki_po_okruj_2kl/4.html#8

Чем пользуется ученик на уроке?


Презентацией;


учебником Перспектива. Окружающий мир.
2 класс. 2 часть, с.82-85;

цветными картонными карточками «бабочками»,
«жучками» из цветной бумаги;

карточками самооценки «Светофор».


ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА

ПЛАНИРУ-ЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Организационное начало урока

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Евгеньевна, и сегодня я проведу у вас урок по окружающему миру на тему: «Весна в мире насекомых».

Актуализация знаний

«Визитная карточка» урока - музыкальная заставка к телепередаче «В мире животных».

Кап да кап, и не до сна,
Постучалась к нам весна.
Зазвенел ручей игриво.
Вышел ежик:" Что за диво!
Хватит звери нам скучать,
Уж весну пора встречать!"

(Л. Луканова).

Основной этап урока

(Сообщение нового материала)
Ребята, давайте прочтём вопросы из рубрики «Вспомним», которые нам заданы после заглавия нашего параграфа.

Кто может мне прочесть первый вопрос?

Итак, чтобы ответить на этот вопрос, давайте вспомним, что не только первые цветы радуют глаз человека ранней весной. Не меньший восторг испытывает человек, впервые увидев весной порхающую бабочку, степенного шмеля, торопливого муравья.

Давайте я вам напомню, как же зимуют насекомые!

Проходят весна и лето — праздник жизни в средней полосе России. С наступлением осени всё живое подготавливается к зиме. Бабочки забиваются в укромные места — дупла деревьев, под отставшую от стволов кору, на чердаки домов. Но так зимуют не все бабочки. Есть виды, которые могут зимовать в стадии яйца или в стадии гусеницы, а некоторые — в стадии куколки.


Большинство зимующих гусениц зарываются в лесную подстилку или, как и бабочки, забираются в отставшую от стволов деревьев кору, в трухлявые пни и другие места. Многие гусеницы бабочек, зимующие в стадии куколки, зарываются в землю и там окукливаются.

Осы и шмели зимуют, забившись в щели трухлявых пней, под стволы упавших деревьев, именно там их и можно найти зимой.

Очень часто в зимнюю оттепель можно встретить представителей отряда двукрылых — снежных комариков. Эти существа появляются в зимнее время, когда нет их врагов — хищных и паразитических насекомых.

Зимуют и представители отряда двукрылых — мухи, их часто можно видеть между оконными рамами.

В оттепель просыпаются жучки и как радостно видеть их — предвестников весны.

Но проснувшимся в зимнюю оттепель насекомым нелегко. Они расходуют энергию, а питаться им нечем. Так что затянувшаяся зимняя оттепель ничего хорошего зимующим насекомым не предвещает.

В стадии личинки зимуют стрекозы и комары. У личинок стрекоз есть жабры, и они дышат растворённым в воде кислородом.

У всех зимующих насекомых в период зимовки цель одна — выжить в условиях пониженных температур.

Зимой живое племя насекомых исчезает из поля нашего зрения. Под снежным покровом они ждут часа праздничного возрождения — долгожданной весны.

Перед тем, как узнать, каких насекомых вы встречали в начале весны, мне хотелось бы узнать у вас, как мы узнаём о приходе весны, по каким признакам?

А почему птицы от нас улетели?


С наступлением холодов попрятались жуки, мошки гусеницы, которыми питались птицы. А раз наступила весна и они вернулись, значит - …


Но все насекомые такие маленькие, их трудно разглядеть. Да и не всех заметит можно. Попробуйте спрятать цветного жучка из бумаги на столе. 



- Почему насекомые легко прячутся?


- Зачем им такая же окраска, как у места, на котором они любят находиться?


На слайдах: изображение кузнечика на зеленой траве, жука-короеда на стволе дерева.

Ребята, каких насекомых вы встречали в начале весны?

Здорово! Хорошо, что вы вспомнили многих насекомых! Давайте посмотрим небольшой фрагмент, в котором нам покажут разных насекомых, которых мы можем встретить не только весной, но и летом.

По ходу фильма будем с вами угадывать, какое насекомое нам показывают (нам представлено).

Насекомые.
Бабочка.
Кузнечик.

Пчела.

Божья коровка.

Комар.

Богомол.

Гусеница.

Жук.

Шмель.

Стрекоза.

Муравьи.

Улитка.

Сороконожка.

Оса.
Скорпион.

Смотрите, как много насекомых мы перечислили! А вы встречали/видели этих насекомых на даче/за городом/в городе? Кого?

Сейчас давайте внимательно прочитаем текст в учебнике. Я начну, я вы по-очереди будете продолжать, все остальные следят пальчиком по строчке.
От весеннего тепла насекомые вышли из оцепенения и покинули свои убежища.

Ребята, а кто знает, что такое «оцепенение»? 

Правильно, тоесть насекомые вышли из неподвижности, если говорить дословно.

Продолжаем читать.

   Летают бабочки. Греются на солнце мухи. Над землёй с гудением летают шмели.Возле цветущей ивы жжужат пчёлы. Оживает муравейник.

Посмотрите, какой интересный отрывок. Давайте попробуем представить, что мы сейчас с вами загородом.

С места помашите крылышками как бабочки.

Какие красивые бабочки вокруг меня!

А теперь давайте погудим как шмели: «Бзззззззз!»

Пожжужим, как пчёлы: «Жжжжжжжжж!»

А теперь представим, что мы все большой муравейник, внутри которого кипит работа. Но поскольку муравьишки совсем маленькие, они работают бесшумно. Давайте создам «тихий шум муравейника» (трём ладошку о ладошку все вместе)

Как здорово! Молодцы!

Читаем дальше!

   Как радует ранней весной встреча с бабочкой. Словно маленький кусочек радуги, порхает она над чёрной землёй. Присев на какой-нибудь весенний цветок, находит сладкий нектар. Легко взмахнув крыльями, летит дальше… Что это за бабочка? Крапивница, лимонница или траурница? А может быть, дневной павлиний глаз или адмирал? Всех этих бабочек можно увидеть ранней весной.

Ребята, найдите, пожалуйста, крапивницу на картинке в учебнике и покажите пальчиком на неё. Таак. Теперь покажите мне лимонницу. Хорошо. Траурницу. Таак. Дневной павлиний глаз. И наконец адмирал, бабочка на страничке 83.

Кто хочет прочитать дальше?

Хорошо, спасибо. Остановись. Найдите, пожалуйста, на картинке шмеля. На страничке 83. Все покажите на него. Отлично, молодцы.

Кто хочет прочесть дальше?

Как мы с вами «изображали звук трудящихся муравьёв»? Давайте повторим!

А вот в тексте написано, что муравьи несут «хвоинки», что это такое?

Есть дерево - хвоя.

   Сколько интересного в мире насекомых! Только наблюдай и удивляйся!

А теперь, давайте с вами обсудим, как, по вашим наблюдениям, большинство людей относятся к насекомым: с любовью, равнодушно или враждебно? Чем это объясняется? Какое отношение к насекомым вы считаете правильным?

Как вы думаете, почему надо сохранять тех насекомых, которые докучают человеку!
Докучают, тоесть надоедают/мешают.


Вот, например, комары!
Хотели бы вы, чтобы их не было?
Полезны или вредны комары?
Нужно ли их уничтожать?
Есть ли какая-нибудь польза от комаров?

А здесь вы не правы. Откройте 85-ую страницу учебника и посмотрите на иллюстрации слева, на полях.

Что мы видим?

Многие животные питаются комарами и их личинками (стрекозы, птицы, рыбы).
Если полностью исчезнут комары, то птицам нечем будет кормить птенцов, стрекозам и их личинкам, рыбам, лягушкам, жабам нечего будет есть, и они погибнут.
В мире все взаимосвязано, и любое вмешательство приносит вред.

Сейчас я вам прочитаю текст «О насекомых и немного о нас с тобой». А вы внимательно следите по-тексту (пальчиком).

   Да, насекомые удивительны. И всё-таки людям приходится бороться с теми из них, которые приносят какой-нибудь ущерб.

   Например, гусеницы бабочки-капустницы питаются капустой. Если их много, они могут погубить почти весь урожай.

   Гусеница бабочка-крапивница кормится листьями берёзы или осины. Никакого ущерба человеку эти гусеницы не приносят, зато в каких красивых бабочек превращаются!

   Теперь вспомним комаров, которые кусают человека. Что, если уничтожить их всех? Ни в коем случае! Комары необходимы в природе. Личинки комаров живут в воде, ими питаются многие рыбы. А взрослыми комарами питаются многие птицы.

   Интересно, что бороться с комарами нам помогают стрекозы и их личинки, ведь они прожорливые хищники. Если хочешь, чтобы комаров стало меньше, береги стрекоз!

   Много опасных насекомых поедают муравьи. Недаром их называют «санитарами леса».

   Учёные подсчитали, что из каждой сотни разных насекомых ущерб человеку приносит только одно. Давайте же будем относиться к насекомым бережно, чтобы ни одно шестиногое существо от наших рук не погибло зря!

Подведение итогов.

Рефлексия.

Итак, ребята, на этом мы заканчиваем.

А чтобы подвести итоги урока, я предлагаю вам сыграть в игру «Светофор».
Перед каждым из вас 3 карточки разного цвета.
Сейчас вы должны поднять одну из карточек.

Те, кто разобрался в новом материале и кому понравился урок поднимают зелёную карточку.
Те, кому урок понравился, но были моменты, в которых он/она ещё не до конца разобрался/лась – жёлтую карточку.
А те, кому урок не понравился и тот, кто ничего не понял поднимают красную карточку.


Итак, поднимите карточу!
Отлично!

Спасибо вам за урок! Все 3 карточки передайте на первую парту.

До свидания!

Приветствуют учителя.

Слушают стихотворение.

Один из учащихся читает вопрос: «Как зимуют насекомые?»

Дети

внимательно

слушают.

Ответы детей: «Тает снег и лед, день становится длиннее, прилетели птицы».

Ответы детей: «Потому что стало холодно, птицы улетели в тёплые края!»

Ответы детей: «… птичкам есть, чем питаться!»

Каждый ребенок берет небольшого «жучка» зеленого, желтого или коричневого цвета (разных оттенков) и прячет его на столе.


Ответы детей: «Потому что они маленькие и окраска у них такая же, как и места, на которых они любят находиться».

Ответы детей: «Для защиты от врагов».

Ответы детей: «бабочек, божьих коровок, жуков, ос, шмелей, пчёл, кузнечиков, мух…

Дети смотрят видео-фрагмент и вместе с педагогом называют названия насекомых.

Дети угадывают.

Ответы детей.

Следят по тексту.

Ответы детей: «Оцепенение – это отсутствие движения

(недвижимость, ступор, остолбенение, закостенение, покой, неподвижность)».

Дети «машут крылышками».

Дети гудят: «Бззззз».

Дети жужжат: «Жжжжжж!».

Дети «создают тихий шум муравейника».

Дети показывают пальчиком в учебнике на то, изображение, которое просит найти учитель.

Учащийся читает: «А что делает шмель, летающий низко над землёй?Заглядывает в разные трещинки, углубления, норы. Ищет место для гнезда. Ведь это шмеиная «мама» - будущая хозяйка большой семьи».

Учащийся (другой) читает: «В муравейнике – весенняя суета! Муравьи – неутомимые труженики – принимаются за ремонт своего большого дома. Бегают туда-сюда, несут хвоинки, веточки и прочий строительный материал…»

Дети трут ладошку о ладошку.

Ответы детей: «Это зелёные листья».

Ответы детей: «Конечно, хотели бы! Они больно кучаются, без них было бы хорошо! Их нужно уничтожать, от них пользы нет».

Дети

внимательно

слушают


текст.

Подводят итог урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Конспект урока окружающего мира по теме "В мире звука" УМК "Планета знаний" 2 класс.

Цель урока: посредством организации исследовательской деятельности познакомить учащихся с физической природой звука....

Конспект урока окружающего мира «Осенние изменения в растительном мире», 3 класс

Урок окружающего мира  «  Осенние изменения в растительном мире» относится к разделу « До свидания, лето, здравствуй, осень!».Тип урока: открытие нового знанияОсновной целью урока явля...

Конспект урока окружающего мира .Учебник. Н.Ф.Виноградова Окружающий мир. Учебник для 3 класса.-М., « Ветана – Граф», 2009.

Урок построен на основе системно-деятельностного подхода. На уроке применяются;различные формы работы :фронтальная , индивидуально-самостоятельная, групповая , поисково-исследовательская. В заключении...

План-конспект урока окружающего мира. Класс: 1 Раздел: «Природа в жизни человека» Тема: «Как развивается растение»

План-конспект разработан по программе "Планета знаний", в соответствии с требованиями ФГОС ООО. При планировании урока обеспечивается ориентация уч-ся на достижение личностных, метапредметных и предме...