Исследовательский проект кружкового занятия «Юный эколог» по теме:"И это все о них...."
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Попова Ирина Викторовна

Внеурочная деятельность. Тема  исследовательского проекта. «И это всё о них…»      

Задачи: выдвижение предположения, установление причинно-следственных связей, поиск нескольких вариантов решения;                                                                                                         Тип занятия : кружковое занятие.

Роль учителя в проектной деятельности:

  - помочь детям в поиске источников информации;

 - быть самому источником информации;

- поощрять активность учеников в работе над проектом;

 - привлечь внимание родителей к проектной деятельности учащихся;

Идея проекта: ученики в ходе исследования приходят к выводу о пользе  земноводных животных (жаб) .

 Цели проекта: развивать универсальные учебные действия.

1.     регулятивные : планирование контроля умения выбирать способы и средства соответствующие поставленным задачам;

2.     коммуникативные : успешное, продуктивное взаимодействие, умение работать в группах;

3.     познавательные : находить информацию, уметь обрабатывать ее, преобразовывать её во внешнюю речь;

4.     личностные : уметь оценивать свои достижения.

План проведения проекта

1.     Погружение в проект, постановка проблемных вопросов.

2.     Распределение по группам ,распределение ролей.

3.     Сбор информации.

4.     Исследовательская работа

5.     Обобщение результатов, создание коллективных продуктов.

6.     Защита проектов                                                                                                                      Творческие группы:

1.      «Аналитики» - составляют вопросы, проводят анкетирование в параллели 3 классов, результаты оформляют в презентации.

2.     «Юные натуралисты» - собирают информацию о жабах ( среде обитания, питании, повадках), делают сообщения.

3.     «Литературный клуб» - рассказывают о народных и литературных произведениях, в которых встречается это животное, его роли  в сказках; составляют рекомендации.

4.     «Мудрецы» - изучают  пословицы, поговорки, высказывания о жабах, которые бытуют в народе, готовят сообщение.

 «Экологи» - находят информацию о бедственном положении этих животных, моделируют ситуацию «Если не станет жаб…», делают сообщение

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа   № 4 города Лабинска

муниципального образования Лабинский район

Исследовательский проект кружкового занятия «Юный эколог»

по теме:

«И это всё о них…»

                                                    класс 3 «Б»

учитель начальных классов

    Попова И.В.

 2013 год   

Внеурочная деятельность. Тема  исследовательского проекта. «И это всё о них…»      

Задачи: выдвижение предположения, установление причинно-следственных связей, поиск нескольких вариантов решения;

Тип занятия : кружковое занятие.

Роль учителя в проектной деятельности:

  - помочь детям в поиске источников информации;

 - быть самому источником информации;

- поощрять активность учеников в работе над проектом;

 - привлечь внимание родителей к проектной деятельности учащихся;

Идея проекта: ученики в ходе исследования приходят к выводу о пользе  земноводных животных (жаб) .

 Цели проекта: развивать универсальные учебные действия.

  1. регулятивные : планирование контроля умения выбирать способы и средства соответствующие поставленным задачам;
  2. коммуникативные : успешное, продуктивное взаимодействие, умение работать в группах;
  3. познавательные : находить информацию, уметь обрабатывать ее, преобразовывать её во внешнюю речь;
  4. личностные : уметь оценивать свои достижения. 

План проведения проекта

  1. Погружение в проект, постановка проблемных вопросов.
  2. Распределение по группам ,распределение ролей.
  3. Сбор информации.
  4. Исследовательская работа
  5. Обобщение результатов, создание коллективных продуктов.
  6. Защита проектов

Творческие группы:

  1.  «Аналитики» - составляют вопросы, проводят анкетирование в параллели 3 классов, результаты оформляют в презентации.
  2. «Юные натуралисты» - собирают информацию о жабах ( среде обитания, питании, повадках), делают сообщения.
  3. «Литературный клуб» - рассказывают о народных и литературных произведениях, в которых встречается это животное, его роли  в сказках; составляют рекомендации.
  4. «Мудрецы» - изучают  пословицы, поговорки, высказывания о жабах, которые бытуют в народе, готовят сообщение.
  5.  «Экологи» - находят информацию о бедственном положении этих животных, моделируют ситуацию «Если не станет жаб…», делают сообщение.

Оборудование: конспект, презентация, детские работы, ватман,  карандаши, клей, информационные папки .

Продолжительность проекта
2 недели.

Ход занятия

Ребята, сегодня у нас, заключительный этап нашей проектной деятельности . Вы будете подводить итоги ваших исследований, которыми мы занимались на протяжении 2 недель.         Давай – те ка, вспомним,  как всё это начиналось …

1 этап. Погружение в проект (создание проблемы, которая будет решаться в ходе проектной деятельности) Фрагмент  сказки

 « Как Иван царство спасал»

«Навстречу Ивану выскочило животное с выпученными глазами и всё в бородавках.

Иван: Фу,  какое страшное, противное, безобразное животное. Ты кто?

Жаба:  Не губи меня, я тебе пригожусь. Я – жаба. Во все времена нас люди боялись и уничтожали. Да, у нас есть ядовитые железы, выделяющие беловатую, маслянистую жидкость. Вероятно, поэтому родилась легенда о том, что от этой жидкости появляются бородавки. Но это вымысел. Что же касается яда то он для того, чтобы защищаться от нападающих животных, но ни отравить, ни убивать он не может. Мы вообще ни на кого не нападаем. Зато приносим человеку большую  пользу.

 Иван: Вот ведь как получается. Такая с виду некрасивая Жаба, а пользу приносит. Только вот какую?!

Ребята задумались над словами жабы и предложили узнать «Приносят ли пользу жабы, и какую?». Мы решили создать проект на тему: «И это всё о них…» , результатом которой будет информационный стенд.

2 этап. Для этого класс разделился на группы 

 

 Дети распределили задания между собой и приступили к работе. (Презентация)

3. этап.  Осуществление деятельности (поиск информации). (Презентация)

4. этап. Исследовательская работа (Презентация)

5.Обобщение результатов, создание коллективных продуктов.

6.Защита проектов

Первой приступила к своей работе группа «Аналитиков»,  им и предоставим слово.

Аналитики (Презентация)

Мы составили вопросы и провели анкетирование в  третьих классах. Ребятам  были заданы 3 вопроса.

На 1 вопрос

«Как вы думаете, кто такая жаба?»

Правильно ответили  - 56 ребят.          Неправильно – 55.

На 2 вопрос

Это полезное или вредное животное? Почему?

Положительно ответили  - 51человек.         Отрицательно – 62.

На 3 вопрос

Ваше отношение к жабам.

Положительно относятся  - 49 человек.          Отрицательно – 62.

Проанализировав анкеты, у нас получились вот такие результаты: ребята мало знают об этом животном, не могут,  определить приносят  пользу эти животные или вред. Большинство из опрошенных детей, отрицательно относятся к ним.

Поэтому мы пришли к следующему выводу: нам надо побольше узнать о жизни этого животного, его питании и роли в живой природе, определить какую пользу оно приносит человеку и поделиться полученными знаниями с другими.

Ребята, вы согласны с выводами, к которым пришли ребята?

Группа «Аналитиков»  подготовила информацию познавательного характера, с которой будет очень интересно познакомиться вам и познакомить с ней ребят из нашей параллели.

1 рубрика «Оказывается»

Информация закрепляется на информационном стенде.

Ребята, у вас на столах лежат конверты. В них вам предложены несколько цветных вариантов заголовков для  вашей информации на  стенде. Выберите, тот,  который вам хочется, но помните о том, что информация у нас должна быть оформлена красиво, аккуратно.

Какая из групп готова рассказать о том, что узнала она? Пожалуйста.

«Юные натуралисты»

 Жабы это земноводные животные. В нашей стране их насчитывается 6 видов. Все они ведут ночной образ жизни. Эти  животные живут у водоемов, в степях, пустынных районах. Жабы питаются разными вредными насекомыми, могут съесть даже маленьких мышат.

Изучая жизнь жаб,  мы пришли к следующему выводу. Эти животные интересные и полезные, потому что они уничтожают большое количество насекомых. Указывают на экологически чистые районы.

Кто согласен с мнением товарищей ,поднимите руки.  (Кто не согласен, объясните почему?)

«Литературный клуб»

Спасибо.

А теперь, я предлагаю, немного отдохнуть. 

Физминутка  На болоте две подружки, две зелёные лягушки

Рано утром умывались, полотенцем растирались.

Ручками похлопали, ножками потопали,

Влево, вправо накланялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чём секрет,

Всем друзьям физкульт ….(привет)!

Теперь,   познакомит нас со своими выводами группа «Мудрецы».      

              Наша группа изучала пословицы, поговорки, высказывания о жабах, которые бытуют в народе. С древних времен наблюдая за жабами, люди могли предсказать погоду, вовремя начать сеять овёс, сохранить урожай, продукты питания, укрепить и поправить здоровье.

Жабы не квакают до первой грозы.

Жаба выползла в траву – к дождю.

С наступлением осени  жабы начинают глубоко прятаться в воде – к раннему наступлению осенних холодов.

Жаба квачет – овёс скачет (сеять пора).

Украинские крестьяне помещали жабу в  кувшин с молоком, чтобы оно не прокисло.

Услышав первое кваканье жаб, чтобы не болела, спина и прибавить здоровья, необходимо было покататься по зелёной травке.

А вы знаете что, из яда ядовитых жаб и лягушек уже изготавливают лекарства. А в европейской части России применяли жабью и лягушачью икру для изготовления пластыря, который накладывали  на рану. В некоторых городах воздвигнуты памятники лягушкам и жабам за их заслуги перед наукой. Сколько замечательных открытий сделали учёные при опытах на них.

Проанализировав информацию,  мы пришли к такому выводу. Жабы полезные животные. Их надо беречь и охранять.

 Ребята, вы согласны с выводами, к которым пришли ребята?

Предоставляем слово нашим «Экологам»

Экологи давно уже предупреждают людей о том что,  не станет жаб, погибнут и люди.        

 Люди всё больше и больше загрязняют природу, водоёмы, распахивают и используют новые территории, обрабатывают  ядохимикатами поля, сады. В первую очередь от этого, страдают и погибают жабы. Люди прокладывают дороги, а жабы при перемещении через них гибнут в огромных количествах. А что произойдет,  если они исчезнут…?

Не станет их, и расплодятся гусеницы и слизни, личинки и улитки, разные вредные корнееды и листогрызы.                                                                                                                                                                                 - И придётся травить их ядохимикатами, от которых погибнут и полезные насекомые. Расплодятся малярийные комары.                                                                                                                                               Полчища кусачих слепней и мошек набросятся на нас и наших домашних животных.

Такую страшную картину даже трудно представить.  

А ведь когда то, было всё иначе. С давних пор люди заметили , там где живут жабы, место считалось чистым и благополучным. Жаб называют «индикаторами экологического равновесия Земли». Любое изменение в экологической системе жабы чувствуют буквально  «на своей коже».

Но есть люди, которые уже  задумались о будущем  и решили помочь земноводным. В Англии прокладывают дороги со строительством специальных ограждений и переходников  для передвижения жаб и лягушек.  

Подводя итог нашего выступления, мы хотели бы призвать всех: Берегите жаб, хранителей наших садов и огородов! Это очень полезное животное.

Информация закрепляется на стенде

 (Оформление информационного стенда).  

5. этап. Рефлексия. Ну, теперь давайте подведём итоги нашей работы. Перед вами лежат маленькие жабы. Они помогут вам оценить вашу деятельность на сегодняшнем занятии. Если вы за время работы над проектом вы узнали что – то новое, интересное, если поменялось ваше отношение к изучаемому животному. Поднимите зелёную жабу.

Если ваше мнение осталось прежним. И вы считаете ,это животное не обладает полезными качествами, поднимите красного жабёнка.

Мне кажется, каждый из вас хотел бы поделиться с другими ребятами той информацией, которую вы узнали в процессе подготовки к проекту. И  возможно у них тоже после этого изменится  отношение к земноводным. Поэтому предлагаю наш информационный стенд вывесить в актовом зале

Список литературы:

  1. Юный натуралист,
  2. «Юный натуралист» ,
  3. «Юный натуралист»,
  4. «Юный натуралист»,
  5. «Юный натуралист» ,
  6. CEO,
  7. «Лягушка путешественница» М.Гаршин,
  8.  «Сказка о жабе и розе»,  М.Гаршин
  9. Н. Сладков «Покажите мне их»,
  10. «Царевна лягушка»,
  11. «Дюймовочка»,
  12. Русская народная сказка «Теремок»,
  13.  amphibii.ru/.../base-anura/58-bufo-viridis.html
  14. samogo.net/articles.php?id=3325
  15. raznic.ru/132-lyagushki-vs-zhaby.html
  16. www.zooclub.ru/amfib/b2/index.shtml

   


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема проекта: «И это всё о них…»

Слайд 2

Юные натуралисты Экологи Литературный клуб Мудрецы Аналитики Рабочие группы

Слайд 3

За работой…

Слайд 4

Сбор информации…

Слайд 5

Анализируем…

Слайд 6

Думаем…

Слайд 7

Изучаем…

Слайд 8

Рассуждаем…

Слайд 9

Результаты исследований аналитической группы Как вы думаете кто такая жаба?

Слайд 10

62 51 Это вредное или полезное животное?

Слайд 11

60 Ваше отношение к жабам?

Слайд 12

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по внеурочной деятельности кружка "Юный эколог" на тему "Лес - наш друг"

Занятие  преследует цель: формировать экологическую культуру младших школьников, воспитывать интерес к изучению и охране окружающей среды....

Исследовательский проект по предмету окружающий мир. 1класс. Тема: "Моя малая Родина. Культурные заведения г.Каменска-Уральского"

Мы понимаем, что наша Родина - это наша страна Россия. На уроках окружающего мира, мы узнали, что Россия очень большая и занимает огромную территорию, и именно на этой территории есть, то место, где н...

Открытое занятие по курсу "Юный эколог" на тему : Воздух,его состав и свойства.Виды загрязнения воздуха.

Конспект открытого урока по курсу:"Юный Эколог" на тему: Воздух,его состав и свойства.Виды загрязнения воздуха....

Внеурочное занятие "Юный эколог"

(Презентация, слайд№1) «Здравствуйте, дети! Тему урок занятия вы узнаете, ответив на вопросы.Угадай.У какого зверя детёныши похожи на волчат, но только у них кончики хвостов белые.Сильный дождь ...

Конспект занятия по экологии на тему: " Природа Северная Осетия"

На данном занятии учащиеся углубят знания  об особенностях родного края, географическом положении природы,  взаимозависимости природных явлений, познакомятся с природой Северной Ос...

Методическая разработка: "Презентация для дополнительного занятия "Юный творец" по теме: "Украшение русской избы"

В презентации представлен наглядный материал этноархитектурных частях русской избы....

Рабочая программа внеурочной занятости "Юный эколог" 2 класс.

     Данная программа является рабочей программой внеурочной деятельности, реализуемой на занятиях кружка «Риторика», рассчитанного на учеников начальной школы....