Рабочая программа "Окружающий мир". 1-4 классы. Школа России.
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему

Билалова Гульназ Фларисовна

Рабочая программа  "Окружающий мир". 1-4 классы. Школа России. Составлена на основе авторской   программы А.А.Плешакова «Окружающий мир». 

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и с требованиями ОП НОО МОБУ Гимназия №2 с.Бураево на основе авторской   программы А.А.Плешакова «Окружающий мир». (УМК «Школа России»)

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено  на  достижение  следующих  целей:

•  формирование  целостной  картины  мира  и  осознание  места в  нём  человека  на  основе  единства  рационально-научного познания  и  эмоционально-ценностного  осмысления  ребёнком  личного  опыта  общения  с  людьми  и  природой;

•  духовно-нравственное  развитие  и  воспитание  личности гражданина  России,  уважительно  и  бережно  относящегося к  среде  своего  обитания,  к  природному  и  культурному  достоянию  родной  страны  и  всего  человечества.

Основными  задачами  реализации  содержания  курса  являются:

1)  формирование  уважительного  отношения  к  семье,  населённому  пункту,  региону,  в  котором  проживают  дети,  к  России,  её  природе  и  культуре,  истории  и  современной  жизни;

2)  осознание  ребёнком  ценности,  целостности  и  многообразия  окружающего  мира,  своего  места  в  нём;

3)  формирование  модели  здоровьесберегающего  и  безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных  ситуациях;

4)  формирование компетенций для обеспечения экологически  и  этически  обоснованного  поведения  в  природной  среде, эффективного  взаимодействия  в  социуме.

   Планируемые результаты освоения учебного предмета

Освоение учебного курса «Окружающий мир» вносит существенный  вклад  в  достижение  личностных  результатов  начального  образования,  а  именно:

1)  в формирование основ российской гражданской идентичности,  чувства  гордости  за  свою  Родину,  российский  народ и  историю  России,  осознание  своей  этнической  и  национальной  принадлежности;  формирование  ценностей  многонационального российского общества; становление гуманистических и  демократических  ценностных  ориентаций;

2) в формирование целостного, социально ориентированного  взгляда  на  мир  в  его  органичном  единстве  и  разнообразии природы,  народов,  культур  и  религий;

3)  в формирование уважительного отношения к иному мнению,  истории  и  культуре  других  народов;

4)  в овладение начальными навыками адаптации в динамично  изменяющемся  и  развивающемся  мире;

5)  в  принятие  и  освоение  социальной  роли  обучающегося, развитие  мотивов  учебной  деятельности  и  формирование  личностного  смысла  учения;

6)  в  развитие  самостоятельности  и  личной  ответственности за  свои  поступки,  в  том  числе  в  информационной  деятельности,  на  основе  представлений  о  нравственных  нормах,  социальной  справедливости  и  свободе;

7)  в  формирование  эстетических  потребностей,  ценностей и  чувств;

8)  в развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной  отзывчивости,  понимания  и  сопереживания  чувствам  других  людей;

9)  в развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов  и  находить  выходы  из  спорных  ситуаций;

10)  в формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Освоение  курса  «Окружающий  мир»  играет  значительную роль  в  достижении  метапредметных  результатов начального образования,  таких,  как:

1)  овладение  способностью  принимать  и  сохранять  цели  и за дачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2)  освоение  способов  решения  проблем  творческого  и  поискового  характера;

3)  формирование  умения  планировать,  контролировать и  оценивать  учебные  действия  в  соответствии  с  поставленной задачей  и  условиями  её  реализации;  определять  наиболее  эффективные  способы  достижения  результата;

4)  формирование умения понимать причины успеха/неуспеха  учебной  деятельности  и  способности  конструктивно  действовать  даже  в  ситуациях  неуспеха;

5)  освоение  начальных  форм  познавательной  и  личностной рефлексии;

6)  использование знаково-символических средств представления  информации  для  создания  моделей  изучаемых  объектов и  процессов,  схем  решения  учебных  и  практических  задач;

7)  активное  использование  речевых  средств  и  средств  информационных  и  коммуникационных  технологий  (ИКТ)  для решения  коммуникативных  и  познавательных  задач;

8)  использование  различных  способов  поиска  (в  справочных  источниках  и  открытом  учебном  информационном  пространстве  сети  Интернет),  сбора,  обработки,  анализа,  организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями  учебного  предмета  «Окружающий  мир»;

9)  овладение  логическими  действиями  сравнения,  анализа, синтеза,  обобщения,  классификации  по  родовидовым  признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения  рассуждений,  отнесения  к  известным  понятиям;

10)  готовность  слушать  собеседника  и  вести  диалог,  признавать  возможность  существования  различных  точек  зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать  свою  точку  зрения  и  оценку  событий;

11)  определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться  о  распределении  функций  и  ролей  в  совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и  поведение  окружающих;

12)  овладение начальными сведениями о сущности и особенностях  объектов,  процессов  и  явлений  действительности  (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии  с  содержанием  учебного  предмета  «Окружающий  мир»;

13)  овладение  базовыми  предметными  и  межпредметными понятиями,  отражающими  существенные  связи  и  отношения между  объектами  и  процессами;

14)  умение  работать  в  материальной  и  информационной среде  начального  общего  образования  (в  том  числе  с  учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета  «Окружающий  мир».

При  освоении  курса  «Окружающий  мир»  достигаются  следующие  предметные  результаты:

1)  понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия,  победы;

2)  сформированность  уважительного  отношения  к  России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны,  её  современной  жизни;

3)  осознание целостности окружающего мира, освоение основ  экологической  грамотности,  элементарных  правил  нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровье сберегающего  поведения  в  природной  и  социальной  среде;

4)  освоение доступных способов изучения природы и общества  (наблюдение,  запись,  измерение,  опыт,  сравнение,  классификация  и  др.  с  получением  информации  из  семейных  архивов,  от  окружающих  людей,  в  открытом  информационном пространстве);

5)  развитие  навыков  устанавливать  и  выявлять  причинно следственные  связи  в  окружающем  мире.

Содержание курса  

ЧЕЛОВЕК  И  ПРИРОДА

Окружающий  мир,  его  многообразие.  Способы  и  средства познания окружающего мира. Признаки предметов (цвет, форма,  сравнительные  размеры  и  др.).  Представление  о  времени и его течении. Прошлое, настоящее и будущее. Последовательность  дней  недели,  времён  года,  месяцев. Природа  —  это то, что нас окружает, но не создано человеком.  Природные  объекты  и  предметы,  созданные  человеком. Неживая  и  живая  природа.  Явления  природы.  Примеры  природных явлений: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты  птиц,  смена  времени  суток,  рассвет,  закат,  ветер,  дождь, гроза. Разнообразие звуков в окружающем мире; причина возникновения и способ распространения звуков. Радуга  —  украшение  окружающего  мира,  цвета  радуги,  причины  возникновения  радуги. Связи в окружающем мире: между неживой и живой природой, между растениями и животными, между человеком и природой.  Изображение  связей  с  помощью  моделей.

Вещество  —  это  то,  из  чего  состоят  все  природные  объекты  и  предметы.  Разнообразие  веществ  в  окружающем  мире. Примеры  веществ:  соль,  сахар,  вода,  природный  газ.  Твёрдые тела,  жидкости,  газы.  Простейшие  практические  работы  с  веществами,  жидкостями,  газами.

Звёзды  и  планеты.  Солнце  —  ближайшая  к  нам  звезда,  источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля  —  планета, общее представление о форме и размерах Земли. Луна  — спутник  Земли.  Освоение  человеком  космоса;  достижения нашей  страны  в  космических  исследованиях.

Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте.  Холодные  и  жаркие  районы  Земли,  особенности  их  природы.  Важнейшие  природные  объекты  своей  страны,  района.

Ориентирование  на  местности.  Компас. Смена  дня  и  ночи  на  Земле.  Вращение  Земли  как  причина смены  дня  и  ночи.  Времена  года,  их  особенности  (на  основе

наблюдений).  Обращение  Земли  вокруг  Солнца  как  причина смены  времён  года.  Смена  времён  года  в  родном  крае  на  основе  наблюдений. Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки,  ветер).  Наблюдение  за  погодой  своего  края.  Измерение  температуры  воздуха  с  помощью  термометра.  Предсказание  погоды  и  его  значение  в  жизни  людей.

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее  представление,  условное  обозначение  равнин  и  гор  на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика  на  основе  наблюдений). Водные  богатства,  их  разнообразие  (океан,  море,  река,  озеро,  пруд);  использование  человеком.  Водные  богатства  родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).

Воздух  —  смесь  газов.  Свойства  воздуха.  Значение  воздуха для  растений,  животных,  человека.

Вода.  Свойства  воды.  Состояния  воды,  её  распространение в  природе,  значение  для  живых  организмов  и  хозяйственной жизни  человека.  Круговорот  воды  в  природе.

Мир  камней,  его  разнообразие  и  красота.  Горные  породы и  минералы.  Полезные  ископаемые,  их  значение  в  хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные  ископаемые  родного  края  (2—3  примера). Почва,  её  состав,  значение  для  живой  природы  и  хозяйственной  жизни  человека.  Охрана  почвы.

Растения,  их  разнообразие.  Водоросли,  мхи,  папоротники, хвойные  и  цветковые  растения.  Части  растения  (корень,  стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни  растения  (свет,  тепло,  воздух,  вода).  Особенности  дыханияи  питания  растений.  Размножение  и  развитие  растений.  Деревья,  кустарники,  травы.  Дикорастущие  и  культурные  растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и  краткая  характеристика  на  основе  наблюдений.

Грибы,  их разнообразие,  значение  в  природе  и  жизни  людей;  съедобные  и  несъедобные  грибы.  Правила  сбора  грибов, бережное  отношение  к  ним.

Животные, их разнообразие. Насекомые, рыбы, птицы, звери,  их  различия.  Земноводные,  пресмыкающиеся  и  другие группы животных (по выбору). Условия, необходимые для жизни  животных  (воздух,  вода,  тепло,  пища).  Особенности  питания  разных  животных  (растительноядные,  насекомоядные, хищные,  всеядные),  цепи  питания.  Размножение  и  развитие животных (на примере насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся,  птиц,  зверей).  Дикие  и  домашние  животные.  Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека  к  животным.  Животные  родного  края,  названия,  краткая  характеристика  на  основе  наблюдений.

Лес,  луг,  водоём  —  единство  живой  и  неживой  природы (солнечный  свет,  воздух,  вода,  почва,  растения,  животные).

Круговорот  веществ.  Природное  сообщество  и  взаимосвязи в нём: растения  —  пища и укрытие для животных; животные  — распространители  плодов  и  семян  растений.  Влияние  человека  на  природные  сообщества.  Природные  сообщества  родного края  (2—3  примера  на  основе  наблюдений).

Природные  зоны  России:  общее  представление,  основные природные  зоны  (природные  условия,  растительный  и  животный  мир,  особенности  труда  и  быта  людей,  влияние  человека на  природу  изучаемых  зон,  охрана  природы).

Человек  —  часть  природы.  Зависимость  жизни  человека  от природы.  Этическое  и  эстетическое  значение  природы  в  жизни человека. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей  местности).  Экологические  проблемы  и  способы  их решения. Правила поведения в природе. Охрана природных богатств:  воды,  воздуха,  полезных  ископаемых,  растительного  и животного  мира.  Заповедники,  национальные  парки,  их  роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные  представители  растений  и  животных  Красной  книги.  Посильное  участие  в  охране  природы.  Личная  ответственность каждого  человека  за  сохранность  природы. Всемирное природное наследие. Бережное отношение к природному наследию человечества  —  долг всего общества и каждого  человека.

Международная Красная книга. Международные экологические  организации  (2—3  примера).  Международные  экологические  дни,  их  значение,  участие  детей  в  их  проведении.

Общее  представление  о  строении  тела  человека.  Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности  организма.  Гигиена  систем  органов.  Измерение  температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого  человека  за  состояние  своего  здоровья  и  здоровья окружающих  его  людей.  Внимание,  забота,  уважительное  отношение  к  людям  с  ограниченными  возможностями  здоровья.

ЧЕЛОВЕК  И  ОБЩЕСТВО

Общество  —  совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности  —  основа  жизнеспособности  общества. Человек  —  член  общества,  носитель  и  создатель  культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества  и  каждого  его  члена.  Общее  представление  о  вкладе в  культуру  человечества  традиций  и  религиозных  воззрений разных  народов.  Взаимоотношения  человека  с  другими  людьми.  Культура  общения  с  представителями  разных  национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи,  умения  прислушиваться  к  чужому  мнению.  Внутренний мир  человека,  общее  представление  о  человеческих  свойствах и  качествах.

Семья  —  самое  близкое  окружение  человека.  Имена,  отчества и фамилии членов семьи. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым.  Забота  о  детях,  престарелых,  больных  —  долг  каждого человека.  Семейные  традиции.  Родословная.  Составление  схемы  родословного  древа,  истории  семьи.

Хозяйство  семьи.  Предметы  домашнего  обихода,  их  разнообразие.  Вещи  как  хранители  семейной  памяти.  Бережное  отношение  к  вещам.  Путь  воды  от  природных  источников  до жилища  людей,  способы  экономии  воды  в  быту.  Общее  представление  о  способах  выработки  электроэнергии  и  доставке её  потребителям.  Бытовые  электроприборы,  их  роль  в  жизни современного  человека.  Способы  экономии  электроэнергии в  быту.  Одежда  в  прошлом  и  теперь.  Зависимость  типа  одежды  от  погодных  условий,  национальных  традиций  и  назначения  (деловая,  спортивная,  рабочая,  домашняя  и  др.).

Младший  школьник.  Правила  поведения  в  школе,  на  уроке.  Обращение  к  учителю.  Роль  учителя  в  духовно-нравственном  развитии  и  воспитании  личности  школьника.  Классный, школьный  коллектив,  совместная  учёба,  игры,  отдых.  Режим дня  школьника,  составление  режима  дня. Друзья,  взаимоотношения  между  ними;  ценность  дружбы, согласия,  взаимной  помощи.  Правила  взаимоотношений  со взрослыми,  сверстниками,  культура  поведения  в  школе  и  других  общественных  местах.  Внимание  к  сверстникам,  одноклассникам,  плохо  владеющим  русским  языком,  помощь  им в  ориентации  в  учебной  среде  и  окружающей  обстановке.

Экономика, её составные части (промышленность, сельское хозяйство,  строительство,  транспорт,  торговля)  и  связи  между ними. Товары и услуги. Роль денег в экономике. Государственный  и  семейный  бюджет.  Экологические  последствия  хозяйственной  деятельности  людей.  Простейшие  экологические прогнозы. Построение безопасной экономики  —  одна из важнейших  задач  общества.

Природные  богатства  и  труд  людей  —  основа  экономики. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно  значимая  ценность.  Профессии  людей.  Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное  мастерство.

Наземный,  воздушный  и  водный  транспорт.  Транспорт  города или села. Общественный транспорт. Правила пользования транспортом. Общее представление об истории развития транспорта,  в  том  числе  об  истории  появления  и  усовершенствования  велосипеда.  Устройство  велосипеда,  разнообразие  современных моделей (прогулочный, гоночный, детский трёхколёсный и  др.).

Роль  компьютера  в  современной  жизни.  Средства  связи: почта,  телеграф,  телефон,  электронная  почта.  Средства  массовой  информации:  радио,  телевидение,  пресса,  Интернет.  Избирательность  при  пользовании  средствами  массовой  информации  в  целях  сохранения  духовно-нравственного  здоровья.

Наша  Родина  —  Россия,  Российская  Федерация.  Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна.  Государственная  символика  России:  Государственный  герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России;  правила  поведения  при  прослушивании  гимна.  Конституция  —  Основной  закон  Российской  Федерации.  Права ребёнка. Президент Российской Федерации  —  глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное  благополучие  граждан.

Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной  солидарности  и  упрочения  духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника  Отечества,  8  Марта,  День  весны  и  труда,  День  Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Оформление плаката или стенной газеты  к  общественному  празднику.Россия  на  карте,  государственная  граница  России. Москва  —  столица  России.  Достопримечательности  Москвы:  Кремль,  Красная  площадь,  Большой  театр  и  др.  Характеристика  отдельных  исторических  событий,  связанных  с  Москвой  (основание  Москвы,  строительство  Кремля  и  др.).  Герб Москвы.  Расположение  Москвы  на  карте. Города  России.  Санкт-Петербург:  достопримечательности (Зимний  дворец,  памятник  Петру  I  —  Медный  всадник,  разводные  мосты  через  Неву  и  др.).  Города  Золотого  кольца  России  (по  выбору). Россия  —  многонациональная страна. Народы, населяющие Россию,  их  обычаи,  характерные  особенности  быта  (по  выбору).  Основные  религии  народов  России:  православие,  ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам,  их  религии,  культуре,  истории. Родной край  —  частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности;  музеи,  театры,  спортивные  комплексы  и  пр.

Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия  разных  народов,  проживающих  в  данной  местности,  их обычаи,  характерные  особенности  быта.  Важные  сведения  из истории  родного  края. История  —  наука  о  прошлом  людей.  Исторические  источники.  Счёт  лет  в  истории.  Историческая  карта. История  Отечества.  Наиболее  важные  и  яркие  события  общественной  и  культурной  жизни  страны  в  разные  исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская  империя,  СССР,  Российская  Федерация.  Картины  быта, труда,  духовно-нравственных  и  культурных  традиций  людей в  разные  исторические  времена.  Выдающиеся  люди  разных эпох  как  носители  базовых  национальных  ценностей.  Охрана памятников  истории  и  культуры.  Посильное  участие  в  охране памятников  истории  и  культуры  своего  края.  Личная  ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного  наследия  своего  края.

Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран и народов на Земле. Знакомство с несколькими странами:  название,  расположение  на  политической  карте,  столица,  главные  достопримечательности. Представления об эпохах в истории человечества: первобытная  история,  история  Древнего  мира,  история  Средних  веков, история Нового времени, история Новейшего времени. Памятники истории и культуры  —  свидетели различных эпох в истории  человечества.Всемирное  культурное  наследие.  Бережное  отношение к  культурному  наследию  человечества  —  долг  всего  общества и  каждого  человека.

ПРАВИЛА  БЕЗОПАСНОЙ  ЖИЗНИ

Ценность  здоровья  и  здорового  образа  жизни.  Личная  ответственность  каждого  человека  за  сохранение  и  укрепление своего  здоровья. Режим  дня  школьника,  чередование  труда  и  отдыха  в  режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве. Дорога  от  дома  до  школы,  правила  безопасного  поведения

на  дорогах,  основные  дорожные  знаки.  Правила  безопасности при использовании транспортных средств, в том числе при езде на  велосипеде. Правила  противопожарной  безопасности,  основные  правила  обращения  с  газом,  электричеством  и  электроприборами, водой. Правила безопасности при использовании компьютера, мобильного  телефона.  Опасные  места  в  квартире,  доме  и  его окрестностях  (балкон,  подоконник,  лифт,  стройплощадка,  пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с незнакомыми  людьми. Правила  безопасного  поведения  в  природе,  в  том  числе в  лесу,  на  воде.  Правила  безопасности  при  обращении  с  кошкой  и  собакой.  Экологическая  безопасность.  Бытовой  фильтр для  очистки  воды,  его  устройство  и  использование.Забота  о  здоровье  и  безопасности  окружающих  людей  — нравственный  долг  каждого  человека.

1 КЛАСС (66 ч)

Введение (1 ч)

Знакомство с учебником и учебными пособиями.

Что и Кто? (20 ч)

Что такое Родина? Что мы знаем о народах России? Что мы знаем о Москве? Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Что общего у разных растений? Что растет на подоконнике? Что растет на клумбе? Что это за листья? Что такое хвоинки? Кто такие насекомые? Кто такие рыбы? Кто такие птицы? Кто такие звери? Что окружает нас дома? Что умеет компьютер? Что вокруг нас может быть опасным? На что похожа наша планета?

Как, откуда и куда? (12 ч)

Как живет семья? Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Откуда в наш дом приходит электричество? Как путешествует письмо? Куда текут реки? Откуда берутся снег и лед? Как живут растения? Как живут животные? Как зимой помочь птицам? Откуда берется и куда девается мусор? Откуда в снежках грязь?

Где и когда (11 ч)

Когда учиться интересно? Когда придет суббота? Когда наступит лето? Где живут белые медведи? Где живут слоны? Где зимуют птицы? Когда появилась одежда? Когда изобрели велосипед Когда мы станем взрослыми?

Почему и зачем? (22 ч)

Почему Солнце светит днем, а солнце ночью? Почему Луна бывает разной? Почему идет дождь и дует ветер? Почему звенит звонок? Почему радуга разноцветная? Почему мы любим кошек и собак? Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? Зачем мы спим ночью? Почему нужно есть много овощей и фруктов? Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Зачем нам телефон и телевизор? Зачем нужны автомобили? Зачем нужны поезда? Зачем строят корабли? Зачем строят самолеты? Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности? Зачем люди осваивают космос? Почему мы часто слышим слово «экология»?

2 КЛАСС (68 ч)

Где мы живем? (4 ч)

Родна страна. Город и село. Природа и рукотворный мир. Наш адрес в мире.

Природа (20 ч)

Неживая и живая природа. Явления природы. Что такое погода. В гости к осени. Звездное небо. Заглянем в кладовые земли. Про воздух и про воду. Какие бывают растения. Какие бывают животные. Невидимые нити. Дикорастущие и культурные растения. Дикие и домашние животные. Комнатные растения. Животные живого уголка. Про кошек и собак. Красная книга.

Жизнь города и села (10 ч)

о такое экономика. Из чего что сделано. Как построить дом. Какой бывает транспорт. Культура и образование. Все профессии важны. В гости к зиме.

Здоровье и безопасность (9 ч)

Строение тела человека. Если хочешь быть здоров. Берегись автомобиля! Школа

 пешехода. Домашние опасности. Пожар. На воде и в лесу. Опасные незнакомцы.

Общение (7 ч)

Наша дружная семья. В школе. Правила вежливости. Ты и твои друзья. Мы – зрители и пассажиры.

Путешествия (18 ч)

Посмотри вокруг. Ориентирование на местности. Формы земной поверхности. Водные богатства. В гости к весне. Россия на карте. Путешествие по Москве. Московский Кремль. Город на Неве. Путешествие по Оке. Путешествие по планете. Путешествие по материкам. Страны мира. Впереди лето.

3 КЛАСС (68 ч)

Как устроен мир? (6 ч)

Природа. Человек. Общество. Что такое экология. Природа в опасности!

Эта удивительная природа (18 ч)

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Воздух и его охрана. Вода. Превращения и круговороты воды. Берегите воду! Как разрушаются камни. Что такое почва. Разнообразие растений. Солнце, растения и мы с вами. Размножение и развитие растений. Охрана растений. Разнообразие животных. Кто что есть? Размножение и развитие животных. Охрана животных. В царстве грибов. Великий круговорот жизни.

Мы и наше здоровье (10 ч)

Организм человека. Органы чувств. Надежная защита организма. Опора тела и движение. Наше питание. Дыхание и кровообращение. Умей предупреждать болезни. Здоровый образ жизни.

Наша безопасность (7 ч)

Огонь, вода и газ. Чтобы путь был счастливым. Дорожные знаки. Опасные места. Природа и наша безопасность. Экологическая безопасность.

Чему учит экономика (12 ч)

Для чего нужна экономика. Природные богатства и труд людей – основа экономики. Полезные ископаемые. Растениеводство. Животноводство. Какая бывает промышленность. Что такое деньги. Государственный бюджет. Семейный бюджет. Экономика и экология.

Путешествия по городам и странам (15 ч)

Золотое кольцо России. Наши ближайшие соседи. На севере Европы. Что такое Бенилюкс. В центре Европы. По Франции и Великобритании. На юге Европы. По знаменитым местам мира.

4 КЛАСС (68 ч)

Земля и человечество (9 ч)

Мир глазами астронома. Планеты Солнечной системы. Звездное небо – Великая книга Природы. Мир глазами географа. Мир глазами историка. Когда и где? Мир глазами эколога. Сокровища Земли под охраной человечества.

Природа России (10 ч)

Равнины и горы России. Моря, озёра и реки России. Природные зоны России. Зона арктических пустынь. Тундра. Леса России. Лес и человек. Зона степей. Пустыни. У Черного моря.

Родной край – часть большой страны (15 ч)

Наш край. Поверхность нашего края. Водные богатства нашего края. Наши подземные богатства. Земля – кормилица. Жизнь леса. Жизнь луга. Жизнь в пресных водах. Растениеводство в нашем крае. Животноводство в нашем крае.

Страницы всемирной истории (5 ч)

Начало истории человечества. Мир древности: далекий и близкий. Средние века: время рыцарей и замков. Новое время: встреча Европы и Америки. Новейшее время: история продолжается сегодня. Жизнь древних славян. Во времена Древней Руси. Страна городов. Из книжной сокровищницы Древней Руси. Трудные времена на Русской земле. Русь расправляет крылья. Куликовская битва. Иван Третий. Мастера печатных дел. Патриоты России. Петр Великий. Михаил Васильевич Ломоносов. Екатерина Великая. Отечественная война 1812 года. Страницы истории 19 века. Россия вступает в 20 век. Страницы истории 1920 – 1930-х годов. Великая война и великая Победа. Страна, открывшая путь в космос.

Страницы истории России (20ч)

Жизнь древних славян. Во времена Древней Руси. Страна городов. Из книжной сокровищницы Древней Руси. Трудные времена на Русской земле. Русь расправляет крылья. Куликовская битва. Иван Третий. Мастера печатных дел. Патриоты России. Пётр Великий. Михаил Васильевич Ломоносов. Екатерина Великая. Отечественная война 1812 года. Страницы истории XIX века. Россия вступает в XX век. Страницы истории 1920-1930-х годов. Великая война и великая Победа. Страна, открывшая путь в космос.

Современная Россия (9 ч)

Основной закон России и права человека. Мы – граждане России. Славные символы России. Такие разные праздники. Путешествие по России.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Разделы, темы

Кол-во

часов

1 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

1

Человек и природа

139

38

34

37

30

2

Человек и общество

89

18

21

18

32

3

Правила безопасной жизни

25

6

8

9

2

4

Проверочные работы

17

4

5

4

4

итого

270

66

68

68

68


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс "Школа России"

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс "Школа России...

Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс Школа России по программе Т.Я.Шпикаловой

Пояснительная записка. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы. Цели и задачи. Требования к уровню подготовки обучающихся. Методы и формы. Формы контроля уровня достижений обучающих...

Рабочая программа по математике 1-4 классы (Школа России) с планированием для 1 класса

Рабочая программа составлена на основе образовательной программы Школа России...

Рабочая программа Окружающий мир 1-4 УМК "Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру к УМК "Школа России" ФГОС...

Рабочая программа "Окружающий мир" для 1 класса "Школа России"

Рабочая программа по предмету"Окружающий мир" для 1 класса "Школа России"...

Рабочая программа Окружающий мир 1-4 класс Школа России

В рабочую программу включены содержание программы, тематическое планирование, планируемые результаты подготовки учащихся, в качестве приложения 1 программы включены оценочные материалы....

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс Школа России в рабочем конструкторе

Рабочая программа составлена в в соответствии обновленному стандарту ФГОС в рабочем коеструкторе....