Открытый урок по окружающему миру "Птицы"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Задачи деятельности учителя: создать условия для повторения отличительных признаков птиц; рассказать о важности перьевого покрова в жизни птиц; способствовать расширению знание о питании птиц; проследить с помощью иллюстраций в учебнике взаимосвязи внешнего вида птицы со способом добывания пищи.

Планируемые результаты образования.

Предметные: научатся определять понятия «дикие», «домашние», «перелётные», «оседлые» птицы, выделять общие и отличительные особенности птиц, устанавливать зависимость поведения птиц от наступающего сезона.

Метапредметные (УУД).

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; выделять общие и отличительные особенности птиц, устанавливать зависимость поведения птиц от наступающего сезона; знакомиться с разнообразием птиц; знать и объяснять понятия «дикие», «домашние», «перелётные», «оседлые» птицы.

Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Личностные: проявляют готовность и способность к саморазвитию, ценностное отношение к природному миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_okruzh_mir_2a.docx20.05 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по окружающему миру

Тема урока "Птицы"

2А класс

Учитель Айдакова Л.В.

2013-2014 уч. год


Окружающий мир, 2А класс

Открытый урок «Птицы»

Задачи деятельности учителя: создать условия для повторения отличительных признаков птиц; рассказать о важности перьевого покрова в жизни птиц; способствовать расширению знание о питании птиц; проследить с помощью иллюстраций в учебнике взаимосвязи внешнего вида птицы со способом добывания пищи.

Планируемые результаты образования.

Предметные: научатся определять понятия «дикие», «домашние», «перелётные», «оседлые» птицы, выделять общие и отличительные особенности птиц, устанавливать зависимость поведения птиц от наступающего сезона.

Метапредметные (УУД).

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; выделять общие и отличительные особенности птиц, устанавливать зависимость поведения птиц от наступающего сезона; знакомиться с разнообразием птиц; знать и объяснять понятия «дикие», «домашние», «перелётные», «оседлые» птицы.

Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Личностные: проявляют готовность и способность к саморазвитию, ценностное отношение к природному миру.

Оборудование: учебник; фотографии и рисунки с изображением птиц; загадки о птицах; кроссворд «Птица».

Ход урока.

I. Актуализация знаний. Сообщение темы урока.

а) Проверка домашнего задания:

– Чем пресмыкающиеся отличаются от других животных?

– Почему их так называют?

б) (в  группе ) Разгадайте кроссворд и прочитайте ключевое слово. (Птица)

1.На болоте обитает

И лягушек поедает.   (Цапля.)

2.Хвост с узорами,

Сапоги со шпорами.  (Петух)

3.Зимою краснеют

На голых ветвях.

Весенней порою

Опять улетят.   (Снегири)

4.На шесте дворец,

Во дворце певец.  (Скворец)

5.Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.  (Сорока)

Тема нашего урока – «Птицы». Расскажите, каких птиц вы наблюдали в лесу, в парке, у реки, в зоопарке, во дворе.

II. Совместное открытие нового знания.

1. Рассмотрите рисунок в учебнике (с. 21). Как вы отличаете птиц от других животных? (Главное отличие – наличие перьевого покрова. Поэтому их ещё называют пернатыми.)

– Можно ли назвать всех летающих животных птицами? (Нельзя. Могут летать насекомые и звери (летучая мышь).)

– Бывают нелетающие птицы? (Да. Страус, пингвин, киви)

– Плавают ли птицы? (Да. Гусь, пингвин)

– Как вы думаете, зачем птицам перья и клюв? (Перья у птиц разные, одни защищают от холода, другие помогают летать. С помощью клюва птицы добывают пищу, приводят в порядок свои перья, вьют гнёзда, ухаживают за птенцами, подают сигналы.)

2. Рассмотрите рисунок в учебнике (с. 22).

– Приходилось ли тебе наблюдать за волнистым попугайчиком?

– Все ли перья у него одинаковые?

– Только ли цветом они различаются?

(Между пуховыми перьями находится много воздуха, который плохо проводит тепло. Пуховые перья защищают птиц от охлаждения и перегрева.)

3. Рассмотрите рисунок в учебнике (с. 23).

– Чем питаются птицы? На какие группы по способу питания делятся птицы? (Зерноядные, насекомоядные, хищные)

– Назовите зерноядных, насекомоядных, хищных птиц родного края. (Ястреб, горихвостка)

– Что помогает им добывать пищу? (Клюв, когти)

4. – Назовите домашних птиц.

– Назовите диких птиц.

– О каких птицах идёт речь в стихотворении?

Потянулись гуси

На далёкий юг.

Голоса их грустные

Ловит чуткий слух.

Пролетают мимо

Стороны лесной…

Возвращайтесь, милые!

Будем ждать весной. (О перелётных)

– Почему некоторые птицы улетают осенью на юг?

– Как называются птицы, которые остаются с нами на зиму? (Зимующие)

5. Физкультминутка. Игра «Перелётные и зимующие».

Когда услышите название перелётной птицы, машете руками-«крыльями», имитируя полёт. А когда название зимующей, приседаете.

Воробей, кукушка, ласточка, синица, лебедь, скворец, голубь, журавль.

6. Рассказы о некоторых птицах нашей страны.

Глухарь – житель лесных чащоб. Летом, когда созреет черника, брусника, голубика, глухари кормятся ягодами. А на берегах ручьёв глухари клюют мелкие камушки, чтобы в желудке камушки перетирали ягоды. Зимой глухарь питается сосновыми хвоинками.

Королёк – самая маленькая птичка России. Живёт преимущественно в хвойных, особенно сосновых лесах. Питаются мелкими насекомыми и семенами, главная пища их зимой состоит из личинок насекомых.

Деревенские ласточки часами носятся над полями. Крылышки у них длинные, узкие, хвост вилочкой. Ласточки ловят комаров и других мошек.

На полях летает трясогузка. Это стройная, длиннохвостая птичка. Когда садится, она покачивает хвостиком. Питается трясогузка только насекомыми.

Совы охотятся ночью за хомяками, мышами, полёвками. И, без числа уничтожая грызунов, великую услугу оказывают совы и другие хищные птицы нам, нашим полям, огородам, садам.

Свиристели очень любят рябину, целыми стаями налетают на неё. Ягоды они съедают, а косточки уносят далеко от дерева. Там косточки попадают в землю, а на будущий год из них вырастают молодые рябинки. И выходит, что птицы разносят семена и сажают для нас леса.

Кукушка питается насекомыми, в том числе мохнатыми гусеницами, которых избегают многие птицы. Кукушки откладывают свои яйца в гнёзда других птиц, и те выкармливают птенцов кукушки как своих родных.

У клестов кончики клюва перекрещиваются, таким клювом удобно доставать семена из шишек. Клесты выводят птенцов зимой, потому что в это время как раз созревают семена в шишках.

Соловей обитает в кустарниковых зарослях, в долинах рек. Питается насекомыми, ягодами. Соловей считается самым лучшим певцом среди птиц.

(Звучит голос соловья)

III. Формирование нового знания.

1. Хрестоматия (с. 89), «Зачем птицам перья?». Прочитайте и ответьте на вопросы (с. 91).

– Почему в народе говорят «Как с гуся вода»?

– Почему речь идёт о гусе, а не о курице?

(Гуси, как и другие водоплавающие птицы, при чистке смазывают свои перья жиром. От этого перья становятся водонепроницаемыми, не намокают при плавании. У курицы такой смазки нет, и её перья в воде намокают.)

– Почему хищные птицы линяют постепенно, а гуси, утки, лебеди разом сбрасывают перья с крыльев и какое-то время не могут летать?

(Хищные птицы ловят свою добычу в полёте, и постепенная линька позволяет добывать корм даже в период смены перьевого покрова, а гуси и утки могут добывать пищу и без крыльев, так как всегда добывают её в воде.)

2. Хрестоматия (с. 92), «Что птицы едят?». Ответы на вопросы (с. 93)

3. (чтение в парах) Хрестоматия (с. 94-95), «Кормит ли песня соловья?», «Что на обед у кукушки?». Ответы на вопросы (с. 96)

IV. Итог урока.

– Назовите признаки птиц.

– Перечислите группы птиц по способу питания.

Домашнее задание.

Учебник, страница 21-23. Печатная тетрадь, страница 16-19.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по окружающему миру "Урок-путешествие Древний мир"

Открытый урок - путешествие проводится после изучения темы “Мир древности: далёкий и близкий” в разделе “Всемирная история”, для закрепления знаний учащихся о географическом положении страны, жизни, б...

Открытый урок по окружающему миру для второго класса "Голубая планета Земля" конспект урока и презентация

Конспект урока и презентация по теме "Голубая планета Земля"-2 класс. Повторение,новый материал, физминутка,рефлексия...

Открытый урок по окружающему миру 2 класс.Тема урока : «В царстве грибов».

Тема:               В царстве грибовТип урока:      «Открытие» новых знаний.Новое знание: Строение гриба....

Разработка урока (открытый урок) по окружающему миру

Разработка урока по окружающему миру  с презентацией...

Открытый урок по окружающему миру по теме: «Поговорим о доброте» в рамках муниципального семинара заместителей директоров по учебно – воспитательной работе по теме « Развитие профессиональных компетенций современного учителя: проектирование процесса урок

Тема урока: «Поговорим о доброте». Цель урока: показать обучающимся необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты. Планируемые результаты: Предметные: научиться различать добрые и злые...

План – конспект открытого урока по окружающему миру в 4 классе. Тема урока: Многогранный мир чувств.

Тип урока: комбинированный, урок-исследование.Цель:1) Обучающая:-формировать у учащихся новые понятия об органах чувств, о строении и роли органов слуха, равновесия, обоняния, вкуса и осязания, ...