Урок окружающего мира 1 класс "Что мы знаем о птицах"
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) по теме

Учащиеся знакомятся с многоообразием птиц, их отличительными особенностями, формируются понятия дикие, перелетные птицы. Урок с использованием национального компонента.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon урок окружающего мира54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Что мы знаем о птицах» 1 класс

Цель урока:

создать условия для ознакомления с многообразием птиц, их общими и отличительными особенностями, формирования понятия дикие, домашние, перелётные, оседлые птицы; способствовать развитию монологической и диалогической речи, наблюдательности, внимания, аналитических умений.

Задачи:

Предметные:

- определять понятия дикие, домашние, перелётные, оседлые птицы, выделять общие и отличительные особенности птиц,

- устанавливать зависимости наступающего сезона и поведения птиц.

Метапредметные:

- регулятивные: планирование - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- познавательные: общеучебные - самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; логические - выделять общие и отличительные особенности птиц, устанавливать зависимости наступающего сезона и поведения птиц;

Коммуникативные: управление коммуникацией - адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

- работать в парах и группах;

- отвечать на вопросы с опорой на ключевые выражения, аргументировать свою точку зрения.

Личностные:

- самоопределение - проявляют готовность и способность к саморазвитию;

- формирование умения работать в группе;

- обучение оцениванию своих достижений и успехов товарищей;

- способствовать формированию положительного эмоционального отношения к школе и учебной деятельности.

Планируемые результаты

Предметные:

Обучающиеся узнают о многообразии птиц, их общих и отличительных особенностях. Научатся самостоятельно планировать и организовывать свою деятельность, пользоваться словарём и энциклопедическим материалом, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать себя, границы своего знания и незнания.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: умеют определять и формулировать цель урока; проговаривать последовательность действий на уроке; используют речь для регуляции своего действия.

Познавательные УУД: учатся высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, строить логические цепи рассуждения, делать выводы.

Коммуникативные УУД: научатся формулировать собственное мнение; осуществлять рефлексию способов и условий действия.

Личностные:

Формируют положительное

эмоциональное отношение к школе и учебной деятельности.

Проявляют заинтересованность в приобретении и расширении знаний; и способов действий, осуществляют системный подход к выполнению заданий. Научатся работать в группах, оценивать свои достижения и успехи товарищей.

Ресурсы урока: «Окружающий мир 1класс» (1 часть) Н.Ф. Виноградова УМК «Начальная школа XXI века» с.72-76; компьютер, интерактивная доска; презентация, задания для работы в парах

                           Ход урока

Слайд 1

  1. Организационный момент.                                          

Нам очень  интересно

Все то,  что неизвестно!

Мы тайны разгадаем

И мир большой познаем

2. Постановка  учебной задачи. Тема урока.

Сегодня на уроке мы будем учиться наблюдать, сравнивать, думать, играть.

Сейчас мы с вами поиграем в игру «Кто  лишний». Вы должны подчеркнуть лишнего в каждом ряду.

«Кто лишний»

  1. Жук, снегирь, шмель.
  2. Белка, медведь, дятел
  3. Сосна, ель, ласточка
  4. Ворона, щука, окунь

Проверка: Назовите одним словом животных, которых Вы подчеркнули. Птиц

Догадались, кому сегодня посвящен урок?

Итак, тема урока «Что мы знаем о птицах».                              

Мы попробуем приоткрыть тайны удивительного мира птиц и ответить на вопросы:                                 Слайд 3.

  1. Кто такие птицы?
  2. Какие бывают птицы?

Готовы открывать тайны?

3.Работа по теме,

-Игра с «волшебным» мячом.

У меня есть «волшебный» мяч. Как только он попадает в руки, сразу хочется назвать какую-нибудь птицу. Начинаем играть.

Вы назвали столько разных птиц. Они разные по величине, по окраске,  по поведению.

-Работа по учебнику стр. 72. Рассмотрите рисунки.

Что общего в строении птиц? Клюв

Птичий нос не только нос, но ещё и рот, поэтому его назвали клювом. Клюв бывает только у птиц.

У птицы 2 ноги. Обычно на птичьей ноге 4 пальца.

Крылья поднимают птицу в воздух. Форма и длина крыльев тоже разная.

 (у птиц клюв, два крыла, две ноги)

Давайте обобщим, какие существенные признаки вы нашли?

Заполнение таблицы (работа в парах)

Существенные признаки птиц

Число ног    -  2

Тело покрыто      перьями           

Есть       крылья                           и         клюв.                               

Подумайте и скажите, что есть только у птиц, но нет у других животных. (перья)

Хотелось бы вам узнать, как устроено перо?

4.Практическая работа.

Самый первый шаг к познанию мира- внимательный взгляд. Ученые, чтобы сделать открытие, проводят опыты, наблюдения.

Сейчас мы представим себя в роли ученых и будем исследовать перо.( работа в парах)

Достаньте из конверта №1 перья.

Рассмотрите перья, сравните их по цвету, форме, размеру. Какие они? (разные) Возьмите большое перо.

Каждое перо имеет стержень. Найдите его. У пера есть бородки (волоски),на них есть маленькие крючки. Этими крючками волоски цепляются друг за друга достаточно крепко, как застежка –молния.

Возьмите маленькое перышко

Подержите перо около щеки. Что вы ощущаете? (тепло) Это тот самый пух, которым набивают подушки.

Что случится, если подует ветер?  (перья полетят)

Почему?  (они легкие)

Давайте в этом убедимся. (дети дуют на перья)

Обмакните перо в стакан с водой. Намокло ли перо? (нет) - Птицы смазывают свои пёрышки жидкостью из железы, которая находится над хвостом, и перья не намокают. Перья защищают птицу от воды и сырости.

Зачем такие разные перья птицам?

Большие перья помогают птице летать, а маленькие – защищают тело от холода.

Перья хвоста позволяют держать равновесие, делать повороты, остановки.

Физ. минутка.

Совушка-сова

Большая голова,

На пеньке сидит,

Головой вертит,

Ножками топ-топ,

Крылышками хлоп-хлоп,

Во все стороны глядит,

Да как полетит!

5. Работа по учебнику. (стр. 72)

Какие из нарисованных птиц осенью улетают на юг? (ласточка, грач, цапля)

Закройте их фишками.

Как называются такие птицы? (перелетные)

Почему их так называют? (эти птицы совершают перелеты из одного края Земли в другой)

Закройте в учебнике красногрудую птичку. Назовите оставшихся птиц. (воробей, галка, сова, ворона)

Что их объединяет? (они не улетают)

Как называют этих птиц? (зимующие или оседлые)

Какую птичку мы не назвали? (снегирь)

А к какой группе птиц относится снегирь? Давайте прочитаем о нем в учебнике с 73

Снегирь относится к группе кочующих птиц. Эта птичка обитает и в Северной Осетии. Летом снегирь улетает выше в горы, а к зиме спускается ближе к равнине.

Итак, какие бывают птицы? Перелетные и оседлые (зимующие)                                                                    

Как мы можем помочь птицам, которые остаются зимовать?

(сделать кормушки, кормить птиц  хлебными крошками, зерном)                                                        Слайд 8.

8 .Игра «Кто лишний?»                                                                                       Слайд 16.

(лишний воробей- это зимующая птица, остальные перелетные)

Поднимите руку, кто видел воробья.    Как вы думаете, это домашняя птица или дикая?                                                               Слайд9.

Само название возникло из слов «вора бей». Так русские крестьяне называли воробьев, которые склевывали в полях зерно.

А знаете ли вы, что этой простой птичке поставлен памятник  в Америке в г. Бостоне. А случилось это так.

Однажды вблизи Бостона появилась масса гусениц. Они стали уничтожать поля, сады. Посевы. Людям грозил голод.

К счастью, воробьи полетели на поля и вмиг справились с гусеницами. В честь такого важного события жители города поставили памятник с надписью «Победителю гусениц».

 Как вы думаете, все ли птицы летают?

Чтение слайдов о пингвинах и страусе.

Подведение итогов. Рефлексия.

С каким настроением вы работали?  

Ответили мы на поставленные вопросы?

- Что понравилось на уроке?

Возьмите рисунок птички. Если вам было на уроке интересно, вы все поняли- раскрасьте грудку у птички красным цветом.

Если вам  было интересно, но не все поняли -  желтым цветом.

Каких птичек у нас больше?

Я рада, что вам понравился урок.

- Вы молодцы! Мне было приятно работать с вами. Я рада, что вам понравился урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока окружающего мира "Что мы знаем о птицах"для учащихся1 класса

 Тема:«Птицы. Что мы знаем о птицах».           Цель:1)познакомить детей с птицами, показать их разнообразие и красоту;2) учить выделять существенные признаки природных объектов;3) продолжить обучение...

Презентация к уроку окружающего мира "Что я знаю о себе"

Данная презентация поможет учителю познакомить учащихся со своим здоровьем и правильному отношению к нему. Она сделает урок интересным и познавательным....

Урок по окружающему миру. "Что мы знаем о птицах?"

Урок позволит расширить знания о птицах, живущих в наших краях, познакомит детей с некоторыми перелётными птицами....

Урок по окружающему миру "Что мы знаем о птицах"

Урок по окружающему миру в 1 классе...

Презентация к урокам окружающего мира "Что мы знаем о Москве?""

Материал может быть использован на уроках и во внеурочной работе....

Урок окружающего мира "Что мы знаем о воде"

Урок окружающего мира во 2 классе УМК "Школа 21 века"...

Презентация к уроку окружающего мира "Что мы знаем о нашей Родине". 1 класс. УМК "Школа России"

Презентация создана для урока окружающего мира "Что мызнаем о нашей Родине". 1 класс. УМК "Школа России". Автор учебника А.А. Плешаков...