Конспект урока по окружающему миру "Куликовская битва" 4 класс
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) на тему

Ланцова Ирина Владимировна

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе на тему "Куликовская битва". Конспект составлен по УМК "Школа России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_okr_mir_4_kl_kulikovskaya_bitva.docx29.86 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила: учитель начальных классов МБОУ «Школа № 53» г. Рязани

Ланцова Ирина Владимировна

Конспект урока по окружающему миру «Куликовская битва» 4 класс

Цель урока:

Способствовать формированию представления учащихся о главных событиях воинской славы Руси XIV века, через включение их в проектную деятельность.

Задачи урока:

Задачи, направленные на развитие личностных результатов:

- формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Задачи, направленные на развитие метапредметных результатов:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

-  освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

 - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- умение работать в информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Задачи, направленные на развитие предметных результатов:

- формирование   представление    учащихся о Куликовской битве;

- показать борьбу русского народа за независимость.

Оборудование: презентация «Куликовская битва», карточки для групповой работы и рефлексии.

Ход урока.

1.Мотивационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Наш сегодняшний урок по окружающему миру я хотела бы начать со стихотворения, которое нам прочитает Горбатова Юлия.

Отрывок из стихотворения Иван Саввича Никитина «Русь»

Под большим шатром

Голубых небес –

Вижу – даль степей

Зеленеется.

По степям в моря

Реки катятся,

И лежат пути

Во все стороны.

Это ты, моя

Русь державная,

Моя родина

Православная!

Широко ты, Русь,

По лицу земли

В красе царственной

Развернулася!

И во всех концах

Света белого

Про тебя идет

Слава громкая.

И уж есть за что,

Русь могучая,

Полюбить тебя,

Назвать матерью.

Стать за честь твою

Против недруга,

За тебя в нужде

Сложить голову!

- Как вы думаете, почему я решила начать урок именно с этого стихотворения? (Ответы учащихся)

- Говорят, что нельзя считать культурным того человека, который не знает истории своей Родины, своего народа.

- Согласны ли Вы с этим высказыванием? Как вы думаете, почему так говорят? (Ответы учащихся).

В истории нашего Отечества было всё: и взлёты, и падения, и триумф, и поражения. История былых времён должна учить всех нас. Ведь в этом заключается её главное предназначение. Важно лишь правильно воспринять её уроки. Знать прошлое – это значит,  во многом понять настоящее и уметь предвидеть будущее.

2.Актуализация опорных знаний.

- Как называется раздел, который мы сейчас с вами изучаем? (Страницы истории Отечества)

- Чтобы вспомнить основные моменты, изученные нами, в истории нашей страны, сыграем в игру «Горячий стул».

На слайдах будут появляться  слова, вы должны объяснить их значения, но не называть само слово или однокоренное.

  1. Перун – один из главных богов у славян, бог грома и молнии.
  2. Киев – столица Древней Руси.
  3. Князь Владимир – князь крестивший Русь.
  4.  «Повесть временных лет» - самая известная летопись на Руси.
  5. Золотая орда – государство монголо-татар.
  6. Батый – хан, возглавивший поход на Русь.
  7. Александр Невский – князь, разбивший воска шведов и крестоносцев.
  8. Иван Калита – московский бережливый князь, который на поясе носил кашель с деньгами, из которого подавал нищим, за это и получил такое прозвище.

3.Самоопределение к деятельности.

- Молодцы! А теперь вспомним одну важную дату: с какого года на русской земле установилось татаро-монгольское иго? (1237)

- Сколько лет прошло от начала ига до 1380 г.?    (143 года)

- Как вы думаете, почему мы остановились на этой дате?    (Наверное, в этот год произошло какое-то решающее событие)

- Какой город стал центром объединения русских земель и за счет чего? (Москва. Усилилось влияние Северо-Восточной Руси  Князья Северо-Восточной Руси были бережливыми и предприимчивыми хозяевами, люди возвращались на свои разграбленные земли и начинали заново налаживать жизнь. Шло укрепление Московского княжества)

- Москва стала центром объединения русских земель. При каком князе это произошло? (при Иване Калите)

-  Было укрепление Руси, но каким образом русский народ мог освободиться от гнета монголо-татар? (Участвуя в битвах и сражениях).

-  Вот что пишет летописец:

«В тот год у оружейников были большие заказы, была большая работа. Многие тысячи людей всякого звания запасались копьём или рогатиной, боевым топором или шестопёром, луками и кольчугами, шлемами. Соседи сговаривались в будущей битве стоять рядом, защищать друг друга от вражеской сабли, живому похоронить убитого».

- Как вы думаете, для чего запасались боевым снаряжением русские люди?  (Чтобы сражаться за свою свободу.)

- О каком событии мы будем говорить сегодня на уроке?    (О какой-то битве…)

- Сегодня мы с вами поговорим об одной из таких значимых битв для русского народа. Её название вы узнаете, если правильно разместите и соедините эти слоги.

ЛИ, КУ, КА, КОВС, Я (Куликовская)

- Тема нашего урока? (Куликовская битва)

- В связи с этим, какую цель мы поставим перед собой на уроке. (Узнать о битве).

- Что вам бы хотелось узнать по этой теме? (Сформулируйте свои вопросы)

  • С  кем  была  эта  битва?
  •  Почему   она  произошла?
  •  Где   она   была?
  • Как  происходил    ход   битвы?
  • Кто победил в этой битве?
  •  Какое значение имела для русского народа?

(Учитель записывает вопросы на доске)

4.Открытие нового знания.

- Особенно расцвело Московское княжество при князе Иване Калите.

Выросли вокруг Кремля дубовые стены, на берегу Москвы-реки появилась большая пристань, где останавливались торговые суда.

При князе Дмитрии, внуке Ивана Калиты Русь перестала платить дань Орде.  Орда в это время ослабела и распалась на части. Так же, как между русскими князьями, между ханами начались смуты и распри. После долгих смут в Золотой Орде овладел властью воевода Мамай.

Мамай пришел в ярость. И задумал нагнать на русских такого страха, чтобы навсегда отбить у них охоту противиться ханской воле. Он понял, что иначе владычеству татар придет конец. Стал собирать Мамай огромное войско. Он хотел повторить времена Батыя, разгромить Русь.

Князь Дмитрий стал готовиться к сражению….

- На этом я останавливаюсь и чтобы узнать как дальше развивались события, предлагаю вам поработать в группах. (Учащиеся распределяются на группы: историки, картографы, мастера. Детям выдаются инструкционные карты, готовится информационная среда).

Инструкционная карта для группы «историков»

  1. Кого Дмитрий собрал под свои знамена?
  2. Куда и к кому отправился Дмитрий за благословением перед боем?
  3. Как звали монахов-богатырей, отправившихся с войском Дмитрия?
  4. Когда русская армия перешла реку Дон? Что сделали они, чтобы не было пути назад.
  5. По преданию бой начинали с поединков богатырей. Кто сошелся в этой схватке? Чем закончился поединок?
  6. После того, как найдете ответы на все вопросы, распределите в группе, кто, что будет рассказывать.
  7. Подготовьтесь к выступлению.

Инструкционная карта для группы «картографов»

  1. Внимательно изучите карту.
  2. Нанесите на шаблон карты географические названия  мест: городов, рек.
  3. Наклейте на карту полки русских и монгольских войск, подпишите их и стрелками, укажите  движение русских и татаро-монгольских войск.
  4. Подготовьте выступление по карте.

Инструкционная карта для «мастеров»

  1. Расскажите, как были одеты древнерусский воин и монголо-татар
  2. Подготовьте выступление: «Как одевались воины в то время?»

 Работа в группах.

Учитель оказывает консультацию.

- А чтобы работать вам было приятнее и почувствовать себя сопричастными к тому времени, я включу музыку, которая исполняется на старинно русском инструменте, а каком, постарайтесь угадать? (Гусли)

5. Выступление по группам. Презентация.

  1. Выступление группы «Историков»
  2. Выступление группы «Картографов» Прослушивание записи «Ход битвы»
  3. Выступление группы «Мастеров»

6. Физкультминутка.

Аты – баты, Мы солдаты!
Для разминки из – за парт
Поднимается на старт!
Бег на месте. Веселей!
И быстрей, быстрей, быстрей!
А ты – баты,
Стой на месте!
И присаживаемся вместе.

8.  Обобщение и систематизация

Стоял такой великий стон,
Шел бой с такою кровью,
Что был в багрец окрашен Дон
До самого низовья.

- Историки считают, что на Куликовом поле билось не менее 300 тыс. воинов. Известно, что погибло 12 князей (из 23) и 483 боярина и около 100 тыс. русских воинов, потери татар -  150 тыс. человек.

- Слышали ли вы такое выражение: «Как Мамай прошел»? Как выдумаете, что оно означает? (Ответы учащихся)

- Победа русского войска под командованием великого князя Дмитрия над ордынским войском была полной и блестящей. В честь этой победы народ прозвал Дмитрия – Донским.

- От названия чего произошло имя Донской? (Реки Дон)

6.Работа в парах.

- Давайте обратимся к тем вопросам, которые мы записали на доске в начале урока. Сейчас в парах постарайтесь на них ответить и скажите, на все ли вопросы мы нашли ответы? (Дети в парах отвечают на вопросы и приходят к выводу, что нашли ответы на все).

7. Подведение итогов урока.

- Какова была цель урока?

- За счёт чего русские войска одержали победу? (Военной смекалки и потому что объединились).

8. Рефлексия.

Продолжите предложение:

- На уроке у меня хорошо получалось …

- Мне еще нужно поработать над …

- Я хочу поблагодарить за этот урок …

- У вас на партах лежат листочки, на которых нарисован щит. Раскрасьте  его таким образом: если вы считаете что материал урока усвоен вами полностью в зеленый цвет, остались какие то вопросы  - в желтый цвет, многое осталось не понятным – в красный цвет.

- Куликовская битва навсегда останется одним из свидетельств русской доблести и славы. Пока мы храним память о героях, отстоявших русскую землю, пока живём так, как они — честно и с любовью к Родине, будет жить наша страна и её народ.

- Возвращаясь к началу урока, когда мы говорили, что из истории должны выносить уроки, какой главный урок «Куликовской битвы»? (Вместе мы сила!)

- Наше занятие подходит к концу, и я хочу закончить его словами поэта и военного летчика Алексея Афанасьевича Чумакова.


Вовеки славься, Русь, Россия! 
   И будь всегда сама собой. 
   Твои народы вместе – сила! 
   Никто не справится с тобой!


10. Домашнее задание. Прочитать текст на стр. 70-74 пересказ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

Конспект урока по окружающему миру. 1 класс. Тема урока: «Млекопитающие животные» УМК "Начальная школа 21 века"

Тип урока: открытие нового знанияЦели:   - познакомить учащихся с млекопитающими  животными;              - показат...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс Тема урока: Пришла весна

Цели:Образовательные:Познакомить с характерными признаками весны в живой и неживой природе.Научить ребят наблюдать признаки весны, определять последовательность событий в природе и их связи.Обогащать ...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс Тема урока: «Распознание деревьев своей местности по листьям ( связь живой и неживой природы) (Учитель МБОУ СОШ№5 г.Красный Сулин Деревянченко О.В.)

Обобщение урока: листья разных деревьев имеют свои отличи­тельные признаки. Эти признаки помогают распознавать де­ревья.Цель урока: познакомить с разнообразием деревьев родного края; научить распознав...

Конспект урока по окружающему миру 1 класс Тема урока:Дикие и домашние животные.

Конспект урока  по окружающему  миру1 классТема урока:Дикие и домашние животные.Цели: познакомить детей с отличительными признаками диких и домашних животных; уточнить правила обращения с жи...

План-конспект урока к окружающему миру 1 класс. Тема: " Где живут белые медведи? 4 урок в разделе: «Где и когда?»".

План -конспект написан для 1 класса, по авторской программе А. А. Плешакова  в соответствии программы "Школа России".Урок разработан на основе требований ФГОС. В конспекте расписаны все УУД.На ур...

Конспект урока по окружающему миру 3 класса. Тема урока: Пернатые изобретатели.

Почему птиц назвали пернатыми изобретателями? Птицы бывают: водоплавающими; хищными; бегающими, которые не умеют летать, но умеют очень быстро бегать. Есть птицы, которые ведут ночной образ жизни, а д...