РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ « Я ПОЗНАЮ МИР» 1 класс
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему

Смаракова Елена Александровна

Программа внеурочной деятельности «Я познаю мир» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общении формировать у учащихся интерес к естественно-научным дисциплинам, экологическую культуру. Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya_poznayu_mir.doc171.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации Каменского района

Алтайского края

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Гоноховская средняя общеобразовательная школа имени Парфёнова Е. Е»

«Согласовано»

Руководитель МО

___________/______________/

Протокол № ___

 

от «____»____________201__г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МКОУ «Гоноховская СОШ имени Парфенова Е. Е. » Каменского р-на

___________/_________________/

«____»______________201___г.

«Утверждено»

Директор МКОУ «Гоноховская СОШ имени Парфенова Е.Е.» Каменского р-на

________/__________________/

Приказ № ___      

от    «____»____________201__г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

« Я ПОЗНАЮ  МИР»

(наименование учебного предмета, курса)

________           общеинтеллектуальное__________  

(направление)

1 класс

(уровень обучения, класс)

____________________2017 – 2018 учебный год_______________________

(срок реализации программы)

Программу составил _________Смаракова Е.А._____________

(Ф.И.О.учителя, категория)

с. Гонохово

2017 г.

Пояснительная  записка.

Программа внеурочной деятельности «Я познаю мир» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общении формировать у учащихся интерес к естественно-научным дисциплинам, экологическую культуру. Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.

Программа строится на основе принципов:

  • целостности окружающей среды, направленный на формирование у школьников понимания неразрывной связи составляющих элементов окружающей среды и выработку стратегии поведения человека в ней;
  • междисциплинарности, который предполагает логическое включение и объединение знаний различных наук: биологии, экологии, географии;
  • взаимосвязи краеведческого, регионального и глобального подходов к отражению экологических проблем;
  • соответствия содержания, форм и методов, психолого-возрастным потребностям учащихся.

Программа внеурочной деятельности «Я познаю мир» строится с учетом приобретенных базовых знаний по окружающему миру, экологии. Предполагаемая структура учебного материала позволяет расширять знания, полученные в школе, обеспечивает возможность разнопланового их применения. Логическая связь между теоретическими и практическими занятиями позволяет связывать новый материал с предыдущим, предоставляется возможность для развития нужных умений, обеспечивает различными видами деятельности , познавательный интерес и дает возможность самим учащимся оценить свои успехи.

        Программа разработана на основе программы  «Окружающий мир» (для1-4классов) А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан образовательная система «Школа 2100» (Москва: «Баласс» 2011г), допущенной Министерством образования ;

При разработке программы учитывались психолого-педагогические закономерности усвоения знаний учащихся, их доступность, уровень предшествующей подготовки.

В содержании программы представлены практические работы, отличающиеся разнообразием форм познавательной деятельности.

Практическая деятельность включает элементы исследований и экспериментов, уход за растениями и животными, экскурсии в ближайшее природное и социальное окружение.

Развитие навыков осуществляется от простого к сложному, от развития умений наблюдать, анализировать и обобщать – к постановке опытов, проведению экспериментов. Все практические работы имеют четко выраженный характер познания ближайшего природного окружения и создают условия для принятия конкретных решений.

Материалы по результатам выполненных практических работ оформляются в виде схем, диаграмм, графиков, макетов и представляются на конференциях. Учебные конференции рассматриваются как один из способов оценивания самими учащимися результатов выполненной работы.

Особое место в реализации программы отводится проектной работе школьников.

В освоении экологических знаний программа предусматривает использование туристской деятельности как вспомогательного средства.

         Цель: расширение знаний, повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции школьников по отношению к природе.

        Задачи:

  • Расширение контактов учащихся с природой, вовлечение их в реальную деятельность по изучению и охране окружающей среды.
  • Изучение природы родного края.
  • Развитие познавательного интереса учащихся к природе
  • Воспитание экологической культуры, бережного и ответственного отношения к окружающей среде.

Программа «Я познаю мир» рассчитана на 1 год обучения в объеме 33 часа.

Содержание курса внеурочной деятельности.

                               Название темы

Всего  часов

                      Как мы понимаем друг друга

    5 ч.

1

Вводное занятие. Как мы будем учиться.

1

2-3

Школьные правила вежливости.  

2

4

Режим дня школьника.

1

5

Ты – ученик.

1

                      Как мы узнаём, что перед нами

2 ч.

6

Что за словом?

1

7

 Путешествие в Угадайку.  КТД

1

                     Наша планета.

4 ч.

8

Мир живой и неживой природы.

1

9

Как без часов определить время суток?

1

10

Звезды, созвездия, планеты.

1

11

Путешествие по материкам и океанам.

1

                 Как ты узнаёшь мир

3 ч.

12

Глаза – главные помощники человека.

1

13

Память и ум – помощники человека.

1

14

Жить – с книгою дружить.  КТД

1

                       Твоя семья и друзья

3 ч.

15

Наша дружная семья. Мои обязанности в семье.

     1

16

Что окружает нас дома? Что вокруг нас может быть опасным?

     

     1

17

Без друга в жизни туго. Мои друзья

       1

                        Что нас окружает

    7 ч.

18

Мое сло. Достопримечательности села.

     1

19

Мы – пешеходы.

     1

20

Что такое профессия? Какие бывают профессии?

     1

21

Из чего что сделано?

     1

22

Водица-царица.(Три состояния воды)

     1

23

Транспорт. Мы – пассажиры.

     1

24

Мой путь от дома до школы. КТД

     1

                  Живые обитатели планеты

    8 ч.

25

Живое и неживое.

    1

26

Какие бывают растения? Какие бывают животные?

    1

27

Путешествие по зоопарку.

     1

28

Домашние любимцы и комнатные растения.

     1

29

Собака – верный друг человека

     1

30

Строение тела человека.

     1

31

Правила поведения в природе.

     1

32

Земля – наш общий дом.

     1

Итоговое занятие

    1 ч.

33

Итоговое занятие Игра «Поле чудес»

     1

Формы занятий могут быть разными: индивидуальная, парная, групповая, работа над проектом.

  1. Индивидуальная работа

Участники  – это дети, у которых выражен интерес к предмету. Задачи руководителя  заключаются в следующем:

- выявить уровень знаний учащихся о природе;

- выявить учащихся, способных самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи и закономерности;

- формировать у учащихся систему понятий, умений и навыков;

- определять сформированность познавательного интереса учащихся.

  1. Работа в парах

Через работу в парах ребенок учится вскрывать причины возникающих ошибок, составлять задания для других, анализировать свою деятельность и деятельность товарища.

Работа проходит в 2 этапа:

1 этап – участники работают в роли учителей, самостоятельно оценивая данную им работу.

2 этап – учащиеся работают совместно, соотнося свои индивидуальные мнения по проверенной работе.

  1. Групповая работа

Работа  в группе убеждает в ценности взаимопомощи, укрепляет дружбу, прививает навыки, необходимые в жизни, повышает уважение к себе, дает возможность избежать отрицательных сторон соревнования.

Организация групповой работы:

- распределение работы между участниками;

- умение выслушивать различные точки зрения, критиковать, выдвигать гипотезы;

- владение способами проверки гипотез, самооценки, контроля;

- умение представить результат работы, обосновать выбор решения

Формой контроля сформированности представлений об окружающем мире являются соревнования, турниры, спектакли, игры, конкурсы, викторины, изобразительные работы, выставки.

Планируемые образовательные результаты обучающихся.

Личностными результатами изучения внеурочной деятельности «Я познаю мир» в 1м классе является формирование следующих умений:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях  отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения внеурочной деятельности в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Учиться высказывать своё предположение (версию).
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от  уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в  доп. источниках информации.
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя  свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие  тексты, называть их тему.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Совместно договариваться о  правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).


Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Дата

Тема занятия

Учебные действия

Как мы понимаем друг друга- 5 часов

1

Вводное занятие. Как мы будем учиться.

Познакомиться с учителем и другими ребятами.

Познакомиться и обсудить правила поведения в школе.

Закрепить правила поведения в школе.

Познакомиться с режимом дня школьника.

Познакомится с правами и обязанностями учащегося.

2

Школьные правила вежливости.

3

Школьные правила вежливости

4

Режим дня школьника.

5

Ты- ученик.

Как мы узнаем, что перед нами-2 часа

6

Что за словом?

Называть окружающие предметы и их признаки.

Различать предметы и выделять их признаки.

7

Путешествие в Угадайку. КТД

Наша планета- 4 часа

8

Мир живой и неживой природы.

Выделять различия между живой и неживой природой.

Ориентироваться на местности (в группе) с помощью компаса и карты, по местным признакам во время экскурсий.

Называть планеты, созвездия.

Различать материки, океаны.

9

Как без часов определить время суток.

10

Звезды, созвездия планеты.

11

Путешествие по материкам и океанам.

Как ты узнаешь мир- 3 часа

12

Глаза- главные помощники человека.

Сопоставлять признаки предметов и органов чувств, с помощью которых они узнаются.

Сопоставлять признаки предметов и органов чувств, с помощью которых они узнаются.

Познакомится с разнообразием мира книг.

13

Память и ум- помощники человека.

14

Жить – с книгою дружить.

Твоя семья и твои друзья- 3 часа

15

Наша дружная семья. Мои обязанности в семье.

Подготовить рассказ о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи.

Объяснять основные правила обращения с газом, электричеством, водой.

Понять, что такое дружба.

16

Что окружает нас дома? Что вокруг нас может быть опасным?

17

Без друга в жизни туго. Мои друзья.

Что нас окружает – 7 часов

18

Мое село. Достопримечательности села.

Совершить экскурсия по селу.

Выполнять правила уличного движения в ходе учебных игр.

Познакомиться и различными профессиями.

Сравнивать материалы из которых сделаны различные предметы.

Сравнивать и различать твёрдые тела, жидкости и газы на примере воды и её состояний

Познакомиться с правилами поведения в транспорте.

Познакомиться с соблюдением  правил безопасности по дороге от дома.

19

Мы- пешеходы.

20

Что такое профессия? Какие бывают профессии?

21

Из чего что сделано?

22

Водица – царица (три состояния воды).

23

Транспорт- мы пассажиры.

24

Мой путь от дома до школы. КТД.

Живые обитатели планеты- 8 часов

25

Живое и неживое.

Сравнивать и различать объекты живой и неживой природы.

Познакомится с миром растений и животных.

Совершить заочное путешествие по зоопарку и познакомиться с его обитателями.

Рассказать о своем домашнем любимце. Составить памятку как ухаживать за комнатными растениями.

Участвовать в диспуте по теме занятия.

Выявить особенности строения человеческого тела.

Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, возле водоёма и т.д.)

Проводить диспут и анализ жизненных ситуаций и выбирать допустимые формы поведения, которые не вредят природе.

26

Какие бывают растения? Какие бывают животные?

27

Путешествие по зоопарку.

28

Домашние любимцы и комнатные растения.

29

Собака- верный друг человека.

30

Строение тела человека.

31

Правила поведения в природе.

32

Земля- наш общий дом.

Итоговое занятие- 1 час

33

Игра «Поле-чудес»

В игровой форме обобщить знания, приобретенные на занятиях.

ИТОГО: 33 часа.


Учебно-методическое  обеспечение.

  1. Растения Красной книги России. Береги природу!/ Вахромеева А.Г./ - М. 2012
  2. Часы занимательной зоологии./ Т.И. Жукова ./ - М. Просвещение, 2010
  3. Природа и люди. Хрестоматия по природоведению для учителей./ СПб, 2014
  4. - Молодова Л.П. Экологические  праздники для детей. Учебно-методическое пособие. /Молодова Л.П. – Волгоград, 1998
  5. http://scholastikos.ucoz.ru/index/okr_mir/0-75
  6. http://prezentacii.com/po-okrujayuschemu-miru/
  7. http://www.edu21.cap.ru/?t=hry&eduid=5832&hry=./54336/59608/59680

Материально- техническое обеспечение.

1. Компьютер.

2. Медиопроектор.

3. Экран.

4. Наглядные пособия.

Лист внесения изменений



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная деятельность учителя начальных классов. Духовно-нравственное воспитание младших школьников на занятиях по внеурочной деятельности

В сообщении содержится тезис о важности духовно-нравственного воспитания  и развития патриотизма с младшего школьного возраста....

Рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников «Мастерская добрых дел» (общественно-полезная деятельность) для 2 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников «Мастерская добрых дел» (общественно-полезная деятельность) для 2 класса...

Здоровьесберегающая деятельность.Спортивные игры, программа внеурочной деятельности для 2 класса

Данная праграмма разработана для занятий внеурочной деятельностью во 2 классе, может использоваться педагогами даполнительного образования или учителями физической культуры....

Рабочая программа по внеурочной деятельности Курса «Общественно-полезная деятельность» для 3 класса

Рабочая программа по внеурочной деятельностиКурса «Общественно-полезная  деятельность» для 3  класса...

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса " Следопыт". Направление:проектная деятельность.

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта начального образования. За основу рабочей программы взята авторская программа Григорьева Д.В. «Методиче...

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе по курсу " Я-исследователь." Проектная деятельность.

Рабочая программа с УУД по внеурочной деятельности в 1 классе по курсу " Я-исследователь." Проектная деятельность....